Представление прокурора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 23:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – расширить представление о прокурорском надзоре, всестороннее изучение правовых моментов прений сторон.
Задачи– изучить сущность применения в различных отраслях прокурорского надзора, рассмотреть выступление государственного обвинителя в судебных прениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение прок.надз.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)

·Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении может вынести прокурор района (города), межрайонный и приравненный к ним прокурор, вышестоящий прокурор или его заместитель

Генеральным прокурором может быть внесено на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ или Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ представление о даче ими судам в пределах своей компетенции разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении вопроса.

Последней отраслью прокурорского надзора является надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного характера, назначаемых судом.

Предметом этой отрасли надзора в Законе о прокуратуре называется законность в местах содержания заключенных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и других учреждениях, которые исполняют наказания и другие меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в вышеуказанных учреждениях, их прав и выполнение ими своих обязанностей, а также законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

При осуществлении надзора в этой отрасли, прокурор может в любое время посетить указанные места, ознакомиться с документами, на основании которых лица подвергнуты наказанию, своим постановлением освободить тех, кто незаконно содержится в местах лишения свободы или в других подобных учреждениях. Также  он проверяет соответствие законодательству ведомственных актов вышеуказанных учреждений, опротестовывает их в случае необходимости и следит за соблюдением прав лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, предварительному взятию под стражу, осужденных к лишению свободы и лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера.

 

2. Выступление  государственного обвинителя в  судебных прениях

 

В соответствии со ст.345 УПК Республики Беларусь после окончания судебного следствия суд переходит к судебным прениям, которые состоят из речей государственного и частного обвинителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, защитника, обвиняемого, самостоятельно осуществляющего свою защиту, или его законного представителя при отсутствии защитника. Последовательность выступлений участников судебных прений устанавливается судом по их предложениям, но во всех случаях первым выступает государственный или частный обвинитель. 

В отличии от речей потерпевшего и гражданского истца, выступающих со стороны обвинения, которые не обладают юридическими познаниями, к речи государственного обвинителя предъявляются определенные требования. Государственный обвинитель - это лицо, выступающее от имени государства. В соответствии с этим государственный обвинитель в своей речи должен пытаться передать отношение государства к совершенному противоправному деянию. Кроме того, государственный обвинитель должен «под углом зрения обвинения обобщить ход судебного разбирательства, проанализировать рассмотренные в суде доказательства и дать оценку каждому из них, показать связь, существующую между отдельными сторонами исследуемого события, представить суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого».

Структура судебной речи государственного обвинителя законом не определена. В каждом конкретном случае она зависит от существа и особенностей дела, характера имеющихся доказательств и их источников, личности и позиции подсудимого и т.д.

Представляется, что основу судебной речи государственного обвинителя составляют те вопросы, которые предстоит решить суду при постановлении приговора.

Содержание обвинительной речи прокурора должно включать:

- оценку  общественной опасности совершенного  деяния, социальную характеристику  дела. Любое уголовное дело всегда  имеет определенное социальное  и морально-этическое значение. Задача  прокурора при поддержании обвинения  заключается в том, чтобы вскрыть  их, поскольку это не только  процессуальное средство изобличения  подсудимого, но и острое средство  воспитания людей;

- изложение  фактических обстоятельств совершенного  деяния, фабула дела. Эта часть  речи чаще всего сопровождается  изложением фабулы дела: где, когда, каким путем, с помощью каких  средств и с какой целью  подсудимым совершено преступление, каковы его результаты и последствия. Переходя к изложению фактических  обстоятельств, обвинитель должен  объективно оценить результаты  судебного следствия, сопоставив  их с результатами предварительного, и решить, какие преступные действия  и события доказаны. Нельзя уходить от спорных вопросов, надо давать им оценку, иначе представитель защиты обязательно воспользуется этим пробелом;

- анализ  и оценка исследованных в суде  доказательств, их свойств и источников. Указанный анализ следует начинать  с отношения подсудимого к  обвинению. Большое значение имеет  сопоставление различных доказательств, их свойств. В случае обнаружения  условий, делающих доказательство  недопустимым, государственный обвинитель  должен отреагировать ходатайством  об исключении недопустимого  доказательства. Доказательства, бывшие  предметом судебного следствия  подвергаются особенно тщательному  и всестороннему исследованию  и оценке, с точки зрения их  объективных свойств, имеющих значение  для дела. При этом обвинитель  приводит и те мотивы (аргументы), в силу которых одни доказательства  признаются доброкачественными, а  другие нет, в силу того, что  они обладают указанными в  законе свойствами. Особое значение  данной части обвинительной речи  прокурора возрастает по сложным  многоэпизодным делам и при поддержании обвинения по делам в отношении нескольких подсудимых;

- обоснование, юридическая формулировка и правовая  квалификацию содеянного. Юридический  анализ содеянного и обоснование  правовой квалификации предполагают  доказывание наличия в деянии  признаков определенного состава  преступления и требует применения  определенной уголовно-правовой нормы. Правовая квалификация преступления должна быть всегда вполне определенной.

Речь прокурора имеет большое общественное и процессуальное значение. В ней формулируется окончательная позиция государственного обвинителя по делу, вносятся предложения, выслушав которые, судьи получают возможность всесторонне разобраться в деле, лучше познать истину, принять правильное решение. Таким образом, речь прокурора способствует формированию внутреннего убеждения судей, вынесению законного и обоснованного приговора. Выступление государственного обвинителя должно не только способствовать правильному разрешению судом вопросов, связанных с постановлением приговора, но и иметь воспитательное значение. Для достижения указанных целей прокурору в ходе своего выступления в прениях необходимо решить широкий круг задач, каждая из которых определена в конкретном разделе его речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Прокурором Октябрьского района г.Витебска в ходе проверки законности приостановления уголовных дел установлено, что следователь Петров А.П., возбудив 10.02.2013 уголовное дело, произвел неотложные следственные действия. Через три дня после начала производства по делу было установлено лицо, подозреваемое в совершении преступления, которое, как выяснилось, после его совершения заболело временным психическим расстройством, что удостоверено справкой частного учреждения здравоохранения "Оптимед", зарегистрированного в Российской Федерации. Следователь в связи с этим 15.02.2013 вынес постановление о приостановлении производства по делу.

Принятое решение не соответствует требованиям закона. В соответствии со ст.246 п.4 Уголовно-Процессуального кодекса Республики Беларусь, предварительное следствии приостанавливается при наличии одного из оснований, а именно согласно задачи временного психического расстройства (заболевания) или иного заболевания обвиняемого, препятствующих его участию в производстве процессуальных действий и удостоверенных врачом, работающим в государственной организации здравоохранения. По условию задачи была удостоверена справка частного учреждения здравоохранения не государственной организации(в именно зарегистрированного в Российской Федерации). А значит принятое решение не соответствует закону.

 

 

 

 

 

Следователю

 Петрову А.П.

ПРОТЕСТ

На постановление о приостановлении производства по делу от 15 февраля 2013г.

Следователь Петров А.П., возбудив 10.02.2013 уголовное дело, произвел неотложные следственные действия, а через три дня после начала производства по делу было установлено лицо, подозреваемое в совершении преступления, которое, как выяснилось, после его совершения заболело временным психическим расстройством, что удостоверено справкой частного учреждения здравоохранения «Оптимед», зарегистрированного в  Российской Федерации. Следователь в связи с этим 15.02.2013 вынес постановление о приостановлении производства по делу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 27 и 39 Закона "О прокуратуре Республики Беларусь", постановил:

1. Положение  изданного Вами нормативного  акта, касающиеся приостановлением  производства по делу, привести  в соответствие со ст. 246 п.4 Уголовно-Процессуального  кодекса Республики Беларусь.

2. О реагировании  на данный протест прошу сообщить  в 10-дневный срок со дня получения.

 

Прокурор Октябрьского района г.Витебска

 

 

 

 

 

 

Заключение

Прокурорский надзор—один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность—неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура—единая централизованная система органов. Ее деятельность регулируется Конституцией и Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь». В прокурорском надзоре выделяют четыре отрасли: общий надзор, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за соответствием закону судебных решений и надзор за выполнением законов   в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного воздействия государства.

Возможность опротестования прокурором незаконных актов поднадзорных органов является гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе. Таким образом, прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, и должность прокурора является почетной и трудной работой, привлекательной для всякого юриста.

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

1. Конституция Республики  Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями, принятыми на  Республиканском референдуме от 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005.

2. Гражданский процессуальный  кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999г. №238-З (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр» / НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2014.

3.Кодекс Республики Беларусь  об административных правонарушениях  от 21 апреля 2003г. №194-З (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр» / НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2014.

4. Хозяйственный процессуальный  кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998г. № 219-З (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр» / НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2014.

5. Закон Республики Беларусь "О прокуратуре Республики  Беларусь" от 8 мая 2007 №220-З (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр» / НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2014.

         6. Дьяченко М.С., Кудрин Ф.М. Прокуратура Российской Федерации. М,: Юристъ, 1993.

         7. Козусев А.Ф. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Монография. М., 2001.

        8. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Юрайт-Издат, 2003.

        9.  Прокурорский надзор в Республике Беларусь: учеб. – метод. Пособие / А.К. Глюков, И.И. Пирштук, С.С.Сокол. – Минск: «БИП-С», 2001. - 212 с.

 


Информация о работе Представление прокурора