Обеспечение безопасности участников уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность корректировки отечественного законодательства в сфере защиты участников уголовного процесса и прав потерпевших обусловлена социальной и политической значимостью этой группы правоотношений, недостаточной разработкой их концептуальных правовых основ в условиях вновь формирующейся правовой системы, а также потребностью анализа правоприменительной практики в рассматриваемой области с целью выявления наиболее типичных проблем и поиска эффективных путей их решения.
Интеграционные процессы, протекающие в мире, ставят перед современным обществом качественно новые проблемы, вызванные транснациональными формами преступности, такими, как терроризм, наркоторговля, отмывание денег, коррупция, нелегальная торговля огнестрельным оружием, живым товаром и человеческими трансплантантами

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие института мер обеспечения безопасности участников уголовного процесса…………………………………………………………
Глава 2. Субъекты, в отношении которых могут применяться меры по обеспечению их безопасности………………………………………………
Глава 3. Система мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в Республике Беларусь………………………………..
3.1. Процессуальные меры безопасности………………………………
3.1.1 неразглашение сведений о личности;
3.1.2. освобождение от явки в судебное заседание;
3.1.3. закрытое судебное заседание.
3.2. Иные меры безопасности …………………………………………….
Глава 4. Сравнительный анализ мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в зарубежных странах…………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Обеспечение безопасности участников уголовного процесса.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Закон ФРГ о защите потерпевших  от 10 декабря 1986 года, стал первым шагом в системе мер, направленных на обеспечение личной безопасности жертв преступлений и их семей в ходе уголовного судопроизводства. В 1989 году Министерством внутренних дел и Министерством юстиции ФРГ образована совместная комиссия для решения проблемы борьбы с организованной преступностью, подготовлена Концепция охраны свидетелей, на основании которой в 1990 г. были приняты Общие указания федеральных и земельных министров юстиции и внутренних дел по охране находящихся под угрозой свидетелей. Данные документы закрепили цели, задачи и функции органов, обеспечивающих защиту лиц, содействующих уголовному судопроизводству.

На основании Концепции охраны свидетелей в 1993 году был принят специальный нормативный акт - Закон «О главном свидетеле», который установил защиту данного участника процесса, владеющего информацией о совершении тяжких преступлений. С учетом этого законодательного акта в ФРГ стали применяться две системы обеспечения безопасности свидетеля. Первая система представляет собой долговременную защиту, которая обеспечивается всеми доступными полицейскими методами. Вторая система направлена, главным образом, на оказание содействия защищаемому лицу в выборе нового места жительства, работы, в занятии собственным бизнесом, а также в оказании необходимой помощи материального плана. В 1998 году был принят Закон «О регулировании вопросов обеспечения защиты свидетелей, которым угрожает опасность», предусматривающий дополнительные меры, направленные на обеспечение безопасности свидетелей. Появилась возможность более «льготного» режима допроса некоторых категорий свидетелей, прежде всего, несовершеннолетних и тех, которым грозит опасность.

Не останавливаясь на недостатках  правовой базы ФРГ, направленной на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства (как выходящих за рамки исследования), необходимо сформулировать следующие выводы:

1. Институт обеспечения безопасности  участников уголовного судопроизводства в ФРГ в настоящее время находится в состоянии постоянного поиска закона для Детального реформирования нормативной базы.

2. Обоснованное на принципах  приоритета законных прав и  интересов участников уголовного  судопроизводства предложение диссертанта  о законодательном закреплении возможности отказа свидетеля от дачи показаний при наличии опасности для его здоровья, жизни и свободы в УПК ФРГ уже существует. Данное обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу обозначенной автором инициативы.

 

 

В Канаде тоже достаточно эффективно действует на общенациональном уровне Программа по защите свидетелей (Закон Канады С – 13 от 20 июня 1996г.), которая осуществляется Управлением борьбы с наркотиками Канадской Королевской конной полиции. Свидетель не может быть включен в Программу, если: нет рекомендации правоохранительных органов; Комиссаром не получены сведения о личной жизни подзащитного в полном объеме; не заключен договор между Комиссаром и свидетелем об обязательствах.

Ответственность за перемену места жительства несет офицер канадской  полиции. Полиция осуществляет постоянную защиту свидетеля во время переезда с места на место. При этом контакт защищаемого лица с членами семьи строго ограничен. Свидетель, принятый в Программу, охраняется вплоть до конца своей жизни. Соглашение о защите может быть расторгнуто лишь при следующих условиях:

  • Свидетель сам требует выхода из Программы;
  • По требованию Комиссара, если свидетель вовлечен в противоправную деятельность;
  • По требованию Комиссара, если подзащитный не выполняет требования инструкции.

Подобные программы  приняты и действуют во многих европейских странах.

 

В США, например, во всех штатах, приняты правовые акты по выдаче компенсаций жертвам преступлений, их родственникам, а также тем лицам, кто пытался предотвратить, пресечь преступление. Выплата не требует никого подкрепления просьбы решением суда, а также не зависит от Ореста и заключения под стражу преступника. Подавляющее большинство компенсаций жертвам преступлений финансируется из общих налоговых фондов, хотя некоторые из них покрываются за счет обложения правонарушителей. Сумма компенсаций на медицинскую помощь, расходы на похороны, на помощь членам семьи умершего кормильца составляет 10-15 тысяч долларов США, в некоторых штатах она достигает 50 тысяч долларов США,

 

Заключение.


Информация о работе Обеспечение безопасности участников уголовного процесса