Мера пресечения как исключительная мера уголовно-процессуального принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

На основании Конституции Российской Федерации (ч.4 ст.15) и УПК РФ (ч.3 ст.1) к источникам уголовно-процессуального права наряду с внутренним законодательством (УПК РФ, основанный на Конституции Российской Федерации) отнесены общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные УПК РФ, то применяются правила международного договора. Особым источником международного права являются решения Европейского Суда по правам человека.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..………….3-4
Основания и порядок применения меры пресечения
в виде заключения под стражу………………………………………….……………..5-14
Сроки содержания под стражей ……………………………………….………….…15-19
Обжалование, отмена или изменение меры пресечения……………………………20-23
Заключение ………………………………………………………………………….……24
Список использованной литературы …………………………………………….……..25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 51.15 Кб (Скачать файл)

Рассмотрев  ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений: об избрании обвиняемому или подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу; об отказе в удовлетворении ходатайства; об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. В постановлении указывается дата и время, до которых продлевается срок задержания. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, судебное решение об избрании такой меры пресечения, как заключение под стражу, может быть вынесено только при условии подтверждения достаточными данными оснований ее применения при предоставлении сторонам возможности обосновать свою позицию перед судом, с тем чтобы суд мог разрешить вопрос о содержании под стражей, основываясь на собственной оценке обстоятельств дела, а не только на аргументах, изложенных в ходатайстве стороны обвинения или в ранее вынесенном постановлении судьи об избрании данной меры пресечения.

Если  решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу выносится  в отношении подозреваемого, то на суде лежит обязанность оценки достаточности  имеющихся в деле материалов, подтверждающих законность и обоснованность указанной  меры пресечения, наличие оснований  для избрания в отношении подозреваемого именно этой меры пресечения, а также  обоснованность подозрения о совершении данным лицом преступления, в связи  с которым оно заключается  под стражу в качестве подозреваемого.

Европейский Суд по правам человека в своих  решениях обосновывает требование о  том, чтобы подозрение формировалось  на разумных основаниях, при наличии  фактов или информации, убеждающих объективного наблюдателя в том, что подозреваемый мог совершить  преступление, что должно являться неотъемлемой частью гарантий от произвольного  ареста или заключения под стражу8.

Вместе с  тем как в названных, так и  в ряде других решений Европейский  Суд по правам человека отмечал, что  п. 1 ст. 5 Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод, допускающий законный арест или  задержание лица, не предполагает необходимость  получения следственными органами достаточных доказательств для  предъявления обвинений как во время  ареста, так и в период пребывания арестованного под стражей; факты, обосновывающие подозрение при применении ареста, не обязательно должны обладать тоже степенью убедительности, как  и те, которые необходимы для предъявления обвинения — следующего этапа в процессе следствия по уголовному делу. Постановление судьи направляется прокурору, лицу, возбудившему ходатайство, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение с таким ходатайством в отношении того же лица и по тому же уголовному делу после вынесения  судьей постановления об отказе в  избрании данной меры пресечения возможно только при возникновении новых  обстоятельств, обосновывающих необходимость  заключения лица под стражу.

В соответствии с ч. 13 ст. 108 УПК не допускается  возложение полномочий по решению вопроса  о мере пресечения на одного и того же судью на постоянной основе. Эти  полномочия распределяются между судьями  в соответствии с принципом распределения  уголовных дел, с тем чтобы, по возможности, решение об избрании меры пресечения принимал не тот судья, который  впоследствии будет рассматривать  дело по существу. Постановление судьи  об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в  кассационном порядке в течение  трех суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает  решение по жалобе или представлению  не позднее чем через трое суток  со дня их поступления (ч. 11 ст. 108 УПК). Должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, обязано незамедлительно уведомить  близких родственников обвиняемого  или подозреваемого, а при их отсутствии — других родственников о месте  содержания заключенного под стражу или об изменении места содержания под стражей. Если заключение под  стражу применено к военнослужащему, об этом необходимо уведомить командование воинской части (ч. 6-12 ст. 108 УПК).  В  ряде случаев для применения заключения под стражу в качестве меры пресечения требуется соблюдение особых гарантий неприкосновенности. Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ и других лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, производится в соответствии со ст. 448, 450 УПК в порядке, установленном гл. 13 УПК. Права и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых определены Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сроки содержания под стражей

 

 

Конституционные гарантии прав личности и эффективность  уголовного судопроизводства требуют  строгого соблюдения установленных  законом сроков содержания обвиняемых (подозреваемых) под стражей. Это  требование сформулировано в ч. 2 ст. 10, а также в ч. 1 ст. 109 УПК. Содержание под стражей при расследовании  преступлений не может превышать  двух месяцев. Однако в случаях, когда  следствие в этот срок не закончено, при отсутствии оснований для  изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК, до шести  месяцев.

Такое продление  допускается «при отсутствии оснований  для изменения или отмены меры пресечения» (ч. 2 ст. 109 УПК). Европейский  Суд по правам человека неоднократно отмечал, что сохранение разумного  подозрения задержанного лица в совершении преступления является непременным  условием законности продления срока  содержания под стражей, но по истечении  определенного времени одного этого  условия уже недостаточно. Необходимы дополнительные «существенные» и «достаточные»  основания для продления срока  содержания под стражей. Продление  срока содержания под стражей  не должно предвосхищать наказание  в виде лишения свободы9. В каждом случае решения вопроса о продлении срока содержания под стражей государственные органы в соответствии с п. 3 ст. 5 Европейской конвенции должны рассмотреть возможность применения альтернативных мер обеспечения явки обвиняемого в суд. Данное положение Конвенции не только провозглашает право на «судебное разбирательство в разумный срок либо освобождение до суда», но и закрепляет, что «освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд»10.

При натачии  «существенных» и «достаточных»  оснований для продления срока  содержания под стражей и отсутствии возможности применения иной более  мягкой меры пресечения, следователь  с согласия руководителя следственного  органа и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом  ходатайство о продлении срока  содержания под стражей обвиняемого. Как показывает практика, обосновывая  подобное ходатайство, следователи (дознаватели) указывают на объединение в одно производство нескольких дел, необходимость  проведения длительных экспертиз, выход  на новые эпизоды преступлений, которые  необходимо расследовать. В этом случае срок содержания под стражей обвиняемого  может быть продлен до шести месяцев.

Если  дело приобретает затяжной характер, то дальнейшее продление срока содержания под стражей возможно в отношении  лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности дела и при наличии оснований для  избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ, иного приравненного  к нему руководителя следственного  органа либо по ходатайству дознавателя  в случаях, связанных с исполнением  запроса о правовой помощи, с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного  к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

Срок  содержания под стражей свыше 12 месяцев  может быть продлен только в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, указанного в ч. 3 ст. 31 УПК, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев. Это предельный срок содержания под стражей, его продление не допускается и обвиняемый должен быть немедленно освобожден за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК (когда продление срока содержания под стражей необходимо для того, чтобы обеспечить обвиняемому возможность ознакомиться с материалами уголовного дела по окончании следствия). Уголовное дело, оконченное расследованием не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного ч. 2, 3 ст. 109 УПК, должно быть предъявлено обвиняемому и его защитнику для ознакомления. Если дело будет предъявлено для ознакомления позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый должен быть освобожден, но за ним и его защитником сохраняется право на ознакомление с делом (ч. 6 ст. 109 УПК).

В случае если по окончании предварительного следствия сроки для предъявления уголовного дела обвиняемому и его  защитнику для ознакомления, установленные  законом (ч. 5 ст. 109 УПК), были соблюдены, но 30 суток для ознакомления с  делом обвиняемому и его защитнику  оказалось недостаточно, следователь  с согласия руководителя следственного  органа по субъекту РФ или приравненного  к нему руководителя иного следственного  органа вправе не позднее чем за семь суток до истечения предельного  срока содержания под стражей  возбудить ходатайство о продлении  этого срока перед судом среднего звена или военным судом соответствующего уровня. Судья не позднее чем через  семь суток со дня получения этого  ходатайства принимает в порядке, предусмотренном ч. 4, 8 и 11 ст. 108 УПК, одно из следующих решений: 1) о продлении  срока содержания под стражей  до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника  с материалами уголовного дела и  направления прокурором уголовного дела в суд, за исключением случая, предусмотренного ч. 6 ст. 109 УПК; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя  и освобождении обвиняемого из-под  стражи.

При этом суд, принимая решение о продлении  срока содержания под стражей  до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника  с материалами уголовного дела и  направления прокурором уголовного дела в суд, обязан указать точную дату. По смыслу ст. 109 УПК срок содержания обвиняемого под стражей продлевается судом в пределах, испрашиваемых  органами предварительного расследования. Если же суд продлит срок содержания обвиняемого под стражей без  указания предельной точной даты, то он выведет на будущее меру пресечения в виде заключения под стражей из-под судебного контроля, чем ухудшит положение обвиняемого11.

Срок  содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется  с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд (ч. 9 ст. 109 УПК). В срок содержания под стражей также засчитывается время, на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого; домашнего ареста; принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст. 460 УПК.

При повторном  заключении под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него, срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного обвиняемым (подозреваемым) под стражей ранее (ч. 12 ст. 109 УПК).

Избрать, изменить или отменить меру пресечения в процессе судебного разбирательства вправе суд (судья), руководствуясь при этом ст. 255 УПК. Это возможно как по инициативе суда, так и по ходатайству участников судебного разбирательства. Решение о мере пресечения в отношении подсудимого принимается при постановлении приговора, вынесении определения или постановления об отложении или приостановлении судебного разбирательства и т. д.

В случае избрания подсудимому меры пресечения в виде заключения под стражу, срок содержания его под стражей со дня поступления дела в суд и до вынесения приговора не может превышать шесть месяцев. Однако суд, в производстве которого находится уголовное дело о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, по истечении шести месяцев со дня его поступления вправе продлить срок содержания под стражей подсудимого. При этом предельный срок содержания под стражей в этом случае не установлен. При необходимости продления шестимесячного срока содержания под стражей суд выносит определение (постановление) о продлении срока, но не более чем на три месяца. Точно такое же постановление или определение суд будет выносить при необходимости дальнейшего продления срока содержания подсудимого под стражей.

Судебное  решение о продлении срока содержания под стражей подсудимого может быть обжаловано в кассационном порядке. Обжалование не приостанавливает производство по уголовному делу (ч. 4 ст. 255 УПК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обжалование, отмена или изменение меры пресечения

 

 

В соответствии со ст. 32, 33 Декларации прав и свобод человека и гражданина арестованный и его защитник имеют право  обжаловать в суд незаконно избранную, по их мнению, меру пресечения в ходе досудебного производства. Конституцией РФ (ст. 46) каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод. Жалоба на избранную судом меру пресечения подается в вышестоящий суд в  кассационном и даже в надзорном  порядке.

Мера  пресечения, избранная следователем или дознавателем, обжалуется соответственно руководителю следственного органа или прокурору.

Судебный  порядок рассмотрения жалоб предусмотрен ст. 125 УПК. Постановления дознавателя  и следователя, принятые ими иные решения, действия (бездействие), которые  способны причинить ущерб конституционным  правам и свободам участников уголовного судопроизводства, затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования. К  числу обжалуемых могут относиться и процессуальные действия (бездействие), решения дознавателя, следователя, касающиеся избрания и применения мер  пресечения, кроме тех, которые в  досудебном производстве выполняются  с предварительного согласия суда (залог, домашний арест, заключение под стражу, продление срока содержания под  стражей).

Информация о работе Мера пресечения как исключительная мера уголовно-процессуального принуждения