Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право Украины"

Вложенные файлы: 1 файл

кпу.docx

— 322.92 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 36 Конституции  Украины граждане в целях удовлетворения и защиты своих прав, свобод, политических, экономических, социально-культурных и других интересов имеют право  объединяться в политические партии и общественные организации. Эти  объединения представляют собой  добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, создаваемые по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В зависимости от целей, преследуемых соответствующими объединениями, они подразделяются на два вида: а) политические партии и б) общественные организации.

Статус молодежных и детских  общественных организаций и их 
союзов определяется в соответствии с настоящим Законом и Законом Украины 
"Об объединении граждан". 
(Положения части второй статьи 6 утратившими силу как 
такие, что являются неконституционными, на основании Решения Конституционного 
Суда N 18-рп/2001 (v018p710-01) от 13.12.2001) Молодежное движение 
в Украине координируется Украинским национальным комитетом 
молодежных организаций, который является независимой неправительственной организацией 
и имеет статус всеукраинского союза молодежных и детских 
общественных организаций. 
В своей деятельности Украинский национальный комитет 
молодежных организаций руководствуется законодательством Украины и собственным 
уставом. 
Вступление Украинского национального комитета молодежных 
организаций в международных молодежных организаций (ассоциаций, 
союзов и др.) не является основанием для его регистрации в качестве международного. 
Статья 7. Права молодежных и детских общественных организаций 
Молодежные и детские общественные организации, их союзы 
пользуются правами, предоставленными им Законом Украины "Об объединении 
граждан ", настоящим Законом, другими законодательными актами. 
Молодежные и детские общественные организации и их союзы не 
могут образовывать и вступать в избирательные блоки. 
Членские взносы и добровольные пожертвования, полученные от 
юридических или физических лиц, направляемых на осуществление 
уставной деятельности молодежных и детских общественных организаций 
и их союзов, не являются объектом налогообложения.

 

62.  Понятие  государственного строя Украины.  Государственный строй и форма  государства: понятие и соотношение.

Госстрой – это система  отношений, возникающих на основе норм, закрепленных в конституции и  конституционных законах и складывающихся в процессе формирования и деятельности органов государства, регионального  и местного самоуправления. Организация  госстроя основана на принципах разделения госвласти на законодательную, исполнительную и судебную, разграничения компетенции между центральной властью, местными советами и др. органами самоуправления на основе верховенства Конституции и законов Украины. Конституционные основы госстроя представляют собой систему предусмотренных и закрепленных Конституцией основных принципов организации и деятельности государства и его основных институтов: форм гос-ва, основных элементов /атрибутов/ его механизма, основных функций гос-ва и гарантий госстроя. Основными принципами госстроя Украины соотвтственно к его Конституции являются принципы суверенитета и независимости гос-ва, демократизма гос-ва, социального и правового характера государства, унитарности /единства/ гос-ва. Форма гос-ва – это госустройство, т.е. это его территориальная организация, форма связей между государством вцелом и его частями, их правовое положение. Территориальное устройство Украины построено на принципах единства, неделимости, неприкосновенности и целостности гос.территории. При решении вопросов территориального устройства учитываются интересы, мнения граждан, проживаю-щих на соответствующей территории, потребности развития регионального и местного самоуправления. Украина это унитарное государство. Территория Украины делится на области, районы, города, районы в городах, села и поселки. В состав Украины входит автономная республика Крым.

 

63. Принципы государственного строя Украины: общая характеристика.

После провозглашения независимости  Украина сформировалась как парламентско-президентская  республика. К тому времени Президент  Украины был главой государства  и главой исполнительной власти. Статус Украины уже как президентско-парламентской  республики был закреплен Конституцией Украины 1996 г.

Украина является унитарным  государством. Административно-территориальными единицами Украины выступают  область, район, город, поселок и  сельсовет. Особый статус имеет Автономная Республика Крым, которая является неотъемлемой составной частью Украины  и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению.

В состав Украины входят Автономно республика Крым, Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области, города Киев и Севастополь.

Города Киев и Севастополь  имеют специальный статус, который  определяется соответствующими законами Украины. Так, статус Киева определен  Законом Украины "О столице  Украины — городе-герое Киеве" от 15 января 1999 г.

По государственному режиму Украина является демократическим, социальным, правовым государством. Конституционный  строй Украины строится по принципу приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Государственная власть в  Украине осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

По Конституции Украины  1996 г. единственным органом законодательной власти в Украине является Верховная Рада.

Конституционный состав Верховной  Рады насчитывает 450 народных депутатов  Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права путем тайного  голосования сроком на четыре года. Выборы в Верховную Раду осуществляются на основании Закона "О выборах  народных депутатов Украины" от 18 октября 2001 г. Верховная Рада правомочна рассматривать и решать любые вопросы, не отнесенные к компетенции органов исполнительной или судебной власти.

Порядок работы Верховной  Рады Украины определяется ее Регламентом, принятым 27 июля 1994 г. Верховная Рада Украины работает сессионно.

 

64. Суверенитет  государства. Украина – суверенное  и независимое государство.

Понятие "суверенитет" появилось в период становления  нации, в эпоху буржуазных революций. Впервые "суверенитет" как научное  понятие и политико-правовой принцип  использовал во Второй половине XVI в. известный французский общественно-политический деятель и юрист Жан Боден (1530-1596) для обоснования верховенства и полновластия национального централизованного государства. Его концепция получила своё развитие в трудах Т. Гобса (1588-1679), Дж. Локка (1632-1704). Жан-Жака Руссо (1712-1778) и др. 
Следует различать понятия "государственный суверенитет", "национальный суверенитет", "народный суверенитет". 
Суверенитет нации (национальный суверенитет) характеризует свойства нации, её политическую свободу, территориальную, культурную, языковую самостоятельность, полноправие в самоопределении и формировании своего государства. 
Суверенитет парода (народный суверенитет) характеризует полновластие одно- или многонационального народа, которое закреплено конституцией, другими законами государства, обеспечение реального участия народных масс и отдельных личностей (независимо от их этнического, социального происхождения, религиозной принадлежности, политических симпатий и т.п.) в управлении социально-политическими, народнохозяйственными процессами и государственной деятельности через систему представительных органов государства, общественно-политических организаций, политических партий. 
Государственный суверенитет (суверенитет государства) характеризует свойства государственной власти — верховенство, независимость и выражается в практической деятельности государства, его органов. 
Верховенство — суверенное свойство государственной власти. Верховенством подчёркивается определяющее положение государственной власти по отношению к любым властным отношениям, которые могут возникать в процессе деятельности государственных и общественно-политических организаций. 
Верховенство проявляется в свойстве государственной власти устанавливать в обществе общий правопорядок, правоспособность общественных организаций, политических партий, служебных лиц, граждан, а также предоставлять им конкретные права и обязанности. 
Такие суверенные свойства, как единство, полновластие, неограниченность, самостоятельность также существенно характеризуют природу государственной власти, однако они воплощаются в понятие верховенства. 
Верховенство предусматривает самостоятельность и независимость государственной власти от любой другой власти внутри государства, что, в свою очередь, возможно только тогда, когда она едина. 
Самостоятельность государственной власти обозначает то. что она независимо определяет средства и формы реализации своей деятельности, круг полномочий органов государства. 
Верховенство государственной власти предусматривает сё независимость внутри государства. Однако в области внешних сношений свойство независимости не приобретает самостоятельного значения, так как здесь уже нельзя говорить о верховенстве государственной власти, здесь речь может идти о независимости государственной власти от власти других государств, 
В основе государственного суверенитета лежит национальный и народный суверенитет, то есть в условиях демократических стран в основе государственной власти лежит полновластие нации (национальный суверенитет), полновластие народа (народный суверенитет), а поэтому можно говорить о связях, с одной стороны, государственного суверенитета, а с другой — суверенитета нации, народного суверенитета.

 

65. Содержание  и практическая реализация принципа  разделения властей в Украине.

      В  соответствии  со  статьей  6  государственная   власть   в   Украине

осуществляется на основах  ее деления на  законодательную,  исполнительную  и

судебную.  Органы  законодательной,   исполнительной   и   судебной   власти

осуществляют свои полномочия в установленных этой  Конституцией  границах  и

соответственно   законам  Украины,  что   дает   возможность   предотвратить

диктатуру любой из них  и вместе с тем организовать их общую деятельность  на

основе взаимозависимости  и  взаимодействия  в  процессе  реализации  единой

государственной власти в  Украине.

      В части  2 статьи  6  в  первичном   виде  закрепленные  основы  системы

"сдержек и противовесов". Упомянутые органы осуществляют  свои  полномочия  в

установленных Конституцией границах и соответственно  законам  Украины.

      Реализация  единства  государственной  власти  предусматривает  разные

варианты. Так, Верховная  Рада  Украины  как  единый  законодательный  орган

должна своей законотворческой работой на  практике  строить  единую  систему

национального права, а исполнительная власть  осуществляет  свои  полномочия

путем применения соответствующих  норм права, как  правило,  централизованно,

всеми органами системы исполнительной власти.

      Особое  место  в  системе  органов   государственной  власти   занимает

Президент Украины, который  не принадлежит  непосредственно  ни  к  одной  из

ветвей власти. Тем не менее его статус, как главы  государства, наделяет  его

полномочиями,   в   соответствии   с   которыми   он    является    гарантом

государственного   суверенитета,   территориальной   целостности    Украины,

соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина.  Поскольку  эти

полномочия более или  менее  присущи  всем  органам  государственной  власти,

Президент,  осуществляя  объединяющую  функцию,  оказывает  непосредственное

влияние на их деятельность в процессе осуществления государственной  власти.

 

 

66. Принцип децентрализации  государственного управления и  деконцентрации публичной власти в Украине.

С учетом того, что Украина является унитарным государством, а Россия федерацией, опыт разграничения полномочий России может быть полезным с организационной  точки зрения: созданое государством при Президенте России при участии министерств и научных учреждений комиссии по разграничению полномочий; Концепции разграничения расходных полномочий между уровнями власти, разработаной такой Комиссией методологии совершенствования    бюджетного   законодательства    в   области    регуляции    расходных полномочий; детализация предметов общего ведения полное разграничение относительно их выполнения между уровнями власти. 
К общим элементам административной реформы в отрасли местных финансов относятся следующие: 
– особенное внимание органам базового уровня (муниципалитетам или интегрированным единицам); 
– демократическая внутренняя схема организации управления в органах местного самоуправления; 
– появление альтернативных форм предоставления услуг с привлечением частного и общественного секторов на принципах совместного финансирования; 
– финансовая и налоговая реформа на территориальном уровне. 
К общим чертам разграничения доходов и расходов в европейских странах можно отнести направления и темп их системного развития. При образовании базового уровня наблюдаются четкие отличия в выборе вариантов. В североевропейской модели (балтийские страны) отказались от слияния административно-территориальных единиц. Другая классическая ситуация основана на традиционной южно-европейской модели, при которой на базовом уровне гарантируется автономия, но в то же время на региональном уровне осуществляется государственный контроль. В Польше представлена третья модель, в рамках которой одновременно состоялась умеренная интеграция и были созданы органы власти среднего звена. В целом характерные отличия отмечаются в основном в структуре и, в меньшей степени, в выбранных моделях. 
В основу осуществления реформирования системы государственного управления в Украине с 1998 г. были положены основные положения Концепции административной реформы в Украине. В связи с этим было разработано и принято ряд законопроектов и других нормативно-правовых актов в частности относительно деятельности Кабинета Министров, внесения изменений в Конституцию Украины. 
Усовершенствование административно-территориального устройства Украины направлено на реализацию лозунга «Украина – государство самоуправляющихся громад (общин)» и предполагает создание правовых предпосылок образования экономически состоятельных административно-территориальных единиц разного уровня. 
С целью обеспечения соблюдения принципа общественной солидарности в зарубежных странах формируется фонд финансового выравнивания или фонд финансовой поддержки регионов, деятельность которого позволяет обеспечить прозрачность и ответственность при перераспределении ресурсов от регионов-доноров к регионам-реципиентов в процессе фискального выравнивания. 
Для эффективного выполнения аллокационной функции государства необходимо перейти к децентрализации полномочий, определения функциональной ответственности в расходах. В унитарных странах существует два субъекта межправительственных фискальных отношений – центральное правительство и исполнительные органы местного самоуправления – местные правительства. Потому главной задачей в ходе админреформы является внесение изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно определения межбюджетных отношений, однако это будет уместным лишь в комплексе мероприятий по административной реформе и в перспективе предусматривает упрощение системы разграничения расходов. 
Межбюджетные отношения должны рассматриваться как отношения между центральным правительством, со стороны государства, и местными правительствами, со стороны местного самоуправления по поводу перераспределения финансовых ресурсов в сфере публичных финансов. 
Основной целью такого перераспределения является, во-первых, обеспечение необходимого уровня финансирования агентских государственных услуг, исполнителями которых являются органы местного самоуправления, во-вторых, выравнивание финансовых возможностей органов местного самоуправления относительно предоставления местных услуг гражданам на основе принципа солидарных взносов «богатых» территорий в фонд финансового выравнивания и их последующего перераспределения в интересах «бедных» территорий, которые не могут обеспечить предоставления услуг на уровне государственных социальных стандартов. Улучшение управления финансовыми ресурсами общественного сектора, рационализация государственных расходов обеспечивается за счет их разгосударствления – увеличения доли коммунальной собственности и расходов коммунального сектора в общественных расходах. 
Обеспечение фискальной автономии местного самоуправления или достаточной собственной доходной базы и права устанавливать в определенных границах надбавки к общегосударственным налогам возможно, как и в большинстве стран, путем внедрения местных имущественных налогов и за счет диверсификации источников финансирования органов местного самоуправления, то есть организации финансирования выполнения органами местного самоуправления возложенных на них функций с помощью таких финансовых институтов и инструментов, как: местные налоги и сборы, муниципальные заимствования, муниципальные кредиты, бюджет развития. 
Таким образом повышение эффективности государственной поддержки местного самоуправления в Украине тесно связано с реформированием системы государственного управления, административной реформой, реформой системы местного самоуправления, административно-территориального устройства, налоговой системы Украины и самой бюджетной системы страны. 
Это предусматривает реализацию комплексов мероприятий, которые охватывают следующие направления:

  1. формирование оптимальной структуры органов государственного управления и местного самоуправления, определение основных содержанием деятельности этих органов предоставления государственных и общественных услуг, децентрализация заданий, полномочий и ответственности относительно предоставления таких услуг;
  2. реформирование существующего административно-территориального устройства страны, формирование экономически и финансово самодостаточных территориальных громад как первичных носителей местного самоуправления и базовых административно-территориальных единиц, что должно стать основой для формирования нового бюджетного уклада государства;
  3. реформирование налоговой системы страны, коренное повышение в ней роли местных налогов и сборов, децентрализация фискальных полномочий в интересах территориальных громад и органов местного самоуправления других уровней;
  4. реальное отделение бюджетов территориальных громад и других органов местного самоуправления от государственного бюджета Украины, организация их взаимоотношений на принципах самостоятельного функционирования.

Анализ состояния государственной  поддержки развития местного самоуправления в Украине засвидетельствовал, что  ее эффективность зависит от проведения в Украине муниципальной реформы  в рамках реформирования административной системы. 
В процессе реформирования в Украине должны быть одобренны государственная концепция реформ и мероприятия по ее реализации, необходимые для их консолидированного проведения, определены механизмы согласования разными политическими силами приоритетов и направлений трансформации системы территориальной организации власти. 
Для бюджетной системы на этапе становления украинской государственности были характерны: 
- нерациональность и многозвенность бюджетного уклада;

  1. отсутствие законодательного разграничения функций и заданий центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно осуществления бюджетных расходов;
  2. отсутствие государственных социальных стандартов таких расходов, правовая неопределенность обязательных заданий органов местного самоуправления относительно осуществления расходов;
  3. отсутствие механизмов финансирования тех полномочий местных органов власти, которые передаются им центральными органами власти (делегированных полномочий);
  4. слабая собственная доходная база местных органов власти, в результате чего их доходы в основном формируются за счет отчислений из бюджетов высшего уровня;
  5. незаинтересованность местных органов власти укреплять собственную доходную базу, поскольку перечень и уровень их доходов ежегодно пересматривается органами власти высшего уровня;
  6. нерациональная, многоканальная система бюджетного финансирования и дублирования функций разных уровней влас<span class="Normal__Char" s

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"