Транспаренси Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:52, реферат

Краткое описание

Транспаренси Казахстан исследует формы коррупции в государственных структурах, политических партиях и предпринимательских структурах. Результаты исследований становятся предметом конференций и круглых столов.Транспаренси Казахстан ежегодно публикует Индекс восприятия коррупции в Казахстане, вызывающий большой интерес общественности, инвесторов, государственных структур, специалистов и прессы.

Вложенные файлы: 1 файл

Транспаренси Казахстан.docx

— 27.85 Кб (Скачать файл)

     провёл  своего рода ранжирование различных  сфер (структур) по степени коррумпированности по некоторым странам (включая Казахстан  и Россию). Лидерами по убывающей  траектории стали: политические партии, парламенты и иные законодательные  органы, правоохранительная и судебная система, бизнес, налоговые органы. Казахстанцы, согласно этим исследованиям, ставят на первое место по коррумпированности правоохранительные органы, суд, учреждения исполнительной власти. Благодаря тому, что в стране давно реформирована система жилищно-коммунального хозяйства, поборы со стороны сотрудников КСК не влияют на коррупционную статистику, поскольку не являются коррупцией в полном понимании этого слова. На конференции прозвучало любопытное уточнение. Казахстанское законодательство понятие «коррупция» трактует несколько иначе, нежели международное. Субъекты и объекты коррупционных преступлений в международном понимании рассматриваются гораздо шире, чем в местных законах. Кроме того, Казахстан до сих пор не ратифицировал и не присоединился ни к одной международной антикоррупционной конвенции в области борьбы со взяткодательством, отмыванием капиталов и пр., что не позволяет этим документам напрямую действовать на территории страны и во многом нивелирует эффективность предпринимаемых усилий по снижению уровня коррупции. В прошлом году Казахстан поделил в индексе восприятия коррупции фонда «Транспаренси Интернэшнл» 107-110 место с Гондурасом, Белоруссией, Украиной, в числе 158 государств, подвергнувшихся исследованиям. Россия удостоилась «почётного» 128-го места. Это означает, что и Казахстан, и Россия находятся в числе наиболее коррумпированных государств мира. Это, несмотря на то, что РФ, в отличие от других стран СНГ, гораздо тщательнее и не спеша разрабатывала законопроект «О противодействии коррупции». В то же время Казахстан одним из первых в СНГ (ещё в 1998 году) принял Закон «О борьбе с коррупцией», а в мае 2005 года указом президента Н. Назарбаева был утверждён Кодекс чести государственных служащих РК (Правила служебной этики государственных служащих). Здесь уместно выделить нашу казахстанскую особенность, отмеченную экспертами: у нас есть достаточно развитое антикоррупционное законодательство, есть органы (правда, неспециализированные), которым поручено бороться с этим видом преступлений, и всё это относительно неплохо уживается с коррупцией, носящей уже системный характер, повсеместно существующей как бы в рамках этого законодательства. Факт парадоксальный, но факт. Но помимо своей специфики Казахстан всё же имеет схожих особенностей с Россией гораздо больше, чем различий. Например, в обеих странах достаточно распространены такие явления, как непотизм (кумовство, раздача постов и льгот родственникам) и кронизм (устойчивые дружеские отношения между высшими должностными лицами государства). Причём они являются для этих стран характерными, но, быть может, в разной степени. По классификации ООН оба явления подпадают под определение «мягка коррупция». Сейчас в обеих странах наблюдается развитие коррупционных процессов, которые характеризуются как «захват бизнеса», или, проще говоря, рейдерство. Самое большое отличие России от Казахстана в рассматриваемом контексте: она смогла избежать разрушения системы государственных органов, призванных бороться не только с коррупцией, но и общеуголовной преступностью. В Казахстане же полномочного и эффективного органа по борьбе с коррупцией не существует. Прокуратура с 1995 года (после принятия действующей Конституции) отделена от следствия и выполняет только надзор за ним, причём на явно ненадлежащем уровне. В самой прокурорской среде всё меньше и меньше остаётся сотрудников, имевших хоть какой-либо опыт расследования уголовных дел, так что качественно выполнять надзорные функции за следствием и дознанием прокуратура не в состоянии. Предварительное следствие в прокуратур так и не вернули. КНБ (КГБ) никогда профессионально не занимался расследованием уголовных дел, поскольку во все времена выполнял совсем другие функции, как и сейчас (вопросы национальной безопасности, политического сыска и пр.). Система МВД сама сильно коррумпирована, поэтому главной её проблемой является самоочищение, создание внутренних механизмов борьбы с оборотнями… Относительно новый, подчинённый непосредственно президенту орган Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) – также действует недостаточно эффективно. Основная причина этого – кадровая. Даже Нурсултан Назарбаев сказал недавно о поступлении многочисленных жалоб на его имя на коррупционные действия самих финансовых полицейских. Таким образом, отсутствие полномочного специализированного, действующего на основе закона государственного антикоррупционного органа является серьёзным препятствием в достижении цели: снижении уровня коррупции в Казахстане. Естественно, коррупция негативно влияет на национальную экономику, заранее ставя в неравное положение коррумпированных и честных предпринимателей (местных или иностранных), подрывая конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках, как особо отметили участники конференции. По оценкам АНЭК, коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг в Казахстане почти на 50%, от чего страдает всё население страны. И в связи с бурным ростом в республике строительного и нефтяного бизнеса эта цифра постоянно повышается, порождая запредельные цены и высокий уровень инфляции. В то же время эксперты FIAS консультативной службы по иностранным инвестициям (совместная структура Международной финансовой корпорации и Всемирного банка) назвали беды российской экономики в следующем порядке: запутанность и сложность процесса уплаты налогов, коррупция, инфляция. А специалисты фонда «Транспаренси-Казахстан» и АНЭК поставили коррупцию и инфляцию в Казахстане на первые места.

                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

    1. Поленов Г.Ф. Уголовное право Республики Казахстан , А., издание “Адилет Пресс”, 1997г.
    2. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. – М., издательство “Бек”, 1996г.
    3. Закон Республики Казахстан. Уголовный Кодекс Республики

Информация о работе Транспаренси Казахстан