Цели и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования – изучить цели, задачи и основные направления прокурорского надзора, подчеркнуть важность и значимость надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….......3
Глава 1. Общие положения прокурорского надзо-ра………………………......6
§1. Сущность и принципы прокурорского надзо-ра……………………….............6
§2. Цели и задачи прокурорского надзо-ра………………………………..............21
Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов……………………44
§1. Общий надзор за исполнением зако-нов………………………………............44
§2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опера-тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следст-вие……………..50
§3. Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стра-жу………....55
§4 .Надзор за соблюдением прав и свобод человека и граждани-на………….....58
Глава 3. Акты прокурорского надзо-ра……………………...…………..…..….61
§1. Сущность актов прокурорского надзо-ра……………………………….…….61
§2. Протест прокуро-ра………………………………………………………….…63
§3. Представление прокуро-ра………………………………………………….…..67
§4. Постановление прокуро-ра……………………………………………………..69
§5. Предостережение о недопустимости нарушения зако-на………………….....70
Заключе-ние………………………………………………………….………….….73
Список использованных источни-ков………………………………………..…75

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)


2

 

О г л а в л е н и е

 

Введение …………………………………………………………………….….......3

Глава 1. Общие положения прокурорского надзора………………………......6

§1. Сущность и принципы прокурорского надзора……………………….............6

§2. Цели и задачи прокурорского надзора………………………………..............21

Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов……………………44

§1. Общий надзор за исполнением законов………………………………............44

§2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие……………..50

§3. Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стражу………....55

§4 .Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина………….....58

Глава 3. Акты прокурорского надзора……………………...…………..…..….61

§1.  Сущность актов прокурорского надзора……………………………….…….61

§2.  Протест прокурора………………………………………………………….…63

§3. Представление прокурора………………………………………………….…..67

§4. Постановление прокурора……………………………………………………..69

§5. Предостережение о недопустимости нарушения закона………………….....70

Заключение………………………………………………………….………….….73

Список использованных источников………………………………………..…75

 

 


Введение

 

О значении закона, законности для социального благополучия, нормального функционирования общества, полнокровной жизни всех и каждого сказано немало. Еще мыслитель древности Гераклит заметил, что «народ должен защищать закон как свой оплот, как охранительную свою стену». Много лет прошло с тех пор, а роль закона в регулировании общественных отношений, которые в ходе социального прогресса естественно усложняются, обогащаются, наполняются новым содержанием, неизменно возрастает.

Разумная упорядоченность социальной жизни, оптимальный баланс разнообразных, зачастую не совпадающих и даже противоположных интересов и стремлений людей – всем этим мы во многом обязаны закону.

На состоянии законности в Российской Федерации, прежде всего, сказываются объективные сложности нынешнего времени, зыбкость и подвижность нормативно-правового «поля». Сейчас в России нет стабильной правовой системы, она только формируется. При отсутствии продуманной концепции правовой реформы законотворческие работы осуществляются бессистемно. Наличие пробелов в законодательстве пагубно сказывается на регулировании процессов в экономике, социальной и других сферах.

Плохо обстоит дело с исполнением действующих законов. На фоне общего падения социальной дисциплины в стране усилился правовой нигилизм. Распад прежней системы государственного и общественного контроля не сопровождался созданием новой целостной контролирующей системы.

Нормализовать  сложившуюся ситуацию в сфере законности призваны органы прокуратуры, основная цель деятельности которых - обеспечение законности и правопорядка. Именно им  принадлежит функция надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, именно они наделены государством необходимыми полномочиями, именно от правильной и грамотной организации их работы в данном направлении, во многом зависит состояние законности в РФ в целом.

Все сказанное позволяет определить избранную для исследования тему «Цели и задачи прокурорского надзора в РФ» как весьма актуальную и значимую для современного периода развития России.

Цель дипломного исследования – изучить цели, задачи и основные направления прокурорского надзора, подчеркнуть важность и значимость надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Подобрать теоретический материал по обозначенной проблематике не представляет особой сложности: существует огромное количество научных разработок, посвященных прокурорскому надзору, однако, большая часть из них  затрагивает какой либо один, узкий аспект данного вопроса, не уделяя должного внимания остальным, либо – предлагается лишь общая характеристика основных элементов, составляющих содержание надзора. В данной работе нами предпринята попытка комплексного анализа целей и задач всех составляющих прокурорского надзора с тем, чтобы представить его полную и объективную картину.

В содержании работы определяется сущность, предмет, пределы и задачи прокурорского надзора, полномочия прокурора в данной сфере и способы их реализации.

Обращение, в ходе подготовки работы к нормативной базе о прокуратуре и прокурорском надзоре, позволило установить ее несовершенство: во-первых, она сильно устарела, а во-вторых, хотя в научной литературе, как уже отмечалось, и уделяется значительное внимание прокурорскому надзору, высказываются конкретные предложения по повышению его эффективности – многие из предлагаемых новшеств, заслуживающих внимания, к сожалению, не находят своего отражения в нормативных актах. Подобная ситуация оценивается в работе как недопустимая.

Метод исследования носит комплексный характер и включает в себя использование системного, логического, исторического методов, а так же метода сравнительно-правового анализа законодательства и практики его применения.

Научную основу дипломного исследования составили труды таких известных российских правоведов, как, В.И.Басков, Б.В.Коробейников, В.В. Кузнецов, В.И.Рохлин и др. Правовая база представлена положениями действующего Российского  и международного законодательства, а так же практикой его реализации и применения.

Дипломная работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Общие положения прокурорского надзора

 

§1. Сущность и принципы прокурорского надзора

 

Прокурорский надзор — специфический вид государственной деятельности, характеризующийся единством и внутренней однородностью. Между тем идея единства прокурорского над­зора не нашла четкого выражения в Законе о прокуратуре Российской Федерации от 17 ноября 1995 г., где деятельность прокуроров подразделяется на два вида: надзорную и ненадзорную. Основанием для такого вывода служат наименования двух его разделов: третьего — «Прокурорский надзор» и четверто­го — «Участие прокурора в рассмотрении дел судами». Из этого следует, что участие прокурора и рассмотрении судами уголов­ных и гражданских дел не является деятельностью надзорной. Спрашивается, какова же тогда ее природа и содержание? Исходя из своего назначения прокуратура не может выполнять иных функций, кроме надзорных. Если это так, то прокуроры вообще не должны участвовать и осуществлении правосудия.

Подобная неопределенность в известной мере обусловлена проводимой судебной реформой, суть которой заключается в по­вышении роди судов, обеспечении полной их независимости от каких-либо органов, организаций. Прокурорский надзор за ис­полнением законов в уголовном и гражданском судопроизвод­стве стал отвергаться потому, что он якобы представляет собой посягательство на самостоятельность судей. В.В.Кузнецов утверждает: «При разбирательстве дела в суде никаким правом надзора за его деятельностью прокурор не может быть наделен»[1]. Аналогичное суждение высказано и Ю.К.Якимовичем: «...суд — вершина пирамиды правовой системы. Прокурор только уча­стник процесса, пользующийся правом принесения протеста»[2]. Данная точка зрения и предопределила позицию законодателя, нашедшую выражение в Законе о прокуратуре Российской Фе­дерации.

Безусловно, суды при исполнении возложенных на них функций должны обладать полной самостоятельностью и ника­кое вмешательство в их деятельность недопустимо. Но это не означает исключения прокурорского надзора за исполнением законов в уголовном и гражданском судопроизводствах. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных и граждан­ских дел необходимо для борьбы с нарушениями законности гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, органами государственной власти, местного самоуправления. Уголовные и гражданские дела в судах возбуждаются вследствие совершения преступлений или иных правонарушений, и за­дача прокурора принять при помощи суда меры по их устране­нию, восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Следовательно, участие прокурора при рассмотрении уголовных дел в судах есть деятельность надзорная и иной быть не может. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов перечисленными субъектами, что неизбежно перерастает в надзор за исполнени­ем законов самими судами. Борясь с нарушениями законности, совершаемыми гражданами, учреждениями, предприятиями, ор­ганизациями, прокурор вынужден надзирать за принимаемыми судом мерами по их устранению.

Как показывает практика, многие выносимые судами приго­воры, решения, определения, к сожалению, оказываются неза­конными и необоснованными. И прокуроры реагируют на них. Предоставление им полномочий на принесение протестов уже является доказательством того, что и деятельность судов входит в сферу прокурорского надзора. Это не является, однако, пося­гательством на независимость судей, которые при рассмотрении уголовных и гражданских дел действуют на основе своего внут­реннего убеждения, правосознания, руководствуясь требования­ми норм права. Прокурорский надзор обеспечивает подчинение судей законам во имя строгого их исполнения, что является одной из гарантий соблюдения законности в уголовном и граж­данском судопроизводствах.

Следует особо отметить, что прокурор по отношению к су­дам никакой властью не располагает, решающим голосом ни по одному вопросу не обладает. Он, как и другие участники процесса, воздействует на формирование внутреннего судейско­го убеждения по рассматриваемому делу высказыванием и ар­гументацией своего мнения. Допускаемые судами различные нарушения законности по инициативе прокурора устраняются ими же или вышестоящими судами. Надзор за соблюдением законности реализуется не только после вынесения судебных приговоров, решений, определений, но и в процессе рассмотре­ния судами уголовных и гражданских дел. Как показывает практика, судьи до принятия заключительных правовых актов допускают правонарушения, которые устанавливаются, например, в стадии судебного разбирательства. Иногда принимаются к производству неподведомственные или неподсудные судам гражданские дела; не привлекаются к участию все заинтересо­ванные лица, неправильно определяется их процессуально-правовое положение; не всегда обеспечиваются переводчиками подсудимые, не владеющие языком, на котором ведется судо­производство по уголовным делам; не выясняется время вруче­ния подсудимым обвинительных заключений и др. Прокуроры обязаны принимать меры по устранению подобных правонарушений, дабы обеспечить законность вынесения судебных ре­шений, приговоров.

Прокурорский надзор – это деятельность по наблюдению за строгим и точным соблюдением законов, осуществляемая от имени государства специально уполномоченными на то органа­ми прокуратуры[3]. Она складывается из совокупности связан­ных между собой различных действий, основную часть которых составляет осуществление прокурором надзора за соблюдением законности, а также действия самих правонарушителей, потер­певших, граждан, дающих информацию об известных им нарушениях законности, и иные действия. По своему целевому назначению эта деятельность может быть подразделена на две части: выявление нарушений законности и реагирование на них.

Надзор за исполнением законов всегда начинается с провер­ки соблюдения их различными субъектами. Проверка наибо­лее сложная и трудная часть деятельности прокурора, ибо правонарушители часто тщательно и порой весьма квалифици­рованно уничтожают следы своих противоправных деяний, скрываются сами, угрожают лицам, располагающим соответст­вующими сведениями. По содержанию проверка исполнения законов — своеобразный аналог расследования.

Деятельность по выявлению правонарушений обычно начи­нается со сбора прокурором фактических данных о них. На основе исследования и осмысления последних устанавливаются негативные, антисоциальные факты, в результате правовой оцен­ки которых выявляются нарушения законности. Очень важно четко определить все связанные с правонарушением правовые последствия: размер причиненного вреда, характер ответствен­ности и т.д. Подлежат обязательному выявлению виновные лица, потерпевшие, а также причины и условия, способствовав­шие совершению данных нарушений законности.

Не менее важна и вторая часть надзорной деятельности — реагирование на нарушения законности и обусловившие их обстоятельства. Ни одно правонарушение не должно оставать­ся без надлежащего воздействия со стороны прокуратуры. Только при этом условии возможно реальное укрепление законности в нашем государстве. Реагирование осуществляется двумя способами.

Первый — непосредственное устранение нарушений закон­ности самим прокурором. Такой прием используется при осуществлении надзора за исполнением законов органами до­знания и предварительного следствия. Выявив какое-либо неза­конное постановление следователя или инспектора по дозна­нию, прокурор своим постановлением отменяет его.

Второй способ реагирования — обращение прокурора к соот­ветствующим компетентным органам, должностным лицам с требованием о принятии необходимых мер по устранению нарушений законности и сопутствующих им обстоятельств. На­пример, признав незаконным постановление главы администра­ции района, города, прокурор направляет ему протест с требо­ванием об отмене либо изменении указанного акта. При этом очень важно обеспечить реальный результат принимаемых мер. Данный способ — основная форма реагирования в надзорной практике.

Между тем не всякое нарушение законности может быть устранено. Например, до сих пор не изжиты случаи пропуска сроков рассмотрения жалоб, заявлений о совершенных или го­товящихся преступлениях. Но реагирование на эти факты обязательно. Оно может выражаться в привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, предупреждении их о недопустимости подобных нарушений в будущем.

Информация о работе Цели и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации