Уголовная ответственность за халатность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – системноеa изучение вопросов a уголовной ответственности за халатность. Для достижения a цели поставлены. задачи:
- уточнить объект и предмет. преступления;
- исследовать объективнуюa сторону преступления;
- рассмотреть субъективные .признаки преступления;
- проанализировать a квалифицирующие признаки преступления;
- отграничить халатность .от смежных составов преступлений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ХАЛАТНОСТИ 5
1.1.Понятие халатности. Объект преступления 5
1.2.Объективная сторона преступления 7
1.3.Субъект преступления 13
1.4.Субъективная сторона преступления 18
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ХАЛАТНОСТИ 21
2.1.Квалифицированные признаки преступления 21
2.2.Причины халатности и ее профилактика 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Ugolovnaya_otvetstvennost_za_khalatnost_st_29.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность a темы курсовой работы не вызывает сомнений. Существование любого государства невозможно aбез эффективной деятельности государственного аппарата. Деятельность a должностных a лиц имеет для государства особую a значимость, .поскольку именно посредством этой деятельности государство осуществляет a свою власть. Поэтому a установлению ответственности a за преступления, совершаемые должностными лицами, всегда уделялось большое a внимание, и будет уделяться a впредь, пока существует институт государства.

Неэффективная a работа государственногоa аппарата  в целом, неисполнение или ненадлежащее исполнение a должностных обязанностей его сотрудниками, привелиa к необходимости проведения административной реформы. В период a осуществления .административной реформы деятельность должностных a лиц имеет особое значение. Во многом именно от нее зависит успех реформы. Поэтому в настоящее .времяa пристальное внимание уделяется преступлениям, совершаемым a должностными лицами, . деятельность которых взята под a особый, политический контроль.

Анализ уголовно-правовыхa особенностей халатности нашли свое отражение в трудах a А.А. Пионтковского, . В.Д. Меньшагинаa, В.А. Нерсесяна, П.С. Дагеля, А.А. Жижиленко, В.Н. Кудрявцева, a Т.В. Церетели, А.Н. Трайнина, М.Д. Лысова, Г.Р. Смолицкого, Б.В. Здравомыслова, Б.С. Утевского, В.Ф. Кириченко, В.Л. Манохина, В.А. a Владимирова, Н.И. a .Коржанского, А.Б. Сахарова, Б.В. Волженкина, Б.В. Малинина, А.В. Галахову и др.

Объектом курсовой работы a выступают общественные отношения, связанные с уголовной. ответственностьюa за халатность. Предмет исследования – нормы a уголовного права, . связанные с a ответственностью за халатность; доктринальные источники.

Цель работы – системноеa изучение вопросов a уголовной ответственности за халатность. Для достижения a цели поставлены. задачи:

- уточнить объект и предмет. преступления;

- исследовать объективнуюa сторону преступления;

- рассмотреть субъективные .признаки преступления;

- проанализировать a квалифицирующие признаки преступления;

- отграничить халатность .от смежных составов преступлений

Методологическую a основу исследования  составляет теория познания, ее всеобщий метод a материалистическойa диалектики. В качестве общенаучных a методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Нормативно-правовая. база исследования представлена уголовным законодательством a Российской Федерации.

Курсовая работа состоитa из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ХАЛАТНОСТИ

1.1.Понятие халатности. Объект преступления

Под халатностью в настоящееa время следует понимать преступление против государственной a власти, интересов государственной a службы и службы в органах местного .самоуправления, которое заключается в «неисполнении или ненадлежащемa исполнении должностным. лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинениеa крупного ущерба или. существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства»1.

Общественная опасностьa преступления определяется тем, что в результате неисполнения a или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей вследствие. недобросовестного или небрежного отношения к службе a существенно нарушаютсяa не только интересы государственной службы и службы в органах a местного самоуправления, но и причиняется крупный ущерб гражданам, . организациям или государству.

Если говорить об a истории развития российского уголовного законодательства об a ответственности за халатность, то «к бесспорным достижениям дореволюционногоa законодательства. можно отнести принятие общей нормы, a предусматривающей ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей; . a формулирование определения понятия «должностное лицо»; определение последствий бездействия власти, причиненного по a небрежности»2.

В советский период было сформировано современное понятие  должностного лица (дано понятие представителя власти, уточнено понятие административно-хозяйственныхa и организационно-распорядительных полномочий, установлено, что a технический. работник не является должностным лицом); в целом a сформирована a система должностных a преступлений; выделены объективные и субъективные .признаки халатности; достаточно четко по сравнению с ранееa действовавшим законодательством, были a определены последствия общественно a опасного деяния. . Однако одним из основных недостатков a признавалось отсутствие законодательного определения понятия «существенное нарушение правa и a законных интересов», что создавало  значительные трудности для .правоприменителя.

По вопросу об объекте a халатности в литературе высказаны различные мнения. Так, одни авторы родовым объектом халатности считают «совокупность общественных .отношений, обеспечивающих a нормальную и законную деятельность органов власти, иныхa государственных органов и органов местного a самоуправления»3. При этом непосредственным объектом для халатности является общественное .отношение, a устанавливающее обязанность должностного лица добросовестноa выполнять свои служебные обязанности. 

Другие авторы полагают, что «объект преступного посягательства – это  общественные отношения, a регулирующие .нормальное функционирование государственных органов, органовa местного самоуправления, государственных и a муниципальных. учреждений, аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских a формированиях РФ. Дополнительные объекты – имущественныеa интересы (ч. 1), здоровье (ч. 2), жизнь человека (ч. 2, 3)»4.

 

 

 

 

1.2.Объективная  сторона преступления

Объективная. сторона a халатности состоит в том, что должностное лицо либо не выполняет a свои служебные обязанности, либо выполняет их ненадлежащим a образом, .результатом чего является a последствие в виде крупного ущерба. Следовательно, объективную. сторону составляют три обязательных признака: а) .невыполнениеa или a ненадлежащее выполнение должностным a лицом своих. служебных. обязанностей; б) общественно опасное последствие в виде крупногоa. ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан. или организаций. a либо охраняемых законом интересов общества или a государства; в) причиннаяa связь между. деянием виновного и a наступившим. последствием.

Своеобразие данного .состава преступления a заключается в том, что содержащиеся в a диспозиции ст. 293 УК РФ признаки относятся как к объективной стороне халатности, a.так и к ее субъективной стороне. a Неисполнение должностным лицом a своих. обязанностей означает его бездействие, характеризующееся a непринятием мер по службе, несовершением конкретных действий, входящихa в круг. a полномочий указанного a лица. «Под ненадлежащим исполнением обязанностей понимается .совершение должностным лицом действий a не в полном .объеме либо вопреки установленному порядку или a правилам»5.

Для привлечения должностного лица к уголовной ответственности  за халатность необходимо точно уяснить  круг его прав a и обязанностей (служебную компетенцию), a которые. должны были выполняться виновным в связи с его должностью. Вместеa с. тем нужно a установить, что у субъекта имелась реальная a возможность для .осуществления своих служебных полномочий. Уголовно наказуемая a халатность a предполагает .в обязательном порядке, что a исполнение соответствующих.. обязанностей входило в круг правомочий должностного лица, a закрепленныхa в конкретном законе. либо ином a нормативном a правовом a акте, а также. . в соответствующих должностных инструкциях, приказах, a распоряженияхa и т.д. Отсутствие надлежаще оформленного a правового акта о круге обязанностей . a должностного лица исключает ответственность за халатность. При решении a вопроса об ответственности должностного лица за a совершение .данногоa преступления необходимо a устанавливать, какие a конкретно обязанности не были исполнены либо исполнены им ненадлежаще и имелась ли у него реальная .возможность исполнить a их должным образом. В случае, когда a такая. возможностьa отсутствовала, a ответственность по ст. 293 УК РФ исключается.

Реальная возможность выполнения a a виновным обязанностей по службе определяется совокупностью. объективных и a субъективных факторов. К объективным a факторам относятся внешние. условия, в которых должностное лицо совершаетa свою служебную a деятельность. Это могут быть реальные условия a производства, предельноa допустимый объем работы, обеспечение надлежащей сохранности и a охраны .товарно-материальных ценностей и т.п. К субъективным a факторам. относятся личные качества должностного a лица, т.е. его образование, квалификация, профессиональныйa опыт, возможность a своими силами обеспечить .надлежащее. выполнение служебных a функций и т.д. Если неисполнение илиa ненадлежащее. исполнение служебных a обязанностей (при отсутствии недобросовестности или a небрежного отношения к службе) явилось результатомa недостатка квалификации, знаний, опыта и т.п., содеянное не может быть квалифицировано a как халатность.

Объективная сторона a халатности выражается в неисполнении или ненадлежащем  исполнении .должностным a лицом своих обязанностей. То есть преступление может a совершаться как путем действия, так и путем бездействия. «Бездействиеa представляет. собой невыполнение должностным лицом возложенных на a него служебных функций, непринятие мер, которые оно в соответствии с a объемом правa и. обязанностей a должно было принимать. Действие при a халатности a заключается в ненадлежащем выполненииa виновным своих должностных функций. (недобросовестно, нерадиво, кое-как). При a этом вa поведении лица могут… сочетаться неисполнение и a ненадлежащее исполнение обязанностей»6.

Как правило, халатность .совершается путем бездействия. a Под бездействием понимается a правоваяa характеристика, которая заключается в несовершении лицом тех действий, .которые a оно должно было совершить. При этом в  физическом смысле лицо может вести a себя достаточно активно, в зависимости от того, какую a норму . (обязывающую или запрещающую) он не исполняет. Словарь a русского языка определяетa «надлежащий» как «такой, какой следует, a должный, . соответствующий».

Таким образом, «ненадлежащее  исполнение обязанностей» представляет собой «не должное», . «не соответствующее» a их исполнение. Под ненадлежащим исполнением a обязанностейa следует понимать все случаи недолжного либо. несоответствующего a исполнения обязанностей, в том числе и полное их a невыполнение.

Пассивное поведение (действие) должностного a лица образует состав халатности тогда, когда все егоa должностные a обязанности исполняются недобросовестно, . небрежно. Эта пассивность, a как правило, сопровождается систематическим неисполнением или a ненадлежащим исполнением должностныхa обязанностей. Однако .не всегда систематичность может быть присуща пассивному действию. При a определенных обстоятельствах достаточно совершить одно такое действие, . которое приведет к указанным в законе последствиям. Бездействиеa всегда непосредственно сопровождается полным неисполнением должностных a.обязанностей и выражается в том, что должностное a лицо, обязанное действовать по закону, … бездействует. При квалификации данногоa деяния главное a значение имеет точное установление полномочий и должностной a компетенции лица, .совершающего халатность. Правомерно a ставить вопрос об ответственностиa за халатность по службе там, где a должностному лицу надлежало a совершить. указанные в законе действия, которые a входили в круг егоa служебных обязанностей, …но оно этого не сделало. Без установления a конкретных правовых .обязанностей a должностного лица a нельзя a ставить вопрос о. его ответственности aза халатность.

Вторым признаком a объективной стороны является наступление указанных в статье 293 УК РФ вредных . aпоследствий. Поскольку a обязательным элементом объективной стороны a халатности является причинение существенного вреда a государственным. aили общественным интересам либо охраняемым законом правам и a интересам граждан, .…надлежит выяснять и указывать в приговоре характер причиненного вреда, а также a наличие причинной связи между ним aи a действиями. (бездействием) подсудимого.

В настоящее время a общественно опасными последствиями могут быть:  крупный ущерб или существенное .нарушение a прав и законных интересов граждан или a организацийa либо охраняемых законом интересов общества или государства. Вместе с тем, . формулировка «существенное нарушение прав и законных интересов a граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества a или государства» является оценочной и вызывает трудности приa квалификации деяния. Анализ данных, … полученных в результате a анкетирования практических. работников, позволяет прийти к выводу о том, что под существенным нарушением прав и законных интересов граждан a или организаций либо a охраняемых законом интересов общества или государства следует понимать нарушение .конституционных a прав граждан, нарушение деятельности органовa государственной власти и местного a самоуправления, создание условий для совершения другого a преступления  , сокрытие другого преступления или причинение… имущественного ущерба»‍7  

Халатность может a повлечь за собой совершение другого преступления. Изучение судебной a практики .показывает, что «бесконтрольность» должностных лиц a может привести к совершению преступления как самим должностным лицом a (как правило, это злоупотребление должностным положением в целях сокрытия халатности), так и другими лицами. Бесконтрольность может выразиться не a только. в совершении, но и в создании условий для совершения a другого преступления.

Серьезное нарушение  деятельности органов a государственной власти и местного самоуправления . причиняется путем невыполнения государственных a планов, приостановления a производственных процессов, перерыва в деятельности учреждений и предприятий. При этом гражданину может быть нанесен a моральный, a физический. и материальный a ущерб. Состав рассматриваемого преступления имеется a лишь в случае, когда по делу установлена причинная связь между. a противоправными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями. Отсутствие такой связи a исключает a ответственность. по ст. 293 (например, в случае, когда материальные ценности на складе либо в ином a хранилище государственного или муниципального учреждения a уничтожены. ввиду стихийного бедствия). Признавая лицо a виновным в преступной халатности, суд в приговоре должен a указать, в чем конкретно a она выражалась и имеется .ли причинная связь между бездействием a лица и наступившими .последствиями8.

Информация о работе Уголовная ответственность за халатность