Понятие, цели и задачи международной стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 19:40, реферат

Краткое описание

Основными целями и задачами данной курсовой работы являются:
Выяснить какие организации являются основными в Международной стандартизации и их основные цели и задачи.
Каковы результаты работы в области Международной стандартизации.
Какова роль международных организаций в отечественной стандартизации.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая стандартизация2.docx

— 42.43 Кб (Скачать файл)

     После Второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятельности ИСО.

     Большинство стран – членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (Россию представляет Госстандарт РФ), в некоторых странах созданы специальные комитеты по участию в МЭК, не входящие в структуру национальных организаций по стандартизации (Франция, Германия, Италия, Бельгия и др.).

     Представительство каждой страны в МЭК облечено в форму национального комитета. Членами МЭК являются более 40 национальных комитетов, представляющих 80% населения Земли, которые потребляют более 95% электроэнергии, производимой в мире. Официальные языки МЭК – английский, французский и русский.

     Основная цель организации, которая определена ее Уставом – содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других документов.

     Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих международные стандарты, аналогична структуре ИСО: это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В работе каждого ТК участвуют 15-25 стран. Наибольшее число секретариатов ТК и ПК ведут Франция, США, Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды. Россия ведет шесть секретариатов.

      Международные стандарты МЭК можно разделить на два вида: общетехнические, носящие межотраслевой характер, и стандарты, содержащие технические требования к конкретной продукции. К первому виду можно отнести нормативные документы на терминологию, стандартные напряжения и частоты, различные виды испытаний и пр. Второй вид стандартов охватывает огромный диапазон от бытовых электроприборов до спутников связи. Ежегодно в программу МЭК включается более 500 новых тем по международной стандартизации.

   Основные объекты  стандартизации МЭК:

    • Материалы для электротехнической промышленности (жидкие, твердые, газообразные диэлектрики, медь, алюминий, их сплавы, магнитные материалы);
  • Электротехническое оборудование производственного назначения (сварочные аппараты, двигатели, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, кабель и др.);
  • Электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы);
  • Изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т. д.);
  • Электронное оборудование бытового и производственного назначения;
  • Электроинструменты;
  • Оборудование для спутников связи;
  1. Терминология. 
    Результаты работы в области международной стандартизации товаров.

 

 

     К началу 1999 г. действовало примерно 11 тыс. МС  ИСО. 75% МС ИСО – основополагающие  стандарты, или стандарты на методы  испытаний.

     В практике  международной стандартизации основной  упор при разработке стандартов  на продукцию делается на установление  единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т. е. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция. В МС также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости. Что касается других требований к качеству конкретной продукции, то их нецелесообразно устанавливать в МС, - конкретные нормы качества на конкретную продукцию для разных категорий потребителей регулируются через цену непосредственно в контрактах.

      Актуальной  задачей ИСО является совершенствование  структуры фонда стандартов. В начале 90-х гг. превалировали стандарты в области машиностроения (около 30%), химии (около 12,5%). На долю стандартов в области здравоохранения и медицины приходилось всего 3,5%, охраны окружающей среды – 3%. Относительно небольшую долю (около 10,5%) занимали стандарты в области информатики, электроники и информационного обеспечения. В перспективе социальные сферы (защита окружающей среды, здравоохранение), а также информационные технологии должны стать приоритетными в деятельности ИСО.

    МЭК принято  более 2 тыс. международных стандартов. По содержанию они отличаются  от стандартов ИСО большей  конкретикой: в них изложены технические требования к продукции и методам ее испытаний, а также требования по ее безопасности, что актуально не только для объектов стандартизации МЭК, но и для важнейшего аспекта подтверждения соответствия – сертификации на соответствие требованием стандартов по безопасности. Для обеспечения этой области, имеющей актуальное значение в международной торговле, МЭК разрабатывает специальные международные стандарты на безопасность конкретных товаров. В силу сказанного, как показывает практика, международные стандарты МЭК более пригодны для прямого применения в странах-членах, чем стандарты ИСО.

     Придавая большое  значение разработке международных  стандартов на безопасность, ИСО  совместно с МЭК приняли Руководство  ИСО/МЭК 51 «Общие требования к  изложению вопросов безопасности  при подготовке стандартов». В  нем отмечается, что безопасность  представляет собой такой объект  стандартизации, который проявляет  себя при разработке стандартов  во многих различных формах, на  разных уровнях, во всех областях  техники и для абсолютного  большинства изделий. Сущность понятия  «безопасность» трактуется как  обеспечение равновесия между  предотвращением опасности нанесения  физического ущерба и другими  требованиями, которым должна удовлетворять  продукция. При этом следует учитывать, что абсолютной безопасности практически не существует, поэтому, даже находясь на самом высоком уровне безопасности, продукция может быть лишь относительно безопасной.

     В перспективе, по прогнозу отдельных специалистов, деятельность МЭК и ИСО будет  постепенно сближаться:  на первом  этапе – это разработка единых  правил подготовки МС, создание  совместных ТК (такой опыт имеется  по вопросам информационной технологии), а на втором этапе – возможное  слияние, тем более что большинство  стран представлено в ИСО и  МЭК одними и теми же органами  – национальными организациями  по стандартизации.

     Актуальной  задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время разработка их занимает в среднем 4-5 лет. Тенденция к сокращению сроков морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы международной торговли в стандартах ставят задачу резкого сокращения сроков разработки МС. Все чаще начинает практиковаться процедура обсуждения проектов МС в рамках телеконференций. В отличие от традиционных заседаний рабочих органов по стандартизации, на которые командируются специалисты из разных стран, телеконференции могут проводится чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специалистов, проведение телеконференций экономит 80% средств и 60% времени, затрачиваемых на разработку МС в рамках традиционных процедур.

    

 

 

 

 

  1. Роль международных организаций в отечественной стандартизации товаров.

 

 

     Одним из  важнейших направлений эффективного  участия нашей страны в работах  по международной стандартизации  является своевременное и наиболее  полное использование международного  стандарта в отраслях народного  хозяйства. Существует два варианта  применения в Российской Федерации  международных, региональных, национальных  стандартов других стран в  зависимости от степени использования  международного документа и формы  его представления.

     1.Принятие национального стандарта РФ, идентичного международному (региональному) стандарту путем использования русской версии данного международного или аутентичного перевода на русский язык английской или французской версии международного (регионального) стандарта без изменения структуры и технического содержания.

     Обозначение идентичного стандарта формируют из индекса «ГОСТ Р», обозначения соответствующего международного (регионального) стандарта (без указания года его принятия) и отделенного от него тире года утверждения национального стандарта Российской Федерации.

Примеры:

  1. Национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному стандарту ИСО 10264:1990, обозначают: ГОСТ Р ИСО 10264-2003;
  2. Национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному стандарту МЭК 61097-10:1999, обозначают: ГОСТ Р МЭК 61097-10-2004.

     2.Принятие национального стандарта РФ, модифицированного по отношению к международному стандарту. Модификация национального стандарта по отношению к применяемому международному стандарту может быть обусловлена необходимостью учета особенностей объекта и аспекта стандартизации, которые характерны для РФ в силу климатических и/или географических факторов, технических или технологических различий и т. д.

     Модификация  национального стандарта осуществляется  путем использования текста (в  виде русской версии или аутентичного  перевода на русский язык) международного стандарта с изменением его структуры и/или содержания.

     Модифицированному  стандарту присваивают обозначение, а под ним в скобках приводят  обозначение применного международного (регионального) стандарта.

     Примеры:

  1. ГОСТ Р 51885-2002

(ИСО 7001:1990)

  1. ГОСТ Р 52377-2004

(МЭК 60634-3:1998)

     Примечание. До введения в действие ГОСТ Р 1.5-2002 приведение обозначения международного стандарта в скобках под обозначением государственного стандарта Российской Федерации, как правило (согласно ГОСТ Р 1.5-92), означало, что данный государственный стандарт включает аутентичный перевод указанного международного стандарта и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны, или в государственном стандарте применены аутентичные тексты нескольких международных стандартов. При этом год принятия международного стандарта обозначался двумя последними цифрами и отделялся от регистрационного номера тире, а не двоеточием, как это принято в международной практике. Остальные случаи оформления модифицированного стандарта, отражаемые в его обозначении, не были предусмотрены.

     Необходимость скорейшего присоединения России к ВТО, продвижения отечественных товаров на мировой рынок требуют ускорения темпов гармонизации требований отечественных стандартов с международными. Если в период 1995-1997 гг. всего 16% стандартов разрабатывались на основе соответствующих стандартов ИСО и МЭК, то в 1998г. таких стандартов стало уже около 50%, а к 2000г.- около 75%.

     Степень применения  международных стандартов в отдельных  отраслях промышленности России  достаточно высока: в автомобильной  промышленности – 90%; в станкоинструментальной  промышленности – 75%; в легкой  промышленности – почти 100%. По  этим отраслям ежегодные темпы  обновления составляют в среднем 10%, что сопоставимо с аналогичными показателями промышленно развитых зарубежных стран (10-15%).

     В 2005 г. Федеральным  агентством подготовлено около 200 русскоязычных версий наиболее  актуальных стандартов ИСО.

     Острая конкуренция  на мировом рынке стран и  фирм, являющихся мировыми изготовителями  конкретной продукции, начинается  и проявляется на этапе разработки  МС. В региональных и международных  организациях по стандартизации  идет постоянная борьба за лидерство, поскольку экономически развитые страны вполне справедливо видят в проекте конкретного МС соответствующий национальный стандарт и борются за отражение в этом проекте своих национальных интересов. Не случайно из общего количества МС ИСО, разработанных всеми ТК, более 70% соответствуют национальным или фирменным стандартам промышленно развитых стран мира. Для нашей страны таким примером являются стандарты ИСО, принятые в рамках ТК 55 «Пиломатериалы и пиловочные бревна», где за основу МС при их разработке были взяты соответствующие российские стандарты.

     Лидерство  той или иной страны в разработке  МС в огромной мере определяется  степенью участия ее специалистов  в деятельности рабочих органов  ИСО, МЭК, МСТ – ТК, ПК, РГ.

     К сожалению, за последние 15 лет произошел  спад активности России в ведении  технических органов ИСО. Сегодня  наша страна ведет всего 3 секретариата, 12 подкомитетов и 9 рабочих групп ИСО. В то же время Россия является членом 145 комитетов и 343 подкомитетов этой организации. Кроме того, российские эксперты представлены в качестве наблюдателей еще в 27 комитетах и 50 подкомитетах ИСО.

     В 2008 году впервые  за долгие годы совместно с  белорусскими коллегами подготовлено  около 200 русскоязычных версий наиболее  актуальных стандартов ИСО.

     МС ИСО не  являются обязательными, т. е. каждая  страна вправе применять их  целиком, отдельными разделами или  вообще не применять. Однако в  условиях острой конкуренции  на мировом рынке изготовители  продукции, стремясь поддержать  высокую конкурентоспособность  своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами. По оценке зарубежных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО. Особенно широко используют стандарты ИСО и других международных организаций страны, экономика которых в большей степени зависит от внешней торговли. Это Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к общему объему производства составляет 40-50%. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.

     Так же хотелось  бы подчеркнуть, что был разработан конкретный проект, получивший название EVROS, который в 2005 г. предложила Россия. Суть проекта состоит в том, чтобы создать в ЕОК (Европейская организация качества) европейскую базу данных, так называемый Еврорегистр, который будет накапливать, и распространять информацию о деятельности в области качества европейских промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций, учебных заведений, местных органов управления и др. Предполагается, что информацию будут собирать и обобщать национальные организации по качеству, а затем в электронном виде направлять ее в Еврорегистр. Любой гражданин Европы будет иметь бесплатный доступ через интернет к этому уникальному хранилищу информации, что значительно расширит обмен занятиями в области качества и будет способствовать обобщению и широкому распространению передового опыта по этому направлению деятельности.

Информация о работе Понятие, цели и задачи международной стандартизации