Международная организация законодательной метрологии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 12:17, реферат
Краткое описание
Цель МОЗМ — разработка общих вопросов законодательной метрологии, в том числе установление классов точности средств измерений; обеспечение единообразия определения типов, образцов и систем измерительных приборов; рекомендации по их испытаниям для унификации метрологических характеристик; порядок поверки и калибровки средств измерений; гармонизация поверочной аппаратуры, методов сличения, поверок и аттестации эталонных, образцовых и рабочих измерительных приборов; выработка оптимальных форм организации метрологических служб и обеспечение единства государственных предписаний по их ведению; оказание научно-технического содействия развивающимся странам в создании и организации работ метрологических служб и их оснащение надлежащим оборудованием; установление единых принципов подготовки кадров в области метрологии с учетом различных уровней квалификации.
Содержание
Введение…………………………………………………………..…...3
1. Структура МОЗМ ………………………………………….....3
2. Документация и работа МОЗМ……………………………....4
3. Россия в работе МОЗМ………………………………………..6
Список использованной литературы……………………………….8
Вложенные файлы: 1 файл
РЕФЕРАТ
на тему: «Международная организация законодательной
метрологии»
по дисциплине: Метрология,
стандартизация и сертификация
Содержание:
Введение…………………………………………………………..…...3
- Структура МОЗМ ………………………………………….....3
- Документация и работа
МОЗМ……………………………....4
- Россия в работе МОЗМ………………………………………..6
Список использованной
литературы……………………………….8
Международная организация
законодательной метрологии (МОЗМ) учреждена
на основе межправительственной Конвенции,
подписанной в 1956 г. Россия участвует в
МОЗМ как правопреемница Советского Союза.
Организация объединяет более 80 государств.
Цель МОЗМ — разработка
общих вопросов законодательной метрологии,
в том числе установление классов точности
средств измерений; обеспечение единообразия
определения типов, образцов и систем
измерительных приборов; рекомендации
по их испытаниям для унификации метрологических
характеристик; порядок поверки и калибровки
средств измерений; гармонизация поверочной
аппаратуры, методов сличения, поверок
и аттестации эталонных, образцовых и
рабочих измерительных приборов; выработка
оптимальных форм организации метрологических
служб и обеспечение единства государственных
предписаний по их ведению; оказание научно-технического
содействия развивающимся странам в создании
и организации работ метрологических
служб и их оснащение надлежащим оборудованием;
установление единых принципов подготовки
кадров в области метрологии с учетом
различных уровней квалификации.
На 4-й Международной
конференции МОЗМ в 1972 г. ее цели
были дополнены более обобщенной
формулировкой, отражающей суть
основных задач международного
сотрудничества: установление взаимного
доверия к результатам измерений
технических характеристик сырья,
полуфабрикатов и промышленной
продукции, проводимых в каждой
из стран—участниц Конвенции, определение
общих принципов законодательной
метрологии; установление необходимых
и достаточных характеристик
и требований, которым должны
отвечать средства измерений, чтобы
их применение по согласованию
с государствами-членами могло
быть рекомендовано в международном
плане. На последующих конференциях
задачи дополнялись в соответствии
с развитием сертификации, а также
стандартизации систем управления
качеством на основе международных
стандартов ИСО серии 9000. Так, на
8-й Конференции МОЗМ в 1988 г. в
число новых актуальных задач
были включены предложения по
проведению исследований методов
поверки средств измерений у
их изготовителей с учетом
действующих на предприятиях
систем управления качеством, соответствующих
стандартам ИСО 9000.
- Структура
МОЗМ
Высший руководящий
орган МОЗМ — Международная конференция
законодательной метрологии, которая
созывается с интервалом в четыре года.
В работе конференции обычно участвуют
не только страны-члены, но и те, которые
не планируют стать членами, а также различные
международные союзы, чья деятельность
связана с метрологией. Решения, принятые
МОЗМ, носят рекомендательный характер
и лишь морально обязуют страны-члены
организации внедрить их по возможности.
Дальнейшее зависит от многих факторов.
Исполнительный орган
МОЗМ — Международный комитет законодательной
метрологии, состоящий из представителей
от каждой страны-члена МОЗМ. Заметим,
что представители не наделены правом
брать на себя обязательства от имени
правительства своего государства. При
Комитете действует консультативный орган
— Совет президента (Международного комитета
законодательной метрологии). В состав
его входят два вице-президента, директор
Международного бюро законодательной
метрологии и пять наиболее активных членов
Международного комитета законодательной
метрологии. Решения принимаются обычно
на сессиях Комитета, которые проводятся
ежегодно, а в особых случаях — путем переписки.
Резолюции, принимаемые Комитетом, действительны
при единогласной поддержке всех его членов.
Работу Комитета и Конференции координирует
Международное бюро законодательной метрологии
(МБМЗ, находится в Париже). Бюро издает
информационные материалы, ведет фонд
документации, занимается пропагандой
достижений в области метрологии путем
экспозиции в своих демонстрационных
залах. Бюро проводит постоянный взаимный
обмен информацией с участниками МОЗМ,
а также ежеквартально выпускает "Бюллетень
МОЗМ" (на французском языке — официальном
для организации).
Технические
комитеты (ТК) и подкомитеты (ПК), являющиеся,
как принято в подобных организациях,
рабочими органами, в МОЗМ имели
до последнего времени иные
названия: секретариаты-пилоты и
секретариаты-докладчики соответственно.
В настоящее время осуществляется
переход на ТК и ПК, но он
еще не завершен. Секретариаты-пилоты
отвечают за определенную область
метрологии, а секретариаты-докладчики
ведут конкретные аспекты в
каждой области. Россия ведет
два секретариата-пилота (ТК); "Средства
измерений для ионизирующих излучений"
и "Приборы для физико-химических
измерений", а также 12 секретариатов-докладчиков
(ПК). В рамках секретариатов-пилотов
создаются национальные и международные
рабочие группы. Национальную рабочую
группу организует представитель
страны, которая возглавляет секретариат.
В группу входят специалисты
национальной службы законодательной
метрологии, национального органа
по стандартизации, а также метрологических
лабораторий. В международную рабочую
группу входят представители
секретариата-пилота (ТК) и секретариатов-докладчиков
(ПК) различных стран, изъявляющих
желание участвовать в работе,
а также представители других
международных организаций, сотрудничающих
с МОЗМ. В международных рабочих
группах может быть два вида
членства: • член Π — представитель страны-участницы
МОЗМ; • член О — представитель страны-наблюдателя.
- Документация
и работа МОЗМ
Главная задача ТК
— составление программы работ, которая
рассчитана на четырехлетний период и
утверждаются высшим руководящим органом
МОЗМ. Технические комитеты и подкомитеты
по характеру разрабатываемых ими документов
делятся на три основные группы: по общим
вопросам метрологии; по отдельным видам
измерений; по метрологическому обеспечению
отдельных областей деятельности.
МОЗМ издает
два вида документов: международные
документы (МД) и международные рекомендации
(МР). МД носят директивный характер
и предназначены для рабочих
органов МОЗМ, МР — рекомендательный
характер и предназначены для
стран-членов МОЗМ. МР и МД издаются
на английском и французском
языках и рассылаются странам-членам.
В России хранителем фонда
этих документов является ВНИИМС
(Всероссийский научно-исследовательский
институт стандартизации в машиностроении),
который выполняет также функции
национального Секретариата МОЗМ.
Взаимное признание результатов
испытаний и сертификации непосредственно
связано с признанием результатов
поверки средств измерений. Работая
в этом направлении, МОЗМ утвердила
международный документ "Рекомендации
по составлению двух- и многосторонних
соглашений о признании результатов испытаний,
утверждения типа, поверки".
Разработки МОЗМ, направленные
на заключение соглашений о взаимном признании,
внесли значительный вклад в возможность
создания Международной системы сертификации
средств измерений как добровольной и
открытой системы. Деятельность МОЗМ в
этом направлении не противоречит принятым
рекомендациям ИСО/МЭК. Напротив, МОЗМ
не только учитывает руководства ИСО/МЭК,
непосредственно связанные с областью
метрологии, но и участвует в работе почти
30 технических комитетов ИСО. Кроме того,
МОЗМ сотрудничает с такими международными
организациями, как МЭК, ЮНИДО, МОМВ, ИМЕКО
и др. ИМЕКО - Международная конференция
по измерительной технике и приборостроению
— создана в 1958 г. и является научной консультативной
организацией. Форма ее работы — проведение
международных конгрессов и семинаров
по актуальным проблемам развития измерительной
и диагностической техники. ЮНИДО — организация
системы ООН по промышленному развитию,
главная цель которой — содействие индустриализации
развивающихся стран. Таким образом, деловые
контакты с организациями, казалось бы,
столь разного профиля направлены к одной
цели — содействию научно-техническому
прогрессу и международным экономическим
связям.
Формы сотрудничества
МОЗМ с другими международными организациями
различны: обмен информацией по проводимым
и планируемым работам, участие в заданиях
(с правом совещательного голоса), создание
смешанных комитетов. Все они преследуют
одну цель — избежать дублирования в работе
и максимально использовать усилия и наработки
других организаций в выполнении поставленных
задач. Россию в МОЗМ представляет Госстандарт
РФ, а также 12 министерств и ведомств. Участие
в МОЗМ дает возможность активно влиять
на содержание принимаемых документов,
добиваясь их соответствия российским
метрологическим стандартам. Это снижает
затраты на пересмотр стандартов и переоборудование
метрологических лабораторий, что связано
с различиями в стандартах. Но вместе с
тем учет новых рекомендаций, принятых
МОЗМ, что чаще всего связано с внесением
соответствующих изменений в отечественные
метрологические стандарты и деятельность
служб, позволяет совершенствовать метрологическую
работу в стране, гармонизовать ее с международными
правилами и нормами, что необходимо для
дальнейшего развития международных торгово-экономических
связей страны. Сертификаты МОЗМ. Особо
следует отметить деятельность МОЗМ по
сертификации средств измерений. С 1 января
1995 г. введена Система сертификатов МОЗМ,
к которой Россия присоединилась с момента
введения.
Сертификат МОЗМ —
это документ, подтверждающий соответствие
средства измерений определенной Международной
рекомендации <МР) МОЗМ. МР содержит технические
требования, описание процедуры испытаний
и форму отчета по испытаниям. Сертификат
МОЗМ дает гарантию изготовителю средств
измерений в том, что изделие соответствует
международным требованиям, которые признаются
большинством государств мира. По данным
на конец 1995 г., в Системе сертификатов
МОЗМ действует 16 МР (см. приложение 17).
В этом же году вручено более 130 сертификатов
МОЗМ 32 изготовителям в 12 странах. В целях
совершенствования Системы создана техническая
консультативная группа по сертификации
(ТАГсерт). В ее работе участвуют 13 стран:
Австралия, Китай, Дания, Германия, Япония,
Куба, Норвегия, Польша, Россия, Словакия,
Великобритания, США, Югославия. ТАГсерт
ежегодно отчитывается перед МОЗМ, работа
ее организована в основном по переписке.
Секретариат ведет МБЗМ, рабочий язык
— английский. Задачи на ближайшую перспективу
включают: ускорение работ по взаимному
признанию путем сравнения и обмена результатами
испытаний; распространение Системы на
несерийные средства измерений; распространение
информации о Системе; проработка процедур
использования Системы сертификатов МОЗМ
для группы однотипных средств измерений.
МБЗМ занимается выявлением мнений стран-членов
МОЗМ по задачам развития Системы, рассылая
для этого вопросник, касающийся рабочих
докладов ТАГсерт по приоритетным направлениям.
Среди предложений
предприятий (фирм) — изготовителей, заинтересованных
в сертификации своей продукции в Системе
сертификатов МОЗМ, МБЗМ отмечает международное
признание сертификатов на средства измерений
всеми государствами-членами МОЗМ; распространение
Системы на автоматические взвешивающие
устройства и др. В целом система сертификации
средств измерений МОЗМ дает возможность
любой странечлену получить сертификат
о соответствии конкретного прибора, который
производится предприятием в данной стране,
требованиям определенной Международной
рекомендации МОЗМ. Другие страны-участницы
МОЗМ на добровольной основе решают вопрос
признания (непризнания) такого сертификата.
Любая страна, которая присоединится к
Конвенции 1956 г., получает все права страны-члена
МОЗМ, в том числе и по отношению к Системе
сертификатов МОЗМ.
- Россия в
работе МОЗМ
Несколько подробнее
остановимся на участии России в работе
МОЗМ. Сама эта организация была создана
по инициативе СССР, правопреемницей которого
в МОЗМ стала Россия. Технические комитеты
и подкомитеты, которые ведет РФ, разрабатывают
МД и МР как по общим вопросам метрологии,
так и по конкретным видам измерений. Так,
ТК21 разработал МД, регламентирующие вопросы
нормирования метрологических характеристик
средств измерений и измерительных систем.
Документ имеет практическое значение,
поскольку направлен на достижение единообразия
при оценке погрешностей практических
измерений по нормируемым характеристикам
средств измерений. В противном случае
затрудняется сравнение различных измерительных
приборов при их выборе, равно как и результатов
измерений одной и той же характеристики
на приборах разных изготовителей.
Россия ведет
в ТК27 подкомитет, который разрабатывает
общие принципы использования
стандартных образцов в законодательной
метрологии. Большинство средств
измерений, которые проверяются
с помощью стандартных образцов,
применяются для определения
параметров качества сырьевых
товаров. Для России как экспортера
сырья важно добиваться принятия
ее предложений по стандартизации
образцов. Подобные исследования
ведутся в ИСО, отчасти дублируя
друг друга. Работая в подкомитете
ТКЗО "Физико-химические измерения",
российские специалисты включают
требования отечественных стандартов
в разрабатываемые Международные
рекомендации. Работа в этом комитете
приобретает актуальность сопряженностью
тем с метрологическим обеспечением
проблемы контроля за состоянием
окружающей среды. Российские специалисты
ведут также ТК31, который занимается
унификацией подготовки специалистов-метрологов.
Из общего количества МР и
МД Россией разработано 14%, причем
80% из них внедрено в российские
стандарты и другие нормативные
документы. Участие России в работе
МОЗМ в целом обеспечивает:
• в научно-техническом
плане — получение большого объема информации
о результатах работ в крупнейших зарубежных
метрологических центрах и организациях.
Это дает возможность значительно сократить
объем затрат на НИОКР и производство
измерений, особенно высшей степени точности.
С информационным обеспечением связана
также возможность поддержания современного
уровня точности эталонного оборудования,
использования зарубежного опыта для
совершенствования метрологических служб
и доведения их состояния до уровня лучших
зарубежных служб;
• в области экономики
и международной торговли — сокращение
затрат на повторные измерения технических
параметров импортируемых сырьевых товаров
и готовых изделий, усиление степени доверия
к документам о качестве и оценке соответствия
экспортируемых товаров; защиту экономических
интересов России путем внедрения в международную
практику нормативов, принятых в отечественных
стандартах, и др.;
• в политическом
плане — содействие повышению общего
авторитета России и развитию взаимовыгодного
сотрудничества.
Список используемой
литературы:
- http://www.xumuk.ru/ssm/105.html
- http://www.memst.kz/ru/ms/ms.php?ELEMENT_ID=1173
Информация о работе Международная организация законодательной метрологии