Уголовная ответственность за изнасилование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 16:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования выявление проблем, существующих в правоприминительной практике в вопросах квалиф-и насильственных половых преступлений, анализ причин их порождающих и выр-ка реком-й по их преод-ю.
На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. ис-ть нп основу УО предусм-й за из-е и отграничить изнасилования от насильственных действий сексуального характера
2. Выявить проблемы правоприм-й практики в вопросах квалиф изнас. и рассмотреть возможности их решения на основе имеющихся реком-ий ПВС РБ.
3. Провести сравнительное исследование современного уголовного законодательства Республики Беларусь и зарубежных государств по вопросу уголовной ответственности за изнасилование;
4. Выр-ть рекомндации по вопросм квалификции изнасилования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика изнасилования………….
Глава 2. Отграничение изнасилования от насильственных действий сексуального характера…………………………………………….……............
Глава 3. Сравнительно-правовая характеристика уголовной ответственности за изнасилование в законодательстве заруб-х государств…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Екатерина Малиновская Уголовная ответственность за изнасилование в РБ.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства зарубежных государств относительно установленного в них возраста уголовной ответственности за изнасилование позволяет сделать вывод, что уголовное законодательство некоторых зарубежных государств содержит существенно более низкие возрастные пороги ответственности за изнасилование, по сравнению с УК Республики Беларусь (Закон об уголовном праве Израиля - 12 лет). Принимая во внимание современные тенденции развития преступности и уголовное законодательство некоторых зарубежных стран, а также то обстоятельство, что правоохранительным органам все чаще приходится сталкиваться с криминальными проявлениями лиц, не достигших нижнего порога возраста уголовной ответственности, лишь отметим, что вопрос о снижении нижнего предела возраста уголовной ответственности весьма актуален.

Проведенное исследование показало, что отсутствие согласия потерпевшего лица на половое сношение является важным признаком изнасилования.

Необходимо, на наш взгляд, различать и соотносить субъективное восприятие реальности и преступником, и жертвой с объективной значимостью и содержанием.  На основании сравнительно-правового анализа уголовного законодательства зарубежных государств можно прийти к выводу о целесообразности дифференциации уголовной ответственности в зависимости от вида группы, в составе которой совершено изнасилование. Необходимо выделить изнасилование, совершенное организованной группой в качестве особо квалифицированного состава изнасилования, предусмотрев ответственность за его совершение в ч. 3 ст. 166 УК Республики Беларусь. Подобное положение реализовано на законодательном уровне, например, в УК Кыргызской Республики и УК Республики Таджикистан.

Мы пришли к выводу, что действия участника должны квалифицироваться как изнасилование, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой независимо от того, что другие участники могут быть признаны невменяемыми или не достигли возраста уголовной ответственности, или по другим основаниям, не подлежащими уголовной ответственности, в силу того, что такое участие в преступлении отвечает юридической природе повышенной общественной  опасности преступлений, совершенных в группе. Женщина может быть признана соисполнителем группового изнасилования, если она выполнила элементы объективной стороны данного преступления.

Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства зарубежных государств показал, что целесообразно также в качестве квалифицированного его состава внести в ст. 166 УК изнасилование, совершенное родственником по прямой восходящей или нисходящей линии, братом, сестрой, опекуном, попечителем либо иным лицом, на которое законом, в соответствие со служебными полномочиями, либо, исходя из фактически сложившихся обстоятельств, возложены обязанности по содержанию, воспитанию и лечению потерпевшего лица. Подобный квалифицирующий признак предусмотрен, например, в УК Франции, Испании, Бельгии, Турции. Болгарии, Таджикистана.

Исходя из реалий современной жизни, высокой общественной опасности и латентности, следует предусмотреть изнасилование с целью сексуальной эксплуатации в качестве квалифицированного признака в ст.166 УК Республики Беларусь.

Представляется, целесообразным в силу повышенной общественной опасности, предусмотреть в качестве квалифицирующего признака изнасилование, сопряженное с похищением или незаконным лишением свободы потерпевшего лица в ст.166 УК Республики Беларусь. Подобный квалифицирующий признак предусмотрен в УК Бельгии.

На наш взгляд, необходимо ввести квалифицирующий признак  применительно к ч. 2 ст. 147  УК Республики Беларусь умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, сопряженное с изнасилованием и насильственными действиями сексуального характера. Это объясняется тем, что в настоящее время, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при изнасиловании квалифицируется по совокупности ч. 1 ст. 147 УК Республики Беларусь и ч. 1 ст. 166 УК Республики Беларусь (при отсутствии иных квалифицирующих обстоятельств), и влечет за собой более мягкое наказание, по сравнению с наказанием, предусмотренным в ч. 3 ст. 166 УК РФ за изнасилование, повлекшее причинение тяжких телесных повреждений, что является необоснованным, так как умышленное причинение тяжкого телесного повреждения при изнасиловании обладает большей общественной опасностью, чем изнасилование, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения лицу.

Что касается понятия «иные тяжкие последствия» можно прийти к выводу, что покушение на самоубийство потерпевшего лица, как и самоубийство потерпевшего лица, следует относить к иным тяжким последствиям при изнасиловании. Это объясняется тем, что, во-первых, покушение на самоубийство-это всегда реальная опасность для жизни, во-вторых, покушение на самоубийство свидетельствует о серьезных нарушениях психики, нежелании жить. К тому же согласно ст. 145 УК Республики Беларусь доведение до самоубийства и доведение до покушения на самоубийство предусмотрены законодателем в одной статье, а, следовательно, обладают примерно одинаковой степенью общественной опасности. Данная позиция подтверждается и анализом зарубежного уголовного законодательства. Так, согласно примечанию к ст. 129 УК Кыргызской Республики, покушение на самоубийство и самоубийство потерпевшей относится к иным тяжким последствиям при изнасиловании.

Основываясь на анализе уголовного законодательства зарубежных государств (например, в УК Кыргызской Республики дан перечень иных тяжких и особо тяжких последствий), в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь необходимо изложить подробный перечень иных тяжких последствий при изнасиловании, при этом их перечень должен быть открытым. При этом к иным тяжким последствиям следует относить самоубийство потерпевшего лица, покушение на самоубийство потерпевшего лица, беременность малолетней потерпевшей.

Научные публикации, материалы уголовных дел и различные статистические наблюдения показывают, что имеются серьезные трудности в рассмотрении и осуществлении правосудия по делам об изнасиловании из-за недостаточного знания закона, отсутствия умения разбираться в сложных уголовно-правовых и криминалистических вопросах, которые возникают в практике. И лишь соблюдение судами требований действующего законодательства поможет правоохранительным органам устранить вышеперечисленные недостатки и избежать ошибок при квалификации преступных действий.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что белорусское уголовное законодательство об изнасиловании требует дальнейшего совершенствования. На наш взгляд, оно будет осуществляться тем успешнее, чем успешнее наше государство будет изучать и использовать положительный опыт законотворчества и правоприменения зарубежных государств в этой области.

 

 

2

 



Информация о работе Уголовная ответственность за изнасилование