Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:25, контрольная работа

Краткое описание

Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации обусловили существенные изменения в правовом регулировании социально-трудовых отношений, правовом положении субъектов трудового права: государства, работодателей и работников, органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государство предоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельно регулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах. Изменения экономической ситуации в стране, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством положения доминирующего работодателя, признание многообразия форм собственности и хозяйствующих субъектов требуют новых подходов к созданию надежных правовых гарантий трудовых прав граждан.

Содержание

Введение
Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда
Задачи
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

УП_контрольная_изм..docx

— 75.77 Кб (Скачать файл)

Уголовная ответственность  за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, иных выплат и за нарушение порядка трудоустройства  иностранцев.

Предусмотренные в статье 145.1 УК РФ деяния представляют общественную опасность тем, что существенным образом нарушают важнейшие конституционные  права граждан: на вознаграждение за труд, на пенсионное обеспечение, на образование. Традиционно при анализе любого преступного посягательства различают его внешние (наблюдаемые со стороны), или иначе - объективные, и внутренние (психические) - субъективные признаки, необходимые и достаточные для квалификации содеянного как преступления. Это деление носит условный характер, указанные признаки взаимосвязаны и зачастую устанавливаются лишь в сочетании друг с другом. Например, о наличии "иной заинтересованности" как мотива преступления, предусмотренного ст.145.1 УК РФ, можно утверждать лишь при определенном наборе составляющих объективной стороны невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий или иных установленных законом выплат17.        Согласно ст.8 УК РФ совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, является основанием уголовной ответственности18. Объект преступления представляет собой то, на что направлено общественно опасное и противоправное посягательство - те охраняемые уголовным: законом наиболее важные ценности (общественные отношения), которым причиняется в результате преступления вред19. Учение об объекте преступления представляет собой одну из самых сложных, но вместе с тем детально разрабатываемых отечественной доктриной уголовного права теоретических конструкций20. При всей полемичности определения объекта преступления (общественные отношения, правовая норма в ее реальном бытии, ценность, интерес, правовое благо, человек, субъективное право человека и так далее); бесспорное методологическое и практическое значение имеет принятая в науке классификация объектов преступления: группировки т. н. "по вертикали" и "по горизонтали". Применительно к. ст.145.1 УК РФ значима: классификация; определяющая место объекта конкретного преступления в системе ценностей; охраняемых уголовным законом: и отраженных в нормах Особенной части УК РФ21.    Статья 145.1 УК РФ включена в главу 19 УК РФ "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина". Отсюда вытекает следующая система объекта невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат: на уровне раздела - межродовой объект данного преступления, на уровне главы - родовой объект преступления, на уровне статьи - непосредственный объект преступления22.     Принятое в литературе деление объекта преступления на родовой (по разделу Особенной части УК РФ) и видовой (по главе Особенной части УК РФ) объекты, представляется, менее точным, поскольку раздел по действующему УК РФ предстает неким "искусственным образованием, которое должно было быть насыщено содержанием и его таким содержанием насытили и-... содержание оказалось не соответствующим форме"23. Личность как межродовой объект уголовно-правовой охраны является понятием собирательным и охватывает родовые объекты, в том числе конституционные права и свободы (гл. 19) 24.       Представляется, расположение раздела "Преступления против личности" первым в перечне защищаемых нормами Особенной части УК РФ ценностей вовсе не указывает на то, что эти преступления "несравненно опаснее преступлений в сфере экономики" или любых иных расположенных в разделах ниже седьмого раздела Особенной части УК РФ. Так, невыплата заработной платы (ст.1451 УК) является менее опасным преступлением, нежели вымогательство у работника заработанного (ст.163 УК) - если судить по санкциям указанных норм. Более точным видится значение принятой иерархии расположения разделов УК РФ в том, что интересы общества и государства не могут быть поставлены выше интересов личности. При этом очевидно, что действующий уголовный закон; в равной; мере защищает интересы и. личности, и: общества, и государства. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст.145.1 УК РФ являются общественные отношения в сфере социально-экономической политики государства, обеспечивающие каждому:

1) право на вознаграждение  за труд без какой бы то ни было дискриминации не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37 Конституции РФ),

2) право на социальное  обеспечение по возрасту, в случае  болезни - инвалидности, потери кормильца,  для воспитания детей и в  иных случаях, установленных законом  (ст.39 Конституции РФ) право на  образование (ч.1 ст.43 Конституции  РФ), реализация которого предполагает  стипендиальное обеспечение25         Субъект преступления - специальный. Им может быть только руководитель предприятия, учреждения, организации. Данную норму можно рассматривать как специальную по отношению к ст. 201, 285 УК. Поэтому названные статьи не должны вменяться, за исключением случаев реальной совокупности.          Вопрос о тяжести последствий (часть 2 статьи 145.1 УК РФ) решается судом на основе анализа обстоятельств конкретного дела, с учетом продолжительности преступления, количества потерпевших, размера невыплаченных сумм и др.         Статья 322 УК РФ предусматривает, что пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев (полтора года) либо лишением свободы на срок до двух лет. Незаконное пересечение Государственной границы России, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Но действие данной статьи не распространяется на случаи прибытия в РФ с нарушением правил пересечения Государственной границы России иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.    Под незаконным пересечением понимается фактическое перемещение лица через Государственную границу любым способом (в том числе с использованием транспорта) в любом направлении: а) без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из нее; б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ (ст.11 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе РФ").            Порядок пересечения границы регламентирован и Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", которым определены также действительные документы и порядок получения разрешения.          Так, в соответствии со ст.7 указанного Федерального закона основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются:

паспорт;

дипломатический паспорт;

служебный паспорт;

паспорт моряка (удостоверение  личности моряка).

Описание бланков указанных  документов дано в Постановлении  Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298.       В соответствии со ст.10 Закона о правовом положении иностранных граждан документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются его паспорт либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.       Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

документ, выданный иностранным  государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего  личность лица без гражданства;

разрешение на временное  проживание;

вид на жительство;

иные документы, предусмотренные  федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным  договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.      Надлежащее разрешение означает, что у лица имеется оформленный в соответствии с законодательством РФ действительный документ на право выезда из России или въезда в Россию, полученный в установленном порядке.            В соответствии со ст.1 Закона "О Государственной границе РФ" Государственная граница РФ - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета. Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения линии Государственной границы РФ. Преступление совершается с прямым умыслом, т.е. лицо осознает общественную опасность незаконного перемещения через границу без действительных документов или надлежащего разрешения и желает это осуществить. Субъектом преступления может быть вменяемое, достигшее шестнадцати лет лицо, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства26. В целях ужесточения ответственности за нарушение законодательства в области миграции была установлена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Это выразилось во включении в УК РФ статьи 322.1 "Организация незаконной миграции", согласно которой организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию России наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные организованной группой лиц либо в целях совершения преступления на территории РФ, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.         Миграция - это перемещение населения, связанное со сменой им места жительства, места работы и т.д.         Законодательную базу, регулирующую отношения в сфере миграции, составляют, в частности, КоАП РФ (гл.18), Федеральные законы от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" и от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы", Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 793 "О сроке временного пребывания в РФ иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета" и от 16 августа 2004 г. N 413 "О миграционной карте" и пр.  Следует учитывать, что при привлечении лица к уголовной ответственности на основании ст.322.1 УК РФ необходимо ссылаться на конкретные нормативно-правовые акты, которыми установлены миграционные правила.       Как следует из анализа ч.1 ст.322.1, объективная сторона преступления может выражаться в одном из следующих деяний или их совокупности: а) организация незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства; б) организация их незаконного пребывания в России; в) организация их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.  Законный въезд иностранного гражданина или лица без гражданства на территорию РФ - въезд указанных лиц в РФ при наличии визы (обыкновенной, служебной и т.д.), выданной по действительным документам, удостоверяющим личность иностранных граждан, а также при наличии действительных оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти и т.д.). Визы действуют в течение определенного периода времени, который определяется в зависимости от цели въезда и пребывания иностранных граждан на территории нашей страны. К примеру, транзитная виза действует в течение 10 дней. Исключение в данном случае возможно, если иностранный гражданин въезжает на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы27.       Помимо этого, иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая при выезде должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ.          Законное пребывание иностранных граждан или лиц без гражданства - пребывание указанных лиц на территории РФ с соблюдением всех установленных требований российского законодательства, касающихся регистрации, передвижения по территории РФ, соблюдения сроков и условий нахождения внутри страны и т.д.       Следует также иметь в виду основания, установленные ст.26 и ст.27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", по которым въезд в Россию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен (имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории РФ, использовали подложные документы либо сообщили о себе или о цели своего пребывания в РФ заведомо ложные сведения, в пункте пропуска через Государственную границу РФ нарушили правила пересечения Государственной границы РФ, таможенные правила, санитарные нормы и др.) либо не разрешается вовсе (в случае, если это необходимо для целей обеспечения обороноспособности или безопасности государства, общественного порядка, защиты здоровья населения, имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ и т.д.). Порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ закреплен в статьях 29 - 32 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ". Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку28.     Транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.         Транзитная виза иностранному гражданину не требуется в случае транзитного проезда этого иностранного гражданина через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Несоблюдение всех установленных правил въезда, пребывания и транзитного проезда в РФ делает их незаконными. Соответственно, организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в России - это планирование совершения названных действий без учета требований закона, подбор соучастников, средств и способов для их совершения, а равно руководство непосредственным совершением преступления.         Преступление является оконченным с момента установления факта организации незаконного въезда в РФ, незаконного пребывания либо незаконного транзитного проезда. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, т.е. лицо, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в РФ, осознает незаконность своих действий, их общественную опасность и желает их осуществления.           Субъект преступления - достигшее 16-летнего возраста вменяемое лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства29.     Контроль за соблюдением законных требований в области миграционной политики в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, осуществляют федеральные органы исполнительной власти в области миграционной политики, а также ведающие вопросом иностранных дел, внутренних дел, пограничной службы и т.д. Основную работу с миграционной картой проводят паспортно-визовые подразделения и подразделения по делам миграции МВД России, ГУВД, УВД субъектов РФ и Федеральная миграционная служба (ФМС России)30.      Естественно, что внесение изменений, как в уголовное, так и в административное законодательство России, предусматривающее усиление ответственности за незаконное привлечение и использование иностранной рабочей силы, повышение размера штрафов, должно способствовать тому, что как работодатели, так и сами работники будут понимать, что закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. К тому же миграционные службы будут проводить больше проверок, их работа в целом станет более согласованной с другими органами государственной власти и, следовательно, более эффективной. Несмотря на это, к примеру, с начала 2007 года разрешения на работу в Москве получили 300 тысяч иностранцев, однако официально трудоустроились лишь 100 тысяч человек. На вопрос о том, чем же заняты остальные 200 тысяч человек, ответить не может никто. Это вызвано также и тем, что до сих пор нет четко разработанной схемы контроля за притоком иностранной рабочей силы в Россию.       Московские власти планируют к 2010 году сократить количество иностранных работников, занятых в московской экономике, почти в два раза. Так, в 2007 году столичное правительство утвердило Городскую целевую миграционную программу на 2008 - 2010 гг. В рамках этой Программы предполагается осуществление целого комплекса гармоничных мер, связанных с улучшением миграционной обстановки в городе Москве и совершенствованием условий труда мигрантов. Общеизвестный факт, что иностранные граждане живут и трудятся в невыносимых условиях. Особенно это касается граждан Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и т.д. Кому им жаловаться - ведь должностные лица этих органов первыми привлекут к ответственности самих иностранных работников, так как они работают без необходимых разрешений и иных документов.    В целом по стране законно трудятся всего полтора миллиона иностранных граждан. Незаконных мигрантов сложно и практически невозможно подсчитать, и по разным оценкам и на самых различных сайтах в Интернете их от 7-10 до 12-15 миллионов человек31.      Подводя итоги, вспомним, что в 2007 году квота на количество иностранных работников установлена следующая: 6 миллионов человек для тех, кто прибывает в Россию без виз (в основном это граждане из стран СНГ), и 308 тысяч для тех, кто прибывает по визам32. Конечно, и при таком раскладе никто в точности не сможет назвать реальную цифру, соответствующую действительному количеству работающих у нас иностранцев. Но легализация в целом - это уже огромный плюс для нашего государства. Ведь за каждого иностранного сотрудника работодатель будет платить в бюджет три тысячи рублей, с помощью системы квотирования полезную и нужную информацию получат администрации районов, районные управления внутренних дел и другие структуры33.    Все принятые Правительством России решения и меры по наведению порядка в сфере трудовой миграции направлены в первую очередь на то, чтобы собрать информацию о работающих в нашей стране мигрантах, а впоследствии отрегулировать миграционные потоки в зависимости от ситуации в разных сферах экономики и в разных регионах нашего большего государства. А уже конкретно, сколько иностранных рабочих рук какому субъекту РФ требуется, должны будут указать сами эти регионы. Правительство РФ утвердило лишь общие правила определения потребности в иностранных работниках и формирования квот на федеральном и региональном уровнях. Основой для данной деятельности служат в первую очередь заявки работодателей. К примеру, 54 мурманских работодателя подали заявки о потребности в привлечении иностранных работников в 2008 году в Минздравсоцразвития. Количество данных заявок по состоянию на 11 октября 2007 года - 1353, в том числе на работников из визовых стран - 405, из безвизовых - 948. Планируется привлечь иностранных граждан более чем по восьмидесяти профессиям рабочих и служащих в 20 видах экономической деятельности. Большинство заявок на иностранную рабочую силу, конечно же, в сфере строительства (более 800 человек). Ведь всем известно, что больше всего гастарбайтеры пользуются успехом на стройках коттеджей, жилых домов и т.п. Причем среди строительных специальностей и профессий преимущество отдается жестянщикам, бетонщикам, каменщикам, монтажникам, плотникам и слесарям.      Регионам необходимы кадры рабочих и специалистов, но в данной области нет необходимого количества граждан России, способных и желающих заполнить вакантные места, - низкий спрос у безработных граждан на вакансии неквалифицированных рабочих связан с непрестижностью данной работы, тяжелыми условиями труда и невысокими размерами заработной платы. Данные вакансии длительное время остаются невостребованными российскими рабочими, поэтому привлечение иностранцев является целесообразным34.        Новация всего миграционного законодательства еще и в том, что теперь будет оцениваться эффективность использования иностранной рабочей силы в России. Для выполнения данной задачи Правительство РФ поручило двум ведомствам (Минздравсоцразвития и Минэкономразвития) разработать методику подобной оценки35. В целом же главной задачей всех проводимых в России реформ в области миграции является упрощение легального оформления использования иностранной рабочей силы и ужесточение норм наказания за нарушение установленных требований, о чем мы уже говорили чуть ранее. Согласитесь с нами в том, что большинство работодателей поэтому и используют труд иностранцев нелегально, так как законно его оформить достаточно долго и финансово дорого. Ну а другой стороной данной "медали" является то, что лучше потратить денежки и все сделать по закону, чем потом платить огромные штрафы.    Перед регионами России сейчас стоит также очень важная задача - их правительство (администрация) должно понять, как правильно легализовать иностранных работников, как убедить работодателей использовать именно законную рабочую силу. В данной работе необходимо в первую очередь организовать взаимодействие с диаспорами и странами-поставщиками иностранной рабочей силы в нашу страну. Естественно, у подобных стран-поставщиков имеется своя заинтересованность в трудоустройстве своих граждан в России - это и поступление дополнительных финансовых ресурсов в страны, это и снижение социальной напряженности. Государства-поставщики также заинтересованы в выводе своих граждан из нелегального положения и узаконивании их трудовой деятельности в России. С другой стороны, сами регионы РФ также заинтересованы в привлечении легальных иностранных работников, но должна быть и прямая ответственность не только за легальность, но и целесообразность и эффективность ее привлечения и использования.         И представители иностранных государств, и должностные лица посольств, консульств, иных ведомств, сами граждане иностранных государств должны понимать, что принимаемые меры направлены на защиту прав иностранных работников - работодатели должны платить всем абсолютно без исключения иностранным сотрудникам нормальную, достойную заработную плату, соблюдать требования охраны труда, представлять время для отдыха, отпуска и т.п., как происходит и с российскими гражданами. Регионам России предоставили достаточно самостоятельности и много возможностей для того, чтобы все вышеозначенное организовать. Службы занятости во многих регионах также уже готовят программы подготовки кадров, ищут среди безработных россиян тех лиц, которые могут заместить тех иностранцев, что уйдут с рынков. Также и минимальную заработную плату надо повышать с двух тысяч и далее, но при этом подготовив "почву" и дав работодателям время на подготовку к данной мере, в том числе и на оптимизацию численности занятых граждан. Регионы России должны подготовить продуманный план, каким образом рабочие места будут выводиться на должный уровень. Необходимо повышать качество рабочих мест для того, чтобы впоследствии россияне смогли там работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Задачи

Задача №1

Заведующая детским домом  Семенова на протяжении нескольких лет  занималась продажей детей за границу. Все документы, подтверждающие личность детей, уничтожались, из страны дети вывозились по подложным документам. Таким образом, было вывезено более 20 детей.

Дайте юридическую оценку действиям Семеновой.

 

Решение

Действия Семеновой подлежат квалификации по ч. 2 ст. 127.1 УК РФ, то есть, как купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека.

При этом, должны быть вменены следующие квалифицирующие признаки:

а) в отношении двух или  более лиц;

б) в отношении несовершеннолетнего;

г) с перемещением потерпевшего через Государственную границу  Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей;

д) с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего.

Непосредственный объект указанного преступления - личная свобода  потерпевшего. Дополнительным объектом квалифицированных видов могут  выступать безопасность жизни и  здоровья потерпевшего.

Объективная сторона преступления выражается в купле-продаже человека, иных сделках в отношении человека, а равно совершенных в целях  его эксплуатации вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении.

Субъективная сторона  торговли людьми характеризуется прямым умыслом, а при вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве, получении - и указанной в законе целью - эксплуатации человека.

Субъект указанного преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

 

 

Задача №2

Зудин и Кучко, находясь в  состоянии алкогольного опьянения, решили «шутки ради» искупать в реке своего начальника Махова, который тоже был пьян. Оказавшись в реке, Махов стал тонуть, но Зудин и Кучко, опасаясь за свою жизнь, не пришли на помощь. В результате Махов утонул. Испугавшись ответственности, Зудин и Кучко выловили труп Махова и сожгли его.

Квалифицируйте действия Зудина и Кучко.

 

Решение

В действиях Зудина и Кучко  содержится состав преступления, предусмотренного ст. 125 УК РФ – оставление в опасности.

Состав данного преступления уголовным законом сформулирован  следующим образом: заведомое оставление без помощи лица, находящегося в  опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности  принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или  вследствие своей беспомощности, в  случаях, если виновный имел возможность  оказать помощь этому лицу и был  обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное  для жизни или здоровья состояние.

В данном случае Зудин и  Кучко оставили своего начальника Махова в беспомощном состоянии. Виновные имели возможность оказать Махову посильную помощь, но не сделали этого. Также Зудин и Кучко сами поставили жизнь Махова в опасное положение, в результате чего он умер.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Согласно части 3 ст.37 Конституции  РФ, каждый человек, имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.  Авторы научных трудов по проблемам ответственности за правонарушения в сфере труда, как правило, не выделяют проблем специальной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, из общих проблем ответственности в сфере труда. Вместе с тем законодатель в ТК РФ во многих случаях особо предусмотрел нормы об ответственности именно за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. ст.130, 195, 356, 357, 362, 370, 419).    Очевидно, что обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, лежит и на работодателях, и на работниках, что вытекает из положения ч.2 ст.15 Конституции РФ о том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Однако специальная обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, установлена законодателем только для работодателей.    Согласно статье 210 ТК РФ, реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Основным направлением государственной политики в области охраны труда согласно ст.210 ТК РФ является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работника.            В уголовном праве не подвергается сомнению положение, в соответствии с которым преступление рассматривается не только как правовое явление, но и как социально обусловленное, имеющее свои специфические характеристики, собственные закономерности развития и механизмы влияния на социальные условия.     Согласно статистическим данным, наибольшее количество нарушений правил охраны труда отмечается в деятельности частных (средних, малых) предприятий и нелегального бизнеса, работники которых привлекаются для осуществления трудовых обязанностей без соблюдения элементарных правил приема на работу, установленных ТК РФ: заключения трудового договора, прохождения медицинского осмотра, проведения инструктажей по охране труда и технике безопасности и т.д. В особенности такая ситуация имеет место в отношении работников, получивших название "гастарбайтеры" (в дословном переводе с немецкого "работники-призраки"). Поэтому на практике возникает вопрос, можно ли в качестве потерпевших от нарушения правил охраны труда рассматривать лиц, трудовые отношения с которыми не были оформлены в соответствии с требованиями трудового законодательства.          В связи с выше изложенным, в целях ужесточения ответственности за нарушение законодательства в области миграции статьей 322.1 УК РФ была установлена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных ТК РФ на работодателей индивидуальных предпринимателей. Таким образом, указанные изменения полностью соответствуют современным условиям, поскольку большая часть нарушений правил охраны труда, как уже отмечалось, допускается именно в сфере частного (среднего, малого) и нелегального бизнеса.           Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена рядом самостоятельных норм УК РФ, которые в своей совокупности образуют своеобразный конгломерат уголовно-правовой защиты интересов основных участников трудовых правоотношений. Действующим Уголовным кодексом РФ за нарушение положений действующего трудового законодательства установлена ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет (ст.145 УК РФ). Указанное преступление посягает на провозглашенное Конституцией (ст.37) право на труд.        Действующее российское законодательство предусматривает твердые гарантии обеспечения права беременных и имеющих маленьких детей женщин на получение работы и права на соблюдение специальных установленных для них законом условий труда. По сравнению с аналогичной статьей УК РСФСР (ст.139) УК несколько расширил пределы действия этой нормы, предусмотрев ответственность за необоснованный отказ и увольнение не только кормящей матери, но и женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Однако на практике возникают ситуации, когда беременная женщина не исполняет трудовые обязанности или исполняет их не должным образом, нарушая законные интересы и работодателя, и других лиц (не появляется на работе; работая учителем или воспитателем, применяет методы воспитания, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника и т.п.). Но в свете ст.261 ТК увольнение в таких случаях тоже считается противоправным и в соответствии с законом работодатель может привлекаться к уголовной ответственности по ст.145 УК. В условиях существования рыночных отношений (когда большинство организаций находятся в частной собственности) государство не может возлагать свои функции на руководителей организаций. Поэтому, на первый взгляд, сохранение уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей ребенка до трех лет, в рыночной экономике социально не обусловлено. Кроме того, в России в настоящее время нет ресурсов, достаточных для полноценной заботы о неконкурентоспособных женщинах. Поэтому декриминализация деяния, предусмотренные ст.145 УК, означала бы оставить беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, без наиболее надежной правовой поддержки. Предусмотренные в статье 145.1 УК РФ деяния представляют общественную опасность тем, что существенным образом нарушают важнейшие конституционные права граждан: на вознаграждение за труд, на пенсионное обеспечение, на образование.         Предусмотренная законом ответственность за нарушение правил охраны труда возлагается на лиц, обязанных обеспечить соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работают. Однако в процессе судебной практики сложилось единое и не подвергающееся сомнению мнение, что соответствующие лица могут быть освобождены от ответственности при условии, что возлагаемые на них обязанности были выполнены надлежащим образом, а наступивший преступный результат - исключительная вина потерпевшего, который своими действиями нарушил требования инструктажа и допустил грубую небрежность.

Информация о работе Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда