Орган дознания: понятие,функции и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема меня заинтересовала тем, что орган дознания в отличии от иных органов, ведущих предварительное расследование, имеет законную установку вести свою деятельность в более сжатые сроки, и с полной отдачей, качество осуществлять свои полномочия. Именно об этом органе пойдет речь в моей курсовой, я проанализирую полномочия этого органа, их сущность органов дознания и органы, занимающиеся дознанием.
Так же важным моментов для всего Российского права и в частности для дознания является принятие и введение в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая УПП2.docx

— 46.29 Кб (Скачать файл)

К мерам пресечения относятся:

подписка о невыезде;

личное поручительство;

наблюдение командования воинской части;

присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым;

залог;

домашний арест;

заключение под стражу.8

Немного подробнее о мерах пресечения:

Согласно статье 102 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Подписка о невыезде и надлежащем поведении «состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого:

не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;

в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд;

иным путем не препятствовать производству по уголовному делу».

Личное поручительство — одна из мер пресечения, предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством и применяемая в отношении подозреваемого ,обвиняемого в совершении преступления.

Личное поручительство заключается в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица (поручителя) о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств по явке в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя и в суд; не препятствовать производству по уголовному делу.

Заключение под стражу как мера пресечения — в российском уголовно-процессуальном законодательстве — мера процессуального пресечения по уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, заключающаяся в его временной изоляции до рассмотрения материалов уголовного дела в суде и вынесения приговора. На этом полномочия дознавателя заканчиваются ,так как строго определены законом.9

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

1. Предварительное расследование  в уголовном судопроизводстве  РФ - это урегулированная законом  деятельность органов дознания, предварительного следствия и  прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному  привлечению их в качестве  обвиняемых, по установлению всех  обстоятельств уголовного дела  и решения других задач уголовного  процесса.                                                                                                         2. Действительно, в современной практике расследования по целому ряду категорий дел, например, связанных с незаконным оборотом наркотиков, проведение экспертизы изъятых веществ является обязательным. Известно, что отдельные экспертизы проводятся в течение достаточно длительного срока.                                                                             3. Представляется, что в УПК РФ должна быть предусмотрена возможность продления срока проведения дознания в ряде случаев, например на срок, необходимый для завершения экспертизы по делу.                                            4. Согласно ч. 3 ст. 157 и п. 3 ст. 149 УПК РФ производство органом дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, возможно только в течение 10-суточного срока, который не подлежит продлению. Затем уголовное дело направляется прокурору для направления по подследственности.                                                                                                  5. В УПК РФ впервые был введен термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).10

Указанные выше проблемы имеют дискуссионный характер, поэтому необходимо дальнейшее изучение спорных аспектов данных проблем, дальнейшая выработка общих путей их решения, а также дальнейшее закрепление достигнутых соглашений на законодательном уровне с целью обеспечения «защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений», а также «защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод» 11(п. 1 и 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ).                                              Органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.                      К органам дознания относятся:                       Органы  внутренних  дел,  иные  органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; Пограничные органы федеральной службы безопасности РФ;                       Органы Службы судебных Приставов Минюста России;                                Таможенные органы РФ;                                                                                         Органы Государственной противопожарной службы;                               Прокуратура;                                                                                                            Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;                                                                                                     Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.     

На органы дознания возлагаются:                                                                              дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.  Полномочия по проведению дознания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;12

Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору;

Предварительное расследование преступлений, осуществляемое органами дознания, называется дознанием.

Дознание может быть двух видов: дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно; дознание по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознание первого вида представляет собой производство органом дознания указанных в законе неотложных следственных действий: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Об обнаружении преступления и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. Дознание по этой категории дел производят не более 10 суток со дня возбуждения дела. Дознание второго вида представляет собой полное расследование органом дознания преступлений, по которым не требуется производства предварительного следствия. Материалы дознания в этих случаях являются основанием для рассмотрения дела в суде

Основными процессуальными актами при предварительном расследовании, являются постановления и протоколы.

Постановление - это процессуальный документ, в котором выражается решение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производстве предварительного следствия или дознания.13

Протокол - это процессуальный документ, в котором отражаются ход и результаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовно-процессуального закона.14

Дознание — вид предварительного расследования правонарушений, неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления.15

В соответствии с УПК органами дознания являются:

— полиция;

— командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений по делам обо всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;

— начальники уголовно-исполнительных учреждений, следственных изоляторов — по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

— органы Государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил;

— органы Федеральной пограничной службы РФ — по Делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по      делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

— капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

таможенные органы РФ — по делам о контрабанде, о нарушениях таможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных пошлин, а также по делам о преступлениях, связанных с незаконным экспортом товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения и невозвращением на территорию России предметов художественного, исторического, археологического достояния народов: Российской Федерации.

Деятельность органов дознания бывает двух видов.

Первый вид — дознание как первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором выявляются и фиксируются следы преступления, производятся неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника, после чего дело передается следователю для производства предварительного следствия.

После передачи дела следователю орган дознания может проводить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

Второй вид дознания — ускоренное и упрощенное расследование в полном объеме несложных уголовных дел, не требующих по закону предварительного следствия. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

По отдельным преступлениям орган дознания производит подготовку материалов для суда в протокольной форме.

Все указания прокурора по делу органом дознания должны быть выполнены. При несогласии с этими указаниями орган дознания может обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая исполнения.16

               Заключение. 
     Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

В законе прямо указано на недопустимость совмещения участником уголовного судопроизводства оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. Так, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое производило или производит по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

В пользу утверждения о том, что органы дознания не осуществляют оперативно-розыскную деятельность, свидетельствует и сравнительный анализ положений п. 24, 36.1 ст. 5, ст. 40, 41, 89 УПК РФ. Так, согласно п. 36.1 ст. 5 УПК РФ результаты ОРД представляют собой сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, а не УПК РФ. Статья 89 УПК РФ устанавливает, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ. Конституционный Суд РФ в своем решении прямо указал, что результаты ОРД сами по себе не являются доказательствами по уголовному делу, а лишь сведениями об источниках процессуальных доказательств.

В подавляющем большинстве случаев рассмотрение уголовного дела в суде было бы невозможно без производства предварительного расследования. Для того, чтобы рассмотреть и разрешить в судебном заседании дело по существу, необходимо предварительно всеми установленными законом средствами собрать доказательства, осуществить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его не уклонение от следствия и суда и т.д. Все эти действия составляют содержание такой стадии уголовного процесса как предварительное расследование, которое проводится по всем преступлениям, за исключением преступлений, которые преследуются в порядке частного обвинения и по которым предусмотрено ускоренное производство.

Раскрытие общественно опасного деяния, установление виновных в его совершении лиц, возмещение причиненного преступлением имущественного ущерба хотя и являются важнейшей частью задачи, решаемой в процессе предварительного следствия по делу, однако полностью ее не исчерпывают.

При расследовании любого преступления должны быть выяснены причины и условия, способствовавшие совершению криминального деяния либо облегчившие реализацию преступного намерения с последующей целью устранения таких причин и условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.Нормативно-правовые акты

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. От 15.02.2014// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
  2. Федеральный закон от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ", 11.06.2007, N 24, ст. 2833.
  3. Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденная Приказом МВД РФ от 16.09.2002 N 900 (ред. от 12.04.2007) // Российская газета. 2002. 27 ноября.

Информация о работе Орган дознания: понятие,функции и обязанности