Мировые премии по качеству: признание успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:31, реферат

Краткое описание

Во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но в первую очередь качество бизнес-процессов и системы управления организации.
Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества.
Во-первых, это признание лучших продуктов. Победители таких премий, как «Сто лучших товаров России», «Народная марка», «Товар года», производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и в рейтингах брэндов.

Вложенные файлы: 1 файл

Мировые премии по качеству.docx

— 114.29 Кб (Скачать файл)

Мировые премии по качеству: признание успеха

Маслов Д.В.,

Во всем мире качество уже давно  стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это  не только качество продуктов и услуг, но в первую очередь качество бизнес-процессов  и системы управления организации.

Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и  являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как  на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества.

Во-первых, это признание лучших продуктов. Победители таких премий, как «Сто лучших товаров России», «Народная марка», «Товар года», производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и  в рейтингах брэндов.

Во-вторых, это индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества. Среди наиболее уважаемых в мире: премия Акайо (Akao Prize), премии Американского общества качества, персональная премия Деминга.

В-третьих, награды для компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность. Национальные премии в области качества предоставляют механизм, использование  которого помогает компаниям понять и принять философию качества.

В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три  широко известные и признанные во всем мире премии: премия Деминга — японская награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании; национальная премия качества Малколма Болдриджа, критерии которой сформировали философию не только американского, но и мирового бизнеса последних лет; Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством.

Успех премий выражается в улучшении  показателей деятельности и повышении  конкурентоспособности компаний в  странах, где проводятся конкурсы качества. Этот факт привлек особое внимание к премиям со стороны бизнес-сообщества. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. В России это премия Правительства Российской Федерации в области качества, построенная на базе Европейской премии качества.

 

Организационные основы конкурсов качества

 

Премии качества инициируются преимущественно  на государственном уровне и поэтому  носят статус национальных. Методическое и организационно-техническое обеспечение конкурсов возлагается на правительственные или близкие к правительственным организации. Для проведения экспертной оценки конкурсантов привлекаются представители государственного управления, бизнеса и науки.

Организаторы конкурсов качества присуждают премии в различных номинациях: для крупных промышленных предприятий, малых и средних компаний, отдельных  бизнес-единиц, сервисных организаций и организаций некоммерческого сектора, отдельно для сферы образования и здравоохранения, для государственных учреждений.

Структура конкурсов на соискание  премий качества приблизительно одинакова  и включает следующие основные этапы: (1) подготовку отчета о деятельности компании и ее достижениях в области улучшения качества; (2) анализ и оценку отчетов экспертами премии качества; (3) определение лучших компаний по итогам оценки отчетов; (4) обследование и оценку лучших компаний на местах; (5) определение победителей конкурса; (6) оглашение результатов и награждение победителей. Порядок проведения конкурса на соискание премии Правительства РФ в области качества отражает рис. <1>.

<1> Руководство для организаций  — участников конкурса 2004 года / Совет по присуждению премий  Правительства Российской Федерации  в области качества. — М.: Госстандарт  России, 2003. — C. 6.

Рис. 1. Порядок проведения конкурса на соискание премии Правительства  РФ в области качества

 

Эксперты премий оценивают, во-первых, используемые конкурсантом подходы, методы. Во-вторых, как эти подходы внедряются. И наконец, как заявленные инициативы влияют на получаемые результаты. Так, эксперты Российской премии качества рассматривают отчеты по самооценке, руководствуясь следующими показателями: совершенство подхода, полнота подхода, оценка и пересмотр подхода, достижения и полнота охвата.

Один из важнейших элементов  оценочного процесса, благодаря которому многие организации принимают решение  об участии в конкурсе, — экспертное заключение. Это независимый отчет, в котором оценивается текущее  состояние компании, анализируются  достигнутые результаты, указываются  области, где необходимы первоочередные улучшения, даются рекомендации по совершенствованию  деятельности. Кроме того, экспертное заключение содержит балльную оценку по каждой категории, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с эталонным и с уровнем победителей, а также проследить динамику улучшений относительно прошлых показателей.

Далее рассмотрим известные мировые  премии в области качества, модели которых широко используются как  инструменты повышения конкурентоспособности: премия Деминга — престижная награда для организаций, исповедующих принципы всеобщего управления на основе качества (Total Quality Management — TQM), успешно разрабатывающих и применяющих методы контроля и управления качеством; премия Болдриджа, критерии которой сформировали философию мирового бизнеса последних лет; Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством; Японская премия качества как один из ярких примеров применения критериев Болдриджа для разработки национальной программы качества и вовлечения большого числа компаний в процесс совершенствования на основе самооценки; Российская премия качества, учрежденная Правительством РФ с целью повысить конкурентоспособность российского бизнеса.

 

Краткая характеристика мировых премий качества

 

Премия Деминга<2>

«В основе качества продукции лежит  качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, т.е. такая организация  работы коллективов людей, когда  каждый работник получает удовольствие от своей работы», — такова основная идея лекций профессора Эдварда Деминга — американца, приглашенного в 1950 году выступить перед ведущими промышленниками Японии. В 1951 году Японский союз ученых и инженеров (Union of Japanese Scientists and Engineers — JUSE)  в знак благодарности доктору Демингу за разработку программы восстановления японской промышленности и развитие идей качества в Японии, учредил престижную ежегодную премию его имени — премию

 

 <2> The Guide for The Deming Application Prize for Oversees 2004 / The Deming Prize Committee. — JUSE, 2004.

Деминга (Deming Prize). Премия Деминга является первой и по сегодняшний день одной из самых престижных и уважаемых наград в области качества. Премия Деминга призвана распространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии TQM. Эксперты премии Деминга ежегодно определяют, насколько успешно компании применяют принципы и методы TQM, оценивая деятельность по обеспечению качества, построению систем внутриорганизационного контроля компании с применением статистических методов контроля качества и организации «кружков качества», а также достигнутые результаты: улучшение качества продуктов и услуг, повышение производительности, снижение издержек, увеличение продаж, рост прибыли.

Сигео Аики, председатель совета директоров Aisin Seiki Co., неоднократный обладатель премии Деминга, рекомендует всем руководителям «... участвовать в конкурсе, чтобы научиться получать ежедневную оценку деятельности компании, планировать улучшения и реализовывать эти планы. ... «Просто делая это», можно достичь желаемого эффекта для бизнеса, а именно: сплотить работников под общей целью «завоевание премии Деминга»; активизировать деятельность по достижению этой цели, руководствуясь графиком конкурса и контрольными датами проверки; услышать объективное мнение независимых профессионалов в форме отчета по результатам обследования организации и использовать полученную информацию при разработке дальнейших планов»<3>.

Премия Деминга оказала огромное влияние на развитие управления качеством в Японии и многих других странах, особенно Юго-Восточной Азии. Компании-соискатели постоянно находятся в поиске новых подходов к управлению качеством. Президент индийской компании Sundaram-Clayton Ltd., лауреата премии Деминга 1998 года, г-н Нарашимхан отмечает: «Мы нашли точки соприкосновения между японской и индийской культурами как между учителем и учеником. Мы обучили наших сотрудников статистическим методам контроля качества, и они начали решать проблемы не интуитивно, а основываясь на полученных данных. Сейчас наши работники ведут работу по совершенствованию, участвуют в работе кружков качества, межфункциональных команд, групп по совершенствованию и различных целевых бригад»<4>.

 

Среди лауреатов премии Деминга более чем за 50 лет ее существования можно встретить практически все ведущие компании Японии. В разные годы и зачастую неоднократно, награды Деминга удостаивались Hitachi, Nissan Motor, Toyota, Mitsubishi, Fuji-Xerox, NEC и многие другие.

Национальная премия качества Малколма Болдриджа<5>

 

 

 

 

 

<3> What is Deming Prize? / The Deming Prize Committee. — JUSE, 2004. — P. 21. См также: Официальный сайт премии Деминга: www.juse.or.jp

<4> Там же. — P. 22—23.

<5> Criteria for Performance Excellence / The Malcolm Baldrige National Quality Award Program. — National Institute of Standards and Technology, 2005.

 

20 августа 1987 года президент  Рональд Рейган подписал Закон  100-107, учреждающий премию качества  Малколма Болдриджа (Malcolm Baldrige National Quality Award), названную в честь министра торговли США, трагически погибшего на родео в том году. Текст закона начинается словами: «... лидерство США в обеспечении качества изделий и качества процессов оспаривалось (и иногда успешно) зарубежными конкурентами, и темпы роста нашей внутринациональной производительности оказались меньше, чем у наших конкурентов за последние два десятилетия». Этот закон объявил войну низкому качеству с целью защитить американские компании от давления со стороны конкурентов и преодолеть экономический спад 1980-х годов. Идея национальной награды за качество сполна оправдала надежды своих создателей, и сегодня премия Болдриджа играет жизненно важную роль для американского бизнеса. Идея улучшения бизнеса на основе критериев Болдриджа пробудила интерес к качеству в США. Многие компании даже оказывают давление на своих поставщиков, для того чтобы те уделяли особое внимание качеству. Например, компания Globe Metallurgical, получившая премию Болдриджа в 1990 году, частично мотивировала участие в конкурсе желанием добиться первой позиции в рейтинге качества Форда. В свою очередь, целью компании Wallace Company, также завоевавшей премию в 1990 году, было выполнение требований, предъявляемых к качеству ее партнером — компанией Hoechst Celanese.

За годы своего существования премия Болдриджа выросла из конкурса в принципиально новый подход к управлению организацией. «Философия Болдриджа, устанавливающая фокус на потребителя, развитие партнерства, стратегическое планирование и расширение возможностей работников, — определяет ключевые элементы мирового бизнеса. Фактически премия Болдриджа доказала, что является наиболее эффективным инструментом в оценке и управлении улучшениями в глобальной модели бизнеса»<6>. (Боб Бэнкс, вице-президент Quality STMicroelectronics, лауреат премии Болдриджа 1999 года).

Ежегодно с 1988 года премия Болдриджа вручается по трем основным категориям: промышленное производство, сфера услуг, малый бизнес. В 1999 году к этим трем базовым категориям были добавлены категории для некоммерческого сектора: образование, здравоохранение.

В числе 46 компаний, получивших премию Болдриджа — Xerox, Motorola, Boeing, IBM, Cadillac Motor, FedEx. Дважды лауреатами становились Solectron Corp. и сеть отелей Ritz-Carlton Hotel. В категориях образования и здравоохранения первые премии получили Chugach School District; Pearl River School District; University of Wisconsin-Stout.

 

 

 

 

Европейская премия качества<7>

 

<6> Why Apply? / Baldrige National Quality Program. — NIST, 2003. — P. 4

<7> EFQM Levels of Excellence / European Quality Award Information Brochure 2004. — EFQM, 2004.

 

Европейская премия качества (European Quality Award) — самая престижная европейская награда за достижение превосходства в бизнесе и находится на вершине пирамиды многочисленных национальных и региональных премий европейских стран в области качества. Соискатели Европейской премии, как правило, первоначально добиваются успеха в этих локальных конкурсах, а уже затем включаются в борьбу за главную премию Европы в области качества. В 2005 году проводится 13-й по счету конкурс на соискание премии.

Организатором и учредителем Европейской  премии качества является Европейский  фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management — EFQM). Это партнерство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых стремится к повышению эффективности и достижению превосходства в бизнесе. Европейский фонд управления качеством учредили в 1988 году 14 ведущих компаний Европы (Bosch, Nestle, Olivetti, Renault, Phillips, Volkswagen, Electrolux и др.) при поддержке Европейской комиссии. Цель создания фонда — помочь европейским организациям в повышении их конкурентоспособности за счет улучшения методов управления и качества процессов производства продукции и услуг. Эта цель реализовалась в учреждении в 1992 году Европейской премии качества, которая сегодня присуждается для следующих категорий организаций:

 

- крупные организации и бизнес-единицы;

 

- производственные подразделения (с 1997 года);

 

- некоммерческие организации (с 1996 года);

 

- предприятия малого и среднего бизнеса (с 1997 года);

 

- организации муниципального и регионального управления (с 2004 года).

 За годы своего существования  в конкурсе на соискание Европейской  премии качества приняло участие  несколько сотен организаций  практически изо всех европейских  стран, представителей самых разнообразных  сфер бизнеса, а также некоммерческого  сектора (учебные заведения, учреждения  здравоохранения и государственных  органов власти). Среди победителей  последних лет компании Siemens, Bosch, Nokia, Volvo, Yellow Pages, TNT и многие другие признанные мировые лидеры.

В конце 2001 года эксперты EFQM разработали  систему признания достижений организаций  и бизнес-единиц в области качества независимо от размера, оборота и сферы деятельности компании — Levels of Excellence или «Уровни совершенства», включающие следующие ступени<8>:

Информация о работе Мировые премии по качеству: признание успеха