Общие условия предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:40, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является обобщение результатов исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов, авторских исследований, на основе исследования теоретических работ законодательства и практики выявить имеющиеся проблемы и сформулировать предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе производства предварительного расследования, а так же авторские работы, которые в той или иной степени описывают общие условия предварительного расследования.
Предметом исследования являются развитие и современное состояние правового статуса предварительного расследования.

Содержание

Введение
Глава 1. Формы предварительного расследования
&1.1 Дознание как форма предварительного расследования
&1.2 Предварительное следствие как форма предварительного расследования
Глава 2. Условия предварительного расследования
&2.1 Подследственность
&2.2 Начало и окончание предварительного расследования
Глава 3. Меры, связанные с обеспечением прав и законных интересов участников уголовного процесса
&3.1 Рассмотрение ходатайства
&3.2 Меры попечения о детях и обеспечение сохранности имущества подозреваемого и обвиняемого
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Общие условия предварительного расследования.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Теперь – о специальных правилах подследственности, которые позволяют определить подследственность в тех случаях, когда имеет место конкуренция родовой подследственности нескольких органов предварительного расследования и в законе не имеется указаний на персональную подследственность. Правило о подследственности по связи дел содержится в ч. 6 ст. 151 УПК РФ. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 150, 285, 286, 290-293, 306-310, 311 (ч. 2), 316 и 320 УК РФ, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное уголовное дело.

Следователь любого следственного аппарата может расследовать эти дела, причем как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания – в частности по делам о преступлениях.1

Особо надо указать на то обстоятельство, что ст. ст. 290-293 УК РФ, приведены в перечнях статей уголовного закона, относящихся к родовой подследственности и следователей органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ), и следователей прокуратуры (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Если в данном указании законодателя заложен определенный смысл, то можно говорить об ограничении действия рассматриваемого правила о подследственности уголовных дел. Впрочем, здесь скорее следует говорить о небрежности законодательной техники. Нельзя разумно объяснить, почему по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 290-293 УК РФ, предварительное следствие не могут производить следователи ФСБ или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Правило о подследственности по связи дел не должно иметь такого рода изъятий. Сложнее сделать вывод относительно определения подследственности уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ (подследственность органов внутренних дел, прокуратуры и ФСБ), ст. 211 УК РФ (подследственность органов внутренних дел, прокуратуры и ФСБ), ст. 227 УК РФ (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры), ст. 304 УК РФ (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры) и ст. 359 УК РФ (подследственность следственного комитета при прокуратуре РФ и ФСБ). Предметные подследственности в приведенных случаях перекрывают друг друга. Кроме того, как следует из п. 1 ч. 3 ст. 150, п. п. 3, 4 ч. 3 ст. 151, а также ч. 5 ст. 151 УК РФ, по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ, может производиться дознание дознавателями органов ФСБ, или дознавателями таможенных органов, или следователями органа, выявившего эти преступления. Причем последние могут проводить по ним и предварительное следствие.

Полагаем, что во всех приведенных случаях конкуренции подследственности применимо правило об альтернативной подследственности1.

Правило об альтернативной подследственности приводится в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Суть этого правила состоит в том, что предварительное расследование производится дознавателем или следователем органа, выявившего данное преступление. Согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 159 (ч. ч. 2 и 3), 160 (ч. ч. 2 и3), 171 (ч. 2), 171.1 (ч. 2), 172-174, 174.1, 176, 183, 185, 187, 188, 190, 191 (ч. 2), 192, 193, 195-197, 201, 202, 204, 206, 208-210, 222 (ч. ч. 2 и 3). 226 (ч. ч. 2-4), 272-274, 282.1, 282.2, 308, 310, 327 (ч. 2), 327.1 (ч. 2) УК РФ, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

Помимо случаев, специально указанных законом, данное правило применяется для разрешения и других случаев конкуренции предметных подследственностей нескольких органов предварительного расследования, которые выше были приведены нами. Это правило позволяет компетентному органу, так сказать, явочным порядком распространить свою подследственность на то или иное дело.

Конечно, значение этого правила не абсолютно. Ибо, как уже указывалось, прокурор обладает универсальными (исключительными) полномочиями на определение подследственности уголовных дел. С учетом сказанного отметим, что в современных условиях правило об альтернативной подследственности проявляется двояко. Во-первых, правило об альтернативной подследственности прямо сформулировано для случаев, которые непосредственно указаны в ч. 3 ст. 151 УПК РФ, а во-вторых, это правило фактически действует в ситуациях реальной конкуренции предметных подследственностей двух и более ведомств.

В последнем случае окончательное решение по определению подследственности остается за прокурором. Прокурор определяет орган, да и саму форму предварительного расследования, что вытекает из его процессуальных полномочий, приведенных в п. п. 2, 4, 8, 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

Прокурор, руководствуясь ст. 153 УПК РФ, принимает решение о соединении уголовных дел, дает согласие на выделение уголовного дела. Решение о выделении уголовного дела, если оно выделяется в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, может быть принято или самим прокурором, или дознавателем, следователем с согласия прокурора – на основании ч. 4 ст. 146, п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. В ст. 154 УПК РФ ничего не говорится о том, кто и по каким правилам определяет подследственность выделенного в отдельное производство уголовного дела. Полагаем, что последнее слово в решении этого вопроса – за прокурором.1

 

2.2 Начало и  окончания предварительного расследования

 

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, вне зависимости от того, принято ли оно к производству, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление1:

- о возбуждении уголовного дела  и о принятии его к своему  производству;

- о возбуждении уголовного дела  и передаче его прокурору для  определения подследственности.

Если уже возбужденное дело передается следователю, дознавателю в соответствии с подследственностью или по иным основаниям, предусмотренным УПК РФ (например, отвод следователя, расследовавшего дело), то он выносит постановление о принятии его к своему производству, либо о передаче уголовного дела прокурору для направления по подследственности.

Необходимо подчеркнуть, что принятие следователем (дознавателем) уголовного дела к производству является важным в процессуальном смысле юридическим фактом, позволяющим следователю, дознавателю осуществлять процессуальные действия и принимать процессуальные решения, в частности, о применении мер уголовно-процессуального принуждения.

Отсутствие постановления о принятии уголовного дела к своему производству либо отсутствие в постановлении о возбуждении уголовного дела решения следователя (дознавателя) о принятии его к своему производству служит основанием для признания доказательств, полученных в ходе производства по уголовному делу, недопустимыми. Если следователю или дознавателю поручается производство, по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

Окончание предварительного расследования - это завершающий этап стадии предварительного расследования1.

На этом этапе совершается ряд процессуальных действий, направленных на оценку всех собранных по делу доказательств, осуществляются восполнение пробелов проведенного расследования, оформление материалов уголовного дела, формулирование и обоснование окончательных выводов.

При окончании предварительного расследования следователь или дознаватель анализируют и оценивают все материалы уголовного дела, проверяют полноту, всесторонность и объективность исследования обстоятельств совершенного преступления. Придя к убеждению, что в процессе расследования использованы все предусмотренные законом возможности для установления истины по делу, доказаны все необходимые обстоятельства, они прекращают производство следственных действий и сбор доказательств, систематизируют материалы дела и принимают решение о дальнейшем его направлении.

Закон предусматривает три формы окончания предварительного следствия (ст. 158 УПК РФ):

1) составление  обвинительного заключения и  направление дела прокурору;

2) прекращение  уголовного дела;

3) составление  постановления о направлении  дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Дознание заканчивается:

1) составлением  обвинительного акта и направлением  дела прокурору;

2) прекращением  уголовного дела.

Поскольку дознание не производится по делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим заболеванием после совершения преступления, оно не может закончиться направлением дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Предварительное расследование заканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, когда полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства совершенного преступления, полностью доказана виновность обвиняемого и отсутствуют основания для прекращения уголовного дела.

Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя. О факте уведомления и разъяснения указанного права составляется протокол.

Об окончании следственных действий следователь также уведомляет защитника и законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном деле. Одновременно следователь должен сообщить о месте, дате и времени ознакомления с материалами уголовного дела.

Кроме того, правом на ознакомление с материалами дела обладают потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители1. Следователь обязан сообщить им об окончании предварительного следствия и выяснить, желают ли они ознакомиться с материалами уголовного дела.

Если от кого-либо из этих лиц поступит устное или письменное ходатайство об этом, следователь знакомит вначале потерпевшего и его представителя со всеми материалами дела, а гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей - с материалами дела, относящимися к заявленному иску.

Если представитель потерпевшего гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то следователь откладывает ознакомление, но не более чем на 5 суток.1

После ознакомления названных выше участников процесса с материалами уголовного дела следователь обязан ознакомить с ними обвиняемого и его защитника. Они могут знакомиться с делом как вместе, так и раздельно.

Если по делу привлечено несколько обвиняемых, каждому из них материалы дела для ознакомления предъявляются отдельно.

В случае если защитник, законный представитель обвиняемого по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то предъявление материалов дела может быть отложено на срок не более 5 суток. При невозможности явки избранного обвиняемым защитника следователь по истечении 5 суток вправе предложить ему избрать другого защитника или, при наличии ходатайства обвиняемого, принимает меры для явки другого защитника. Если обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то следователь предъявляет ему материалы уголовного дела для ознакомления без участия защитника, за исключением случаев, когда участие защитника в уголовном деле является обязательным.

Если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является для ознакомления с материалами уголовного дела без уважительных причин, то следователь по истечении 5 суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников производства составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.

Правила ознакомления с материалами уголовного дела одинаковы для всех участников процесса.

Материалы дела представляются для ознакомления в подшитом и пронумерованном виде. По ходатайству заинтересованных лиц им предъявляются также вещественные доказательства, фотографии, аудио-, видеозаписи и иные приложения к протоколам следственных действий. Однако могут не предъявляться материалы, касающиеся анкетных данных, биографических и иных сведений об участниках процесса, если это необходимо для обеспечения их безопасности, а также безопасности их близких. Если невозможно предъявить вещественные доказательства (в силу их громоздкости, нахождения на хранении у потерпевшего или других лиц и т.п.), следователь должен вынести об этом постановление.

При ознакомлении с материалами дела участники процесса вправе выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. При этом они не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления со всеми материалами дела. Вместе с тем, если содержащийся под стражей обвиняемый и его защитник явно затягивают ознакомление с материалами дела, то судья по ходатайству следователя может установить для этого определенный срок. Если же и в этот срок они не ознакомятся с материалами дела без уважительных причин, следователь вправе своим постановлением прекратить ознакомление, о чем делается отметка в протоколе.

По окончании ознакомления участников процесса следователь выясняет, имеются у них ходатайства или иные заявления1.

Обвиняемому следователь обязан разъяснить право ходатайствовать при наличии на то оснований: о рассмотрении его дела коллегией из трех федеральных судей; судом присяжных; о применении особого порядка судебного разбирательства; о проведении предварительных слушаний.

Если заявленное кем-либо из участников процесса ходатайство обосновано, следователь обязан его удовлетворить. В этом случае он вправе произвести дополнительные следственные действия, после чего предоставить участникам процесса возможность ознакомиться с дополнительными материалами уголовного дела.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства следователь выносит об этом мотивированное постановление, которое объявляется лицу, заявившему ходатайство, и разъясняется порядок его обжалования.

Информация о работе Общие условия предварительного расследования