История развитие прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:47, дипломная работа

Краткое описание

В числе правоохранительных органов Российской Федерации числится и Прокуратура РФ, изучению которой будет посвящена данная работа. Исследованием данной работы является прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации. В ходе написания дипломной работы были использованы действующие нормативно-правовые акты, издания периодической печати, а также научная литература таких авторов, как Бобров В.К., Беляев В.П., Божьев В.П., и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……..…3
Глава 1. История развития прокуратуры в России…………………………..5
Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи…….....5
Прокуратура в СССР……………………………………………………….……9
Прокуратура в Российской Федерации………………………..……...……14
Глава2.Прокуратура РФ как субъект правоохранительной деятельности……………………………………………………………………19
2.1. Понятие Прокуратуры РФ…………………………………………………..…19
2.2. Система Прокуратуры РФ……………………………………………………..21
2.3. Принципы организации и деятельности Прокуратуры…………………...24
Глава 3. Функции Прокуратуры РФ…………………………………....…..32
3.1. Прокурорский надзор и его виды………………………………………….....32
3.2. Иные функции Прокуратуры РФ…………………………………………...…50
Глава 4. Служба в органах и учреждениях Прокуратуры………………51
4.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора…………………………………………………………………………...….51
4.2. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре….55
4.3. Психологические аспекты работы прокурора…………………………….57
Заключение……………………………………………………………………61
Список используемой литературы………………………………………….63

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Прокуратура.docx

— 90.79 Кб (Скачать файл)

В процессе осуществления  надзора за исполнением законов  при проведении оперативно-розыскных  мероприятий и принимаемых при  этом решений прокурор вправе знакомиться  с оперативно-служебными документами  и иными сведениями, полученными  при подготовке и проведении этих мероприятий.

В случае нарушения органом  (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан, юридических лиц прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 21 Закона).

Полномочия прокурора  по надзору за законностью деятельности органов, осуществляющих предварительное  расследование: дознание и предварительное  следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Характерным отличием этой отрасли прокурорского надзора  является то, что здесь прокурор обладает властно-распорядитель-ными полномочиями: он не только выявляет нарушения закона, но и устраняет их своей властью. В процессе осуществления надзора прокурор дает органам дознания и следователю обязательные для них указания; ряд следственных действий может быть осуществлен лишь с согласия, утверждения, санкции прокурора.

В качестве органов дознания уголовно-процессуальным законодательством (ст. 117 УПК) названы милиция.., органы Федеральной службы безопасности, начальник  исправительных учреждений, органы пограничной  службы РФ, федеральные органы налоговой  полиции, таможенные органы и некоторые  другие административные органы государства (или руководители этих органов). Обязанности по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших, в полной мере могут выполняться лишь перечисленными органами и их должностными лицами.

Уголовно-процессуальный кодекс установил два порядка дознания в зависимости от того, действуют  ли органы дознания по делам, по которым  производство предварительного следствия  обязательно, или же по делам, по которым  оно не обязательно (ст. 118 УПК).

По делам, по которым обязательно  предварительное следствие, орган  дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального  закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

Дознание этого вида должно быть окончено не позднее десяти суток, а дело передано следователю. После  передачи дела орган дознания может  производить по нему следственные и  розыскные действия только по поручению  следователя. В случае передачи дела.по которому не обнаружено лицо, совершившее  преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

Дознание по делам, по которым  следствие не обязательно, производится по тем же правилам, что и предварительное  следствие, но за небольшими исключениями.

 

Надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказания, применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания и задержанных и  заключенных под стражу.

Предметом надзора данного  направления прокурорской деятельности являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Осуществляя надзор за исполнением  законов, прокурор вправе посещать в  любое время органы и учреждения, в которых содержатся под стражей  и отбывают наказание осужденные (исправительные, воспитательные колонии, тюрьмы), а также лица, находящиеся  под следствием и подсудимые (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы); опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации мест лишения свободы и других учреждений, обеспечивающих исполнение мер принудительного характера; требовать объяснений от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается. Прокурор полномочен также отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Как видим, и в этой отрасли  надзора прокурор обладает властно-распорядительными полномочиями. Поэтому прокурор обязан «...немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение» (ст. 33 закона «О прокуратуре РФ»).

Закон «О прокуратуре РФ»  (ст. 34) гласит, что постановления  и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, несвязанным с лишением свободы.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ   ряд статей отводит вопросам прокурорского надзора в этой отрасли, в частности, задачам и  полномочиям прокурора.

Прокурорский надзор за соблюдением  законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в соответствии с  Федеральным законом "О прокуратуре  Российской Федерации"  , в гл. 4 которого определены предмет и  полномочия органов прокуратуры  в указанной сфере деятельности.

Согласно ст. 32 Закона предметом  надзора являются законность нахождения осужденных в исправительных учреждениях  и иных местах отбывания наказания, соблюдение установленных законодательством прав и обязанностей осужденных, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Особое внимание при осуществлении надзора уделяется соблюдению норм УИК, определяющих правовое положение осужденных, их материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Федеральный закон "О прокуратуре  Российской Федерации" предоставил  широкие полномочия при проверке соблюдения законов (ст. 33). Прокурор, осуществляющий надзор, вправе в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие  наказания, опрашивать осужденных, знакомиться  с документами, на основании которых  они осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами.

Прокурор вправе требовать  от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных, проверять  соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации  учреждений и органов, исполняющих  наказания, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, производства об административных правонарушениях.

Прокурору предоставляется  право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать  своими постановлениями из штрафного  или дисциплинарного изолятора, помещения камерного типа, одиночной  камеры.

Прокурор или его заместитель  обязан немедленно освободить своим  постановлением каждого содержащегося  без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания. Федеральным  законом "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливается обязанность  исполнения постановлений и требований прокурора администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 34). Согласно ст. 54 указанного Закона такое полномочие предоставлено  Генеральному прокурору РФ, его заместителям и советникам, всем нижестоящим прокурорам, их заместителям, помощникам прокуроров по особым поручениям, старшим помощникам, помощникам, старшим прокурорам и прокурорам, старшим прокурорам-криминалистам и прокурорам-криминалистам управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции по осуществлению надзора за соблюдением законов при исполнении наказаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.     Иные  функции Прокуратуры РФ

 

К иным функциям прокуратуры  РФ следует относить:

•участие прокурора при рассмотрении дел судами. В этом случае прокурор является участником судебного разбирательства. При осуществлении указанной деятельности прокурор:

• при рассмотрении уголовных  дел участвует в судебном разбирательстве  в качестве государственного обвинителя, поддерживая обвинение или отказываясь  от его поддержания, участвует в  исследовании доказательств, выступает  в прениях и т. п.;

• при рассмотрении гражданских  дел вправе подать иск в защиту третьего лица или неопределенного  круга лиц; вступить в процесс  на любой его стадии; давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела; знакомиться  с материалами дела, даже если он не участвовал в его рассмотрении;

• приносит частные кассационные и надзорные протесты на поступившие и вступившие в законную силу незаконные и необоснованные судебные решения как по гражданским, так и по уголовным делам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. СЛУЖБА В  ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ

 

4.1.  Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым  на должность  прокурора

В соответствии со статьёй 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»:

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего  профессионального образования, имеющем  государственную аккредитацию, и  обладающие необходимыми профессиональными  и моральными качествами, способные  по состоянию здоровья исполнять  возлагаемые на них служебные  обязанности. На должности помощников прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности  в образовательных учреждениях  высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных  образовательных учреждений. Подтверждением наличия высшего юридического образования  является документ (диплом об окончании  образовательного учреждения высшего  профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию). Имеющими высшее образование считаются лица, окончившие учреждение высшего профессионального  образования (высшее учебное заведение) и прошедшие итоговую аттестацию.

Лицо не может быть принято  на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной  службе, если оно:

Имеет гражданство иностранного государства, т. к. статья 19 Конституции  Российской Федерации закрепляет положения  о всеобщем равенстве перед законом  и судом; о гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств; о запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Однако права иностранных граждан в нашей стране могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов российских граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства. Данный тезис подтверждают принятые в России соответствующие нормативные правовые акты, например Постановления Правительства РФ от 11.10. 2002 № 755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» и от 11.10. 2002 № 754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение». Не предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти - прерогатива исключительно граждан нашей страны.

Признаный решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным. Недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин подлежит опеке согласно ст.29 и 30 ГК РФ. Таким образом, он не может быть принят на госслужбу, в том числе и в органы прокуратуры;

Лишено решением суда права  занимать государственные должности  государственной службы в течение  определенного срока, имело или  имеет судимость;

Имеет заболевание, которое  согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

Состоит в близком родстве  или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

Отказывается от прохождения  процедуры оформления допуска к  сведениям, составляющим государственную  тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких  сведений.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры  на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Информация о работе История развитие прокуратуры РФ