Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Уголовно-правовойй анализ незаконного оборота наркотиков

Содержание

Введение 4
1.История развития уголовного законодательства, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 6
1.1. Досоветское законодательство 6
1.2. Законодательство периода Союза ССР 7
1.3. Постсоветское законодательство 10
1.4. Международные нормативно-правовые акты 13
2. Уголовная ответственность за производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов по УК РФ 17
2.1. Понятие объекта и предмета незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 20
2.2. Субъект и субъективная сторона состава преступления 24
2.3. Объективная сторона преступления 26
2.3.1. Проблемы квалификации незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 26
2.3.2. Правоприменительная практика незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 31
2.3.3. Проблемы правоприменительной практики незаконного приобретения, хранения, перевозки в целях сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 39
2.3.4.Незаконная пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 50
2.4. Квалифицированные и особо квалифицированные составы преступлений, предусмотренные за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 51
3. Проблемы освобождения от уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 60
Заключение 65
Список использованных источников 69

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

По мнению же В.Н. Курченко произошла дифференциация ответственности в отношении наркосбытчиков. Фактически произошло смягчение уголовной ответственности наркосбытчиков, если их действия пресечены на стадии приобретения, хранения, перевозки наркотиков. Вряд ли можно считать гуманизацией закона по отношению к потребителям наркотиков, когда лицам, приобретающим или хранящим их без цели сбыта в особо крупном размере, может быть назначено наказание до 10 лет лишения свободы. Пересылка наркотических средств и психотропных веществ не предусмотрена в числе действий, наказуемых по ст. 228 УК РФ.21

Нормативное предписание  в статье 2281 УК РФ носит очень высокую степень абстрактности. С одной стороны, сбыт может считаться единым преступлением, состоящим из нескольких действий. Например, виновный незаконно приобретает наркотики с целью сбыта, хранит их у себя, перевозит или пересылает, а затем сбывает. С другой стороны, при совершении одного (единого) преступления, сбыта наркотиков, преступление воспринимается как множество составляющих действий, тогда требуется описать эти составляющие деяния в Законе “О наркотических средствах и психотропных веществах” под общим термином “сбыт”.

Все эти действия (приобретение, хранение, изготовление, переработка, перевозка) должны быть предметом описания в диспозиции уголовного закона (ст. 2281 УК РФ). Если названные действия не содержатся в уголовно-правовом предписании, то в случае пресечения перевозки наркотиков можно вести речь только о приготовлении к сбыту наркотиков. Достаточно часто наркотрафик в особо крупных размерах пресекается именно на стадии перевозки. Вариант квалификации при пресечении перевозки наркотиков только как приготовление (либо даже как покушение при попытке сбыта) сопряжен с нарушением логики дифференциации уголовной ответственности.

Таким образом, незаконное приобретение или хранение, пересылка, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в целях сбыта должна быть регламентирована в одной уголовно-правовой норме, а не в самостоятельных.22

С объективной стороны  большинство преступлений против здоровья населения совершается путем активных действия. Составы преступлений против здоровья населения сконструированы как формальные, т. е. их объективные стороны характеризуется с помощью одного признака – деяния.

    1. Понятие объекта и предмета незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Под преступлениями против здоровья населения понимаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, сопряженные с нарушением правил, обеспечивающих здоровье населения, причиняющие здоровью населения существенный вред или создающие опасность его причинения. Видовым объектом рассматриваемых преступлений является здоровье населения. Здоровье населения – совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное физическое и психическое здоровье множества не персонифицированных граждан. В ряде случаев при совершении преступлений против здоровья населения ущерб может причиняться и дополнительным объектам: при хищении наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ) наряду со здоровьем вред причиняется и отношениям собственности.

В чисто практических целях необходимо обозначить вещественное состояние того, на что посягает преступник. Отсюда признание того, что именно указание на предмет преступления позволяет выявить объект посягательства. Элементом объекта преступления, на который непосредственно воздействует преступник в процессе преступного посягательства, является предмет.23

Диспозиции норм о  преступлениях против здоровья населения носят бланкетный характер. Законодатель не раскрывает, в чем конкретно состоит нарушение соответствующих правил, либо не дает конкретного перечня предметов преступлений. Вследствие этого для уяснения признаков предмета и характера объективной стороны преступлений необходимо обращение к другим нормативным актам, в частности к ФЗ от 08.01.98 г. “О наркотических средствах и психотропных веществах”, раскрывающее в ст.1 понятие предмета посягательства:

– наркотические средства – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;

– психотропные вещества – вещества синтетического или естественного  происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.;

– прекурсоры наркотических  средств и психотропных веществ  – вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;

– аналоги – это  запрещенные для оборота в  РФ вещества синтетического или естественного  происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.24

Закон “О наркотических средствах и психотропных веществах” и ст. 2281 УК РФ передают практически всю сферу заявленного регулирования Правительству РФ и ведомствам, предусматривая принятие более 40 подзаконных актов. Согласно ст. 2, перечень наркотических средств, а также изменения и дополнения этого перечня утверждаются Правительством РФ. Такой порядок не соответствует ч.3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только ФЗ.25

Именуясь законом о  наркотиках, закон о том, что такое наркотики, ничего не говорит, отдавая решение Правительству РФ, составляющему такой перечень без гласного обсуждения, в обстановке закрытости. К человеку, подвергающемуся уголовному преследованию, применяется уже не закон, а перечень. Каждого могут подвергнуть наказанию на том только основании, что то или иное вещество будет включено в этот перечень неконституционным путем.

Существующая в настоящее  время система признания средств  и веществ наркотическими или психотропными позволяет установить контроль, в том числе и над аналогами этих средств (веществ). По смыслу постановления Правительства РФ “Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации” изомеры перечисленных в списках наркотических средств и психотропных веществ (если таковые определенно не исключены) в тех случаях, когда существование таких изомеров возможно в рамках данного химического обозначения, эфиры сложные и простые перечисленных в списках наркотических средств и психотропных веществ, соли перечисленных в списках наркотических средств и психотропных веществ, если существование таких солей возможно, отнесены к аналогам наркотических средств или психотропных веществ. Размеры средних разовых доз аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют размерам приведенных в перечне средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ.

К числу наркотических  средств или психотропных веществ  относятся также препараты (смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ). В отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них. Однако в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством РФ.

Предмет анализируемых  преступлений должен отвечать двум критериям – медицинскому и правовому. Медицинский критерий означает, что наркотическими средствами признаются только те вещества, которые обладают способностью воздействовать на центральную нервную систему и приводят к состоянию особого наркотического состояния и наркотической зависимости. Психотропные вещества – различного происхождения вещества, оказывающие влияние на психические функции, эмоциональное состояние и поведение человека. Правовой критерий означает, что перечень этих предметов должен содержаться в специальных нормативных актах.

Единая конвенция 1961 г. содержит Списки I-IV, включающие в себя перечень наркотических средств, в  том числе препараты, находящиеся  под международным контролем. Конвенция 1971 г. – Списки I-IV, включающие перечень психотропных веществ. Конвенция 1988 г. содержит Таблицы I и II, часто используемые при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ и поэтому нуждающиеся в международном контроле. Однако государственный суверенитет предполагает, что международные обязательства выполняются путем принятия нормы национального законодательства. На территории России право признания того или иного вещества наркотическим, психотропным или их аналогами предоставлено Правительству РФ.26

В настоящий момент на территории страны установлены следующие списки: список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список I); список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список II); список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список III); список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен, и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список IV).

Внесение изменений  и дополнений в списки осуществляется по представлению Министерства здравоохранения и социального развития РФ совместно с Министерством внутренних дел РФ.

    1. Субъект и субъективная сторона состава преступления

Субъект преступлений в  сфере незаконного производства, сбыта или пересылки наркотиков – вменяемое физическое лицо, гражданин России, иностранный гражданин или апатрид, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъекты рассматриваемых преступлений могут быть специальные – должностные лица, а чаще всего частные. Подавляющее большинство осужденных на момент совершения преступления нигде не работало и не училось.

Особо беспокоит ситуация вокруг участия в этих преступлениях  несовершеннолетних. Данные НИИ наркологии свидетельствуют о том, что основной возраст детей, потребляющих наркотики (60% потребляющих) – 14-15 лет. Каждый четвертый девятиклассник попробовал наркотики, причем в школах отмечены факты массовой их продажи по сверхнизким ценам с целью обеспечить привыкание к наркотикам большего числа подростков.

Решение проблемы видится в необходимости  снижения возрастного порога привлечения  к уголовной ответственности  лиц за незаконный оборот наркотиков с 16 до 14 лет. В указанном возрасте современный человек имеет реальную возможность получить достаточную информацию о зле наркотизма и способен осознать это зло для себя и общества.

В связи с тем, что  рассматриваемые преступления часто  совершаются лицами, которые сами употребляют наркотики, в том  числе имеющими уже диагноз “наркомания”, надо помнить о необходимости проведения судебно-психиатрической экспертизы. Как правило, наркоманы признаются вменяемыми в отношении совершенных ими общественно опасных деяний. Объясняется это тем, что сознательно употребляющее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги лицо, даже попав в зависимость от них, отдает отчет в своих действиях, когда приводит себя в состояние наркотического опьянения. У большинства наркоманов, правда, снижен контроль за своими поступками, способность руководить своими действиями (особенно при наркотическом голодании). Но поскольку субъект виновно привел себя в подобное состояние, он в силу ст. 23 УК РФ должен нести ответственность за содеянное деяние. Вместе с тем в случаях, когда систематическое употребление наркотиков достигло столь значительной степени, что возникли стойкие изменения в психике и лицо потеряло возможность руководить своими действиями, экспертиза может признать его невменяемым.

С субъективной стороны  преступления связанных с незаконным оборотом наркотиков – умышленные с прямым умыслом. Лицо, производя, сбывая или пересылая наркотик, осознает общественную опасность содеянного, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

Диспозиции статей ст. 228, 2281 УК РФ в качестве обязательного условия ответственности субъективного характера указывают или подразумевают наличие специальной цели или отсутствие таковой. Наркоманы, как правило, осведомлены, что потребление не влечет уголовной ответственности, а за сбыт наркотиков установлены более суровые санкции. Поэтому они обычно всячески убеждают, что наркотик приобретался в целях личного потребления, а не для распространения. О фактическом намерении в использовании приобретенного наркотика могут свидетельствовать поведение данного наркомана, его устойчивые связи с другими распространителями наркотиков, неоднократность, большие объемы незаконных операций с запрещенным товаром и т. д.

Так, надзорная инстанция, не установив цели сбыта наркотического средства, переквалифицировала действия П. с ч. 4 ст. 228 УК РФ (в ред. 13.06.96 г.) на ч. 1 этой же статьи. По приговору Зизинского межмуниципального суда ЮЗАО г. Москвы П. приобрел наркотическое средство в особо крупном размере, что, по мнению судебно-следственных органов, свидетельствовало о цели сбыта. Кассационная инстанция и президиум Московского городского суда согласились с приговором. Верховный суд РФ, отменяя этот приговор, указал, что суд в нарушение требований ст. 309 УПК РСФСР решение относительно квалификации действий П. по ч. 4 ст. 228 УК РФ обосновал на предположениях. П. приобрел и хранил героин для личного потребления. Цели сбыта у него не было.27

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ