Формы и методы работы правоохранительных органов с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы состоит в исследовании направлений, форм и методов работы с молодёжью в деятельности ОВД.
Для выполнения данной цели я рассмотрю 2 главы, в первой дам описание основных направлений деятельности ОВД, во второй главе представлю описание с примерами активных и интерактивных методов, которые может использовать сотрудник правоохранительных органов в работе с молодежью. Выделю преимущества активных методов и требования к их применению. Сделаю акцент на метод анализа конкретных ситуаций, мозговой штурм, дискуссию и разработку социальных проектов.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
4
1.1. Административная деятельность.
4
1.2. Оперативно-розыскная деятельность.
7
1.3. Уголовно-процессуальная деятельность.
11
1.4. Предупредительная работа
12
Глава 2. Формы и методы работы правоохранительных органов с молодежью.
13
2.1.Активные методы.
13
2.1.1. Интерактивные методы.
14
2.1.1.1. Анализ конкретной ситуации.
15
2.1.1.2. Мозговой штурм.
17
2.1.1.3. Дискуссия.
20
2.1.1.4. Метод разыгрывания ролей.
25
Заключение
28
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 63.76 Кб (Скачать файл)

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступлений не доказана в установленном порядке, храниться один год, и затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.

При нарушении органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии в законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного ущерба.

 
      1.3. Уголовно-процессуальная деятельность.  

Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел занимает одно из центральных мест в сфере обеспечения прав и свобод граждан. Она основана на требованиях уголовно-процессуального законодательства и осуществляется по трем направлениям. Первое из них – это производство по делам, по которым предварительное следствие обязательно. К ним относятся большинство преступлений против жизни, здоровья, свободы, собственности, политических и экономических прав граждан. Органы внутренних дел при поступлении к ним заявления, сообщения о преступлении возбуждают уголовное дело и затем производят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей)8.

В целях закрепления законности в собственной деятельности о начатом дознании сообщается прокурору. После проведения неотложных следственных действий уголовное дело передается в следственные органы не позднее 10 суток со дня его возбуждения. При необходимости могут осуществляться оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление.

Второе направление связанное с деятельностью органов внутренних дел по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (например, делам о хулиганстве, связанном с посягательством на личность, ее здоровье, честь, достоинство). По таким делам расследование ведется в полном объеме, начиная с возбуждения уголовного дела, проводятся все требуемые следственные действия, составляется обвинительное заключение, и тем самым обеспечивается защита прав граждан, нарушенных в результате преступлений.

Третьим направление деятельности органов внутренних дел в данной сфере является исполнение определений, постановлений, поручений, указаний суда, прокурора, следователя а производстве предусмотренных законом розыскных и следственных действий, а так же оказание помощи названным субъектам при выполнении отдельных процессуальных действий.

 
      1.4. Предупредительная работа. 

Важное место в деятельности органов внутренних дел занимают организация и осуществление предупредительной, профилактической работы как наиболее эффективного и гуманного способа борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Профилактические мероприятия, осуществляемые в процессе управления внутренними делами, состоят из мер общей и индивидуальной профилактики.

Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Индивидуальные профилактические меры применяются непосредственно к личности с антиобщественными установками и ориентациями с целью убедить ее в необходимости законопослушного поведения.

В процессе профилактики органами внутренних дел предупреждаются также несчастные случаи, вредные и общественно опасные последствия, возникающие при эпидемиях, пожарах, наводнениях, землетрясениях и других стихийных бедствиях.

 
  
Глава 2. Формы и методы работы правоохранительных органов с молодежью.

 

Как показывают результаты опросов и практика работы, представители правоохранительных органов в своей работе в основном используют пассивные методы: беседы, лекции, интервью и пр. А молодежь, как показывают результаты анкетирования, ориентирована на участие в активном общении.

Исходя из этого, на наш взгляд, конструктивный диалог полиции и молодежи предполагает, прежде всего, использование различных активных и интерактивных методов. Национальным тренинговым центром (штат Мериленд, США), была разработана "пирамида обучения". Она демонстрирует средний процент усвоения знаний: лекции - 5%; чтение - 10%; видео- и аудиоматериалы - 20%; демонстрация - 30%; дискуссионные группы - 50%; практические действия - 75%; обучение других, безотлагательное применение знаний - 90%9.

 

2.1.Активные методы.

 

Активные методы предполагают такой способ организации процесса общения, при котором обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность молодых людей, сравнимая с активностью милиционера. Отличие активных методов состоит в том, что они активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно-оправданные решения; они развивают партнерские отношения и др.

 

2.1.1. Интерактивные  методы.

 

Одним из видов активных методов выступают интерактивные методы. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Социальная интеракция – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции10.

Интерактивные методы в деятельности полицейских предполагают диалоговое общение. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий для совместной деятельности.

К интерактивным методам относят:

- анализ конкретных ситуаций;

- мозговой штурм;

- дискуссии;

- проектирование;

- игры (ролевые, деловые и  пр.);

- тренинги и др.

 

 

2.1.1.1. Анализ конкретной  ситуации.

 

Анализ конкретной ситуации – деятельное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее для оптимального и оперативного разрешения. Источники ситуаций: художественная и публицистическая литература, статистические данные, научные статьи, реальные события местной жизни, Интернет.

Требования к конкретной ситуации (КС):

- КС должна соответствовать  содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся;

- желательно, чтобы ситуация  отражала реальный, а не вымышленный профессиональный сюжет, в ней должно быть отражено «как есть», а не «как может быть»;

- следует вести разработку  ситуаций на местном материале  и «встраивать» их в текущий учебный процесс;

- ситуация должна отличаться  «драматизмом» и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содержать необходимое и достаточное количество информации;

- нужно, чтобы ситуация  показывала как положительные (путь  к успеху фирмы, организации), так  и отрицательные примеры (причины  неудач и пр.);

- КС должна быть по  силам обучающимся, но в то  же время не очень простой;

- ситуация должна быть  описана интересно, простым и  доходчивым языком (целесообразно  приводить высказывания, диалоги участников ситуации);

- текст ситуационного  упражнения не должен содержать  подсказок относительно решения поставленной проблемы;

- ситуация должна также  сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею11.

Вместо подготовленных текстов можно использовать магнитофонные или видеозаписи, газетные статьи, официальные документы или их подборки, рассказы, содержащие описания производственных ситуаций. Участники могут предложить и рассмотреть примеры из собственной практики.

При этом необходимо очень четко сформулировать задание, чтобы обучающиеся не поддались желанию пассивно воспринимать информацию.

Принципы построения конкретных ситуаций: проблемность, моделирование профессиональных ситуаций и их решений, коллективно-индивидуальная деятельность, диалогичность общения.

В мероприятии школа актива «Лидеры XXI века» использовался метод «Культурный ассимилятор», который по своему характеру является методом анализа конкретных ситуаций. Метод «Культурный ассимилятор» или так называемая техника повышения межкультурной сензитивности. Первые культурные ассимиляторы были разработаны в начале 60-х гг. психологами университета штата Иллинойс под руководством Г. Триандиса. Они предназначались для американских граждан, взаимодействующих с арабами, иранцами, греками, тайцами. Создатели модели ставили своей целью за короткое время дать обучаемым как можно больше информации о различиях между двумя культурами и остановились на программированном пособии с обратной связью, позволяющем сделать его читателя активным участником процесса обучения. Позднее стали использовать и компьютерные варианты пособий.

Культурные ассимиляторы состоят из описаний ситуаций (от 35 до 200), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций их поведения. Информация подбирается так, чтобы представить ситуации, в которых проявляются значительные, ключевые различия между культурами.

При подборе ситуаций учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и многое другое.

Многолетнее использование культурных ассимиляторов подтвердило, что они являются эффективным средством, передачи информации о различиях между культурами, облегчения межличностных контактов в инокультурном окружении и, в конечном счете, повышения эффективности межкультурного взаимодействия.

 

2.1.1.2. Мозговой  штурм.

 

Еще один метод, который может быть использован в работе с молодежью – мозговой штурм. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике12.

Мозговой штурм включает три обязательных этапа.

Первый этап - постановка проблемы. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Второй этап - генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. 
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. 
Комбинируются и улучшаются любые идеи.

Третий этап - группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Информация о работе Формы и методы работы правоохранительных органов с молодежью