Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Уголовно-правовойй анализ незаконного оборота наркотиков

Содержание

Введение 4
1.История развития уголовного законодательства, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 6
1.1. Досоветское законодательство 6
1.2. Законодательство периода Союза ССР 7
1.3. Постсоветское законодательство 10
1.4. Международные нормативно-правовые акты 13
2. Уголовная ответственность за производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов по УК РФ 17
2.1. Понятие объекта и предмета незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 20
2.2. Субъект и субъективная сторона состава преступления 24
2.3. Объективная сторона преступления 26
2.3.1. Проблемы квалификации незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 26
2.3.2. Правоприменительная практика незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 31
2.3.3. Проблемы правоприменительной практики незаконного приобретения, хранения, перевозки в целях сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 39
2.3.4.Незаконная пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 50
2.4. Квалифицированные и особо квалифицированные составы преступлений, предусмотренные за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 51
3. Проблемы освобождения от уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 60
Заключение 65
Список использованных источников 69

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди многих проблем, стоящих  перед российским обществом, на одно из первых мест выходит проблема наркомании как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности. Темпы прироста потребителей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (далее – наркотики) ежегодно растут. Если в 1990 г. они составили 10%, то в 1996 г. достигли 60%. Эта тенденция сохранится по существующим прогнозам вплоть до 2010 г.1

По данным Минздрава  РФ за 2001 г., с диагнозом “наркомания” в стране состоит на учете 351797 человек, с диагнозом “токсикомания” – 29377, из них 283458 – в возрасте 18-30 лет, а общее число официально зарегистрированных потребителей наркотиков в стране давно превысило полумиллионный рубеж. Поэтому даже с учетом поправочных коэффициентов, фактическое число наркоманов в несколько раз выше самых смелых прогнозов.2

По оценкам криминологов, в стране усугубились организованная преступность, коррупция, преступления против порядка управления, связанных с наркотиками. Средние темпы роста преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, в 1995 г. по сравнению с 1990 г. в регионах РФ составили: но Северному региону – 2355%, Северо-Западному – 700%, Центральному – 957%, Волго-Вятскому – 890%, Центрально-Черноземному – 1774%, Поволжскому – 686%, Северо-Кавказскому – 505%, Уральскому – 638%, Западно-Сибирскому – 959%, дальневосточному – 393% и Калининградской области – 387%.3

Таким образом, наркопреступления становятся все более распространенными.

Что же государство противопоставляет  в ответ угрозе?

Анализируя статистику судимости по республике Марий Эл (в последующем – РМЭ) за I полугодия 2002-2004 г. (в момент написания работы 2004 г. незавершен), возникает вопрос, почему при такой сложной наркоситуации в стране количество осужденных по квалифицированным частям 2 и 3 ст. 228 УК РФ (в ред. 13.06.96 г.) меньше, чем по неквалифицированным частям 1 и 2 ст. 228 УК РФ (в ред. 13.06.96 г.). Не значит ли это, что оптовые торговцы и распространители наркотиков зачастую уходят от ответственности? Не связан ли этот факт с проблемами правоприменительной практики уголовного законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков?

Статистические сведения по рассмотрению уголовных дел по ст. 228 УК РФ 
(в ред. 13.06.96 г.).4

 

Часть статьи 228 УК РФ

Число осужденных за 6 месяцев  по годам, человек

2002

2003

2004

часть 1

37

23

34

часть 2

5

2

2

часть 3

24

15

13

часть 4

7

8

7


Прогноз развития наркоситуации  в России на ближайшее будущее неутешителен. Учёные предсказывают возможное увеличение численности наркоманов в 2-3 раза в самое ближайшее время, а также переход значительного числа потребителей на более опасные синтетические наркотики. И если государство и российское общество действительно хотят избежать надвигающейся катастрофы, то уже сегодня необходимо выработать методы преодоления многочисленных проблем, связанных с наркотизацией российского общества, определить сами проблемы. И, чтобы это не было “пустыми” словами, необходимо понять, в чем причина наркотизации общества, почему усилия государства, в том числе уголовно-правовая борьба, в этой области столь неэффективны, почему в следственной и судебной практике нередко возникают определенные трудности и ошибки в квалификации преступлений, связанных с наркоманией, толковании понятий норм права. Мнения юристов-практиков и теоретиков по данным вопросам расходятся.

Во многом в основе проблем, стоящих перед правоохранительными  органами в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков лежат неудачные формулировки, закрепленные в уголовном законодательстве.

Данная работа посвящена  противостоянию такой грозной для  человечества опасности, как наркомания, а именно: выявлению проблем в  законодательном регулировании незаконного оборота наркотиков.

 

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА БОРЬБУ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ

 

    1. Досоветское законодательство

Свое шествие по миру наркотики начали в IX веке. До начала XX века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотических средств. Но уже в начале ХХ века рост наркомании вынуждает законодателя пойти на принятие мер борьбы с нарастающей опасностью. В Уголовном уложении 1903 г. в главе “О преступлениях и поступках против постановлений, ограждающих народное здравие” имелось общее отделение “О нарушении правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильнодействующих”. По основаниям ответственности (продажа лицам, не имеющим право на покупку, сильнодействующих или ядовитых веществ, незаконное их приобретение, нарушение правил приготовления или торговли азотной кислотой) Уголовное уложение 1903 г. дифференцировало санкции в зависимости от признаков субъекта преступления, выделив специально три статьи. В одной из них криминализировалось нарушение правил хранения, отпуска или использования такого рода средств ответственным лицом аптек и производств; в другой – лицом, имеющим право их использовать; в третьей предусматривалась ответственность лиц, виновных в хранении для продажи или в продаже сильнодействующих и ядовитых веществ без лицензии или с нарушением ее условий.5

Таким образом, были криминализированы  только некоторые составы преступлений, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих и ядовитых веществ. Уголовная ответственность за преступные операции с наркотиками в России появилась позже.

    1. Законодательство периода Союза ССР

В отличие от Уголовного уложения 1903 г. УК РСФСР 1922 г. в ст. 215 упоминал об уголовной ответственности за приготовление, хранение, сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ. Наркотики не были еще распространены настолько, чтобы обрушивать на них мощь уголовно-правовых мер.

Появление в Союза  ССР в последующие годы кокаина, опия и их производных привело к необходимости установления уголовной ответственности за преступные операции с наркотическими средствами. 22.12.24 г. декретом ВЦИК и СНК СССР “О дополнении Уголовного кодекса статьей 140-д” была введена уголовная ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта кокаина, морфия и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, а также за содержание притонов, в коих производится сбыт или потребление наркотических средств. В августе 1926 г. постановлением ВЦИК и СНК СССР “О государственной монополии на опий” в стране вводится монополия на опий. Свою роль в осуществлении государственного контроля над оборотом наркотиков имело постановление ВЦИК и СНК СССР от 23.05.28 г. “О мерах регулирования торговли наркотическими веществами”, которое запретило свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона. Постановление устанавливало, что количество упомянутых средств, необходимое для лечебных целей, ежегодно определяется соглашением народных Комиссариатов здравоохранения союзных республик. Им оговаривался перечень предприятий, имеющих право производить и продавать указанные средства, а также порядок торговли ими на территории Союза ССР.6

По мере роста количества незаконных операций с наркотическими и сильнодействующими веществами, увеличения числа лиц, их потребляющих, в УК РСФСР систематически вносились новые статьи, криминализирующие наиболее опасных деяния с указанными веществами, либо дополнялись более жесткими санкциями уже действующие нормы. В частности УК РСФСР 1926 г. в главе VII был дополнен двумя составами преступлений, устанавливающих ответственность за нарушения правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и порядок. Так ст. 179 УК РСФСР 1926 г. предусматривала наказание за изготовление, хранение, приобретение и сбыт сильнодействующих ядовитых веществ без специального разрешения, а также нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, учета и перевозки сильнодействующих ядовитых веществ. Кроме того, отдельные статьи о преступлениях против здоровья и нравственности содержались в других главах УК. В главе II “Преступления против порядка управления” предусматривалась ответственность за изготовление, хранение и покупку с целью сбыта, а равно самый сбыт в виде промысла продуктов, материалов и изделий, относительно которых имелось специальное запрещение или ограничение (ст. 99); изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения” (ст. 104). В ч. 2 с. 104 устанавливалась ответственность за содержание притонов, в коих производился сбыт или потребление кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ.

В последующие годы в главу VIII Кодекса вводились статьи об ответственности за новые преступления: была введена ответственность за изготовление или сбыт ядовитых или наркотических веществ, посев опийного мака, индийской, южно-маньчжурской или южно-чуйской конопли; за нарушение установленных правил производства, хранения, учета и другие действия с наркотическими средствами; за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотиков и т. д.7

В 1938 г. принимается постановление  Совнаркома о правилах потребления, сбыта и перевозки наркотиков, ядовитых и сильнодействующих веществ. С 1952 по 1962 г. в республиканские уголовные кодексы вводится новая статья, предусматривающая ответственность за сбыт, хранение и перевозку наркотиков.

В 70-х годах наркотики  стали распространяться в молодежной среде. На это стремительно отреагировал подпольный рынок, который начал поставлять кустарно изготовленные наркотические препараты. Политика борьбы с наркоманией носила ярко выраженный характер искоренения этого явления, а главное, самих наркоманов из жизни людей.

Новый УК РСФСР1960 г. расширил пределы уголовной ответственности  за незаконные действия с наркотическими и сильнодействующими веществами. В  него были включены составы преступлений, непосредственно связанные с  незаконным обращением с наркотическими веществами. Предусматривалась уголовная ответственность за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, сбыт, посев и выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества. Позднее была установлена также ответственность за незаконные операции с сильнодействующими веществами.

В антинаркотическом  законодательстве Союза ССР прослеживается два направления. Во-первых, с учетом малозначительности общественной опасности деяний и тяжести последствий отдельные правонарушения декриминализировались и переводились в разряд административных проступков. Указом Президиума Верховного Совета СССР 15.07.74 г. впервые была введена административная ответственность за немедицинское потребление наркотических средств (ст. 44 КоАП РСФСР).

Во-вторых, усиливались репрессивные уголовно-правовые меры в отношении лиц, которые, несмотря на применение административных санкций, упорно продолжали свою противоправную деятельность: была введена уголовная ответственность за потребление наркотиков лицами, ранее подвергнутыми за это административному наказанию; особо строгие санкции предусматривались к сбытчикам наркотических препаратов. Квалифицирующими признаками предусматривались повторность; предварительный сговор группой лиц; совершение преступления лицом, ранее уже совершавшим подобное общественно опасное деяние с наркотиками; совершение преступления особо опасным рецидивистом, если предметом этих действий были наркотические средства в крупных размерах.

Последующие изменения, внесенные Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29.06.87 г. и Законом РСФСР от 05.12.91 г. в ст. 224 УК РСФСР, также имели значение в борьбе с наркоманией: в соответствии с примечанием к ст. 224 УК РСФСР лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, освобождается от уголовной ответственности за приобретение сданных наркотических средств, а также за хранение, перевозку или пересылку.

За время действия УК РСФСР 1960 г. был введен ряд новелл усиливающих профилактическую направленность борьбы с наркотизмом. Это достигалось путем освобождения от ответственности лиц, страдающих наркоманией, добровольно изъявивших желание лечиться и отказаться от совершения в дальнейшем противоправных действий. Это гарантировало неприменение принудительных мер воздействия к гражданам, самостоятельно решившим покончить с пагубной привычкой. Своевременность данной нормы определялась тем, что были известны случаи, когда нуждающиеся в квалифицированной помощи отказывались от лечения только потому, что боялись огласки и уголовного преследования. Государство провозгласило на законодательном уровне отказ применения к этим лицам мер уголовной ответственности. Наркоманы по сути освобождались от уголовной ответственности не только за потребление, но и за перевозку и хранение разовой дозы наркотиков, которые они собирались потребить.

К сожалению, данная мера не способствовала резкому сокращению числа потребителей наркотиков и увеличению обратившихся за лечением. Распространители наркотических средств использовали эту возможность в своих преступных целях. Перевозя наркотики с целью сбыта, наркоторговцы заранее заготовляли расписку о якобы добровольной выдаче их правоохранительным органам, что нередко позволяло им уходить от ответственности на “законных” основаниях.

    1. Постсоветское законодательство

В 1998 г. был принят Федеральный закон от 08.01.98 г. “О наркотических средствах и психотропных веществах” запретивший в РФ потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.8

Общество стало возвращаться к утраченному пониманию необходимости  массового практического контроля за самой незначительной, с точки зрения борьбы с наркобизнесом, и самой главной, с точки зрения эффективной профилактики наркомании, стадией незаконного оборота наркотиков – их потребление без назначения врача.9

С введением в действие в 1997 г. УК РФ наметился новый этап в уголовно-правовой борьбе со всеми преступными проявлениями, порождаемыми наркоманией. Требовались самые решительные меры, чтобы обуздать стремительный рост наркопреступности, обусловливающий ухудшение криминальной ситуации и высокие темпы наркотизации населения страны.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ