Обеспечение безопасности участников уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность корректировки отечественного законодательства в сфере защиты участников уголовного процесса и прав потерпевших обусловлена социальной и политической значимостью этой группы правоотношений, недостаточной разработкой их концептуальных правовых основ в условиях вновь формирующейся правовой системы, а также потребностью анализа правоприменительной практики в рассматриваемой области с целью выявления наиболее типичных проблем и поиска эффективных путей их решения.
Интеграционные процессы, протекающие в мире, ставят перед современным обществом качественно новые проблемы, вызванные транснациональными формами преступности, такими, как терроризм, наркоторговля, отмывание денег, коррупция, нелегальная торговля огнестрельным оружием, живым товаром и человеческими трансплантантами

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие института мер обеспечения безопасности участников уголовного процесса…………………………………………………………
Глава 2. Субъекты, в отношении которых могут применяться меры по обеспечению их безопасности………………………………………………
Глава 3. Система мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в Республике Беларусь………………………………..
3.1. Процессуальные меры безопасности………………………………
3.1.1 неразглашение сведений о личности;
3.1.2. освобождение от явки в судебное заседание;
3.1.3. закрытое судебное заседание.
3.2. Иные меры безопасности …………………………………………….
Глава 4. Сравнительный анализ мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в зарубежных странах…………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Обеспечение безопасности участников уголовного процесса.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

В данном перечне не указаны  должностные лица, ведущие уголовный  процесс или выполняющие их поручения, должностные лица органа дознания, а также другие лица (например, контрольно ревизионных органов), способствующие уголовному судопроизводству. Обеспечение их безопасности в связи с участием в производстве по уголовному делу регламентируется специальным Законом от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Также ответственность предусмотрена уголовным законодательством.

Включение в круг защищаемых лиц всех вышеперечисленных лиц  вполне обоснованно и требуется для обеспечения выявления и раскрываемости преступлений, обеспечения прав участников уголовного процесса. Особенно актуально применение мер безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и их близких родственников, к которым вполне обоснованно раньше других стали применять меры безопасности. Потерпевшие и их близкие испытывают, и небезосновательно, чувство страха от предстоящего общения на следствии и в суде с виновным лицом. Однако должную защиту должны также обеспечивать обвиняемым и осужденным, которые располагают информацией о структуре и деятельности преступных организаций, о их местных и международных преступных связях и которые согласились сотрудничать с органами следствия. При таких условиях взаимодействия обвиняемый или осужденный могут рассчитывать на определенные меры защиты . В практике следственных и судебных органов нередки случаи, когда возможность противоправного воздействия в отношении соучастников преступления становится очевидной еще до их задержания в ходе предварительного расследования, а также в стадии судебного разбирательства. В связи с этим необходимо предусмотреть помещение этих лиц в разные учреждения при задержании, заключении под стражу и при назначении наказаний в виде лишения (ограничения) свободы.

Кроме того, на основании Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства, подписанного 28 ноября 2006 года в городе Минске главами государств – участников Содружества Независимых Государств, в том числе и Республикой Беларусь, меры безопасности могут быть применены в отношении участника уголовного процесса, находящегося за пределами Республики Беларусь.

 

 

Глава 3. Система  мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в Республике Беларусь.

 

В соответствии со ст. 66. уголовно процессуального кодекса Республики Беларусь:

1. К процессуальным  мерам безопасности относятся:

1) неразглашение  сведений о личности;

2) освобождение  от явки в судебное заседание;

3) закрытое судебное  заседание.

2. К иным мерам  безопасности относятся:

1) использование технических средств контроля;

2) прослушивание  переговоров, ведущихся с использованием  технических средств связи, и  иных переговоров;

3) личная охрана, охрана жилища и имущества;

4) изменение  паспортных данных и замена  документов;

5) запрет на  выдачу сведений.

3. С учетом  характера и степени опасности  для жизни, здоровья, имущественных  и иных прав защищаемых лиц  могут быть приняты и другие  меры обеспечения безопасности, не противоречащие настоящему  Кодексу и иным законам Республики  Беларусь.

1. Неразглашение сведений о личности

Под неразглашением сведений о личности понимается изменение фамилии, имени, отчества, других анкетных данных, изменение сведений о месте жительства и работы (учебы) в заявлениях и сообщениях о преступлениях, материалах проверок, протоколах следственных и судебных действий, а также иных документах органов, ведущих уголовный процесс, путем замены этих данных иными. Подлинные данные, образец подписи, который будет использоваться в документах защищаемого лица, и постановление о применении данной меры безопасности незамедлительно направляются органом предварительного расследования прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием, и хранятся им по правилам секретного делопроизводства. Анкетные данные о лицах, требующих их защиты, заменяются вымышленными данными, т.е. защищаемое лицо принимает участи в уголовном процессе под псевдонимом.

Производство  следственных действий с участием защищаемого  лица в ходе предварительного расследования, а также его допрос в судебном заседании могут осуществляться вне визуальной видимости других лиц, в том числе находящихся в зале судебного заседания, или с применением мер, обеспечивающих неузнаваемость защищаемого лица, о чем делается отметка в протоколе следственного действия или судебного заседания. Данная мера применяется главным образом при проведении такого следственного действия, как предъявление для опознания. В одном случае оно проводится в двух кабинетах, разделенных зеркальным стеклом, благодаря которому опознаваемое лицо не видит опознающего и понятых, находящихся в другой комнате. В другом случае, опознание проводится в двух разных кабинетах, в одном из которых находится опознающий с понятыми, а в другом – опознаваемый с другими, предъявляемыми для опознания, лицами, и с использованием видеокамеры фиксируются предъявляемые для опознания лица. С помощью технических средств полученная информация передается ни дисплей в соседнюю комнату, где и происходит опознание.

международные акты в области  прав человека и борьбы с преступностью, предусматривая возможность закрепления в законодательстве допроса под псевдонимом, вместе с тем устанавливают, что при этом должны быть приняты меры, обеспечивающие пропорциональность связанных с использованием таких средств ограничений права на защиту и преследуемой цели, а также позволяющие защитить интересы обвиняемого, с тем чтобы был сохранен справедливый характер судебного разбирательства и права защиты не были бы полностью лишены своего содержания.

 

 Освобождение от явки в судебное заседание

Требование закона о непосредственном исследовании доказательств судом и приведение в приговоре суда только тех доказательств, которые были исследованы в судебном заседании, предопределяют обязанность участия в суде всех участников уголовного процесса, вызванных в судебное заседание. Однако в целях обеспечения безопасности лиц, в отношении которых имеется угроза воздействия на них в связи с участием в уголовном деле, в том числе лиц, в отношении которых меры по обеспечению безопасности были приняты ранее органом предварительного расследования, они могут быть освобождены от явки в судебное заседание. Потерпевший, гражданский истец, их представители, свидетель, эксперт могут быть освобождены от явки в судебное заседание, когда этого требуют интересы обеспечения их безопасности или безопасности членов их семей, близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими, а также имущества, если другими мерами обеспечить безопасность не представляется возможным. Решение об освобождении их от явки в суд должно приниматься, как правило, в стадии назначения и подготовки судебного разбирательства по информации, предоставленной органом уголовного преследования при направлении уголовного дела в суд или при поступлении данной информации непосредственно от лица, требующего защиты.

При освобождении защищаемого лица от явки в судебное заседание в суде оглашаются показания, данные им на предварительном расследовании, воспроизводится звуко-, кино- либо видеозапись его допроса с  соблюдением мер, обеспечивающих неузнаваемость.

 Допрос защищаемого  лица может быть произведен  при нахождении его вне зала  судебного заседания с использованием  видеотехнических средств, обеспечивающих  его неузнаваемость.

Использование технических  средств контроля и прослушивания  переговоров

При наличии явной угрозы жизни, здоровью, имуществу защищаемого лица по его заявлению или с его письменного согласия могут использоваться технические средства контроля, а также производиться прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Оборудование жилища и имущества защищаемого лица техническими средствами контроля производится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органа, осуществляющего меры безопасности.

7. Использование технических средств  контроля и прослушивание переговоров,  ведущихся с использованием технических  средств связи, и иных переговоров  защищаемого лица осуществляются  с его согласия, выраженного в  письменной форме, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

 

 

Прослушивание переговоров производится с использованием технических средств связи в  порядке, предусмотренном ст.214 УПК, регламентирующей аналогичное следственное действие. Общим в данном случае является получение доказательств. Только в первом случае – это мера безопасности, ее целью является получение информации, указывающей на намерение обвиняемого, подозреваемого и других лиц оказать воздействие на защищаемое лицо, средства его реализации, время и место приведения его в исполнение и др., что позволит своевременно принять дополнительные меры безопасности. Во втором же случае использование технических средств контроля и прослушивание переговоров является следственным действием, которое допустимо по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, и целью его является необходимость получения доказательств по установлению обстоятельств преступления.

Данная мера по обеспечению безопасности отнесена законом к непроцессуальным, хотя, по сути, исходя из ст. 214 УПК, она является процессуальным средством, применяется по постановлению органа, ведущего уголовный процесс, в рамках уголовного дела. Само же прослушивание осуществляется специальными органами, как и при проведении аналогичного следственного действия.

Орган, осуществляющий меры безопасности, может  использовать технические средства контроля при наличии явной угрозы жизни, здоровью, имуществу защищаемого лица по его заявлению или с его письменного согласия. Оборудование жилища и имущества защищаемого лица техническими средствами контроля производится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органа, осуществляющего меры безопасности.

7. Использование технических средств  контроля и прослушивание переговоров,  ведущихся с использованием технических  средств связи, и иных переговоров  защищаемого лица осуществляются с его согласия, выраженного в письменной форме, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

 

Кроме рассмотренных  мер законом предусмотрены и  такие, как личная охрана, охрана жилища и имущества; изменение паспортных данных и замена документов;запрет на разглашение и выдачу сведений. Проводятся они вне рамок уголовного процесса, но по инициативе и решению органа, ведущего уголовный процесс.

Процессуальный  порядок применения этих мер безопасности несколько отличается от применения вышеприведенных определенно процессуальных мер, которые реализуются самим органом, ведущим уголовный процесс.

В данном же случае при наличии оснований для принятия мер безопасности орган, ведущий уголовный процесс, обязан в течение суток принять решение об их применении или отказе в их применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое незамедлительно направляется для исполнения в зависимости от подследственности уголовного дела или в орган внутренних дел, или в органы государственной безопасности по месту жительства, работы или учебы защищаемого лица. Государственный орган, которому поручено осуществление мер безопасности, незамедлительно устанавливает перечень необходимых для защиты лица или имущества мер, о чем в течение суток он уведомляет орган уголовного преследования или суд, поручивший ему, принятие этих мер, и осуществляет их реализацию. В необходимых случаях защищаемое лицо уведомляется о принятом решении и условиях, которые оно должно соблюдать. Такое уведомление является обязательным, если оно принимается по ходатайству данного лица.

Таким образом, деятельность по применению мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и других указанных  в законе лиц включает два этапа:

1) Приня

 

Личная охрана, охрана жилища и имущества

 

Обеспечение безопасности в виде личной охраны, охраны жилища и имущества защищаемого лица осуществляют органы внутренних дел  и государственной безопасности по постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс.

Личная  охрана защищаемого лица обеспечивается органом, осуществляющим меры безопасности, по постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс. Перечень подразделений, непосредственно задействованных  в обеспечении личной охраны защищаемого  лица, порядок привлечения сотрудников других подразделений, режим несения службы (выполнения служебных обязанностей), а также перечень оснащения и вооружения этих подразделений определяется руководителем органа, осуществляющего меры безопасности.

Организация, тактика, формы и методы работы по обеспечению личной охраны защищаемого лица определяются в пределах компетенции задействованных для этих целей подразделений на основании сведений о защищаемом лице.

Для обеспечения самообороны и личной безопасности защищаемого лица орган, осуществляющий меры безопасности, в случае необходимости может выдавать защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты (оружие самообороны), связи и оповещения об опасности. В качестве специальных средств индивидуальной защиты (оружия самообороны) могут выдаваться бронежилет, электрошоковое устройство, аэрозольное устройство, снаряженное веществами слезоточивого или раздражающего действия, разрешенными к применению Министерством здравоохранения. Тип выдаваемых специальных средств индивидуальной защиты (оружия самообороны) определяется в соответствии с перечнями специальных средств, состоящих на вооружении органа, осуществляющего меры безопасности.

Информация о работе Обеспечение безопасности участников уголовного процесса