Уголовно-правовые меры борьбы с наркотизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение и исследование уголовно-правовых мер борьбы с наркотизмом.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) рассмотреть вопросы появления и развития наркотизма в России;
2) определить и проанализировать уголовно-правовые и криминологические аспекты наркотизма;
3) определить и рассмотреть уголовно-правовые и профилактические меры борьбы с наркотизмом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2

Глава 1. Наркотизм как социально-правовое явление
1.1 Возникновение и развитие наркотизма в России…………………….4
1.2 Наркотизм: уголовно-правовые аспекты……….…………………….8
1.3 Наркотизм: криминологические аспекты…………………………….11

Глава 2. Основные меры борьбы с наркотизмом
2.1 Уголовно-правовые меры борьбы с наркотизмом……………………17
2.2 Профилактические меры борьбы с наркотизмом…………………….21

Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик!!!.docx

— 63.18 Кб (Скачать файл)

3) Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи,  распределения, перевозки, пересылки,  приобретения, использования, ввоза,  вывоза либо уничтожения наркотических  средств или психотропных веществ  либо веществ, инструментов или  оборудования, используемых для  изготовления наркотических средств  или психотропных веществ, находящихся  под специальным контролем, а  также культивирования растений, используемых для производства  наркотических средств или психотропных  веществ, повлекшее их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил.     В соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ12 перечень инструментов, оборудования, а также правила их производства, изготовления, храпения, перевозки, пересылки и т.д. устанавливаются Правительством Российской Федерации.     Субъективная сторона совершаемого деяния характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Субъектом данного деяния являются только должностные лица либо лица, в чьи обязанности входит соблюдение названных правил.           4)Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ).      Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является здоровье населения. В качестве дополнительного объекта могут выступать также собственность, здоровье или жизнь человека.  Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется: хищением; вымогательством наркотических средств или психотропных веществ.          Субъективная сторона деяния определяется прямым умыслом. При этом хищение наркотических средств или психотропных веществ и их последующее хранение, перевозка и пересылка с целью сбыта или без таковой, а также сбыт следует квалифицировать по совокупности данных преступлений.13

 Субъектом признаются лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста.             5) Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ).  Непосредственным объектом деяния является здоровье населения, а дополнительным могут выступать нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетних. Объективная сторона анализируемого деяния характеризуется склонением к потреблению наркотических средств или психотропных веществ. При этом для признания преступления оконченным не требуется, чтобы склоняемое лицо фактически потребило наркотическое средство или психотропное вещество.       Субъективная сторона определяется прямым умыслом.  Субъектом являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.    6) Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ).  Непосредственным объектом рассматриваемого деяния является здоровье населения. Объективная сторона данного преступления состоит в: посеве; выращивании запрещенных к возделыванию растений; культивировании сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества.          Под посевом запрещенных к возделыванию растений понимается посев семян или высадка рассады без надлежащего разрешения на любых земельных участках, в том числе на пустующих землях.14 

Преступление признается оконченным с момента посева независимо от последующего всхода или произрастания растений.

7) Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ).  Непосредственным объектом преступного деяния является здоровье населения, а дополнительным - общественная нравственность. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в: организации; содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Под притоном понимается любое помещение, приспособленное и используемое для систематического потребления указанных средств и веществ. Организация притона предполагает подыскание, наем помещения, оборудование ею, подыскание клиентов для потребления наркотиков.15

8) Незаконная выдача либо  подделка рецептов или иных  документов, дающих право на получение  наркотических средств или психотропных  веществ (ст. 233 УК РФ).      Непосредственным объектом рассматриваемого деяния признается здоровье населения, дополнительным - порядок выдачи документов на получение наркотических средств или психотропных веществ. Объективная сторона этого преступления состоит в: незаконной выдаче, подделке рецептов и иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

Под незаконной выдачей рецепта  следует понимать выдачу рецепта  с нарушением установленных правил оформления или содержащего назначение наркотических средств или психотропных веществ без соответствующих медицинских показаний.16

Субъективная сторона  характеризуется прямым умыслом. Субъектом  при выдаче рецептов и иных документов, дающих право на получение наркотических  средств или психотропных веществ, могут быть врачи, провизоры и  иные лица, имеющие право выдавать такие рецепты и иные документы, а при подделке данных документов - любые другие лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Из вышесказанного можно выделить три наиболее характерные черты изучаемого явления – массовый характер злоупотребления наркотиками, вероятность возникновения болезненного пристрастия и причинение значительного, в социальном измерении, вреда интересам общества, личности, государства. В литературе представлен более широкий взгляд на исследуемое социальное явление. Наряду с указанными сущностными чертами наркотизма выделяют еще одну – участие (прямое или косвенное) части населения страны в организации и осуществлении нелегального оборота наркотиков, как в национальных рамках, так и в межгосударственных масштабах. Как общественный феномен, наркотизм имеет вполне определенные пространственные, временные и социальные координаты. Масштабы его, безусловно, зависят не только от степени развития тех или иных форм девиантного поведения, но и от отношения государства и общества к данному явлению. Поэтому злоупотребление наркотиками и связанные с ним иные варианты отклонений от социальных и правовых норм можно интерпретировать как наркотизм, когда в обществе формируется целенаправленная государственная политика по организации противодействия данному явлению. Составными элементами такой политики выступают: государственная стратегия, выраженная в антинаркотической идеологии и концепциях; система специальных нормативных правовых актов и целевых программ; ведомственные организационные структуры и механизмы координации и взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Уголовно-правовые меры борьбы с наркотизмом.

 

Под наркотической преступностью следует понимать преступления, совершаемые наркораспространителями и наркокурьерами в сфере незаконного оборота наркотиков, а также деяния, совершаемые наркозависимыми в целях немедицинского употребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.     К сожалению, в настоящее время в нашей стране действующее законодательство, направленное на противодействие распространению наркотической преступности, достаточно неэффективно, поскольку основную нагрузку в обозначенной борьбе оно возлагает, прежде всего, на деятельность правоохранительных органов государства, которое лишь отчасти решает обозначенную проблему.      Уголовное законодательство является недостаточно эффективным заслоном распространению наркомании ввиду наличия ряда присущих ему существенных недостатков.17 Законодатель, конечно же, пытается устранить имеющееся несовершенство, но без детального исследования психологических, социологических, медицинских и криминологических аспектов наркомании и наркотической преступности нельзя разработать совершенное уголовное антинаркотическое законодательство. Если не учесть всех общественных и социальных проявлений наркотизации российского общества, то действия законодателя по улучшению соответствующего законодательства будут носить половинчатый характер и, даже смогут нанести существенный вред государственному противодействию распространению наркотической преступности.    Вместе с тем законодательство, направленное на создание институтов профилактики наркомании и наркотической преступности, а также иных форм социально-правового контроля над рассматриваемой проблемой, в нашей стране практически отсутствует.18 Данное обстоятельство является существенным недостатком антинаркотического противодействия со стороны государства, поскольку, если рассматривать наркоманию как болезнь, то именно профилактическим воздействием на данное негативное явление можно будет заложить основы будущего здорового развития нации, свободной от наркотической зависимости. Профилактика наркомании позволит сберечь трудовые людские ресурсы от растления, превращения их в нетрудовые, паразитические ряды наркоманов, и сэкономить огромные материальные ресурсы на лечение наркозависимых.19 Наиболее актуально указанный аспект выглядит на фоне того, что до настоящего времени во всем мире не нашли действенного способа излечения человека от наркотической зависимости и, неизвестно, найдут ли его в будущем.  Действующее уголовно-исполнительное законодательство, в рамках которого применяется принудительное лечение от наркотической зависимости, в отношении наркоманов, осужденных за совершение различных преступлений, в том числе, и в сфере незаконного оборота наркотиков, также является недостаточно эффективным средством государственного противодействия распространению наркомании в нашем государстве. Данная отрасль законодательства Российской Федерации фактически декларативно регламентирует процедуру принудительного лечения от наркотической зависимости, не отвечает на многие важнейшие вопросы, имеющие принципиальное значение для повышения качества оказываемого лечения, применяемого в исправительном учреждении.20 В результате уголовно-исполнительная система Российской Федерации превратилось из средства предупреждения наркомании в источник ее распространения.           В условиях массового распространения наркотической преступности и наркомании в нашей стране необходимо создание единой, административной, уголовно-правовой и криминологической системы эффективных мер по профилактике и борьбе с данными явлениями.  Для эффективного противодействия наркотической преступности необходимо совершенствование норм действующего уголовного законодательства Российской Федерации, направленных на борьбу с совершением незаконных операций с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами. Так, Кузнецов В.И. с этой целью предлагает 21:           а) исключить из составов ст. 2281 УК РФ такое уголовно-наказуемое деяние как «незаконная пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» и включить его в составы ст. 228 УК РФ;  б) такое уголовно-наказуемое деяние как «незаконное производство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» в ст. 2281 УК РФ заменить деянием «незаконное изготовление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в целях сбыта».    в) включить в Уголовный кодекс Российской Федерации статью, устанавливающую уголовную ответственность за немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. В рамках профилактических мер распространения наркотической преступности и наркомании в нашей стране необходимо:    а) разработать и принять Федеральный закон «Об информационно-психологической безопасности в Российской Федерации»;    б) создать в федеральных округах Единую криминологическую службу, занимающуюся профилактикой наркомании.      В целях пресечения распространения наркомании как болезни ввести институт принудительного лечения от наркотической зависимости, применяемого в административном порядке.

Между тем в целях эффективного противодействия распространению  наркотической преступности в нашей  стране должна быть создана единая система правовых норм, направленная на борьбу с этим явлением, что, несомненно, должно быть основано на имеющемся  отечественном опыте и достижениях  в этом направлении зарубежных стран. 

Совершенствование антинаркотического уголовного законодательства Российской Федерации сможет лишь отчасти решить проблему распространения наркотической преступности. Соответствующее государственное противодействие должно быть дополнено созданием институтов профилактики наркотической преступности, а также иных форм социально-правового контроля над рассматриваемой проблемой. Остановить распространение наркотической преступности и наркомании одними только уголовно-правовыми мерами невозможно. Важное значение в борьбе с наркоманией должно придаваться ее профилактике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Профилактические меры борьбы с наркотизмом

 

Профилактика наркомании - это значительная экономия материальных и трудовых ресурсов для государства, так как излечить наркотическую зависимость в настоящее время в нашем государстве достаточно проблематично, поскольку отсутствуют современные медицинские учреждения и центры преодоления наркотической зависимости, эффективные методы и средства лечения.22 Для эффективного профилактического воздействия необходимо выявить причины возникновения и распространения наркомании. Разработка действенной программы профилактики наркотической преступности и наркомании невозможна без полного представления о состоянии наркотизации в стране. Важнейшим элементом антинаркотической стратегии является мониторинг наркоситуации, без которого невозможна реализация эффективных антинаркотических воздействий. Необходимо создание в стране Единой криминологической службы при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах для обеспечения аналитической деятельности и других аспектов общей организации борьбы с преступностью, ее предупреждения путем сокращения социальной базы терроризма и иных криминальных явлений.

Кроме того, важное значение для предупреждения роста наркомании и ее профилактики имеет правовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Так, проведенное исследование позволило проанализировать положения уголовного законодательства, уголовно-исполнительного законодательства и иных отраслей законодательства Российской Федерации, направленных на противодействие распространению наркотической преступности, а также специальную научную литературу и сложившуюся правоприменительную практику по указанной теме, выявить причины, условия и процесс протекания наркотизации российского общества и разработать предложения по совершенствованию правового механизма борьбы с данным негативным социальным явлением.23 Таким образом, вскрытые в работе проблемы требуют пристального внимания, дабы значительно повысить эффективность государственного противодействия распространению наркотической преступности посредством совершенствования соответствующих положений законодательства Российской Федерации.

Главными условиями достижения цели и решения приоритетных задач  стратегии являются их реальность, адекватность времени и адаптированность к обстановке

Ключевыми факторами, влияющими  на достижение цели и приоритетных задач, являются:

- профессионализм, консолидированность и координированность усилий всех компетентных органов государства;

- финансовое, техническое  и иное обеспечение;

- поддержка широких слоев  населения;

- поэтапность и планомерность реализации программ.

Законодательству принадлежит  важная, но не самая главная роль в борьбе с преступностью. Разнообразие причин и условий, порождающих преступность, предопределяет и многообразие средств  борьбы с ней. Наиболее эффективными будут те меры, которые воздействуют на эти причины непосредственно, то есть реформируют систему уголовной юстиции, обеспечивают ее кадрами и финансами, совершенствуют систему профилактики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В настоящее время отлично проявляющиеся тенденции роста преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств требуют принятия действенных мер противодействия им.

Технико-юридические недочеты норм о рассматриваемых преступлениях, также особенности построения соответствующих санкций уменьшают показатель эффективности борьбы с криминальным наркотизмом, это показывает исследование судебной и следственной практики по делам о преступлениях, касающихся незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Среди них выделяются: излишняя бланкетность норм и блакентность размеров наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, имеющих криминализующее значение, недостаточная дифференциация ответственности распространителей наркотиков, отсутствие оптимальной классификационной структуры, и др.

Масштабы распространения  наркотизма, статистические показатели преступности в сфере незаконного  оборота наркотиков - его подструктуры, также иные негативные явления, сопутствующие существующему состоянию наркомании и наркотизма требуют проведения соответствующей государственной политике, также с помощью арсенала уголовно-правовых средств. В широком комплексе мероприятий по профилактике, предупреждению и борьбе с названными преступлениями уголовно-правовым средствам принадлежит большая роль. Ее суть заключается в воздействии на лиц, совершающих преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, путем привлечения их к уголовной ответственности и назначения им справедливого наказания. В данном реферате нами был проведён уголовно-правовой анализ составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Объектом преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является здоровье населения. Признаком состава преступления является предмет: наркотические средства и психотропные вещества. На наш взгляд, уголовное законодательство является недостаточно эффективным заслоном распространению наркомании наличии ряда существенных недостатков. Законодатель пытается устранить имеющееся несовершенство, но без детального исследования психологических, социологических, медицинских и криминологических аспектов наркомании и наркотической преступности нельзя разработать совершенное уголовное антинаркотическое законодательство.

Информация о работе Уголовно-правовые меры борьбы с наркотизмом