Сертификация продукции и систем качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 21:46, реферат

Краткое описание

За рубежом безопасность продукции для человека и окружающей среды давно подтверждается сертификацией, и хотя стоимость ее довольно высока, изготовитель вынужден получать сертификаты, чтобы иметь рынок сбыта и избегать потерь при продаже своей продукции. Рассмотренная проблема сертификации особенно актуальна в России, когда российские предприниматели стремятся изо всех сил получить сиюминутную прибыль, не думая о последствиях продажи некачественной продукции

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по теме.docx

— 55.95 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема реферата «Сертификация продукции и систем качества» выбрана не случайно, так как сертификация является одним из важнейших механизмов управления качеством, дающим возможность объективно оценить продукцию (услуги), предоставить потребителю подтверждение ее безопасности, экологической чистоты, а также повысить ее конкурентоспособность.

За рубежом безопасность продукции для человека и окружающей среды давно подтверждается сертификацией, и хотя стоимость ее довольно высока, изготовитель вынужден получать сертификаты, чтобы иметь рынок сбыта и избегать потерь при продаже своей продукции. Рассмотренная проблема сертификации особенно актуальна в России, когда российские предприниматели стремятся изо всех сил получить сиюминутную прибыль, не думая о последствиях продажи некачественной продукции.

До 1992 г. Россия была одной из немногих европейских стран, не имевших общегосударственной системы сертификации, что крайне отрицательно сказывалось (и сказывается до настоящего времени) как на безопасности и техническом уровне товаров, так и на возможностях их экспорта.

В феврале 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», а в 1993 г. – Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», в силу которого реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям, запрещаются».[5]

Сертификация – это один из инструментов, позволяющих осуществлять этот контроль.

 

 

 

1. Понятие сертификации продукции

 Сертификация  в переводе с латыни означает: «сделано верно». Для того, чтобы убедиться в том, что продукт «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепринятым способом этого доказательства служит сертификация соответствия.

Впервые определение понятия «сертификация» было разработано Комитетом Совета Международной организации по стандартизации (ИСО) по вопросам сертификации (СЕРТИКО) и включено в Руководство №2 ИСО (1982) «Общие термины и их определения в области стандартизации, сертификации аккредитации испытательных лабораторий». В соответствии с последним сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее с помощью сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определённым стандартам или другому нормативно-техническому документу. Иными словами, этот термин подразумевает участие третьей стороны в сертификации продукции, технологических процессов или услуг.

В мае 2000 г. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии для обеспечения практической реализации положений Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О сертификации продукции и услуг» утвердил «Правила по проведению сертификации в РФ».

К объектам сертификации относятся продукция, услуги работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

В их сертификации участвуют три стороны: участвующие стороны, которые представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона) и лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/МЭК 2).

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации утверждаются

Правительством РФ.

     Сертификация продукции – процесс подтверждения её соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ от 10.06.93 №5151-1)

Сертификация направлена на достижение следующих целей: защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем; содействие потребителям в компетентном выборе продукции; содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции; создание условий для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Проведение сертификации базируется на следующих принципах.

Законодательная база системы сертификации. В основе деятельности по сертификации в РФ лежат законы «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и другие законодательные и нормативно-правовые акты, касающиеся сертификации отдельных видов продукции.

Объективность, достоверность и независимость информации об объекте сертификации от изготовителя и потребителя. Открытость информации о результатах сертификации.

Гармонизация правил и рекомендации с международными нормами и правилами. Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом правила по сертификации построены в соответствии с действующими международными нормами и правилами, изложенными в руководствах Международной организации по стандартам (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), международных стандартах ИСО серий 9000 и 10000, 14000, европейских стандартах серий 45000 и 29000, документах других международных и региональных организаций, осуществляющих работы по сертификации.

В системах сертификации соблюдается конфиденциальность информации, если она составляет коммерческую тайну. Право заявителя выбирать орган по сертификации. При этом исключена дискриминация по отношению к иностранным заявителям.

Сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепление на них на достаточно длительный период времени. Именно все это предопределило широкое распространение сертификации.

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца) за ввод в обращение недоброкачественной продукции и обязательные для выполнения минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К ним относятся такие законодательные акты, как например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или Закон «Об ответственности за продукцию», принятый в странах Европейского Сообщества.

Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом или частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую.

Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является сертификация продукции, проводимая независимой третьей стороной. Третья сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в данном процессе

В случае получения положительного результата, в процессе сертификации выдается документ, называемый "сертификат соответствия", подтверждающий соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.

Продукция в законодательно не регулируемой области может беспрепятственно перемещаться внутри рынка, и при этом, к ней официально не предъявлены требования по установлению соответствия. Тем не менее, в контрактной ситуации, потребитель может потребовать у поставщика доказательство соответствия продукции определенным требованиям, например, соответствия конкретному стандарту или группе стандартов, соответствия специфическим требованиям, предъявленным самим потребителем (и в том числе – соответствия условиям контракта). В этом случае, сертификация третьей стороной также может выступать, как подтверждение выполнения условий, что будет зафиксировано в сертификате соответствия конкретным, установленным потребителем требованиям.

 

2. Преимущества сертификации продукции

Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:

  1. обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
  2. облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
  3. обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
  4. способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями не сертифицированной продукции;
  5. уменьшает импорт аналогичной продукции в страну;
  6. предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;
  7. стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований;
  8. способствует повышению организационно-технического уровня производства;
  9. стимулирует ускорение НТП.

Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе, обладающей собственными правилами и руководящими положениями.

Системы сертификации продукции можно классифицировать по различным классификационным признакам.

Таблица 1. Классификация наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам.

 

Признак классификации

Система сертификации продукции

Заинтересованность сторон

Национальная

Региональная

Международная

Правовой статус

Обязательная

Добровольная

Самостоятельная

Участие сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации

Третьей стороной


Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России.

Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная система создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить.

Добровольная система сертификацией предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в т. ч. зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое в повышения конкурентоспособность продукции.

Самостоятельная система сертификации продукции (само-сертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.

Система сертификации продукции третьей стороной создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям НТД. Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории (стенды).

Последовательная реализация основ отечественного законодательства в области сертификации продукции и услуг, активизация деятельности правительственных и неправительственных организаций в этом направлении:

  1. предопределили формирование в стране организационно-технического механизма проведения сертификации в законодательно-обязательной и добровольной сферах;
  2. позволили приступить к осуществлению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обязательной сертификации с целью реализации государственной политики.

Основополагающим межотраслевым документом федерального уровня в области сертификации сегодня являются "Правила по проведению сертификации в Российской Федерации". Данные правила применяются при организации работ по обязательной и добровольной сертификации, служат основой для создания правил сертификации однородной продукции. Положения данного документа разрабатывались с учетом действующих в международной и европейской практике сертификации и аккредитации нормативных документов. Это позволяет обеспечить признание сертификатов и знаков соответствия за рубежом. Такое признание в России (соответственно российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двусторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация.

Информация о работе Сертификация продукции и систем качества