Общие условия предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:40, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является обобщение результатов исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов, авторских исследований, на основе исследования теоретических работ законодательства и практики выявить имеющиеся проблемы и сформулировать предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе производства предварительного расследования, а так же авторские работы, которые в той или иной степени описывают общие условия предварительного расследования.
Предметом исследования являются развитие и современное состояние правового статуса предварительного расследования.

Содержание

Введение
Глава 1. Формы предварительного расследования
&1.1 Дознание как форма предварительного расследования
&1.2 Предварительное следствие как форма предварительного расследования
Глава 2. Условия предварительного расследования
&2.1 Подследственность
&2.2 Начало и окончание предварительного расследования
Глава 3. Меры, связанные с обеспечением прав и законных интересов участников уголовного процесса
&3.1 Рассмотрение ходатайства
&3.2 Меры попечения о детях и обеспечение сохранности имущества подозреваемого и обвиняемого
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Общие условия предварительного расследования.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Право заявления ходатайств в любой момент производства по делу и в любом объеме и количестве - проявление принципа равноправия сторон, поскольку основным способом защиты прав и законных интересов подозреваемым, обвиняемым, его защитником, потерпевшим и его представителем, частным обвинителем, гражданским истцом и гражданским ответчиком и их представителями является право заявления ходатайств о производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений, т.к. сбор доказательств - исключительная прерогатива органа дознания, следователя, прокурора и суда.

Ходатайства, заявленные при производстве по уголовному делу, подлежат рассмотрению и разрешению непосредственно после их заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее трех суток со дня его заявления1. Однако это правило знает исключения. Так в соответствии с ч. 4 ст. 432 УПК ходатайство несовершеннолетнего о прекращении или продлении срока его пребывания в специализированном учреждении для несовершеннолетних рассматривается судьей в течение десяти суток со дня поступления ходатайства.

По заявленному ходатайству дознавателем, следователем, прокурором и судом может быть вынесено одно из следующих решений: об удовлетворении ходатайства в полном объеме; о частичном удовлетворении ходатайства; о полном отказе в удовлетворении ходатайства. Статья 159 УПК РФ устанавливает обязанность следователя, дознавателя рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке установленном гл.15 УПК РФ.

Заявленное и отклоненное в ходе дознания, предварительного следствия, предварительного слушания, судебного разбирательства ходатайство может быть заявлено вновь, независимо от причины его отклонения. Об удовлетворении ходатайства, а также, о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь, судья выносит – постановление, а суд – определение. Повторное заявление ходатайств должно также быть мотивированным1.

Процессуальные сроки – это установленное законом время для совершения тех или иных процессуальных действий. Ограничение во времени принятия решения по заявленному ходатайству является гарантией защиты прав лица, заявившего ходатайство, поскольку при несогласии с принятым по ходатайству решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его.

Рассмотрение и разрешение ходатайства в ходе предварительного расследования может быть отложено, но не более чем на трое суток. Если ходатайство заявлено на стадии судебного разбирательства, то оно подлежит немедленному рассмотрению и разрешению.

Лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, обязано рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство. Подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям не может быть отказано в ходатайстве о допросе дополнительных свидетелей, производстве судебных экспертиз и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, могут иметь существенное значение для уголовного дела. Необоснованный полный или частичный отказ в удовлетворении ходатайств об установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и может повлечь направление дела для производства дополнительного расследования.

Как само ходатайство, так и постановление об отказе в удовлетворении ходатайства должны быть мотивированными. Вручение заявителю второго экземпляра (копии) постановления об отказе в удовлетворении, полном или частичном удовлетворении под роспись о вручении не позднее трехдневного срока с момента заявления ходатайства является формой уведомления. В значение понятия "юридическая помощь" входит обязанность разъяснения значения, форм, смысла и юридических последствий заявленного ходатайства.

Дополнительной гарантией равноправия сторон и легализации доказательств в ходе судебного разбирательства является положение ч. 4 ст. 271 УПК РФ, согласно которому суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве свидетеля или специалиста, явившегося в суд по инициативе одной из сторон. В рамках состязательного процесса государственный обвинитель обязан не только соблюдать закон, но и реагировать на любое нарушение, а если оно не устранено, своевременно принести протест путем заявления соответствующих ходатайств, высказывания мнения по возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам. Прокурор, как и любой участник процесса, вправе высказывать возражения против неверных, с его точки зрения, действий суда, подлежащие занесению в протокол судебного заседания1. Кроме перечисленного, необходимо отметить, что правом заявлять ходатайства наделены прокурор, а также следователи и дознаватель, с согласия прокурора – по вопросам избрания меры пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу, продления меры пресечения в виде заключения под стражей, производства обыска по месту жительства, прослушивания телефонных переговоров, проверки почтовой и иной корреспонденции и другим вопросам, затрагивающим конституционные права граждан.

В таких случаях следователь или дознаватель с согласия прокурора или сам прокурор возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, которое рассматривается в судебном заседании и по которому суд выносит постановление об удовлетворении или об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства.

 

3.2 Меры попечения о детях  и обеспечение сохранности имущества  подозреваемого и обвиняемого

 

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или одного из родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законном порядке1.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разборку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создания для них государственных учреждений и центров.

Обязанность следователя, дознавателя принимать меры попечения о детях, иждивенцах заключенного под стражу подозреваемого или обвиняемого, и меры по обеспечению сохранности его имущества. Если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постоянном уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения.

Близкие родственники – это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья, родные сестра, дедушка, бабушка, внуки, а родственники – все иные лица, за исключением перечисленных, состоящие в родстве1.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное, общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждение среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение оздоровления, регулярных медицинских осмотров, так же могут предоставляться путевки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные учреждения, с оплатой проезда к месту лечения и обратно. Размер и порядок возмещения расходов в образовательные учреждения на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях, всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Дети и дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.1

Мерами по сохранности остающегося без присмотра имущества являются передача его на хранение заслуживающим доверие лицам, жилищной организации.

Меры по защите потерпевшего, его представителя, свидетеля и их близких могут иметь как "оборонительный", так и "наступательный" характер. Во-первых, по мотивированному постановлению следователя с согласия прокурора личность свидетеля или потерпевшего можно "засекретить", а в материалах дела указывать их псевдоним (ч. 9 ст. 166 УПК РФ). В суде эти лица могут давать показания в условиях, исключающих их визуальное наблюдение другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК РФ). Во-вторых, активные средства обеспечения безопасности состоят в выявлении и привлечении к ответственности лиц, виновных в посягательствах на участников процесса; а также в избрании более строгих мер пресечения к обвиняемым.

В случае заключения под стражу лица, у которого имеются несовершеннолетние дети, при отсутствии у них другого родителя органы, выносящие постановление о заключении под стражу такого лица, сообщают:

а) городскому (районному) отделу здравоохранения о детях в возрасте до 3 лет, городскому отделу народного образования о детях в возрасте 3 лет и старше, если дети проживают в городе;

б) сельскому Совету народных депутатов - о детях, проживающих в сельской местности, а в отношении детей членов колхоза, - кроме того, правлению колхоза.

При заключении под стражу женщин, имеющих детей в возрасте до 2 лет, они могут взять этих детей с собой.

При отсутствии у детей, оставшихся без родителей, близких родственников, которые могли бы взять на себя содержание этих детей, или если эти родственники отказались принять детей на свое содержание, органы здравоохранения или народного образования по принадлежности обязаны поместить таких детей в соответствующие детские учреждения.

Если беспризорность ребенка наступила во время отбывания лишения свободы одним из родителей, вследствие смерти другого родителя, устройство ребенка в соответствии с требованиями кодекса о браке и семье РСФСР, возлагается на городской отдел народного образования или сельсовет по принадлежности. 1

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дипломной работе более подробно, насколько было возможно из источников, описаны аспекты предварительного расследования. И в заключение необходимо сделать выводы об особенностях и формах такого уголовно-процессуального действия, как предварительное расследование.

Существует две формы предварительного расследования:

1.предварительное следствие

2.дознание

Дознание ¾ это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание проводится по подследственности определенными органами по определенным категориям дел, указанным в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения, или, постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела.

Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания осуществляется на всем протяжении их деятельности.

Основное различие между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. По сравнению с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования предусматривающую специальные правила производства по уголовным делам.

Под подследственностью подразумевается, прежде всего, совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного расследования.

УПК РФ установлено, когда предварительное расследование проводится, а когда не проводится и уголовное преследование осуществляется потерпевшим.

Подследственность обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление.

Информация о работе Общие условия предварительного расследования