Международная организация законодательной метрологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 12:17, реферат

Краткое описание

Цель МОЗМ — разработка общих вопросов законодательной метрологии, в том числе установление классов точности средств измерений; обеспечение единообразия определения типов, образцов и систем измерительных приборов; рекомендации по их испытаниям для унификации метрологических характеристик; порядок поверки и калибровки средств измерений; гармонизация поверочной аппаратуры, методов сличения, поверок и аттестации эталонных, образцовых и рабочих измерительных приборов; выработка оптимальных форм организации метрологических служб и обеспечение единства государственных предписаний по их ведению; оказание научно-технического содействия развивающимся странам в создании и организации работ метрологических служб и их оснащение надлежащим оборудованием; установление единых принципов подготовки кадров в области метрологии с учетом различных уровней квалификации.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…...3
1. Структура МОЗМ ………………………………………….....3
2. Документация и работа МОЗМ……………………………....4
3. Россия в работе МОЗМ………………………………………..6
Список использованной литературы……………………………….8

Вложенные файлы: 1 файл

REFERAT2.docx

— 28.63 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

на тему: «Международная организация законодательной метрологии»

по дисциплине: Метрология, стандартизация и сертификация

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………..…...3

  1. Структура МОЗМ ………………………………………….....3
  2. Документация и работа МОЗМ……………………………....4
  3. Россия в работе МОЗМ………………………………………..6

Список использованной литературы……………………………….8

 

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) учреждена на основе межправительственной Конвенции, подписанной в 1956 г. Россия участвует в МОЗМ как правопреемница Советского Союза. Организация объединяет более 80 государств.

Цель МОЗМ — разработка общих вопросов законодательной метрологии, в том числе установление классов точности средств измерений; обеспечение единообразия определения типов, образцов и систем измерительных приборов; рекомендации по их испытаниям для унификации метрологических характеристик; порядок поверки и калибровки средств измерений; гармонизация поверочной аппаратуры, методов сличения, поверок и аттестации эталонных, образцовых и рабочих измерительных приборов; выработка оптимальных форм организации метрологических служб и обеспечение единства государственных предписаний по их ведению; оказание научно-технического содействия развивающимся странам в создании и организации работ метрологических служб и их оснащение надлежащим оборудованием; установление единых принципов подготовки кадров в области метрологии с учетом различных уровней квалификации.

 На 4-й Международной  конференции МОЗМ в 1972 г. ее цели  были дополнены более обобщенной  формулировкой, отражающей суть  основных задач международного  сотрудничества: установление взаимного  доверия к результатам измерений  технических характеристик сырья, полуфабрикатов и промышленной  продукции, проводимых в каждой  из стран—участниц Конвенции, определение  общих принципов законодательной  метрологии; установление необходимых  и достаточных характеристик  и требований, которым должны  отвечать средства измерений, чтобы  их применение по согласованию  с государствами-членами могло  быть рекомендовано в международном  плане. На последующих конференциях  задачи дополнялись в соответствии  с развитием сертификации, а также  стандартизации систем управления  качеством на основе международных  стандартов ИСО серии 9000. Так, на 8-й Конференции МОЗМ в 1988 г. в  число новых актуальных задач  были включены предложения по  проведению исследований методов  поверки средств измерений у  их изготовителей с учетом  действующих на предприятиях  систем управления качеством, соответствующих  стандартам ИСО 9000.

  1. Структура МОЗМ

Высший руководящий орган МОЗМ — Международная конференция законодательной метрологии, которая созывается с интервалом в четыре года. В работе конференции обычно участвуют не только страны-члены, но и те, которые не планируют стать членами, а также различные международные союзы, чья деятельность связана с метрологией. Решения, принятые МОЗМ, носят рекомендательный характер и лишь морально обязуют страны-члены организации внедрить их по возможности. Дальнейшее зависит от многих факторов.

Исполнительный орган МОЗМ — Международный комитет законодательной метрологии, состоящий из представителей от каждой страны-члена МОЗМ. Заметим, что представители не наделены правом брать на себя обязательства от имени правительства своего государства. При Комитете действует консультативный орган — Совет президента (Международного комитета законодательной метрологии). В состав его входят два вице-президента, директор Международного бюро законодательной метрологии и пять наиболее активных членов Международного комитета законодательной метрологии. Решения принимаются обычно на сессиях Комитета, которые проводятся ежегодно, а в особых случаях — путем переписки. Резолюции, принимаемые Комитетом, действительны при единогласной поддержке всех его членов. Работу Комитета и Конференции координирует Международное бюро законодательной метрологии (МБМЗ, находится в Париже). Бюро издает информационные материалы, ведет фонд документации, занимается пропагандой достижений в области метрологии путем экспозиции в своих демонстрационных залах. Бюро проводит постоянный взаимный обмен информацией с участниками МОЗМ, а также ежеквартально выпускает "Бюллетень МОЗМ" (на французском языке — официальном для организации).

 Технические  комитеты (ТК) и подкомитеты (ПК), являющиеся, как принято в подобных организациях, рабочими органами, в МОЗМ имели  до последнего времени иные  названия: секретариаты-пилоты и  секретариаты-докладчики соответственно. В настоящее время осуществляется  переход на ТК и ПК, но он  еще не завершен. Секретариаты-пилоты  отвечают за определенную область  метрологии, а секретариаты-докладчики  ведут конкретные аспекты в  каждой области. Россия ведет  два секретариата-пилота (ТК); "Средства  измерений для ионизирующих излучений" и "Приборы для физико-химических  измерений", а также 12 секретариатов-докладчиков (ПК). В рамках секретариатов-пилотов  создаются национальные и международные  рабочие группы. Национальную рабочую  группу организует представитель  страны, которая возглавляет секретариат. В группу входят специалисты  национальной службы законодательной  метрологии, национального органа  по стандартизации, а также метрологических  лабораторий. В международную рабочую  группу входят представители  секретариата-пилота (ТК) и секретариатов-докладчиков (ПК) различных стран, изъявляющих  желание участвовать в работе, а также представители других  международных организаций, сотрудничающих  с МОЗМ. В международных рабочих  группах может быть два вида  членства: •    член Π — представитель страны-участницы МОЗМ; •    член О — представитель страны-наблюдателя.

  1. Документация и работа МОЗМ

Главная задача ТК — составление программы работ, которая рассчитана на четырехлетний период и утверждаются высшим руководящим органом МОЗМ. Технические комитеты и подкомитеты по характеру разрабатываемых ими документов делятся на три основные группы: по общим вопросам метрологии; по отдельным видам измерений; по метрологическому обеспечению отдельных областей деятельности.

 МОЗМ издает  два вида документов: международные  документы (МД) и международные рекомендации (МР). МД носят директивный характер  и предназначены для рабочих  органов МОЗМ, МР — рекомендательный  характер и предназначены для  стран-членов МОЗМ. МР и МД издаются  на английском и французском  языках и рассылаются странам-членам. В России хранителем фонда  этих документов является ВНИИМС (Всероссийский научно-исследовательский  институт стандартизации в машиностроении), который выполняет также функции  национального Секретариата МОЗМ. Взаимное признание результатов  испытаний и сертификации непосредственно  связано с признанием результатов  поверки средств измерений. Работая  в этом направлении, МОЗМ утвердила  международный документ "Рекомендации  по составлению двух- и многосторонних соглашений о признании результатов испытаний, утверждения типа, поверки".

Разработки МОЗМ, направленные на заключение соглашений о взаимном признании, внесли значительный вклад в возможность создания Международной системы сертификации средств измерений как добровольной и открытой системы. Деятельность МОЗМ в этом направлении не противоречит принятым рекомендациям ИСО/МЭК. Напротив, МОЗМ не только учитывает руководства ИСО/МЭК, непосредственно связанные с областью метрологии, но и участвует в работе почти 30 технических комитетов ИСО. Кроме того, МОЗМ сотрудничает с такими международными организациями, как МЭК, ЮНИДО, МОМВ, ИМЕКО и др. ИМЕКО - Международная конференция по измерительной технике и приборостроению — создана в 1958 г. и является научной консультативной организацией. Форма ее работы — проведение международных конгрессов и семинаров по актуальным проблемам развития измерительной и диагностической техники. ЮНИДО — организация системы ООН по промышленному развитию, главная цель которой — содействие индустриализации развивающихся стран. Таким образом, деловые контакты с организациями, казалось бы, столь разного профиля направлены к одной цели — содействию научно-техническому прогрессу и международным экономическим связям.

Формы сотрудничества МОЗМ с другими международными организациями различны: обмен информацией по проводимым и планируемым работам, участие в заданиях (с правом совещательного голоса), создание смешанных комитетов. Все они преследуют одну цель — избежать дублирования в работе и максимально использовать усилия и наработки других организаций в выполнении поставленных задач. Россию в МОЗМ представляет Госстандарт РФ, а также 12 министерств и ведомств. Участие в МОЗМ дает возможность активно влиять на содержание принимаемых документов, добиваясь их соответствия российским метрологическим стандартам. Это снижает затраты на пересмотр стандартов и переоборудование метрологических лабораторий, что связано с различиями в стандартах. Но вместе с тем учет новых рекомендаций, принятых МОЗМ, что чаще всего связано с внесением соответствующих изменений в отечественные метрологические стандарты и деятельность служб, позволяет совершенствовать метрологическую работу в стране, гармонизовать ее с международными правилами и нормами, что необходимо для дальнейшего развития международных торгово-экономических связей страны. Сертификаты МОЗМ. Особо следует отметить деятельность МОЗМ по сертификации средств измерений. С 1 января 1995 г. введена Система сертификатов МОЗМ, к которой Россия присоединилась с момента введения.

Сертификат МОЗМ — это документ, подтверждающий соответствие средства измерений определенной Международной рекомендации <МР) МОЗМ. МР содержит технические требования, описание процедуры испытаний и форму отчета по испытаниям. Сертификат МОЗМ дает гарантию изготовителю средств измерений в том, что изделие соответствует международным требованиям, которые признаются большинством государств мира. По данным на конец 1995 г., в Системе сертификатов МОЗМ действует 16 МР (см. приложение 17). В этом же году вручено более 130 сертификатов МОЗМ 32 изготовителям в 12 странах. В целях совершенствования Системы создана техническая консультативная группа по сертификации (ТАГсерт). В ее работе участвуют 13 стран: Австралия, Китай, Дания, Германия, Япония, Куба, Норвегия, Польша, Россия, Словакия, Великобритания, США, Югославия. ТАГсерт ежегодно отчитывается перед МОЗМ, работа ее организована в основном по переписке. Секретариат ведет МБЗМ, рабочий язык — английский. Задачи на ближайшую перспективу включают: ускорение работ по взаимному признанию путем сравнения и обмена результатами испытаний; распространение Системы на несерийные средства измерений; распространение информации о Системе; проработка процедур использования Системы сертификатов МОЗМ для группы однотипных средств измерений. МБЗМ занимается выявлением мнений стран-членов МОЗМ по задачам развития Системы, рассылая для этого вопросник, касающийся рабочих докладов ТАГсерт по приоритетным направлениям.

Среди предложений предприятий (фирм) — изготовителей, заинтересованных в сертификации своей продукции в Системе сертификатов МОЗМ, МБЗМ отмечает международное признание сертификатов на средства измерений всеми государствами-членами МОЗМ; распространение Системы на автоматические взвешивающие устройства и др. В целом система сертификации средств измерений МОЗМ дает возможность любой странечлену получить сертификат о соответствии конкретного прибора, который производится предприятием в данной стране, требованиям определенной Международной рекомендации МОЗМ. Другие страны-участницы МОЗМ на добровольной основе решают вопрос признания (непризнания) такого сертификата. Любая страна, которая присоединится к Конвенции 1956 г., получает все права страны-члена МОЗМ, в том числе и по отношению к Системе сертификатов МОЗМ.

  1. Россия в работе МОЗМ

Несколько подробнее остановимся на участии России в работе МОЗМ. Сама эта организация была создана по инициативе СССР, правопреемницей которого в МОЗМ стала Россия. Технические комитеты и подкомитеты, которые ведет РФ, разрабатывают МД и МР как по общим вопросам метрологии, так и по конкретным видам измерений. Так, ТК21 разработал МД, регламентирующие вопросы нормирования метрологических характеристик средств измерений и измерительных систем. Документ имеет практическое значение, поскольку направлен на достижение единообразия при оценке погрешностей практических измерений по нормируемым характеристикам средств измерений. В противном случае затрудняется сравнение различных измерительных приборов при их выборе, равно как и результатов измерений одной и той же характеристики на приборах разных изготовителей.

 Россия ведет  в ТК27 подкомитет, который разрабатывает  общие принципы использования  стандартных образцов в законодательной  метрологии. Большинство средств  измерений, которые проверяются  с помощью стандартных образцов, применяются для определения  параметров качества сырьевых  товаров. Для России как экспортера  сырья важно добиваться принятия  ее предложений по стандартизации  образцов. Подобные исследования  ведутся в ИСО, отчасти дублируя  друг друга. Работая в подкомитете  ТКЗО "Физико-химические измерения", российские специалисты включают  требования отечественных стандартов  в разрабатываемые Международные  рекомендации. Работа в этом комитете  приобретает актуальность сопряженностью  тем с метрологическим обеспечением  проблемы контроля за состоянием  окружающей среды. Российские специалисты  ведут также ТК31, который занимается  унификацией подготовки специалистов-метрологов. Из общего количества МР и  МД Россией разработано 14%, причем 80% из них внедрено в российские  стандарты и другие нормативные  документы. Участие России в работе  МОЗМ в целом обеспечивает:

• в научно-техническом плане — получение большого объема информации о результатах работ в крупнейших зарубежных метрологических центрах и организациях. Это дает возможность значительно сократить объем затрат на НИОКР и производство измерений, особенно высшей степени точности. С информационным обеспечением связана также возможность поддержания современного уровня точности эталонного оборудования, использования зарубежного опыта для совершенствования метрологических служб и доведения их состояния до уровня лучших зарубежных служб;

•    в области экономики и международной торговли — сокращение затрат на повторные измерения технических параметров импортируемых сырьевых товаров и готовых изделий, усиление степени доверия к документам о качестве и оценке соответствия экспортируемых товаров; защиту экономических интересов России путем внедрения в международную практику нормативов, принятых в отечественных стандартах, и др.;

 •    в политическом плане — содействие повышению общего авторитета России и развитию взаимовыгодного сотрудничества.  

 

Список используемой литературы:

  1. http://www.xumuk.ru/ssm/105.html
  2. http://www.memst.kz/ru/ms/ms.php?ELEMENT_ID=1173

 

 

 


Информация о работе Международная организация законодательной метрологии