Разработка мероприятий по повышению эффективности управления деятельностью ОАО «Альфа-Банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является разработка мероприятий по повышению эффективности управления деятельностью ОАО «Альфа-Банк».
Предметом исследования является управленческие отношения, возникающие в процессе совершенствования банковской деятельности.
Объектом исследования является система управления ОАО «Альфа-Банк».
Задачи курсового проекта следующие:
- изучить теоретические аспекты управления проектом;
- рассмотреть основы управления банковской системы;
- изучить особенности банковской системы;
- проанализировать состояние системы управления ОАО «Альфа-Банк»;
- разработать мероприятия по развитию системы управления ОАО «Альфа-Банк»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ . . . . . . . . . . 5

1.1 Сущность и классификация проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2 Особенности управления банковской системы на территории РФ . . . . . 9

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛЬФА-БАНК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк» . . . . . . . . . . . .16

2.2 Анализ системы управления ОАО «Альфа-Банк» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27


3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «АЛЬФА-БАНК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

3.1 Мероприятия по повышению эффективности управления ОАО «Альфа-Банк» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
3.2 Расчет эффективности усовершенствованной системы управления ОАО «Альфа-Банк» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект.docx

— 82.54 Кб (Скачать файл)

•  Наличие общих ценностей, что является ядром культуры общения. Самый верный путь к этому – пополнение руководящих кадров из собственного штата сотрудников.

•  Уделять внимание нематериальным ценностям, несмотря на то, что получение прибыли – цель деятельности любого коммерческого банка, таким как высокое качество обслуживания, поощрение творческого подхода сотрудников к поиску оптимальных решений и т. д.

•  Борьба за клиента, его доверие, здесь речь идет об «ориентации на вкладчика», что характерно для успешных банков, которые прилагают все усилия, чтобы помочь клиентам в решении их проблем.

•  Инновационная деятельность в виде разработки новых услуг.

Многие успешные банки  стремятся инвестировать свои ресурсы  и управленческие усилия в инновационные  проекты, разрабатывать новые механизмы  использования пластиковых карт, системы электронных платежей.

•  Уверенное руководство - умение отличить главное от второстепенного.

•  Лучшие специалисты, интеллектуальная подкованность не всегда является главным критерием процветания, более важно сотруднику, впитав в себя задачи и цели банка, своей деятельностью способствовать его процветанию, для чего важны такие качества, как: умение работать в команде, гибкость, лояльность (по крайней мере, к основным ценностям организации): успешные банки, как правило, делают крупные инвестиции в человеческий капитал

•  Наличие взвешенного и устойчивого процесса кредитования.

•  Развитие информационных систем управления и информационного менеджмента в банке: важно то, что успешными банками информационные технологии рассматриваются не как источник затрат, а как активы, дающие средства для обхода конкурентов и прямого выхода на потребителей.

•  Гибкая и адекватная политика в области управления собственными и заемными средствами, которая бы способствовала прибыльной работе банка при одновременном следовании требованиям закона .

Поскольку Россия относится  к числу стран с переходной экономикой отечественные банки  несут большие затраты по отношению  к своим, довольно ограниченным ресурсам, имеют менее свободный, чем зарубежные банки, доступ к отечественному и  иностранному капиталу. Все это заставляет делать определенные коррективы при  анализе российской действительности.

С учетом всего вышеперечисленных  проблем, решения стандартных ситуаций должны разрабатываться с учетом условий работы российских банков. В силу этих условий, очевидно, что  критерии эффективного управления банков Российской Федерации являются особенными, более того исключительными. Рассмотрим их более подробно:

•  Первостепенное значение для всех банков России имеет ликвидность (особенно остро эта проблема проявила себя в 1998 году, вылившись в кризис финансовой системы РФ 17 августа, «кризис ликвидности», – как говорили о нем).

Главной стратегической целью коммерческого банка является достижение прибыльной работы банка при одновременном обеспечении его ликвидности. Исходя из системы управления ликвидностью и рентабельностью, возможными вариантами являются:

•  работать на фиксированную рентабельность и максимальную ликвидность

•  зафиксировать уровень ликвидности

В условиях российской действительности правильнее – «задание определенного  уровня ликвидности и стремление к максимальной рентабельности при  заданных параметрах надежности работы на рынке». Обеспечение дополнительной ликвидности также немаловажный аспект, осуществляющийся за счет страховых  механизмов.

 Успешным отечественным  банкам следует повышать эффективность своей работы за счет:

•  расширения клиентской базы (индивидуальный подход ко всем клиентам, независимо от суммы вклада: хотя это и требует кропотливой работы – «цель оправдывает средства»);

•  увеличения ассортимента услуг (например: услуг, связанных с программами по выпуску пластиковых карт, консультационными услугами предприятиям по управлению финансовыми потоками и др.);

Однако подобного рода деятельность должна быть продуманной, иначе все может кончиться  провалом. Так, известен пример одного петербургского банка, который ввел у себя должность менеджера счетов и разработал, по этому поводу, инструкцию для клиентов . В результате, все  это осталось невостребованным (а  клиенты – как правило недовольными (или даже испуганными) подобным сервисом).

Деятельность любого коммерческого  банка в условиях рыночной экономики  требует высокого уровня управления, без которого невозможно достижение целей, стоящих перед кредитной организацией, обеспечение его конкурентоспособности и эффективности деятельности.

Банк представляет собой, прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены денежные вклады множества кредиторов (юридических  и физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение  сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие  вкладчиков.

Менеджмент банка характеризуется  эффективностью организации и руководства  банком в постоянно изменяющихся условиях. Он является важным инструментом устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях.

Современное управление банком – это сочетание стратегического  и оперативного управления, в котором  стратегическое управление представляет собой процесс определения целей  организации и решения о том, что нужно сделать для их достижения, а оперативное управление определяет, как необходимо действовать для  выполнения целей.

Стратегическое планирование как логический и аналитический  метод определения будущего положения  организации в зависимости от внешних условий деятельности является более сложным, многогранным процессом, требующим большего времени, чем  долгосрочное планирование. При этом если деятельность по стратегическому  управлению направлена на обеспечение  стратегической позиции, которая обеспечит  будущую жизнеспособность организации  в изменяющихся условиях, то оперативное  управление занимается использованием существующей стратегической позиции  для достижения целей организации.

В настоящее время, в рамках концепции «совершенного банка» ощущается необходимость поиска новых подходов к построению систем управления, их использованию и модификации, ведь зачастую все проблемы будь то банкротства, кризисы, разорения, связаны  с тем, что управление построено  не на детальном анализе информационных потоков, а на ощущениях, интуиции, чисто психологических моментах. Однако, напротив структура организаций должна в большей степени основываться на системе тщательного анализа информационных потоков (не только вне, но и внутри компании). Наиболее эффективно такой анализ в иерархической структуре производится с помощью аппарата информационного менеджмента, ибо информационно-управляющие потоки в организации, использующей в работе подобный аппарат, легко поддаются модификации. Вообще вопрос модификации управляющей структуры, гибкой ее реакции на изменения внешней среды является в настоящее время одним из ключевых вопросов при рассмотрении таких структур.

Одной из необходимых признаков  хорошо управляемого банка есть соответствие его деятельности нормативным требованиям  органов банковского надзора  и законодательству страны. Тем не менее этого недостаточно. Качество банковского менеджмента определяется совокупностью таких факторов, как  стиль руководства, методы преодоления  конкуренции, размер и структура  банка, эффективность применяемых  методов управления, лидерство и  компетентность в определении политики, стратегии и управленческих функций. Часто блестящие характеристики руководящего состава банка считаются  признаками четкого, высокоэффективного управления. Наличие квалифицированного руководства хотя и очень важный фактор, тем не менее он не должен рассматриваться как единый критерий для определения качества управления.

Эффективность процесса управления зависит от способности предусматривать  будущее, мыслить на перспективу  и пристально контролировать риски. Определяющими есть также качество подготовки и уровень профессионализма, компетентности всего персонала  банка. Кроме того, успех этого  дела невозможный без приоритета общечеловеческих ценностей в системе  ценностей банка. Как видим, большинство  перечисленных признаков не подлежат количественному измерению и  принадлежат к группе качественных характеристик банковского менеджмента.

Банковский менеджмент нередко  рассматривают как искусство, которое  не подвергается точному определению, а воплощается на практике, подчиняясь собственным законам. Ведь управленческие решения часто базируются на интуиции, восприятии и ожидании изменений  параметров рынка. Поскольку банковская деятельность тесно связана с состоянием финансовых рынков, а основной их характеристикой является побежалость, то результат управления банком существенным образом зависит от умения предусматривать эти изменения и соответственно реагировать и координировать деятельность.

В современном мире активно  переоцениваются ценности, и все  больше людей приходят к выводу, что деньги - это не единый и главный  показатель в системе общечеловеческих ценностей. Акционеров и клиентов банка  все чаще интересуют направления  использования их денег. Они становятся не равнодушные к тому, из каких  источников и какими средствами получена прибыль. Банки, которые провозглашают  и осуществляют программы охраны окружающей среды, жилищного строительства, социальные программы, кредитование малого бизнеса, пользуются все более широкой  поддержкой населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛЬФА-БАНК»

2.1 Общая характеристика ОАО «Альфа-Банк»

 

Полное фирменное наименование Банка: ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК».

Сокращенное фирменное наименование Банка: ОАО «АЛЬФА-БАНК».

Место нахождения Банка: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27.

Банк имеет исключительное право использования своего фирменного наименования.

Банк входит в единую банковскую систему Российской Федерации, руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», Федеральным законом «Об  акционерных обществах», другими  федеральными и иными законами, нормативными актами Банка России, а также настоящим  Уставом.

ОАО «Альфа-Банк» основан в 1990 году. ОАО «Альфа-Банк» является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.

ОАО «Альфа-Банк» является одним из крупнейших банков России по величине активов и собственного капитала. По данным аудированной финансовой отчетности (МСФО) за 2006 год, активы группы «Альфа-Банк», куда входят ОАО «Альфа-Банк», дочерние банки и финансовые компании, составили 15,2 млрд. долларов США, совокупный капитал - 1,3 млрд. долларов США, кредитный портфель за вычетом резервов - 9,5 млрд. долларов США. Чистая прибыль по итогам за 2006 года составила 190,3 млн. долларов США (по итогам 2005 года - 180,6 млн.).

В ОАО «Альфа-Банк» обслуживается более 45 тыс. корпоративных клиентов и более 2,4 млн. физических лиц. Кредитование - один из наиболее важных продуктов, предлагаемых Банком корпоративным клиентам. Кредитная деятельность ОАО «Альфа-Банк» включает торговое кредитование, кредитование оборотного капитала и капитальных вложений, торговое и проектное финансирование. Среди клиентов Банка есть крупные предприятия, при этом основные заемщики - предприятия среднего бизнеса. ОАО «Альфа-Банк» диверсифицирует свой кредитный портфель, последовательно снижая его концентрацию.

Стратегическое направление  деятельности ОАО «Альфа-Банк» - розничный бизнес. Сегодня в Москве открыто более 30 отделений ОАО «Альфа-Банк». В 2004 году Банк вышел на рынок потребительского кредитования.

Успешно развивается инвестиционный бизнес ОАО «Альфа-Банк». Банк эффективно работает на рынках капитала, ценных бумаг с фиксированной доходностью, валютном и денежном рынках, в сфере операций с деривативами. Банк стабильно удерживает позицию одного из ведущих операторов и маркет-мейкеров на внешнем рынке суверенных российских облигаций и долговых инструментов российского корпоративного сектора.

ОАО «Альфа-Банк» является членом Корпоративного клуба WWF России, продолжает реализацию образовательной программы для российских школьников «Альфа-Шанс», оказывает финансовую поддержку благотворительной программе спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».

В 2005 году ОАО «Альфа-Банк» внедрил новую систему управления в своих региональных подразделениях: в филиалах образовано три блока - Дирекция корпоративного бизнеса, Дирекция розничного бизнеса и Административная дирекция, в функции которой входят решение административных вопросов и обслуживание бизнеса.

Активная работа Банка  по всем направлениям деятельности, постоянное взаимодействие со всеми категориями  клиентов, внедрение и развитие новых  продуктов и услуг позволили  Альфа-Банку по итогам 2011 года достичь значительных финансовых результатов и показать высокую эффективность бизнеса.

Информация о работе Разработка мероприятий по повышению эффективности управления деятельностью ОАО «Альфа-Банк»