Мера пресечения как исключительная мера уголовно-процессуального принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

На основании Конституции Российской Федерации (ч.4 ст.15) и УПК РФ (ч.3 ст.1) к источникам уголовно-процессуального права наряду с внутренним законодательством (УПК РФ, основанный на Конституции Российской Федерации) отнесены общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные УПК РФ, то применяются правила международного договора. Особым источником международного права являются решения Европейского Суда по правам человека.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..………….3-4
Основания и порядок применения меры пресечения
в виде заключения под стражу………………………………………….……………..5-14
Сроки содержания под стражей ……………………………………….………….…15-19
Обжалование, отмена или изменение меры пресечения……………………………20-23
Заключение ………………………………………………………………………….……24
Список использованной литературы …………………………………………….……..25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 51.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение  ……………………………………………………………………..………….3-4

Основания и порядок применения меры пресечения

в виде заключения под стражу………………………………………….……………..5-14

Сроки содержания под стражей ……………………………………….………….…15-19

Обжалование, отмена или изменение меры пресечения……………………………20-23

Заключение  ………………………………………………………………………….……24

Список  использованной литературы …………………………………………….……..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В соответствии с частью 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации  «арест, заключение под стражу и  содержание под стражей допускаются  только по судебному решению. До судебного  решения лицо не может быть подвергнуто  задержанию на срок более 48 часов». Указанные  положения Конституции инкорпорированы  в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, и данные меры процессуального  принуждения регламентированы в  нем в более детально и развернуто. Нормы УПК РФ, предусматривающие  процедуру ограничения прав граждан  на свободу и личную неприкосновенность, в отличие от ранее действовавшего уголовно-процессуального законодательства, приведены в соответствие с нормами  Конституции Российской Федерации.

Задержание подозреваемого и заключение под стражу в отличие  от иных мер процессуального принуждения  наиболее существенно вторгаются в  конституционные права граждан. Применение данных мер принуждения  относится к числу довольно сложных  процессуальных действий, производство которых требует от дознавателя, следователя, руководителя следственного  органа и прокурора тщательно  продуманного и взвешенного подхода, а также высочайшего уровня ответственности  за принятое решение.

То обстоятельство, что  только суд правомочен принять решение  о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении  срока содержания под стражей, а  также распространение судебного  контроля за законностью произведенного задержания, как никогда требует от дознавателей, следователей, руководителей следственных органов, прокуроров при производстве задержания и избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу руководствоваться не только основаниями законности и обоснованности принятого решения, но и убедительно мотивировать свою позицию в условиях состязательного судебного процесса.

На основании Конституции Российской Федерации (ч.4 ст.15) и УПК РФ (ч.3 ст.1) к источникам уголовно-процессуального права наряду с внутренним законодательством (УПК РФ, основанный на Конституции Российской Федерации) отнесены общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные УПК РФ, то применяются правила международного договора.

Особым источником международного права являются решения Европейского Суда по правам человека1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основания и порядок применения меры пресечения

в виде заключения под стражу

 

Заключение  под стражу может применяться  лишь при наличии оснований, соответствующих  указанным в части 3 статье 55  Конституции  Российской Федерации целям; только в этом случае их применение будет  отвечать конституционному смыслу данного  вида меры уголовно-процессуального  пресечения, в связи с чем орган  дознания, следователь, прокурор и суд, принимая решение об избрании меры пресечения, о ее отмене или изменении, а также о продлении срока  содержания под стражей, в каждом случае должны обосновывать соответствие этого решения конституционно оправданным  целям.2

Предписания ч.1. ст.108 УПК РФ о том, что заключение под стражу применяется только «при невозможности применения иной, более  мягкой, меры пресечения» приведены  в соответствие с п.3 ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах. Согласно этому пункту  «содержание  под стражей лиц, ожидающих судебного  разбирательства, не должно быть общим  правилом». В силу этого данная мера пресечения должна носить исключительный характер и применяться только в  случае крайней необходимости, когда  использование иных мер процессуального  принуждения не способно обеспечить достижение желаемого результата.

Ранее УПК  РСФСР не содержал указаний на исключительность данной меры пресечения. Это в значительной мере предопределяло то обстоятельство, что  период его действия каждый четвёртый обвиняемый в ходе предварительного расследования содержался под стражей. Именно нововведения, предусмотренные  ст.108 УПК РФ привели к тому, что  во втором полугодии 2002г. число лиц, заключённых под стражу на досудебной стадии по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сократилось в 2 раза.3

Поэтому, если говорить обобщённо, заключение под  стражу в качестве меры пресечения допустимо в целях обеспечения  явки на следственные действия и пресечения возможного препятствования следствию  и суду. Такое прогнозирование  действий обвиняемого (подозреваемого) должно опираться на конкретные факты. Однако следует оговориться –  избрание данной меры не есть признание  виновности обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления. Поэтому  следователь, если у него есть сомнения в необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, должен ходатайствовать об избрании иной, более мягкой меры пресечения.

Также следует  отметить, что исходя из принципа презумпции невиновности обязанность доказывания  намерения подозреваемого скрыться от следствия, препятствовать установлению истины по делу, продолжить преступную деятельность и т.д. лежит на следователе  и прокуроре. Существует мнение, что  заключение под стражу как мера пресечения должна избираться следователем только при наличии у него полной внутренней убеждённости в виновности лица.4 При избрании меры пресечения должна учитываться возможность применения к лицу более мягкой меры, иными словами – заключение под стражу применяется только при невозможности применения иной, менее суровой меры пресечения.

Основанием  для выбора меры пресечения в виде заключения под стражу являются обстоятельства, которые, во-первых, указаны в ст.97 УПК РФ применительно ко всем мерам  пресечения, и, во-вторых, - в ч.1 ст.108 УПК РФ, касающиеся исключительно  заключения под стражу.

В соответствии с ч.1 ст.97 УПК РФ любая мера пресечения в ходе досудебного производства может быть избрана при наличии  достаточных оснований полагать, что обвиняемый или подозреваемый:

-скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

-может продолжать заниматься преступной деятельностью;

-может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожать доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу;

-во исполнение приговора суда (ч.2 ст.97 УПК РФ).

Согласно  ч.2 ст.97 УПК РФ мера пресечения может  быть избрана также для обеспечения исполнения приговора. Принять решение о её применении по указанному основанию вправе только суд при постановлении обвинительного приговора в целях предотвращения уклонения осуждённого от отбывания назначенного наказания.

Следует учитывать, что по сравнению с  ранее действовавшим законодательством  основания для избрания мер пресечения, предусмотренные в ч.1 ст.97 УПК  РФ, претерпели определенные изменения. В соответствии с ч.1 ст.89 УПК РСФСР  мера пресечения могла быть избрана  при наличии достаточных оснований  полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия  или суда, или воспрепятствует  установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения  исполнения приговора.

В УПК  РФ дан более детальный перечень возможных форм поведения подозреваемого, обвиняемого по противодействию  расследованию. Вместе с тем, как  и ранее, он носит открытый характер, поскольку все виды такого противодействия  трудно предусмотреть. Оно может  выражаться в подкупе потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства, включая работников следственных и оперативных подразделений, прокуроров, судей, обещаний предоставления им каких-либо материальных благ, угрозах  применения физического насилия  к ним и их близким, фальсификации  доказательств по уголовному делу, уклонения от явки к дознавателю, следователю и других действиях.

По своей  сути все меры пресечения носят превентивный характер. При их применении в первую очередь преследуется цель предотвратить  возможное противодействие подозреваемого, обвиняемого производству по делу. Согласно ст.97 УПК РФ для избрания меры пресечения достаточно наличия в уголовном деле данных, дающих основание полагать, что указанными участниками уголовного судопроизводства в будущем могут быть совершены перечисленные выше действия. В материалах уголовного дела должны содержаться доказательства, подтверждающие реальную возможность противодействия расследованию со стороны подозреваемого, обвиняемого. К тому же они должны отвечать требованиям относимости и допустимости. Это могут быть показания свидетелей, потерпевших, других подозреваемых и обвиняемых, иные доказательства. Сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, могут быть положены в основу принятия решения об избрании меры пресечения только после их введения в процесс в соответствии с требованиями УПК РФ и ФЗ «Об ОРД».

При решении  вопроса об избрании меры пресечения большое значение имеют обстоятельства, предусмотренные ст.99 УПК РФ, а  именно: тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого и обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий  и др. Указанные данные в совокупности могут свидетельствовать о наличии  либо отсутствии оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Так, повторность или  неоднократность привлечения к  уголовной  ответственности, отсутствие постоянного места жительства и  работы указывают на то, что обвиняемый может продолжить заниматься преступной деятельностью либо скрыться от органов  предварительного расследования и  суда. Возраст подозреваемого, обвиняемого, в отношении которого возбужденно  ходатайство о заключении под  стражу, должен быть установлен точно, так как закон связывает с  возрастом определённые правовые последствия. Заключение под стражу самая строгая мера пресечения. Представляет собой максимальное ограничение прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, гарантированных Конституцией РФ (ст. 22), Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. (ст. 8). В Международном пакте о гражданских и политических правах установлено (ст. 9), что никто не может                               быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе как на указанных в законе основаниях и в соответствии с той процедурой, которая установлена законом. Основания и условия ограничения права на свободу и личную неприкосновенность закреплены и в ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно ст. 22 Конституции РФ заключение под стражу допускается только по судебному решению. Это конституционное положение развивается в ст. 10 и 108 УПК, определивших, что данная мера пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет. Избрание именно этой меры пресечения допускается при невозможности применить в отношении обвиняемого (подозреваемого) иную, более мягкую меру пресечения, на что должно быть указано при выборе данной меры пресечения. Для решения вопроса о содержании под стражей подозреваемого или обвиняемого надлежит в каждом случае устанавливать, имеются ли иные обстоятельства, кроме указанных в ч. 1 ст. 108 УПК, свидетельствующие о необходимости изоляции лица от общества. К ним могут быть отнесены данные о том, что подозреваемый, обвиняемый может скрыться от органов предварительного расследования или суда, фальсифицировать доказательства, оказать давление на потерпевшего, свидетелей и т. п. «Рассматривая ходатайство об избрании подозреваемому, обвиняемому в качестве меры пресечения заключение под стражу, суды не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности лица в инкриминируемом ему преступлении»5.

В исключительных случаях эта мера пресечения может  быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено  наказание в виде лишения свободы  на срок до трех лет, если подозреваемый, обвиняемый нарушили ранее избранную  меру пресечения либо не имеют постоянного  места жительства на территории РФ или личность их не установлена, а также если они скрылись от органов предварительного расследования или от суда.

Законом установлен судебный порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу на предварительном расследовании  и продления срока содержания под стражей. Следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом  ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в  отношении обвиняемого (подозреваемого). В постановлении о возбуждении  перед судом ходатайства излагаются мотивы, а также основания, в силу которых подозреваемого, обвиняемого  необходимо заключить под стражу, и почему невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению  прилагаются материалы, обосновывающие ходатайство: копии постановлений  о возбуждении уголовного дела и  привлечении лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого, обвиняемого, а также  имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости  избрания лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (сведения о  личности подозреваемого, обвиняемого, справки о судимости, данные о  возможности лица скрыться от следствия, об угрозах в адрес потерпевших, свидетелей и т. п.)6.

Если  ходатайство об избрании этой меры пресечения возбуждается в отношении  подозреваемого, задержанного в соответствии со ст. 91 и 92 УПК, то постановление и  все эти материалы должны быть представлены судье не позднее чем  за восемь часов до истечения срока  задержания (ч. 3 ст. 108 УПК).

Полученные  материалы и само постановление  рассматривает единолично судья  районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием обвиняемого, подозреваемого, прокурора, защитника. Проводится открытое судебное заседание, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 241 УПК, по месту  производства предварительного расследования  либо по месту задержания подозреваемого. В судебном заседании вправе участвовать  законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого; следователь и дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не препятствует рассмотрению ходатайства за исключением случаев неявки обвиняемого (ч. 4 ст. 108 УПК). Принятие судебного решения об избрании меры пресеченияи в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск, (ч. 5 ст. 108 УПК). В судебном заседании судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся лицам их права и обязанности, затем прокурор или лицо по его поручению, возбудившее ходатайство, обосновывает его. Потом выступают другие явившиеся лица. Предусмотренная законом судебная процедура «предполагает исследование судом фактических и правовых оснований для избрания или продления данной меры пресечения при обеспечении лицу возможности довести до суда свою позицию, с тем чтобы вопрос о содержании под стражей не мог решаться произвольно или исходя из каких-либо формальных условий, а суд основывался на самостоятельной оценке существенных для таких решений обстоятельств, приводимых как стороной обвинения, так и стороной защиты»7.

Информация о работе Мера пресечения как исключительная мера уголовно-процессуального принуждения