Юриспруденция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 06:22, контрольная работа

Краткое описание

Обвинительное заключение - процессуальный акт следователя, который подлежит направлению в суд вместе с уголовным делом для решения вопроса об ответственности обвиняемого. В статье 215 УПК РФ говорится о том, что следователь, придя к выводу, что все следственные действия по уголовному делу выполнены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему предусмотренное ст. 217 и 225 УПК РФ право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя.

Содержание

Окончание предварительного следствия с обвинительным
заключением стр.3
1.1Общие положения производства по делу в стадии надзорного производства стр.7
1.2Рассмотрение в суде надзорной инстанции жалоб
и представлений стр.9
1.3Подготовка и порядок заседания суда
Надзорной инстанции стр.10
1.4Пределы прав суда надзорной инстанции стр.12
2. Практическое задание стр.16
3. Библиография стр.18

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовный пр стогова.docx

— 47.63 Кб (Скачать файл)

2)прекратить уголовное дело либо уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично;

3)возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

4) направить  уголовное дело вышестоящему  прокурору для утверждения обвинительного  заключения, если оно подсудно  вышестоящему суду.

Уголовно-процессуальный закон предоставляет ряд прав прокурору при утверждении обвинительного заключения:

1) прокурор  имеет право изменить объем  обвинения либо квалификацию  действий обвиняемого по закону  о менее тяжком преступлении (только  в сторону смягчения, но ни  в коем случае не в сторону  ужесточения);

2) отменить  или изменить ранее избранную  обвиняемому меру пресечения. Прокурор  также вправе избрать меру  пресечения, если таковая не была  применена, за исключением домашнего  ареста и содержания под стражей,  т.к. в данном случае требуется  решение суда;

3) дополнить  или сократить список лиц, подлежащих  вызову в суд, за исключением списка свидетелей защиты.

Установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК РФ о том, что материалы  оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и  его защитнику не позднее, чем  за 30 суток до окончания предельного  срока содержания под стражей (6, 12 и 18 месяцев), а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор изменяет данную меру пресечения. Свои действия прокурор оформляет мотивированным постановлением.

После выполнения всех вышеперечисленных действий, прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в  суд (ст. 222 УПК РФ).

Обвиняемому вручается копия обвинительного заключения с приложениями. Копии  обвинительного заключения вручаются  также защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют.

О направлении  уголовного дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей (если они участвуют по уголовному делу). При этом указанным лицам разъясняется право заявлять ходатайства о  проведении предварительного слушания.

После направления  уголовного дела в суд все ходатайства, заявления и жалобы направляются непосредственно в суд.

 

 

1.1 Общие положения производства по делу в стадии надзорного производства

 

В УПК РФ сохранено надзорное  производство по уголовным делам, поскольку эта стадия процесса является дополнительной гарантией устранения судебных ошибок, допущенных судами первой и второй инстанций, и эффективным средством, препятствующим исполнению вступившего и силу незаконного, необоснованного и несправедливого приговора.

В отличие от ранее действовавшего порядка надзорного производства УПК  РФ предусмотрена детальная регламентация  этой стадии процесса с момента поступления надзорной жалобы или надзорного представлении прокурора в суд надзорной инстанции и до принятия им решения по существу вступивших в законную силу, но оспариваемых приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов.

В ст. 402 УПК РФ существенным образом  определен круг лиц, имеющих право на обжалование вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда. Если прежде этим правом обладал неограниченный круг физических и юридических лиц, то теперь надзорные представления и надзорные жалобы могут быть поданы в соответствующие суды надзорной инстанции  только участниками  уголовного процесса.

В УПК РФ сохранен прежний перечень судов, наделенных правом на пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений. Ими являются: президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, президиумы окружных (флотских) военных судов; Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ; Президиум Верховного Суда РФ.

УПК РСФСР 1960 г., регламентировавший пересмотр  вступивших и законную силу приговоров, определений и постановлений, не устанавливал порядок обжалования таких решений в суд надзорной инстанции. Что касается надзорных жалоб, то о них вовсе не упоминалось. Эти и другие пробелы в законодательстве восполнялись разъяснениями в соответствующих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Однако правоотношения, складывавшиеся между лицами, подавшими надзорные жалобы и судом надзорной инстанции, оставались законодательно не урегулиро- ванными. Не регламентированной законом оставалась также весьма объемная и трудоемкая работа судов надзорной инстанции по изучению и разрешению многочисленных жалоб. Иными словами, вся их деятельность, предшествовавшая истребованию уголовных дел и опротестованию вступивших в законную силу судебных решений, оказалась вне действия норм процессуального закона. Эти пробелы восполнены в УПК РФ, но безусловно служит упорядочению первоначального этапа надзорного производства, связанного с подачей жалобы или представления в суд над-зорной инстанции.

В ст. 404 УПК РФ впервые закреплены те положения, которым должны соответствовать  надзорные жалобы и представления. Прежде всего их содержание должно соответствовать требованиям ст. 375 УПК РФ, обязывающей лицо, которое подает жалобу либо представление, приводить в них доводы с указанием основания к отмене или изменению обжалуемого судебного решения. В этой же статье содержится указание и на то, что надзорные жалоба или представление направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК РФ пересматривать обжалуемое судебное решение. Необходимость такого указания объясняется тем, что имеются многочисленные факты, когда надзорные жалобы поступают от заявителей в вышестоящую надзорную инстанцию, минуя тот суд надзорной инстанции, который правомочен пересмотреть обжалуемый приговор, определение или постановление. Это приводит к замедлению разрешения жалобы, поскольку Верховный Суд РФ поступившую жалобу оставляет без рассмотрения и направляет по подсудности в нижестоящий суд надзорной инстанции. Так как суд надзорной инстанции не располагает уголовным делом, на решения по которому поданы надзорные жалоба и представление, к этим обращениям, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 404 УПК РФ, должны быть приложены копии соответствующих решений судов первой и последующих судебных инстанций.

В необходимых случаях к надзорным  жалобам (представлениям) могут быть приложены копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные им в жалобе или представлении (п. 3 ч. 2 ст. 404 УПК РФ). Под «иными процессуальными документами» имеются в виду, в частности, надлежаще заверенные копии содержащихся в уголовном деле протоколов допросов свидетелей, протоколов других следственных действий, заключений экспертов. К надзорным жалобам и представлениям могут быть приложены также дополнительные материалы (справки, характеристики и пр.) в подтверждение обоснованности указанных обращений в суд надзорной инстанции.

В отличие от ранее действовавшего положения пересмотр в порядке  надзора приговоров, определений и постановлений в сторону ухудшения положения осужденного, оправданного и лица, в отношении которого вынесено постановление о прекращении дела, УПК РФ не допускает (ст. 405).

Приведенные положения ряда норм УПК  РФ свидетельствуют о кардинальном изменении сущности надзорного производства, состоящей в том, что проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших и силу судебных решений возможна лишь в целях улучшения положения осужденного.


Исходя из этого, сторона обвинения  лишена права на обжалование указанных судебных решений на предмет их отмены в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого вынесено постановление о прекращении дела. Участники уголовного процесса со стороны обвинения вправе возражать лишь против доводов надзорных жалоб стороны защиты.

 

1.2 Рассмотрение в суде надзорной  инстанции жалоб и представлений

 

Одним из важных свойств нового порядка  надзорного производства по уголовным делам является то, что поступившие в соответствующий суд надзорной инстанции жалобы и представления с приложенными к ним копиями процессуальных документов и дополнительными материалами рассматриваются только судьей, который в целях полной и всесторонней проверки доводов, изложенных в жалобах и представлениях, вправе истребовать уголовное дело (ч. 2 ст. 406 УПК РФ).

После изучения надзорной жалобы или (и) представления, а также уголовного дела, если оно было истребовано, судья выносит одно из постановлений, указанных в ч. 3 ст. 406 УПК РФ. Постановление должно быть мотивированным, т. е. в нем должны быть указаны основанные на судебных 
решениях, а в случае истребования уголовного дела - и на его материалах, 
выводы в подтверждение принятого судьей решения об отказе в удовлетворении жалобы или представления, либо о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом. 

Постановление судьи об отказе в  удостоверении жалобы или представления может быть обжаловано. Председатель верховного суда республики, областного и равных ему судов, Председатель Верховного Суда РФ либо его заместитель вправе рассмотреть такие жалобы, отменить решение судьи и вынести представление о возбуждении надзорного производства (ч. 4 ст. 406 УПК).

Постановление председателя верховного суда республики, краевого, областного и соответствующего ему суда об оставлении без удовлетворения жалобы или представления на решение судьи об отказе в удовлетворении этих обращений может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, в котором

производство  в порядке надзора осуществляется на общих основаниях, т. е. в соответствии с требованиями гл. 48 УПК РФ.

Надзорные жалоба и представление  рассматриваются судом надзорной  инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ - не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения, т. е. II решения о возбуждении надзорного производства. Наряду с постановлением судьи (п. 2 ч. 3 ст. 406 УПК) суду надзорной инстанции передается уголовное дело, истребованное для проверки.

 

1.3 Подготовка и порядок заседания суда надзорной инстанции

 

Согласно ст. 407 УПК РФ о времени  и месте заседания суда надзорной  инстанции извещаются лица, указанные  в ст. 402 УПК РФ. В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением. УПК РФ установлено, что этим лицам представляется возможность ознакомиться с жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Непосредственно в судебном заседании они могут дать свои устные объяснения, что трансформирует производство в суде надзорной инстанции в полноценную судебную стадию уголовного процесса, целью которой является проверка законности, обоснованности и справедливости вступившего в законную силу судебного решения.

Неявка участника процесса, надлежаще  извещенного о времени и месте заседания суда надзорной инстанции, не влечет отложения рассмотрения дела, если суд не посчитает необходимым участие того или иного лица в заседании.

Указание в законе на то, что  лицам, участвующим в судебном заседании, предоставляется возможность ознакомиться с жалобой или представлением, означает, что такая возможность должна быть обеспечена до заседания суда, рассматривающего дело в порядке надзора, путем направления копии жалобы или представления соответствующим участникам процесса либо приглашения их в суд для ознакомления с указанными процессуальными документами.

В ст. 407 УПК РФ не приводятся права приглашенных на заседание участников процесса. Представляется, что председательствующий должен разъяснить им право заявить отвод кому-либо из судей, судье-докладчику, прокурору, давать объяснения по доводам жалобы или представления, представлять копии процессуальных документов и дополнительные материалы, заявлять ходатайства об их истребовании.

Поскольку после отмены вступивших в законную силу приговора, определения, постановления и передачи уголовного дела на новое рассмотрение в суд первой, апелляционной либо кассационной инстанции по нему выносится новое судебное решение, пересмотр его в порядке надзор, может быть осуществлен тем же судом надзорной инстанции в том же порядке.

В судебном заседании дело докладывает судья-докладчик (член президиума суда или судья данного суда). После доклада обстоятельств дела, содержания обжалуемого судебного решения и мотивов жалобы или представления судье-докладчику могут быть заданы вопросы членами суда надзорной инстанции. Судья-докладчик вправе высказать свое мнение по поводу обоснованности жалобы или представления.

После доклада судьи слово предоставляется  прокурору для поддержания представления.

После выступления  прокурора слово для дачи объяснений предоставляется осужденному, оправданному, их защитникам или законным представителям, потерпевшему и его представителю для поддержания поданных ими жалоб. При этом, как уже отмечалось выше, прокурор, потерпевший и его представитель вправе подать соответственно представление или жалобу лишь в сторону улучшения положения осужденного. Они вправе также возражать против жалобы осужденного, оправданного, их защитников и за конных представителей.

Рассмотрев дело, президиум суда. Судебная коллегия по уголовным делам или Военная коллегия Верховного Суда РФ с соблюдением тайны совещания судей принимают решение - соответственно постановление президиума суда или определение коллегии Верховного Суда РФ.

Информация о работе Юриспруденция