Основные понятия курса прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 07:57, доклад

Краткое описание

Система прокуратуры — это упорядоченная в соответствии с едиными принципами организации и деятельности совокупность федеральных органов и учреждений, выполняющих взаимосвязанные задачи и функции, направленные на обеспечение единой законности, правопорядка, федеральной государственности России.
Орган прокуратуры — составная часть системы прокуратуры РФ, организованная в соответствии с административно-территориальным делением РФ (территориальные прокуратуры) или в соответствии с построением производственных организационно-структурных и правовых отношений в различных сферах, не совпадающим с административно-территориальным делением страны (специализированные прокуратуры).

Вложенные файлы: 1 файл

Понятия по Прокур.пр..docx

— 25.62 Кб (Скачать файл)

Основные понятия курса прокурорского надзора

Система прокуратуры — это упорядоченная в соответствии с едиными принципами организации и деятельности совокупность федеральных органов и учреждений, выполняющих взаимосвязанные задачи и функции, направленные на обеспечение единой законности, правопорядка, федеральной государственности России.

Орган прокуратуры — составная часть системы прокуратуры РФ, организованная в соответствии с административно-территориальным делением РФ (территориальные прокуратуры) или в соответствии с построением производственных организационно-структурных и правовых отношений в различных сферах, не совпадающим с административно-территориальным делением страны (специализированные прокуратуры).

Территориальные органы прокуратуры — совокупность органов системы прокуратуры РФ, созданных в соответствии с административно-территориальным делением страны и обеспечивающих выполнение задач и функций прокуратуры на соответствующей территории.

Территориальными органами прокуратуры являются прокуратуры городов, районов, прокуратуры субъектов РФ, другие территориальные прокуратуры в соответствии с административно-территориальным делением, принятым в субъектах Федерации.

Специализированная прокуратура — орган прокуратуры специализированного характера, входящий в систему соответствующих специализированных прокуратур: военных, транспортных, природоохранных (экологических), войсковых частей и других, созданный на правах городской, районной или областной прокуратур, действующий в соответствующей специальной сфере правовых отношений в соответствии с установленной компетенцией. Так, например, систему органов военной прокуратуры составляют военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов. Систему органов военной прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура (ГВП), являющаяся структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ. ГВП возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор.

Генеральная прокуратура РФ — орган прокуратуры РФ, представляющий собой аппарат Ген. прокурора РФ, возглавляющего систему прокуратуры РФ, который, помимо руководства системой прокуратуры РФ, выполняет с помощью этого аппарата надзорные и другие полномочия прокуратуры на федеральном уровне.

Структурное подразделение органа прокуратуры — составная часть органа прокуратуры, имеющего внутреннюю организационную структуру, созданная для организационного обеспечения одного из наиболее актуальных или постоянных приоритетов деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов, выполнения других функций и направлений деятельности прокуратуры. В качестве структурного подразделения органа прокуратуры выделяются отделы, управления (главные управления), а также иные подразделения, создаваемые на правах отдела, управления. Главные управления имеются в составе Генеральной прокуратуры РФ; отделы и управления — в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах.

Отделы могут быть по решению Генерального прокурора РФ образованы в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах, с учетом объема, характера и сложности выполняемой ими работы.

Функция прокуратуры — такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах; характеризуется определенным предметом ведения; направлен на решение этих задач и требует использования присущих этому виду деятельности полномочий и правовых средств. Функциями прокуратуры являются: прокурорский надзор за исполнением законов, предварительное расследование преступлений, отнесенных к ведению органов прокуратуры; участие в правотворческой деятельности; координация правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, участие в уголовном, гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве (рассмотрение дел судами).

Прокурорский надзор — это вид деятельности специально уполномоченных органов государственной власти, осуществляемой от имени РФ в целях установления состояния соблюдения К РФ и законов, действующих на территории РФ и принятия мер к восстановлению нарушенной законности, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, осуществляемой с использованием установленных законом полномочий прокуратуры и правовых средств их выполнения.

Объект прокурорского надзора как функции прокуратуры состоит в совокупности юридических и физических лиц, органов власти и хозяйствования, на которые распространяется компетенция прокуратуры. В общем виде объект прокурорского надзора определяется как совокупность федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор осуществляет надзор за исполнением (соблюдением) законов названными субъектами правоприменения — объектами надзора, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Субъект прокурорского надзора как функции прокуратуры — это должностное лицо органа прокуратуры, действующее в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления надзорных полномочий и выполнения возложенных задач по основаниям и в порядке, установленном законом. При этом в ряде случаев для соответствующих видов процессуальных отношений не имеет значения, какую конкретно должность в данном органе прокуратуры, занимает то или иное лицо. В силу единства и централизации прокуратуры как единой федеральной системы прокурор в рамках своей компетенции может делегировать любые надзорные полномочия для выполнения своих функций за исключением прямо предусмотренных законом конкретных полномочий, которые он обязан выполнить лично.

Прокурорско-надзорные правоотношения — это отношения, возникающие между прокурором и юридическими и физическими (должностными) лицами в процессе осуществления надзора за исполнением (соблюдением) К РФ и законов.

Иерархическая (уровневая) компетенция органа прокуратуры— совокупность полномочий (прав, обязанностей, ответственности) по осуществлению функций надзора за исполнением законов прокурорами органов прокуратуры, входящими в систему прокуратуры РФ. Иерархическая компетенция органа прокуратуры состоит прежде всего в том, что прокуроры этой прокуратуры обычно осуществляют надзор за исполнением законов на объектах соответствующего им и нижестоящего уровня, участвуют в рассмотрении дел судами соответствующего и нижестоящего уровней.

Предметная (отраслевая) компетенция прокурора (органа прокуратуры) — это сфера надзорной и иной функциональной специализации работников органа прокуратуры, в которой в соответствии с установленным в прокуратуре распределением обязанностей, в том числе и путем выделения в составе аппаратов органов прокуратуры определенных структурных подразделений, реализуются задачи прокуратуры по определенным видам (сферам) деятельности и выполняющим их государственным и другим органам с использованием установленных законом функций и полномочий прокуратуры.

Предметную компетенцию имеют и военные, транспортные и иные специализированные прокуратуры. Специализация таких прокуратур и осуществляется в связи со специфическим предметом их надзорной и иной функциональной деятельности в специальных сферах правовых отношений.

Предметом прокурорского надзора в общем виде является соблюдение К РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, прав и свобод человека и гражданина, законности правовых актов, принимаемых органами и должностными лицами, на которые распространяется надзорная компетенция прокуроров. В зависимости от сферы деятельности и возникающих при этом правоотношений, в том числе и с участием прокуроров, предмет надзора еще более конкретизируется.

Полномочия прокурора — определенная федеральными законами и нормативными правовыми актами Генерального прокурора РФ совокупность прав и обязанностей прокурора по выполнению возложенных на прокуратуру задач и функций.

Акт прокурорского надзора — предусмотренное федеральными законами правовое средство реализации полномочий прокуратуры, используемых прокурором в соответствии со своей предметной и иерархической компетенцией в целях установления нарушений или несоблюдения К РФ и федеральных законов, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, проверки этих нарушений и принятия мер к восстановлению нарушенной законности.

Актами прокурорского надзора являются протест (на правовой акт, не соответствующий закону, частный протест на постановление судьи, кассационный протест государственного обвинителя на приговор суда по уголовному делу, протест в порядке надзора на вступивший в силу приговор суда и др.); постановление (о возбуждении производства об административном правонарушении, о возбуждении уголовного дела, об избрании меры пресечения, об освобождении обвиняемого из-под стражи и т.д.); представление (об устранении нарушений законодательства в различных сферах правовых отношений); предостережение о недопустимости нарушения закона (при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях); заявление прокурора в суд о признании недействительным правового акта; указание прокурора (о регистрации заявления о совершении преступления органом внутренних дел, следователю — о проведении следственных и розыскных действий по уголовному делу и т.п.); апелляционная жалоба прокурора в апелляционную инстанцию арбитражного суда на определение арбитражного суда; кассационная жалоба прокурора на решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда и другие.

Прокурор — должностное лицо —государственный служащий федеральной государственной службы РФ, исполняющий обязанности по государственной должности федеральной государственной службы в органах прокуратуры, обладающий полномочиями по осуществлению возложенных на прокуратуру функций и задач в соответствии с установленной компетенцией.

Прокурорские работники — прокуроры, следователи, научные и педагогические работники учреждений прокуратуры, которым в соответствии с их должностями и стажем работы присвоены классные чины. Законом предусмотрено исключительное полномочие Генерального прокурора РФ, который может в отдельных случаях присваивать классные чины юстиции и другим работникам органов и учреждений прокуратуры.

Классный чин — квалификационная характеристика работника органа или учреждения прокуратуры, выраженная в присвоении ему в установленном законом порядке квалификационного звания работника юстиции определенного класса в соответствии с занимаемой должностью, уровнем образования, опытом, стажем работы, сложностью и напряженностью и режимом службы.

Прокурор отдела (управления) — должностное лицо аппарата соответствующего прокурора (Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров — руководителей соответствующих прокуратур), выполняющее задачи, функции и полномочия, возложенные законом на прокуратуру в целом, в соответствии с принятой в данной прокуратуре структурой аппарата, в соответствии со своей функциональной (отраслевой) и иерархической компетенцией, определяемой федеральными законами, нормативными правовыми актами Генерального прокурора РФ, а также прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров.

Генеральный прокурор РФ — высшее должностное лицо федеральной государственной службы, которое возглавляет систему прокуратуры РФ и руководит ею, наделено всей полнотой функций и полномочий по выполнению задач, возложенных на прокуратуру, и несет ответственность за их выполнение.

Исключительная компетенция Генерального прокурора РФ — совокупность установленных федеральными законами прав и обязанностей Генерального прокурора РФ по выполнению возложенных на прокуратуру РФ функций, а также по руководству прокурорской системой, которые могут быть осуществлены только данным должностным лицом, либо лицом, исполняющим в установленном законом порядке его обязанности.

К числу таких полномочий федеральными законами отнесены возбуждение уголовного дела в отношении депутата, судьи, народного заседателя, Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты; издание приказов, указаний или инструкций, обязательных для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры, и ряд других.

Нормативные правовые акты прокуратуры РФ — совокупность нормативных приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, принятых ими в соответствии с федеральными законами, и установленной для них иерархической (уровневой) и предметной компетенцией, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ или ее соответствующих составных частей и порядок реализации мер материального и социального обеспечения всех работников органов и учреждений прокуратуры и обязательных для исполнения в системе прокуратуры РФ или в соответствующих органах прокуратуры РФ.

Прокурорские правоотношения — отношения между прокурорами и другими субъектами правоприменения, возникающие в процессе осуществления прокурорами возложенных на них функций, полномочий и правовых средств их реализации. При этом выделяются прокурорско-надзорные, прокурорские уголовно-процессуальные, административно-процессуальные, гражданско-процессуальные и арбитражно-процессуальные правоотношения. Различные виды прокурорских правоотношений, основания их возникновения, реализации и прекращения, иные их признаки и атрибуты с различной полнотой урегулированы в соответствующем процессуальном отраслевом законодательстве. Отдельную самостоятельную группу составляют организационно-управленческие правоотношения, возникающие и реализующиеся внутри системы прокуратуры РФ в связи с необходимостью создания и поддержания в оптимальном состоянии организационных, информационных и иных условий, необходимых для обеспечения надлежащего исполнения возложенных на прокуратуру задач, надзорных и других функций. В определенной мере эти правоотношения организационно-управленческого характера урегулированы К РФ (ст. 129), Законом о прокуратуре, нормативными правовыми актами Ген. прокурора РФ.

Информация о работе Основные понятия курса прокурорского надзора