Организация надзора и управления в органах прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 00:39, контрольная работа

Краткое описание

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 20 от 28 мая 1992 г. "Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации'" и ряд других приказов об организации отдельных направлений надзорной и иной деятельности прокуроров в существенной степени способствуют улучшению организации работы в органах прокуратуры в целом. Задача состоит в том, чтобы повысить роль руководителей органов прокуратуры — от прокурора района до прокурора субъекта РФ, — в успешном осуществлении оперативного контроля за работой подчиненных прокуроров и следователей.

Содержание

1. Задачи и пути совершенствования организации
надзора и управления в органах прокуратуры 3
2. Стиль и методы руководства и управления в органах прокуратуры 8
3. Планирование работы в органах прокуратуры 10
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

организация надзора и управления в органах прокуратуры.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Одним из условий, обеспечивающих успешное выполнение прокурором возложенных на него обязанностей, является полная и объективная информированность его о состоянии законности не только в районе или городе, но и на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на этих территориях. В пределах своей компетенции прокурор должен быть самой информированной фигурой. Именно от него должны получать полную и правдивую информацию органы государственной власти и управления, общественные организации и трудовые коллективы. Чтобы выполнить эту задачу, прокурору надлежит хорошо ориентироваться в оперативной обстановке, знать тенденции в структуре и динамике преступности, состоянии общественного мнения.

Успех в осуществлении  прокурорского надзора за исполнением  законов в существенной степени зависит и от того, как прокурор сможет определить место возглавляемой им прокуратуры и свою роль в решении задач по укреплению законности и правопорядка в республике, крае, области, городе и районе. При правильно организованном прокурорском надзоре ни один вопрос, связанный с организацией борьбы с преступностью и иными правонарушениями, не может и не должен решаться без участия прокурора, независимо от того, в каких органах государственной власти и управления решаются эти вопросы.

Одним из непременных  условий научной организации  труда в органах прокуратуры  является высокая профессиональная подготовка прокуроров и следователей, соответствующая их квалификация, безупречное знание порученного дела. Эти требования имеют все более возрастающее значение, ибо с каждым годом изменяется и совершенствуется законодательство по всем без исключения отраслям права. Вместе с этим совершенствуется и прокурорский надзор по всем его основным направлениям. Задачи по повышению квалификации и профессионального уровня прокуроров и следователей являются первостепенными среди иных задач, стоящих перед Генеральным прокурором РФ. В этом плане используются не только учебные заведения при Генеральной прокуратуре РФ, но и различные формы повышения квалификации и профессионального уровня на местах. Особое значение придается совершенствованию форм по повышению прокурорами своего профессионального уровня.

 

3. Планирование  работы в органах прокуратуры

 

Своевременное и качественное планирование работы является одним  из условий успешного выполнения прокурорами стоящих перед ними задач по осуществлению надзора  за исполнением законов. Генеральный  прокурор РФ в приказе № 2 от 17 января 1994 г. "О регламенте работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации" подчеркивает, что планирование работы является эффективным средством руководства и управления деятельностью нижестоящих органов. Продуманное, реальное планирование позволяет руководителям органов прокуратуры мобилизовать коллектив на решение главных, наиболее острых проблем по укреплению законности и правопорядка. Планирование позволяет сделать правильный выбор направления в работе, рационально распределить силы, а также максимально использовать имеющиеся возможности по дальнейшему укреплению законности и правопорядка.

В органах прокуратуры  осуществляется как текущее, так  и перспективное планирование. Текущий план составляется на полугодие, перспективный — на 3—5 лет. Переход с поквартального на полугодовое текущее планирование позволил сократить объем планов и количество заданий, способствовал развитию инициативы и самостоятельности нижестоящих органов в планировании своей работы. Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов РФ ориентируют нижестоящих прокуроров на составление компактных, небольших по объему планов. Это позволяет обеспечить их качественное выполнение и в то же время без ущерба для дела решение всех "текущих" дел. Как перспективное, так и текущее планирование обеспечивает необходимую целенаправленность, последовательность и согласованность действий как отдельных звеньев, так и всей системы органов прокуратуры. Составители плана должны исходить из глубокого и всестороннего анализа обстановки, состояния законности, структуры и динамики преступности в городе, области, республике. При составлении планов важно не только определить перечень вопросов, требующих своего разрешения, но и наметить конечную цель, которую необходимо достичь выполнением планового задания.

Процесс текущего планирования Генеральной прокуратуры начинается с составления плана на предстоящее  полугодие. Управления и отделы вносят свои предложения о включении  в план каких-либо мероприятий. В  план включаются мероприятия, выполнение которых возложено на одно или несколько управлений и отделов, с привлечением прокуратур республик, краев и областей. Проект выносится на обсуждение Коллегии Генеральной прокуратуры. После одобрения проекта Коллегией Генеральный прокурор РФ утверждает план и направляет его прокурорам субъектов РФ, военным и транспортным прокурорам. В план Генеральной прокуратуры включаются проверки подчиненных прокуратур, связанные с результатами их работы за определенный период или по отдельным отраслям надзора; изучение и распространение положительного опыта работы одной или нескольких прокуратур; проверка деятельности каких-либо министерств, комитетов или ведомств по исполнению законодательства.

План работы Генеральной  прокуратуры является в определенной мере ориентиром для прокуратур субъектов РФ, нижестоящих прокуратур. Прокуроры субъектов РФ включают в свои планы те мероприятия, которые они считают актуальными для своих территорий. Генеральный прокурор РФ не связывает инициативы нижестоящих прокуроров в планировании их работы. Из запланированных Генеральным прокурором мероприятий нижестоящие прокуроры включают в свои планы лишь те, которые приемлемы для них с учетом состояния законности, структуры и динамики преступности, а также местных особенностей. При составлении планов местные прокуроры учитывают те "болевые" точки, которые на данный период требуют внимания органов прокуратуры. Например, при анализе состояния законности прокурор выявил рост преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних. Это не может быть оставлено без внимания. Совместно с другими правоохранительными органами, местными органами власти и управления прокурор должен включить в план работу по борьбе с преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних. К сожалению, не всегда руководители прокуратур видят негативные явления, носящие распространенный характер, вызывающие справедливое возмущение граждан и требующие их внимания. Например, в районе или городе процветают массовые хищения и обман потребителей, а прокуроры не замечают этих преступлений и не включают в планы работы борьбу с ними.

Генеральный прокурор РФ ориентирует руководителей органов  прокуратуры на то, чтобы они активно воздействовали на совершенствование планирования, но не сковывали инициативу нижестоящих прокуроров. Научные исследования, проведенные НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, подтверждают, что 45% проверок, проведенных прокурорами районов и городов по указаниям вышестоящих прокуроров, оказались безрезультатными. В то же время из запланированных самими прокурорами районов и городов не дали результатов лишь 15% проверок, что вполне допустимо, так как заранее не всегда возможно предвидеть результат намечаемой проверки.

Для того, чтобы план работы нижестоящих прокуратур, в особенности районных и городских, был актуальным и реальным для исполнения, вышестоящие прокуроры должны изучать планы этих прокуратур. Если в них. есть недостатки, руководители должны на них указать, высказав свои советы и рекомендации. Планирование работы будет успешным только тогда, когда руководители органов прокуратуры будут осуществлять контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий и за исполнением плана в целом. Контроль за исполнением плана — неотъемлемая часть научной организации труда и управления в органах прокуратуры. Руководителю прокуратуры в каждом случае надлежит выяснить причины невыполнения плана, и при отсутствии уважительных причин строго взыскать за это с виновных работников прокуратуры. Это повышает ответственность исполнителей за своевременное и качественное выполнение заданий. Обсуждение хода и итогов выполнения планов на оперативных совещаниях или на заседаниях коллегий способствует также укреплению плановой и исполнительской дисциплины.

4. Контроль исполнения  в органах прокуратуры

Контроль со стороны  руководителя должен быть повседневным и действенным. Постоянно действующий контроль за деятельностью органов прокуратуры, за своевременностью и правильностью исполнения решений, принимаемых прокурорами и следователями, является важным практическим средством должного исполнения ими своих функций. Это в конечном итоге обеспечивает действенность, результативность прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве. Недостаточно принять какое-либо решение, оно может быть и хорошим, отвечающим потребностям сегодняшнего дня, но желаемый результат будет достигнут только при обеспечении контроля за его исполнением. Если не будет обеспечено надлежащего контроля, это решение может остаться только на бумаге. Принятое решение должно находиться на личном контроле руководителя до тех пор, пока оно не исполнено.

Некоторые руководители органов прокуратуры допускают  ошибку, поручая осуществление контроля за исполнением решений техническим работникам прокуратуры. Это сугубо процессуальная деятельность самого прокурора, одна из его неотложных обязанностей. Закон о прокуратуре закрепил положение о том, что Генеральный прокурор РФ осуществляет не только руководство деятельностью органов прокуратуры, но и контроль за их деятельностью. Это одно из ответственных полномочий Генерального прокурора РФ. Аналогичная обязанность возложена также на прокуроров республик, краев, областей, военных и транспортных прокуроров. Выработанная в прокуратуре система контроля предполагает: охват всех без исключения работников аппарата, без дублирования и подмены одного работника другим; учет всех стадий работы прокуратуры, всех ее участников и направлений; ответственность руководителя за организацию контроля и личное участие в нем; повышение роли коллегий в контроле за исполнением решений.

В обеспечении исполнительской  дисциплины прокуроров и следователей важное значение имеют приказы и указания Генерального прокурора РФ, носящие обязательный характер для всех органов прокуратуры. Весьма характерно, что в каждом из своих руководящих приказов Генеральный прокурор РФ возлагает контроль за его исполнением на одного из своих заместителей.

Особо важные участки  деятельности органов прокуратуры  требуют контроля за исполнением  со стороны самого руководителя. Так, в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ № 90 от 15 декабря 1998 г. "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" обязанность по обеспечению этой работы возложена на руководителей прокуратур и их структурных подразделений.

Постоянно действующий  контроль и проверка исполнения должны быть подчинены конечной задаче —  определить наиболее действенные, рациональные пути ее решения. Если, например, в своем приказе Генеральный прокурор предложил подчиненным прокурорам разработать и осуществить меры по борьбе с наркоманией, то будет недостаточно, если эти меры будут лишь выработаны и отражены в соответствующих директивных указаниях. Надо, чтобы на деле они дали положительные результаты.

Подчас живой оперативный контроль подменяется контролем бумажным: послали в нижестоящую прокуратуру письменный запрос, получили ответ, и на этом процесс контроля завершается. На деле же оказывается, что положение ничуть не изменилось. Тогда приходится принимать повторное решение по тем же проблемам, что снижает требовательность к кадрам. Ведь давно известно, что даже самый дисциплинированный и добросовестный работник нуждается в постоянном контроле за его работой.

Система контроля исполнения. В Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов РФ создана стройная, четкая система контроля, позволяющая вовремя установить или предупредить невыполнение или неправильное выполнение приказа, инструкции или указания соответствующего прокурора. В эту систему включены все управления и отделы. Работу по осуществлению контроля исполнения координирует организационно-контрольный отдел (управление). Определяется единая методика и тактика контроля и проверки исполнения, формы реагирования на установленные нарушения или факты недисциплинированности; устанавливаются объем, пределы полномочий руководителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов по устранению допущенных нарушений. При этом Генеральный прокурор РФ всемерно повышает роль зональных прокуроров, которые стоят ближе других к исполнителям.

Наиболее универсальной  формой контроля является представление  письменных отчетов или устных докладов о проделанной работе, об итогах или предварительных результатах  выполнения данного поручения.     "

Определенное значение в контроле и проверке исполнения имеет совершенствование техники контроля. Неправильно считать эту проблему "канцелярской", чисто технической. Соблюдение требований техники контроля и исполнения в органах прокуратуры весьма важно потому, что каждый вопрос, находящийся на контроле, так или иначе связан с охраной прав и законных интересов государства, общества или отдельных граждан.

Следующая форма контроля — это проверка исполнения на месте. Преимущество этой формы заключается в том, что при проверке на месте можно не только установить причины невыполнения задания или запоздалого его исполнения, но и оказать практическую помощь в организации и реализации необходимых мер. Может оказаться, что прокурор, которому поручено выполнение задания, не имеет достаточного опыта, не знает методики проведения проверки состояния законности и правопорядка. Проверка на месте позволяет вместе с тем внедрить в практику органов прокуратуры передовые методы надзора и более эффективные средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона. Такая форма контроля является вместе с тем одной из действенных форм управления и реализации принципа единоначалия и строгого подчинения нижестоящих прокуратур вышестоящим.

Исходя из требований Генерального прокурора РФ, проверки нижестоящих прокуратур проводятся комплексно, с полным охватом всей их деятельности или по отдельным направлениям прокурорской деятельности. Проводятся также проверки в порядке контроля по устранению отмеченных недостатков. Не допускаются необоснованно частые выезды в одни и те же прокуратуры и разобщенные выезды работников аппарата республиканских, краевых и областных прокуратур, если они не вызваны какими-либо экстраординарными обстоятельствами. Не изжиты еще в органах прокуратуры случаи, когда проверка проводится только потому, что "там давно не были". А на деле надо проверять ту прокуратуру, в которой "только что были", а дело не улучшилось.

Информация о работе Организация надзора и управления в органах прокуратуры