Ранняя юриспруденция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:41, реферат

Краткое описание

Огромнейший вклад в развитие юриспруденции внесли римские юристы. Изначально они исполняли роль консультантов по юридическим вопросам. Чаще всего к ним обращались за разъяснениями при решении вопросов толкования права, посредничества, купли-продажи, и помощи с составлением юридических документов. Поскольку римское право имело строго формализованный характер, то нужны были те, кто будет способен точно растолковать гражданам особенности процедур, так как малейшая ошибка в формуле признавала сделку недействительной или лишала документ юридической силы. От квалифицированных действий юриста зависела успешность сделки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…......3

Глава 1. Первые юристы
§ 1.Сакральное право………………………………………………………………..5
§ 2.Авгуры……………………...………………….…………………………………6
§ 3. Понтифики………………………………………………………………………7

Глава 2.Внешнее влияние
§ 1 Роль ранней юриспруденции……………………………………………..…6
§ 2. Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима……………………...…..7

Заключение...…………………………………………………………...…………...25

Использованные источники и литература……………………………….……….27

Вложенные файлы: 1 файл

Rimskie_yuristy_personalii.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАННЯЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студента дневного отделения

1 курса 1 группы

Нестеренко Александра Анатольевича

 

Научный руководитель

доцент, кандидат юридических наук

Новиков Андрей Алексеевич

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 год

 СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………….…......3

 

Глава 1. Первые юристы

§ 1.Сакральное право………………………………………………………………..5                                        

§ 2.Авгуры……………………...………………….…………………………………6  

§ 3. Понтифики………………………………………………………………………7                                

 

Глава 2.Внешнее влияние

§ 1 Роль ранней юриспруденции……………………………………………..…6                             

§ 2. Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима……………………...…..7

 

Заключение...…………………………………………………………...…………...25

 

Использованные источники  и литература……………………………….……….27

                                                   ВВЕДЕНИЕ

 

Огромнейший вклад в развитие юриспруденции внесли римские юристы. Изначально они исполняли роль консультантов по юридическим вопросам. Чаще всего к ним обращались за разъяснениями при решении вопросов толкования права, посредничества, купли-продажи, и помощи с составлением юридических документов. Поскольку римское право имело строго формализованный характер, то нужны были те, кто будет способен точно растолковать гражданам особенности процедур, так как малейшая ошибка в формуле признавала сделку недействительной или лишала документ юридической силы. От квалифицированных действий юриста зависела успешность сделки.

Римские юристы обладали превосходными знаниями, подкрепляемыми постоянной практикой. Они решали различного рода коллизии, выступали в суде, и занимались преподаванием. Специфика их деятельности заключалась в толковании права по смыслу их практической полезности, а не строго по законодательным нормам. С развитием права народов (jus gentium) толкование приобрело более широкий характер, который требовал от юристов знания иностранных правовых систем. Данный факт указывает на уровень высокой образованности юристов, которым было необходимо обладать лингвистическими, географическими и иными знаниями.

В сфере частных отношений  они прямым образом формировали  законодательство, исходя их собственной практики. Им была дана огромная власть в отношении анализа, переработки, и даже отмены правовых норм. Со временем юридическая практика получила широкое признание, которое обусловило использование ее в качестве источника права.

Таким образом, фигура древнеримского юриста имела основополагающее значение в развитие римской юриспруденции.  Именно они влияли на формирование процессуальных и законодательных норм, являясь не только толкователями, но и творцами права.

Однако, образ грамотного и успешного римского юриста сформировался не сразу. Он прошел долгий путь, совместно с эволюционирующим законодательством и долгими историческими преобразованиями.

В своей работе я постараюсь осветить ряд важнейших вопросов ранней юриспруденции, а именно - Чья деятельность послужила прообразом для формирования института юриспруденции, и как формировался данный институт на ранних этапах своего развития. В чем заключалась специфика деятельности ранних юристов, и каково было их изначальное предназначение.


 

                                                             Глава 1

                            Ранняя юриспруденция

                                             § 1. Сакральное право

 

По представлению древних  римлян  только божественное право  является воплощением естественных законов. Они разделяли идею о том, что все принадлежит высшей силе, и именно у нее стоит просить хорошего урожая, значительного приплода или внушительной прибыли. В таком случае жрецы играли особую роль в обществе, выполняя функции толкователей воли богов. Уже Цицерон отмечал особенности, выполняемых жрецами обязанностей - «одни и те же лица руководили как служением бессмертным богам, так и важнейшими государственными делами».

Уже в ранний период между коллегиями жрецов существовало распределение полномочий. Таким образом, и «божественное право»(res sacra) подразделялось на - Авгуральное (jus augurale), понтификальное (jus pontificium), фециальное (jus fetiale), право фламинов (jus flamini), и право жертвоприношений(jus sacrificet). Цицерон считает что разделение полномочий жрецов подобно разделению на две части религии - «Вся религия римского народа разделена на жертвоприношения и ауспиции (гадания)». Здесь стоит сказать о двух важнейших коллегиях жрецов - Авгурах и Понтификах.

                                                     § 2.Авгуры

 

Изначально данная жреческая  коллегия занималась толкованием воли Богов  по небесным явлениям (грому,  молнии, зарницам). Данный тип гадания получил название Ауспиции*.  Среди древнеримских ученых бытовало мнение о том, что Авгуры были независимы как от воли Верховного Понтифика, ведавшего всеми сакральными институтами, так и от воли самого Царя. Однако, данное мнение остается спорным по причине того что некоторые из современных ученых не признают его. Их позиция базируется на подчинении большинства жреческих коллегий верховенствующим понтификам, которые обладали  монополией на верховную сакральную власть. Авгуры  были непосредственными служителями Богов, толкователями божественной воли.  Именно этот фактор обусловил их неприкосновенность, на фоне других жреческих коллегий, служители которых подлежали наказанию по общим правилам. Например, при совершении уголовного преступления, Авгур не подлежал уголовной ответственности.  Основным способом избрания Авгуров считалась Кооптация*, в ходе которой выборы происходили строго внутри коллегии, на  основании божественных предзнаменований. Немаловажен тот факт, что опираясь на  волю Богов, они могли устанавливать запреты на выборность в другие коллегии, а так же в магистраты и народные собрания. Данный пример иллюстрирует наличие у них ряда весьма обширных полномочий. Помимо ранее перечисленного, для них было возможно распустить народное собрание, отменить выборы в магистраты, и признать недействительным закон, не соответствующий воле богов. Они могли налагать штрафы на тех, кто послужил причиной неудобства для высших сил. Но, их деятельность носила местами формальный характер, так как их наблюдения и сакральные действия не фиксировались документально. Именно этим они кардинально отличались от Понтификов.

Тем не менее, не стоит забывать и о внешних отличиях авгуров от представителей иных жреческих коллегий. «Они имели при себе кривой ромулов жезл и царский пурпурный плащ - трабея, которые указывают на их царственное величие». По некоторым источникам, данный жезл  также символизировал верховную власть на право осуществления сакрального правосудия. Авгурам принадлежала честь проведения торжественной инавгурации* Рексов. (Отсюда и современный термин Инаугурация, который знаменуется торжественным вступлением в должность избираемого главы государства). Аналогичная процедура проводилась и при избрании верховных жрецов коллегии Авгуров. Исторически установлены случаи, когда Царь лично мог быть верховным авгуром ( Augur Maximus). Так же Авгур мог вступать в спор с Царем, как с равным себе. Например, в легенде, пересказанной Марком Тулием Цицероном (Который некоторое время лично был Авгуром), известный Авгур Атт Навий, поспорил, что разрежет бритвой камень пред царем Тарквинием Древним. Исполнив свое обещание, Атт Навий завоевал внимание Царя и заработал уважение правящей элиты к коллегии Авгуров.

Как было сказано ранее, жрецы данной коллегии также имели ряд судебных полномочий. Раннее правосудие имело строго сакральные особенности, что обусловило использование авгурского жезла* (lituus-жезл . Так возникает близкое слово litis- судебное разбирательство.От. Глаг. litare-приносить в жертву) в судебном процессе. По некоторым данным, в виндикационном процессе жезл имел формальный характер, олицетворяя копье, которым участники процесса протыкали оспариваемую вещь.

Особое место в процессуальном порядке играла Дивинация* (толкования воли Богов), которая основывалась на предсказании будущего методами интуитивных чувств или поведением птиц, и, в редких случаях,  по расположению внутренних органов животных, принесенных в жертву. Так, позднеримский историк Фест, пишет: «Государственные авгуры наблюдают за пятью видами знамений: Исходящих от неба, от птиц, от кормления кур от четвероногих животных и от случайных знамений».

Таким образом, коллегия авгуров занималась толкованием божественной воли, путем дивинации, а также при помощи участия в отправлении ранней формы правосудия.

Немаловажной отличительной особенность является формальность ее деятельности, основанная на устной трактовке явлений, избегая письменной фиксации своей деятельности, что, вероятно, обуславливалось характером выражения Божественной воли именно таким методом. Большая часть полномочий авгуров заключалась в интерпретации сакрально-правовых явлений, и их последующее изложение в устной форме. По сути, можно сказать о том, что они выполняли функции советников по сакрально-правовым вопросам, давая толкование тех или иных явлений Царю, Магистратам и отдельным гражданам.

                                          § 3. Понтифики

 

 В отличие от Авгуров Понтифики выступали в качестве хранителей и интерпретаторов писанного сакрального права. Исходя из данных слов, можно считать Понтификов (Pontifex) первыми хранителями и толкователями древнеримского права, которые выступали в роли религиозных служителей культа.

Ранние правовые источники, будучи зачатками полноценной правовой системы, входили в лоно религии, которая следила за соблюдением религиозных норм и обычаев. Изначальное предназначение коллегии Понтификов заключалось в хранении сакрального права* (jus pontificium). Основу их деятельности составляли разработка правил и приемов толкования, а также ведение записей юридических прецедентов* (commentarii pontificium) и помощь гражданам по вопросам права. На основе этого Понтификов можно считать первыми юристами, которые заложили основу римского гражданского права. Позднее они приобрели более широкое влияние. К тому моменту, уже, не будучи ограниченными полномочиями в делах сакральных, они получили возможность влиять на разрешение дел о браке и наследстве.

Не менее интересным было получение Понтификом вознаграждения за свою деятельность, которое производилось в строгом соответствии с обычаями. Если Понтифик выступал в роли третейского судьи, то обе стороны в равных долях, оставляли вознаграждение, в виде имущества или денег в специальном месте под названием «pons sublicius».1 Забавно, как точно термин характеризует значение статуса «Понтифик», ярко иллюстрируя нам формализм римского права, на основе которого, даже звание жреца имело формально-определенный характер.

В одном из своих высказываний Фест отражает природу деятельности Верховного понтифика: «Верховный понтифик называется так от того, что он является в делах, которые относятся к жертвоприношениям*(sacra), и религиозным обрядом* (religiones), главным судьей и карателем за неповиновение как частных лиц, так и магистратов»

В сравнении спредыдущим  высказыванием, наиболее конкретное определение функций понтификов трактате «О законах» привел  Цицерон : « Что за дело понтифику до права «общих стен», или до права пользоваться водой, или до любых вопросов, кроме тех, которые связаны с религией? А последних совсем немного. Это, я думаю, вопросы о священнодействиях (de sacris), об обетах (de votis), о празднествах ( de feriis), о гробницах (de sepulcris) и тому подобное».

К тому же, понтифики непосредственно влияли на формирование института семейного права. Их основной функцией являлся жреческий контроль за совершением священнодействий. Данный факт объясняется, тем, что семья в Риме играла немаловажную роль, а поскольку римское право носило строго формализованный характер, то требовалось  получение разъяснений о многих священнодействиях, которые составляли основу семейного быта. Поскольку в ранний период было распространено почитание предков и сохранение семейного культа, то понтифики давали данные разъяснения по содержанию этого культа, по соблюдению традиций и норм, которые входили в сферу ведения сакрального права. Их влияние на семейные отношения также сказались в контроле за адрогацией*(Переход из одного рода в другой=sui juris). Для совершения этого действия требовался специальный декрет понтификов, который выдавался только после проведения тщательного расследования, в ходе которого устанавливались цель усыновления,  возраст, имущественное и родовое положение усыновляемого.

В сфере наследственных прав они выступали в роли арбитров, наблюдающих за проведением комиций, которые, помимо этого, свидетельствовали отказ от священнодействий*(detestatio  sacrorum) и утверждали завещания. Стоит признать их существенную роль при заключении завещания на самих комициях, где они могли выступить с рекомендацией и дать консультацию*(responsa) по сакрально-правовым вопросам*.(То есть выступить в роли квалифицированных свидетелей актов юридического состояния)

Стоит также сказать  о законотворческой деятельности данной жреческой коллегии. Поскольку они  являлись служителями воли богов, то могли беспрепятственно вносить изменение в уже действующее законодательство и создавать новое. Однако, их полномочия, чаще всего, касались доработки в вопросах сакрального характера. Например – установление отдельного дня для совершения определенных обрядов и празднеств* (sacra).

Можно смело говорить о средоточии в руках понтификов надзорной и исполнительной функции. Так как, после издания соответсвующего закона они же следили за его исполнением и применяли санкции по отношению к нарушителям. Например, в дни проведения религиозных празднеств, они следили за тем, чтобы в этот день ни один гражданин не работал, так как это прямо противоречит установленной воле богов. Во избежание непредвиденных ситуаций, перед жрецами шли специальные глашатаи и объявляли гражданам о том, что они должны оставить работу. В случае неповиновения – «Praecepti  neglegens multabatur»(Пренебрегавший предупреждением штрафовался). Помимо этого, нарушитель должен был принести в качестве искупительной жертвы перед богами свинью.

Не смотря на всеобщие полномочия данной жреческой коллегии особым статусом и особыми полномочиями обладал  Верховный понтифик.

…………………

Мы видим, что понтифики имели весьма обширные полномочия в публичной и частной сфере сакрально-правовых отношений. Однако, данная коллегия относилась с большой серьезностью к источникам своей деятельности, и поэтому

              

             § 2.Особенности римской юриспруденции.

 

Может показаться, что юриспруденция Рима схожа с юриспруденцией Древней Греции и Древнего Востока. Мы видим, что имеется некое сходство между данными юридическими системами, однако, более детально рассматривая римскую систему, мы можем с уверенностью сказать, что римская юриспруденция имеет свои уникальные особенности. Социальное развитие Рима пошло по иному пути, нежели чем в Древней Греции или на Древнем Востоке. Обуславливается это тем, что в борьбе между Патрициями и Плебеями была создана качественно новая, ранее неведомая Миру система организации государства, при которой у граждан выработалось специфическое правовое и политическое сознание.

Информация о работе Ранняя юриспруденция