Орган дознания: понятие,функции и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема меня заинтересовала тем, что орган дознания в отличии от иных органов, ведущих предварительное расследование, имеет законную установку вести свою деятельность в более сжатые сроки, и с полной отдачей, качество осуществлять свои полномочия. Именно об этом органе пойдет речь в моей курсовой, я проанализирую полномочия этого органа, их сущность органов дознания и органы, занимающиеся дознанием.
Так же важным моментов для всего Российского права и в частности для дознания является принятие и введение в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая УПП2.docx

— 46.29 Кб (Скачать файл)

После ознакомления с поступившим заявлением принимается одно из следующих решений:

Возбудить уголовное дело в порядке, доказанном в ст. 112 УПК.

Отказать в возбуждении дела. При этом выносится мотивированное постановление (ст. 112 УПК).

Передать заявление или сообщение по подследственности или подсудности (ст. 114 УПК).

- проведение проверочных  действий в связи с наличием  иных поводов к возбуждению  уголовного дела.

- дознание.

Данная функция закреплена в ст.115 УПК, в которой четко говорится о том, что после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, орган дознания приступает к производству дознания, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона с санкции прокурора.

- досудебная подготовка  материалов в протокольной форме.

По делам о преступлениях, перечисленных ст. 414 УПК, органы дознания, не позднее чем в десятидневный срок, устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, получают объяснения от правонарушителя, очевидцев и других лиц, истребуют справку о наличии или отсутствии судимости у правонарушителя, характеристику с места его работы или учебы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде. (ч. 1 ст. 415).

Данная функция нашла свое закрепление в ст.127 ч.4 УПК, которая гласит: следователь по расследуемым им делам в праве требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Свое требование он представляет в письменном виде, и оно является для органов дознания обязательно-выполнимым.

Приведенные выше функции осуществляются органами дознания в период уголовно-процессуальной деятельности. Что же касается оперативно-розыскной деятельности органов, как мне кажется, следовало бы сначала перечислить те государственные органы, в полномочия которых входит оперативно-розыскная деятельность. Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности на территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

Органов внутренних дел Российской Федерации.              Органов федеральной службы безопасности.                                      Федеральных органов налоговой полиции.                                       Федеральных органов государственной охраны.                                           Органов пограничной службы Российской Федерации.                       Таможенных органов Российской Федерации.                                             Службы разведки Российской Федерации.                                            Министерства юстиции Российской Федерации.                                                 Как видно из данного перечня, не все органы дознания осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Данной деятельностью не обладают руководители отдельных учреждений (командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений, капитаны морских судов, начальники зимовок), а также органы государственного пожарного надзора.

На основе ст. 2 того же закона, органы, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью преследуют решения следующих задач:                     - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;                                                                                                                - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;                                                                                                                            - добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.                                                                                               При этом для осуществления решений, поставленных перед ними задач, указанным выше органам необходимо провести ряд оперативно-розыскных мероприятий:

Опрос граждан.                                                  

Наведение справок.                                                                                               

  • Сбор образцов для сравнительного исследования.                                  
  • Проверочная закупка.                                                                            
  • Исследование предметов и документов.                                                
  • Наблюдение.
  • Отождествление личности.
  • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  • Прослушивание телефонных переговоров.
  • Снятие информации с технических каналов связи.
  • Оперативное внедрение.
  • Контролируемая поставка.
  • Оперативный эксперимент.

Таким образом, подводя итог по первой главе курсовой работы, можно отметить, что особенностью дознания является то, что при производстве предварительного расследования в форме дознания нет акта привлечения лица в качестве обвиняемого в том порядке, который установлен гл.23 УПК для предварительного следствия. Обвинение подозреваемому, который появляется с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (см. п.2 ч.1 ст.47 УПК) и пользуется всеми правами подозреваемого, формулируется в обвинительном акте, составляемом по окончании дознания. Содержание обвинительного акта регламентируется ст.225 УПК.

 

Глава 2 Полномочия дознавателя.

2.1.Общие полномочия дознавателя.

Уголовно процессуальный кодекс наделил дознавателя определенным кругом полномочий указанных в статье 40 ,(это в случае наделения начальника органа дознания  полномочиями) 41 УПК РФ.

  1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. 
    2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. 
    3. Дознаватель уполномочен: 
    1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение; 
    2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. 
    4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения. 
    Комментарий к статье 41 
    1. В комментируемом законе дознаватель впервые назван в качестве самостоятельного участника уголовного судопроизводства. В УПК РСФСР использовался термин "лицо, производящее дознание". Впервые сформулировано и понятие данного участника уголовного процесса. Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК России (п. 7 ст. 5 УПК (см. комментарий)). 
    2. Комментируемая норма устанавливает полномочия дознавателя. Норма носит отсылочный характер, поскольку для уяснения объема компетенции дознавателя необходимо обратиться к нескольким нормам закона. 
    3. На дознавателя возложено осуществление полномочий, присущих органу дознания на основании п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК России, а именно полномочий по производству расследования преступлений в форме дознания. Понятие и процессуальный порядок производства дознания определены п. 8 ст. 5 и правилами главы 32 УПК. 
    4. Полномочия по производству расследования преступлений в форме дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. Под "возложением" процессуальных полномочий следует понимать момент делегирования этих полномочий от начальника органа дознания должностному лицу органа дознания. "Делегировать" в переводе с латинского языка означает "уполномочивать

 

2.2.Конкретные  полномочия дознавателя.

В этом разделе мы поговорим о конкретных полномочиях (процессуальных действиях) ,которые как мы выясняли , дозволены ему с разрешения начальника органа дознания ,либо заместителя начальника органа дознания, а именно, это будут:

  • допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого)

  • очная ставка

  • обыск (в том числе личный обыск) и выемка

  • осмотр

  • эксгумация

  • освидетельствование

  • предъявление для опознания

  • следственный эксперимент

  • проверка показаний на месте

  • наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию

  • назначение судебной экспертизы6

Все вышеперечисленное является следственными действиями, так же дознавателю дозволено пользоваться мерами пресечения, о которых мы поговорим после того как вкратце осветим, что из себя представляет каждое из следственных действий.7

-Допрос (ст. 187–191 Уголовно-процессуального кодекса) представляет собой следственное действие, состоящее в получении показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела.

Лицо вызывается на допрос повесткой, в которой указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи.

- Очная ставка (ст. 192 Уголовно-процессуального кодекса) – следственное действие, состоящее в одновременном допросе двух ранее допрашиваемых лиц по существенным для дела обстоятельствам, по поводу которых они дают противоречивые показания.

Следователь(дознаватель) выясняет у лиц, между которыми проводится очная ставка, знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся между собой. Допрашиваемым лицам поочередно предлагается дать показания по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка.

- Обыск производится на  основании постановления следователя. Обыск в жилище производится  на основании судебного решения, принимаемого в соответствии  со ст. 165 Уголовно-процессуального кодекса.

-Осмотр (ст. 176–178 Уголовно-процессуального кодекса). Закон различает несколько видов осмотра: осмотр места происшествия, местности, жилища, предметов и документов, осмотр трупа. Они производятся в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

-Проводится для осмотра  и исследования причины смерти (в том числе и повторных), установления  личности покойника, открытия новых  фактов и улик по уголовному  делу, реже для его перезахоронения

- Освидетельствование (ст. 180 Уголовно-процессуального кодекса) представляет собой осмотр тела человека с целью обнаружения на нем особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы.

- Предъявление для опознания (193 Уголовно-процессуального кодекса) – это следственное действие, состоящее в показе потерпевшему, свидетелю, подозреваемому или обвиняемому какого-либо объекта с целью установления тождества или различия с объектом, бывшим в прошлом предметом наблюдения опознающего.

- Следственный эксперимент (ст. 181 Уголовно-процессуального кодекса) – это следственное действие, заключающееся в проведении специальных опытов с целью получения новых или проверки имеющихся доказательств, а также для проверки следственных версий о механизме совершения преступления, происхождении каких-либо фактов и следственных версий о механизме совершенного преступления.

- Наложение ареста на  почтово-телеграфные отправления (ст. 185 Уголовно-процессуального кодекса). Согласно ст. 23 Конституции ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.

- Производство судебной  экспертизы (гл. 27 Уголовно-процессуального кодекса). Судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее в производстве по поручению органов дознания, предварительного следствия и суда в установленной законом процессуальной форме специальных исследований объектов в отдельных областях науки, искусства или ремесла и даче заключения по вопросам, поставленным по существу дела.

Теперь мы перейдем к мерам пресечения, о которых говорилась выше.

Меры пресечения — в уголовно-процессуальном праве, принудительные меры, временно ограничивающие права личности, применяемые органами дознания, следователем и судом к обвиняемым, в исключительных случаях к подозреваемым при наличии предусмотренных в законе оснований с целью лишить их возможности скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу или продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.

Информация о работе Орган дознания: понятие,функции и обязанности