Общие положения и условия предварительного следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 01:14, контрольная работа

Краткое описание

Общие условия предварительного расследования — правовые положения (требования) организационно-правового характера, выражающие наиболее важные и специфические черты расследования и обеспечивающие эффективную деятельность по установлению истины.
В уголовно-процессуальном законе речь идет об общих условиях предварительного следствия. Однако в подавляющем большинстве случаев они распространяют свое действие и на дознание в силу ст. 120 УПК, указывающей на то, что при производстве дознания орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия.

Содержание

1. Общие положения и условия предварительного следствия.........................3
2. Сроки предварительного следствия...............................................................10
3. Процессуальные формы взаимодействия следователя и органа дознания.12.
4. Очная ставка......................................................................................................22
5. Получение образцов сравнительного исследования...........26
Задача............................................................................. ... 33
Список используемых источников и литературы .............

Вложенные файлы: 1 файл

уп контрольная.docx

— 63.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

  1. Общие положения и условия предварительного следствия.........................3

  1. Сроки предварительного следствия...............................................................10

  1. Процессуальные формы взаимодействия следователя и органа дознания.12.

  1. Очная ставка......................................................................................................22

  1. Получение образцов сравнительного исследования...........26                        

        Задача.............................................................................  ... 33

  Список используемых  источников и литературы .............35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               1. Общие положения и условия предварительного следствия

 

     Общие условия предварительного расследования — правовые положения (требования) организационно-правового характера, выражающие наиболее важные и специфические черты расследования и обеспечивающие эффективную деятельность по установлению истины.

В уголовно-процессуальном законе речь идет об общих условиях предварительного следствия. Однако в подавляющем большинстве случаев они распространяют свое действие и на дознание в силу ст. 120 УПК, указывающей на то, что при производстве дознания орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия.

      К общим условиям предварительного расследования относятся следующие положения.

1. Соблюдение правил подследственности. Нарушение требований ст. 126 УПК, выразившихся в замене предварительного  следствия на дознание, является  существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

2. Процессуальная самостоятельность  следователя. Это условие характеризует  только предварительное следствие.

3. Индивидуализация расследования  путем выделения и соединения  уголовных дел.

Согласно ст. 26 УПК, выделение дел допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на полноте и объективности исследования и разрешения дела.

Соединению в одно производство подлежат лишь дела:

а) по обвинению нескольких лиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений;

б) по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений;

в) о заранее не обещанном укрывательстве этих же преступлений.

Соединение и выделение дел производится по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи или по определению суда.

4. Своевременное начало  производства предварительного  расследования (ст. 129 УПК).

Предварительное расследование производится только после возбуждения уголовного дела. Орган дознания и следователь обязаны немедленно приступить к расследованию по возбужденным ими или переданным им делам.

Если уголовное дело возбуждено следователем и принято им к своему производству, то составляется единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В случае принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором, следователь выносит отдельное постановление о принятии дела к своему производству. Копии этих постановлений орган дознания и следователь не позднее 24 часов направляют прокурору.

5. Сочетание единоличных  и коллегиальных начал в расследовании  преступлений (ст. 129 УПК).

   По общему правилу расследование уголовного дела осуществляется единолично следователем. В то же время в случае сложности дела или его большого объема предварительное следствие может быть поручено нескольким следователям. Об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела или выносится отдельное постановление. Один из следователей (руководитель группы, бригады) принимает дело к производству и руководит действиями других следователей. В этом случае участникам процесса разъясняется право на отвод любого из состава следователей.

6. Соблюдение сроков предварительного  расследования (ст. 121 и 133 УПК).

7. Привлечение к участию  в расследовании заинтересованных  и иных лиц (ст. 1331-138 УПК).

Расследование характеризуется широким кругом его участников. В процессе расследования принимают участие специалисты, эксперты, потерпевшие, гражданский истец, гражданский ответчик, переводчики, защитники, подозреваемые, обвиняемые и др.

8. Недопустимость разглашения  данных предварительного расследования (ст. 139 УПК).

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения органа дознания, следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным.

В необходимых случаях участники процесса и другие лица предупреждаются о недопустимости разглашения данных расследования, о чем от этих лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности, предусмотренной ст. 310 УК.

9. Обязательность установления  причин и условий, способствовавших  совершению преступления, и принятия  мер по их устранению (ст. 140 УПК).

10. Обязательность удовлетворения  ходатайств, имеющих значение для  дела (ст. 131 УПК).

Лицо, производящее дознание, следователь не вправе отказать подозреваемому, обвиняемому, их законным представителям и их защитникам, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям в производстве следственных действий по собиранию доказательств, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, могут иметь значение для дела.

 Имеющими значение для дела являются обстоятельства, указанные в ст. 20,21 и 68 УПК, а равно все другие обстоятельства, выяснение которых может иметь значение для правильного расследования дела.

 О результатах рассмотрения ходатайств сообщается лицу, заявившему ходатайство. При полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства следователь обязан вынести постановление с указанием мотивов отказа.

11. Соблюдение порядка  и формы досудебной подготовки  материалов (ст. 141-142 УПК и др.).

12. Использование специальных  познаний и научно-технических  средств (ст. 1331, 1441, 184 УПК и др.).

Специальные познания реализуются в уголовном процессе в двух основных формах: в форме участия специалиста в следственных действиях и форме производства судебных экспертиз.

Научно-технические средства используются непосредственно лицом, производящим дознание, следователем или специалистом для обнаружения, изъятия и закрепления доказательств, а также экспертами при производстве экспертиз.

13. Обязательность взаимодействия  следователя с органом дознания; средствами массовой информации; населением (ст. 119,127, 128 УПК и др.).

Последние две формы взаимодействия характерны также для деятельности органов дознания.

  Взаимодействие следователя и органа дознания — согласованная их деятельность, основанная на законе и подзаконных актах, с целью наиболее успешного и эффективного решения задач уголовного процесса.

   Это взаимодействие обусловливается следующими объективными предпосылками:

а) общностью стоящих перед следователем и органом дознания задач по борьбе с преступностью;

б) различием полномочий этих органов;

в) специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью;

г) самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу.

Необходимость взаимодействия следователя и органа дознания возникает:

- при выезде на осмотр места происшествия, в том числе при раскрытии преступлений «по горячим следам»;

- при решении вопросов о возбуждении уголовных дел по оперативным материалам;

-после возбуждения уголовного дела, расследование которого отнесено к подследственности следователя;

- в следственных группах с привлечением оперативных работников, создаваемых для расследования сложных дел и дел о преступлениях прошлых лет;

- когда следователь испытывает затруднения в отыскании доказательств и их источников;

- когда в процессе расследования требуется осуществление функций, специфически присущих органу дознания;

- когда следователь один физически не может эффективно произвести конкретное следственное действие;

- когда неизвестно местонахождение имущества, на которое должен быть наложен арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества;

- когда не обнаружено лицо, совершившее преступление и подлежащее привлечению в качестве обвиняемого;

- при проведении предупредительно-воспитательной работы на обслуживаемом участке.

Правовой основой рассматриваемого взаимодействия являются нормы уголовно-процессуального законодательства, закона РФ от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», подзаконных актов Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ.

В правовой литературе различают процессуальные и организационные формы взаимодействия.

    Процессуальные формы взаимодействия — способы взаимодействия, регламентированные уголовно-процессуальным законом.

  Процессуальными формами взаимодействия являются:

      • поручение следователя органу дознания о производстве следственных и розыскных действий;
      • содействие органа дознания деятельности следователя по производству отдельных следственных действий;
      • уведомление следователя о результатах реализации оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания, до установления преступника;

производство по судебному решению контроля и записи переговоров (ст. 119, 127, 1741 УПК).

Организационные формы взаимодействия — способы взаимодействия, выработанные следственной и оперативно-розыскной практикой и регламентированные подзаконными актами.

К ним можно отнести:

      • извещение органом дознания следователя, обслуживающего участок, где совершено преступление, либо специализирующегося по делам данной категории, о начатом расследовании такого преступления;
      • направление следователю материалов проверки по данным, полученным оперативно-розыскным путем, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
      • ознакомление следователя с результатами оперативно-розыскной деятельности, имеющими отношение к возбуждаемым и расследуемым им уголовным делам;
      • согласованное планирование следственных действий и оперативных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователя;
      • совместное обсуждение собранных по делу доказательств и оперативно-розыскных данных;
      • создание следственно-оперативной группы для раскрытия преступлений «по горячим следам», для расследования сложных и трудоемких дел, а также дел о преступлениях прошлых лет (не раскрытых ранее или возвращенных на дополнительное расследование);
      • создание следственно-оперативных групп для выезда на места происшествий;
      • взаимное информирование о наличии доказательств и оперативных данных, представляющих интерес для следователя и органа дознания;
      • осуществление организационного руководства взаимодействием со стороны руководителя горрайоргана внутренних дел.

14. Наличие прокурорского  надзора (ст. 211-217 УПК), ведомственного  контроля (ст. 119,120,1271 УПК) и в ограниченных  пределах судебного контроля (ст. 113, 209, 2202 УПК и др). Надзор прокурора  осуществляется за своевременностью  и правильностью исполнения законов  органами дознания и предварительного  следствия. При этом прокурор  обладает обширными полномочиями  по осуществлению данного вида  надзора.

Ведомственный контроль за деятельностью лица, производящего дознание, осуществляется начальником органа дознания, а за деятельностью следователя — начальником следственного подразделения (отдела, части, комитета).

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Срок предварительного следствия (Статья 162)

1. Предварительное следствие  по уголовному делу должно  быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения  уголовного дела.

2. В срок предварительного  следствия включается время со  дня возбуждения уголовного дела  и до дня его направления  прокурору с обвинительным заключением  или постановлением о передаче  уголовного дела в суд для  рассмотрения вопроса о применении  принудительных мер медицинского  характера либо до дня вынесения  постановления о прекращении  производства по уголовному делу.

3. В срок предварительного  следствия не включается время  на обжалование следователем  решения прокурора в случае, предусмотренном  пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное  следствие было приостановлено  по основаниям, предусмотренным  настоящим Кодексом.

4. Срок предварительного  следствия, установленный частью  первой настоящей статьи, может  быть продлен до 3 месяцев руководителем  соответствующего следственного  органа.

5. По уголовному делу, расследование которого представляет  особую сложность, срок предварительного  следствия может быть продлен  руководителем следственного органа  по субъекту Российской Федерации  и иным приравненным к нему  руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление  срока предварительного следствия  может быть произведено только  в исключительных случаях Председателем  Следственного комитета Российской  Федерации, руководителем следственного  органа соответствующего федерального  органа исполнительной власти (при  федеральном органе исполнительной  власти) и их заместителями.

6. В случае возвращения  прокурором уголовного дела следователю  в соответствии с частью первой.1 статьи 211, частью первой статьи 214 и пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса срок для  исполнения указаний прокурора  устанавливается руководителем  следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

Информация о работе Общие положения и условия предварительного следствия