Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:25, контрольная работа

Краткое описание

Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации обусловили существенные изменения в правовом регулировании социально-трудовых отношений, правовом положении субъектов трудового права: государства, работодателей и работников, органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государство предоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельно регулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах. Изменения экономической ситуации в стране, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством положения доминирующего работодателя, признание многообразия форм собственности и хозяйствующих субъектов требуют новых подходов к созданию надежных правовых гарантий трудовых прав граждан.

Содержание

Введение
Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда
Задачи
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

УП_контрольная_изм..docx

— 75.77 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда
  2. Задачи

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации  обусловили существенные изменения  в правовом регулировании социально-трудовых отношений, правовом положении субъектов  трудового права: государства, работодателей  и работников, органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государство предоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельно регулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах. Изменения экономической ситуации в стране, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством положения доминирующего работодателя, признание многообразия форм собственности и хозяйствующих субъектов требуют новых подходов к созданию надежных правовых гарантий трудовых прав граждан. Правовая реформа, проводимая в России, призвана обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере трудовых правоотношений. Однако приходится констатировать, что в области охраны трудовых прав граждан в настоящее время возникают новые проблемы. В последнее время значительно увеличилось количество грубых нарушений трудового законодательства: участились случаи незаконных увольнений, не оплачивается сверхурочная работа, не предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска, незаконно налагаются дисциплинарные взыскания, штрафы и др. Приняла массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и иных компенсаций, что приводит к дестабилизации обстановки в обществе, созданию очагов социальной напряженности. Мировой экономический кризис усугубил негативную социально-экономическую ситуацию в России.       Роль уголовного права в борьбе с нарушениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права весьма значительна и актуальна в Российской Федерации, поскольку именно трудовое законодательство направлено на достижение социальной справедливости и регулирование социально - трудовых отношений в обществе в целом. Оно призвано содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики, созданию условий для широкомасштабного и устойчивого развития. При этом следует учитывать, что для усиления связи между социальным прогрессом и экономическим ростом, особое значение имеют гарантии соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда. Рассмотрение данной проблемы вызывает особый интерес, поскольку в настоящее время наблюдается коренной пересмотр взглядов на сущность трудовых отношений. Это связано, прежде всего, с тем, что социальные отношения, регулируемые трудовым правом, подвергаются радикальным изменениям в ходе осуществления в стране политической и экономической реформ.        Привлечение лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства РФ, к уголовной ответственности производится на основаниях и в порядке, установленных УК РФ и УПК РФ. Согласно ст.14 УК РФ, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Как видно, критерием, отличающим преступное нарушение трудового законодательства от административного правонарушения, является общественная опасность - объективный признак, наличие которого в действиях (бездействии) виновного лица влечет квалификацию правонарушения как преступления.    Преступные нарушения правил охраны труда в основном исследовались специалистами применительно к Уголовному кодексу РСФСР. В настоящее время специальных работ, посвященных уголовно-правовым проблемам ответственности за нарушение трудового законодательства нет. Степень научной разработанности темы исследования. Данная проблема затрагивается в учебниках по уголовному праву, в комментариях к Уголовному кодексу, освещается на уровне журнальных публикаций.  В уголовно-правовой литературе вопросы уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства изучались в работах следующих авторов: Э. Петросянц, В. Рябец1, В.К. Глистина2, Н.И. Гладкова3, П.С. Яни4 и др. П.С. Яни рассматривает в своих работах уголовную ответственность за нарушение трудовых прав граждан в ретроспективном аспекте. Применительно к действующему УК РФ проблемы нарушения правил охраны труда рассматривались в диссертационных работах В.Д. Филимонова5, А.А. Великого6 и других авторов.     А.А. Великий рассматривает развитие уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил охраны труда в РФ, начиная с 18 века и до настоящего времени (применительно к действующему УК РФ). В.Д. Филимонов посвятил свои труды, в основном охранительной функции уголовного права, в частности им рассматриваются довольно подробно вопросы уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства. Исследования Н.И. Гладкова посвящены анализу ответственности за нарушение ТК РФ и иных актов, содержащих нормы трудового права. Исследования указанных авторов имеют большое теоретическое и практическое значение. Однако основная часть этих работ была выполнена до изменений, внесённых в Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) федеральными законами от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ, и изменений, внесённых в УК РФ в декабре 2003 г., а также последующих изменений. Причём во многих работах исследовались уголовно-правовые и одновременно криминологические аспекты рассматриваемой проблемы. В связи с этим некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства либо не рассматривались указанными авторами, либо остаются спорными, требуют дополнительного изучения.         Таким образом, бланкетный характер норм, предусмотренных УК РФ за нарушение трудового законодательства, принятие новых нормативно-правовых актов в сфере обеспечения безопасных условий труда, наличие ряда нерешенных проблем уголовной ответственности за совершение данного преступления делают необходимым дальнейшие научные исследования указанной проблемы.       В настоящее время в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослаблении их судебной защиты. Также значительно возросло количество уголовных дел по трудовым спорам в судах.        Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие. И в данной ситуации работник нуждается в защите своих трудовых прав.

Уголовная ответственность  за нарушение правил охраны труда

Уголовная ответственность  за нарушение трудового законодательства предусмотрена рядом самостоятельных  норм УК РФ, которые в своей совокупности образуют своеобразный конгломерат  уголовно-правовой защиты интересов  основных участников трудовых правоотношений. Действующим в настоящее время Уголовным кодексом РФ за нарушение положений действующего трудового законодательства установлена ответственность за:

1) нарушение правил охраны  труда (ст.143 УК РФ);

2) воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.144 УК РФ);

3) необоснованный отказ  в приеме на работу или необоснованное  увольнение беременной женщины  или женщины, имеющей детей  в возрасте до 3 лет (ст.145 УК  РФ);

4) невыплату заработной  платы, пенсий, стипендий, пособий  и иных выплат (ст.145.1 УК РФ);

5) нарушение норм, регулирующих  обработку и защиту персональных  данных работника (регулируется, в том числе положениями ст.90 ТК РФ). Поименованные статьи помещены в гл. 19 "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" раздела XII "Преступления против личности". Тем самым законодатель подчеркнул особую важность борьбы с данными преступлениями, посягающими, прежде всего, на конституционные права граждан в сфере труда.  Возможность самореализации развития своих способностей, склонностей - одно из конституционных прав личности. Положения гл. 19 УК РФ, посвященные уголовно-правовой защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, должны быть согласованы с Конституцией РФ и нормативными актами, принятыми на ее основе7.      Действующее уголовное законодательство предусматривает возможность уголовного наказания лиц, виновных в нарушении правил охраны труда. В соответствии со ст.143 УК РФ последняя наступает вследствие нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда, при условии, что результатом таковых действий явилось неосторожное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч.1 ст.143 УК РФ) или, хуже того, повлекло его смерть (ч.2 ст.143 УК РФ).          Общественная опасность этого преступления определяется тем, что посягательство осуществляется на предусмотренное Конституцией РФ право на безопасные условия труда, практически исключающие возможность производственного травматизма и соответствующих заболеваний. При характеристике соответствующей уголовно-правовой нормы обращаем ваше внимание на обстоятельство, что законодательство не содержит перечня конкретных проявлений нарушения правил охраны труда, отсылая к правилам техники безопасности или иным правилам, принимаемым в производственной или иной сфере. Следователю, прокурору или суду, формулируя обвинение, необходимо назвать пункты соответствующих правил охраны труда, которые были нарушены.    Правила по технике безопасности и иные правила охраны труда устанавливаются правительством, министерствами и ведомствами по согласованию с профессиональными союзами и содержат требования, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников. Как показала практика, наиболее распространенными являются следующие нарушения: отсутствие надлежащего технического руководства и надзора за безопасностью выполнения производственных работ, допуск к работе неинструктированного, необученного или недостаточно обученного работника, отсутствие предохранительных сооружений, оборудования, устройств и других средств защиты8.        Правила по технике безопасности и правила охраны труда весьма многообразны и в значительной степени определяются спецификой как отрасли, так и конкретного производства. Они могут быть общими, установленными для любых организаций, и специальными, предусмотренными для конкретных объектов различных отраслей. Особое внимание рекомендуется обращать на такие несчастные случаи на производстве, как: травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар, ожог, обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся; телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть, - если они произошли:

1) в течение рабочего  времени на территории организации  или вне территории организации  (включая установленные перерывы), а также во время, необходимое  для приведения в порядок орудий  производства, одежды и т.п. перед началом или по окончании работы, при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;

2) при следовании к  месту работы или с работы  на предоставленном работодателем  транспорте либо на личном  транспорте при соответствующем  договоре или распоряжении работодателя  о его использовании в производственных  целях;

3) при следовании на  транспортном средстве в качестве  сменщика во время междусменного  отдыха (водитель-сменщик на автотранспортном  средстве, проводник или механик  рефрижераторной секции в поезде  и т.п.);

4) при работе вахтово-экспедиционным  методом во время междусменного  отдыха, а также при нахождении  на судне в свободное от  вахты и судовых работ время;

5) при привлечении работника  в установленном порядке к  участию в ликвидации последствий  катастрофы, аварии и других чрезвычайных  происшествий природного и техногенного  характера;

6) при осуществлении не  входящих в трудовые обязанности  работника действий, но совершаемых  в интересах работодателя или  направленных на предотвращение  аварии или несчастного случая9.      Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия труда. Вторым объектом преступного посягательства выступает жизнь и (или) здоровье граждан, занятых в тех или иных отраслях экономической жизни. В числе потенциальных потерпевших могут оказаться: работники, выполняющие работу по трудовому договору; граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору; студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях; лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации; другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.       Предусмотренная законом ответственность за нарушение правил охраны труда возлагается на лиц, обязанных обеспечить соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работают. Кроме того, ответственность за нарушение правил охраны труда могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечить соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда, либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил. Вместе с тем в процессе судебной практики сложилось единое и не подвергающееся сомнению мнение, что соответствующие лица могут быть освобождены от ответственности при условии, что возлагаемые на них обязанности были выполнены надлежащим образом, а наступивший преступный результат - исключительная вина потерпевшего, который своими действиями нарушил требования инструктажа и допустил грубую небрежность. Для ответственности по ст.143 УК РФ необходимо установить наступление указанных в ней последствий. При этом является обязательной причинная связь между допущенными нарушениями правил охраны труда и наступившими последствиями. В связи с подобного рода приоритетами особое значение приобретает тщательное и всестороннее исследование причинной связи между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями. Такими последствиями являются причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч.1 ст.143 УК РФ) и его смерть (ч.2 ст.143 УК РФ).      Причинение легкого вреда здоровью при нарушении правил охраны труда уголовной ответственности не влечет, но может рассматриваться как административное или дисциплинарное правонарушение.     В КоАП РФ также предусмотрена ответственность за нарушение должностным лицом организации независимо от формы ее собственности законодательства об охране труда. Так, в частности, ст.5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ. Повторное совершение подобного деяния имеет более негативное воздействие на виновного и соответственно выражается в дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет10.    Разграничение преступления и административного проступка при нарушении правил охраны труда должно проводиться в зависимости от наступивших последствий. Отсутствие последствий или причинение легкого вреда здоровью работника является признаком административно наказуемого нарушения правил охраны труда.       Отсутствие причинной связи между допущенными нарушениями правил охраны труда и наступившими, указанными в ст.143 УК РФ, последствиями также исключает уголовную ответственность. Так, по одному из уголовных дел, возбужденных по ст.143 УК РФ, в постановлении о прекращении уголовного дела отмечалось: установленные нарушения, отмеченные ведомственной комиссией по расследованию причин несчастного случая, не находятся в прямой причинной связи с наступившими вредными последствиями.          Совершая подобного рода деяние, виновный предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека в результате нарушения правил охраны труда, но без достаточных к тому оснований рассчитывает на предотвращение такого вреда либо не осознает общественную опасность данного нарушения, не предвидит возможность причинения указанного вреда, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог это предвидеть11.    В целях сокращения объема негативных последствий, обеспечения сохранности следов, свидетельствующих о происшедшем и тем самым способствующих установлению истины, работодателя при несчастном случае трудовое законодательство обязывает:

1) немедленно организовать  первую помощь пострадавшему  и при необходимости доставку  его в учреждение здравоохранения;

2) принять неотложные  меры по предотвращению развития  аварийной ситуации и воздействия  травмирующих факторов на других  лиц;

3) сохранить до начала  расследования несчастного случая  на производстве обстановку, какой  она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни  и здоровью других лиц и  не ведет к аварии, а в случае  невозможности ее сохранения  зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии  и произвести другие мероприятия);

4) обеспечить своевременное  расследование несчастного случая  на производстве и его учет  в соответствии с настоящей  главой;

5) немедленно проинформировать  о несчастном случае на производстве  родственников пострадавшего, а  также направить сообщение в  органы и организации, определенные  законодательными и иными нормативными правовыми актами. 

При групповом несчастном случае на производстве (2 человека и  более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение  суток обязан сообщить соответственно:

1) о несчастном случае, происшедшем в организации: а)  в соответствующую государственную  инспекцию труда; б) в прокуратуру  по месту происшествия несчастного  случая; в) в федеральный орган  исполнительной власти по ведомственной  принадлежности; г) в орган исполнительной  власти субъекта РФ; д) в организацию,  направившую работника, с которым  произошел несчастный случай; е)  в территориальные объединения  организаций профсоюзов; ж) в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу; з) страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2) о несчастном случае, происшедшем у работодателя - физического  лица: а) в соответствующую государственную  инспекцию труда; б) в прокуратуру  по месту нахождения работодателя - физического лица; в) в орган  исполнительной власти субъекта  РФ; г) в территориальный орган  государственного надзора, если  несчастный случай произошел  на объекте, подконтрольном этому  органу; д) страховщику по вопросам  обязательного социального страхования  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

3) о несчастном случае, происшедшем на судне, - работодателю (судовладельцу), а при нахождении  в заграничном плавании - также  в соответствующее консульство  Российской Федерации. Судовладелец  при получении сообщения о  несчастном случае, происшедшем  на судне, обязан сообщить об  этом:

а) если несчастный случай произошел  на судне морского транспорта:

в соответствующую государственную  инспекцию труда;

в транспортную прокуратуру;

в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами морского транспорта;

в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление  государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, если несчастный случай произошел на ядерной энергетической установке  судна или при перевозке ядерных  материалов, радиоактивных веществ  и отходов;

в территориальные объединения  организаций профсоюзов;

страховщику по вопросам обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

б) если несчастный случай произошел  на судне рыбопромыслового флота:

в соответствующую государственную  инспекцию труда;

в прокуратуру по месту  регистрации судна;

в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами рыболовства;

в территориальные объединения  организаций профсоюзов;

страховщику по вопросам обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.  О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает также в соответствующий орган санитарно-эпидемиологического надзора. Подводя краткие итоги, следует отметить: судебная практика особо отмечает, что в случае, когда умысел виновного был направлен на достижение преступного результата, а способом реализации такого умысла явилось нарушение правил охраны труда и безопасности работ, содеянное надлежит квалифицировать как умышленное преступление против личности. Если же в результате таких действий наступило и другое последствие, не охватываемое умыслом виновного, содеянное должно квалифицироваться по совокупности статей об умышленном и неосторожном преступлении

 

 

Необоснованный  отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или  женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет

Статья 145 УК РФ устанавливает  ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или  женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Это преступление посягает на провозглашенное Конституцией (ст.37) право на труд. Действующее российское законодательство предусматривает  твердые гарантии обеспечения права  беременных и имеющих маленьких  детей женщин на получение работы и права на соблюдение специальных  установленных для них законом  условий труда.      По сравнению с аналогичной статьей УК РСФСР (ст.139) УК несколько расширил пределы действия этой нормы, предусмотрев ответственность за необоснованный отказ и увольнение не только кормящей матери, но и женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Обязательный признак рассматриваемого преступления - необоснованность отказа в приеме на работу или необоснованное увольнение. Под необоснованным отказом в приеме на работу или увольнением с работы имеются в виду те случаи, когда они произведены вопреки закону без достаточных к тому оснований и когда очевидным мотивом деяния является беременность женщины или наличие у нее малолетних детей12. Субъектом преступления могут быть только лица, наделенные правом приема на работу и увольнения с работы.    Предусматривая ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, эта статья является гарантией реализации, в первую очередь, права на труд женщин, которые из-за беременности или наличия малолетних детей неконкурентоспособны (или обладают пониженной конкурентоспособностью) на рынке труда. Даже в период социализма эти женщины для работодателя были нежелательными работниками, а в современных условиях оказались совсем невостребованными на рынке труда. Борьба организаций и частных предпринимателей за выживание сделала женщину, особенно беременную или имеющую малолетнего ребенка (назовем их неконкурентоспособными), первым кандидатом на увольнение и последним - в приеме на работу.   Поведение работодателя понятно. Помимо обременительных дополнительных трудовых гарантий работоспособность у таких женщин в большинстве случаев понижена, особенно у беременных (подтверждение этому можно найти как в нормах самого ТК РФ, так в медицинской и психологической литературе). Как отмечают специалисты в области трудового права, учитывая предоставляемые неконкурентоспособным женщинам льготы, работодатель получает от их трудовой деятельности несоизмеримо меньшую выгоду, нежели от других работников13. Более того, в соответствии с п.1 ст.261 Трудового кодекса расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением единственного случая - ликвидации предприятия (прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем). Однако на практике возникают ситуации, когда беременная женщина не исполняет трудовые обязанности или исполняет их не должным образом, нарушая законные интересы и работодателя, и других лиц (не появляется на работе; работая учителем или воспитателем, применяет методы воспитания, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника и т.п.).      Но в свете ст.261 ТК увольнение в таких случаях тоже считается противоправным и в соответствии с буквой закона работодатель может привлекаться к уголовной ответственности по ст.145 УК.     Пособия, выплачиваемые в настоящее время неконкурентоспособным женщинам, не только недостаточны для поддержания нормального уровня жизни родителей с детьми, но часто не обеспечивают даже физиологическое выживание самой беременной женщины или женщины, имеющей малолетнего ребенка, в случаях, когда она не может осуществлять трудовую деятельность или не имеет возможности трудоустроиться. Право на труд в действующей Конституции не закреплено. Это обстоятельство отмечают специалисты в области как трудового, так и уголовного права. Однако, ратифицировав Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Российская Федерация приняла на себя обязанность принять надлежащие меры по обеспечению реализации права на труд. Поэтому праву на труд каждого человека корреспондирует обязанность государства его реализовать. Осуществление этого права заключается в обеспечении работой всех желающих и предполагает защиту каждого от безработицы.14        Однако вне зависимости от указанного пакта забота о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, к которым относятся беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей, составляет социальную функцию государства. В условиях существования рыночных отношений (когда большинство организаций находятся в частной собственности) государство не может возлагать свои функции на руководителей организаций. Поэтому, на первый взгляд, сохранение уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей ребенка до трех лет, в рыночной экономике социально не обусловлено.  Вместе с тем следует отметить зависимость социально-экономических прав от благосостояния государства, его способности к стабильному экономическому развитию, которая подчеркивается даже в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, где специально установлена обязанность государств обеспечивать полное осуществление соответствующих прав постепенно и в пределах имеющихся ресурсов. На нынешнем этапе развития в России нет ресурсов, достаточных для полноценной заботы о неконкурентоспособных женщинах. И в этих условиях декриминализировать деяния, предусмотренные ст.145 УК, значило бы оставить беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, без наиболее надежной правовой поддержки15. Поэтому декриминализация описанных в этой статье деяний представляется тем более недопустимой в условиях демографической катастрофы, грозящей развалом Российского государства и нации, поскольку установление для этих женщин стабильности на рынке труда является одной из мер, направленных на повышение уровня рождаемости.         Констатируется, что государство находится в сложном положении: с одной стороны - острейшая демографическая проблема, которую необходимо решать уже сегодня, с другой - финансовая невозможность поддерживать женщин, желающих иметь детей, но не имеющих достаточных средств для их содержания. В рамках этой, можно сказать, чрезвычайной ситуации необходима консолидация всех сил общества, и именно поэтому работодатель должен нести перед обществом социальную ответственность, заключающуюся в солидарной с государством обязанности заботиться о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите в связи с беременностью и воспитанием малолетних детей16.

Информация о работе Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда