Характеристика должностных преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:43, реферат

Краткое описание

Актуальность темы настоящего исследования определяется следующими теоретическими положениями.
Кардинальные изменения в экономической и политической жизни любого общества сопровождаются, как правило, негативными явлениями, в числе прочих к ним относятся рост преступности, возникновение ее новых видов, способов и форм совершения, коррупция государственного аппарата. Именно такую ситуацию переживает сегодня Россия, что и обусловило необходимость реформирования ее правовой системы. В Уголовном кодексе РФ существенно изменена глава, касающаяся преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Общая характеристика должностных преступлений………………………..5
1.1 Становление законодательства об ответственности за совершение преступления должностным лицом……………………………………………………5
2 Объект и объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями………………………………………………………………………….10
2.1 Объект преступного посягательства……………………………………….10
2.2 Характеристика объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями………………………………………………………………………….16
3 Субъект и субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями………………………………………………………………………….20
3.1 Должностное лицо как субъект злоупотребления должностными полномочиями………………………………………………………………………….20
3.2 Характеристика субъективной стороны злоупотребления должностными полномочиями…………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

характеристика должностных преступлений.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

     3. Непосредственным объектом конкретных должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность соответствующего звена государственной, муниципальной власти, государственного, муниципального учреждения. 
 

     2.2 Характеристика объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями 

     Закон определяет злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

     В названии ст. 285 УК говорится о злоупотреблении должностными полномочиями, а в ее диспозиции о злоупотреблении должностного лица служебными полномочиями.

     В принципе, и в названии и в диспозиции речь идет об одном и том же. Но, тем не менее, представляется, что это терминологическое различие нужно устранить и заменить в диспозиции слова «служебными полномочиями» на слова «должностными полномочиями». Последнее понятие более точное, поскольку служебные полномочия - понятие более широкое. Ими могут быть и не должностные полномочия.

     Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями характеризуется деянием в виде использования должностным лицом своих должностных полномочий вопреки интересам службы, общественно опасными последствиями в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и причинно-следственной связью между ними.

     УК  РФ принципиально изменил содержание объективной стороны данного преступления и стал характеризовать его как использование должностным лицом своих служебных полномочий, т.е. тех полномочий, которые возложены на это лицо.

     Определяя, таким образом, объективную сторону злоупотребления должностными полномочиями, законодатель, казалось бы, снял проблему, возникшую по вопросу о том, как понимать использование служебного положения. У криминалистов, однако, и сейчас нет единства в ее понимании. Некоторые ученые считают, что злоупотребление должностными полномочиям и использование должностного положения это тождественные понятия, одинаковые по объему и содержанию. Высказывается мнение, что использование служебных полномочий возможно как при совершении деяния в рамках служебной компетенции, т.е. в сфере своих полномочий, так и с использованием авторитета должности, служебных связей, которые возникли благодаря занимаемой должности. Должностные лица, злоупотребляя своим положением, нарушают интересы граждан, организаций и государства не только в рамках службы, но и используют свое положение и связи, выходящие за пределы службы. На такой позиции стоит, подчас, и судебная практика, допуская ошибки, о чем свидетельствует следующий пример.

     Законодательная формулировка должностного злоупотребления, существовавшая в УК РСФСР 1960 года, допускала возможность таких действий и трактовала их как злоупотребление должностным положением. При определении компетенции должностного лица в таком составе как халатность УК РСФСР исходил исключительно из прав и обязанностей должностного лица.

     Уточним, что согласно, в частности, постановлению Пленума ВС РФ, под должностным положением следует понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. Видно, однако, из приведенного определения, что оно носит частный характер (дано только применительно к получению взятки) и является не совсем полным.

     Далее, должностное положение лица - это  место должности в системе  управления, должностное положение представляет собой совокупность прав и обязанностей лица, которыми оно наделено в связи с осуществлением им своих функций, т.е. его полномочий при решении конкретного вопроса, а также возможности влиять на принятие решений другими лицами, не находящимися у него в подчинении.

     Заметим, что законодательной трактовки понятия «служебные полномочия должностного лица» не существует, не дает такого определения и Пленум ВС РФ.

     Полномочия  должностного лица - это совокупность прав и обязанностей, которыми наделено должностное лицо при осуществлении им функций представителя власти либо выполнении организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных или муниципальных учреждениях, в воинских структурах.

     Под обязанностями должностного лица следует понимать установленные Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов федерации, уставами муниципальных образований, а также иными нормативно-правовыми актами обязанности должностного лица при осуществлении им властных, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

     Под должностными правами лица понимаются установленные Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов федераций, уставами муниципальных образований, а также иными нормативно-правовыми актами права лица при осуществлении им властных, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций. Права и обязанности должностного лица можно условно разделить на общие и непосредственные. Общие обязанности или права - это те обязанности и права, которыми наделено любое должностное лицо независимо от осуществляемых им функций. Непосредственные обязанности и права должностного лица - это обязанности и права, возложенные на конкретное должностное лицо или группу лиц для осуществления им властных, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

 

      3 СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ 

     3.1 Должностное лицо как субъект злоупотребления должностными полномочиями 

     Субъект должностных преступлений наряду с  общими признаками субъекта (достижение возраста уголовной ответственности  и вменяемости) обладает дополнительными  признаками, обязательными для каждого  состава должностных преступлений. Поэтому правильное толкование понятия субъекта должностного преступления поможет избежать ошибок, возникающих в правоприменительной практике.

     В примечании 1 к ст. 285 УК РФ дается определение  субъекта должностных преступлений - должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Признаки специального субъекта в действующем законодательстве можно разделить на три группы, характеризующие:

     - социальное и правовое положение субъекта;

     - физические свойства субъекта;

     - взаимоотношение потерпевшего и  субъекта.

     Лицо, привлекаемое к ответственности  за должностное преступление, является специальным субъектом и относится  к первой группе, поскольку характеризуется  особым правовым положением.

     Понятие «должностное лицо» является специальным понятием уголовного права и отражает наличие противоречий в законодательстве, по-разному трактующему данное понятие. В других отраслях права также имеется рассматриваемое понятие, просто в сложившейся правоприменительной практике отсутствует единый подход к тому, как, кого и при каких условиях считать должностным лицом.

     Признание субъекта должностным лицом предполагает решение ряда практических вопросов, касающихся определения должностного лица в соответствии со ст. 285 УК РФ, которая указывает на общие признаки должностного лица, не раскрывая их.

     В основу определения понятия должностного лица законом положен функциональный признак - характер и содержание служебной деятельности лица в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях. Исходя из определения в примечании к ст. 285 УК РФ, должностные лица можно классифицировать следующим образом:

     - представители власти;

     - выполняющие организационно-распорядительные функции;

     - выполняющие административно-хозяйственные функции.

     В качестве представителя власти ст. 318 УК РФ признает должностное лицо правоохранительного или контролирующего  органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Прежде всего следует указать на серьезный дефект этого определения - оно тавтологично: примечание 1 к ст. 285 УК определяет в качестве должностного лица представителя власти, а ст. 318 УК определяет представителя власти через должностное лицо. Получается круг в определении - одно неизвестное понятие определяется через другое неизвестное понятие.

     Попытаемся  разобраться с дефиницией рассматриваемого понятия.

     Согласно Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

     Должностному  лицу присуще сочетание двух основных признаков:

     1) оно действует от имени органа, учреждения, которое его уполномочило на это действие в соответствии с законом или подзаконным актом;

     2) действуя от имени органа, учреждения, должностное лицо совершает юридически значимые действия, т.е. действия, порождающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

     Должностные лица классифицируются по действующему УК РФ в зависимости от исполнения ими своих полномочий: постоянно, временно или по специальному полномочию.

     В ч. 2 ст. 285 УК РФ в качестве квалифицирующего признака названы три вида субъектов - специальных должностных лиц:

     1. Занимающие государственные должности Российской Федерации.

     2. Занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации.

     3. Глава органа местного самоуправления.

     Лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в соответствии с п. 2 примечания к ст. 285 УК являются занимающие должности, установленные Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами и Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся Президент РФ, Председатель Правительства РФ и его заместители, члены правительства -федеральные министры, Председатель Совета Федерации, его заместители и другие члены Совета Федерации, Председатель Государственной Думы РФ, его заместители и другие депутаты Государственной думы РФ, председатель Счетной палаты РФ и другие члены палаты, федеральные судьи, Генеральный прокурор РФ. В соответствии с федеральными законами к указанной категории лиц относятся иные должностные лица - руководители государственных служб - ФСБ и др. и агентств.

     Указом  Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 «Об утверждении Перечня государственных должностей Федеральной государственной службы» в редакции от 2 марта 1999 г., от 29 декабря 2004 г. утвержден указанный перечень.

     Лицами, занимающими государственную должность  субъекта РФ, в соответствии с п. 3 ст. 285 УК РФ являются занимающие должности, установленные конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

     Таковыми  являются руководители всех ветвей власти - губернаторы, председатели законодательных (представительных) органов власти субъекта федерации, депутаты этого органа, председатель и другие члены правительства, судьи конституционного (уставного) суда субъекта федерации и другие высшие должностные лица субъекта федерации.

     Наименование конкретных должностей устанавливается соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

     Глава органа местного самоуправления определяется в соответствии с Федеральным  законом № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления»  от 6 октября 2003 г., законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

     К ним, т.е. к главам органов местного самоуправления, относятся главы представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Наименование конкретных должностей (глав) органов местного самоуправления определяется Уставами муниципальных образований.

     Итак, анализ субъекта злоупотребления должностными полномочиями позволяет сделать  следующие выводы:

     1. Представитель власти - это лицо постоянно, временно или по специальному полномочию исполняющее законодательную, исполнительную или судебную власть в органах государственной власти, в государственных и муниципальных контролирующих органах, а также в органах местного самоуправления, которым переданы государственные полномочия, наделенное распорядительными полномочиями либо правом принятия обязательных решений в отношении неопределенного круга лиц, а при необходимости осуществлять меры государственного принуждения от имени уполномочившего его органа.

     2. Организационно-распорядительные функции лица - это функции по изданию актов управления в пределах компетенции, направленных на упорядочивание и согласование управленческих процессов в организации, где лицо осуществляет свою служебную деятельность, ведущих к образованию, изменению или прекращению взаимосвязей как внутри организации или органа, так и вне их, а также контроль за исполнением распоряжений и при необходимости применения мер воздействия за неисполнение или ненадлежащее исполнение актов управления.

Информация о работе Характеристика должностных преступлений