Транспаренси Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:52, реферат

Краткое описание

Транспаренси Казахстан исследует формы коррупции в государственных структурах, политических партиях и предпринимательских структурах. Результаты исследований становятся предметом конференций и круглых столов.Транспаренси Казахстан ежегодно публикует Индекс восприятия коррупции в Казахстане, вызывающий большой интерес общественности, инвесторов, государственных структур, специалистов и прессы.

Вложенные файлы: 1 файл

Транспаренси Казахстан.docx

— 27.85 Кб (Скачать файл)

Транспаренси Казахстан

     Транспаренси Казахстан исследует формы коррупции в государственных структурах, политических партиях и

     предпринимательских структурах. Результаты исследований становятся предметом конференций и круглых столов.Транспаренси Казахстан ежегодно публикует Индекс восприятия коррупции в Казахстане, вызывающий большой интерес общественности, инвесторов, государственных структур, специалистов и прессы.

     В марте 2003 года при поддержке ОБСЕ и содействии Государственной комиссии по борьбе с коррупцией при Президенте Республики Казахстан был проведен круглый стол “Коалиция против коррупции”. В декабре 2000 года при поддержке  Всемирного банка и при содействии Отдела по вопросам экономической безопасности

     Совета  Безопасности при Президенте Республики Казахстан был проведен круглый  стол “Подотчетность и прозрачность против системной коррупции”, в  рамках которого были выработаны рекомендации и предложения в Государственную  программу по борьбе с коррупцией на 2003 - 2005 гг.

     В мае 2003 г. был проведен круглый стол “Пути формирования имиджа местных  органов власти в Республике Казахстан”. В июне 2003 г. Транспаренси Казахстан организовал круглый стол “Проблемы и перспективы развития местного государственного управления и самоуправления в Казахстане”. В июле 2003 года завершен проект “Суды без коррупции”, который был осуществлен при поддержке фонда Сорос Казахстан. Цель проекта - выработка рекомендаций антикоррупционного характера по улучшению судебной системы. ТК осуществлял консультирование и предоставлял материалы при разработке Этического Кодекса инвесторов Казахстана, а также консультирует Агентство по делам госслужбы РК. В декабре 2003 года Транспаренси Казахстан при поддержке Американского агентства по международному развитию (USAID) был создан Антикоррупционный информационный центр, в рамках которого действует библиотека и информационный сайт издается информационно-аналитический журнал “К обществу без коррупции”; публикуются материалы по специфическим коррупционным проблемам; планируются издание на казахском и русском языках пособия Транспаренси Интернэшнл “Основы противодействия коррупции”, разработка и проведение курсов по вопросам прозрачности и противодействия коррупции.

     Эксперты  Транспаренси Казахстан при поддержке государственных институтов осуществляют независимую оценку государственной антикоррупционной программы, способности государства противостоять коррупции, прозрачности принятия государственных решений, открытости работы государственных органов. Транспаренси Казахстан принял участие в проведении мониторинга национальной системы неподкупности, который проводится в 20 странах мира, в рамках подготовки ко Второму Глобальному Форуму в Нидерландах.

     Транспаренси Казахстан планирует осуществлять мониторинг больших правительственных контрактов. Цель таких исследований – большая открытость таких контрактов, которая должна создать позитивные примеры для увеличения инвестиционной привлекательности и соответствия общественным интересам. Транспаренси Казахстан будет также помогать отдельным гражданам и НПО, способствуя взаимодействию с правительственными структурами. Транспаренси Казахстан намерен и впредь активно сотрудничать с ОБСЕ, Всемирным банком, МВФ, Европейской Комиссией, USAID, Институтом Конституционной и Законодательной Политики (С0LPI), фондом Сорос-Казахстан и другими международными организациями и казахстанскими НПО.

     Не  все ладно и в органах, которые  призваны противостоять коррупции, то есть в МВД, КНБ, прокуратуре, финансовой полиции, отчасти налоговой и  таможенной службах и судах. Еще  летом 2004 года общественный фонд «Трансперенси Казахстан» провел экспертный опрос для выявления степени проявления коррупции в указанных органах и получения максимально объективной оценки их деятельности в сфере борьбы с коррупцией. По результатам опроса в пятерку наиболее подверженных коррупции попали таможенная служба (98 баллов), дорожная полиция (110), налоговая служба (127), органы внутренних дел (без дорожной полиции) – (144) и финансовая полиция (152). С тех пор ситуация не претерпела качественных изменений.

     В качестве трех главных причин такого положения в данных органах названы  отсутствие общественного контроля за их деятельностью, низкая зарплата сотрудников и несовершенство механизмов подбора кадров. В последнем случае нельзя не отметить, что на работу сюда часто устраиваются случайные люди, с низкими моральными качествами, не заинтересованные в продуктивности своей работы, а ищущие в ней только личную выгоду.

     Антикоррупционная деятельность правоохранительных органов в Казахстане имеет еще один парадокс. Так, судя по всему, КНБ больше предпочитает бороться с коррупционерами из МВД, финансовая полиция – из таможни, прокуратура – из всех этих органов. Но в то же время каждая из этих служб мало заботится об искоренении этого явления в своих структурах. Не зря же говорят, что «рука руку моет». Но тогда получается, что потенциальные коррупционеры борются с точно такими же, только «чужими». А это уже больше похоже на «разборку» криминальных группировок, чем на борьбу с коррупцией.

     Темой для отдельного разговора является проявление коррупции в сфере  бизнеса. Сложность оценки ситуации здесь объясняется тем, что трудно однозначно ответить на извечный вопрос «кто виноват?». Как правило, власть все валит на бизнес, а бизнес – на власть. Но, видимо, каждый из них  вносит свою лепту в развитие коррупции  в стране.

     Если  взять бизнес, то ни для кого не является секретом, во-первых, откровенная криминализация практически всех сфер предпринимательской  деятельности. Такие понятия, как  «теневая экономика», «черный нал», «отмывание денег», стали, чуть ли не ключевыми  терминами, характеризующими рыночные отношения в республике. Даже если здесь нет ярко выраженного криминала, то уж точно можно найти сколько  угодно «обходных действий» и  нарушений действующего законодательства. Принцип «заработать как можно  больше, а поделиться своей прибылью с другими, в том числе с  государством, как можно меньше», похоже, во все времена был и  еще долго будет определяющим в бизнесе.

     Во-вторых, налицо то, что многие коммерческие структуры, так или иначе, связаны  с чиновниками разного уровня. Возникший на заре суверенитета термин «экономика племянников» до сих пор  отражает сложившуюся реальность. Ни для кого не секрет, что экономика  страны оказалась монополизирована частично государством, частично близкими к нему, точнее к тем или иным чиновникам, финансово-промышленными группами. Последних отличает жесткое соперничество между собой, причем за влияние не только в сфере экономики и бизнеса, но и в госаппарате.

     В связи с этим не получило своего развития главное условие полноценного функционирования частного бизнеса  и становления рыночной экономики  – конкуренция. Вернее, конкуренция  есть, но она далека от рыночной. Многие вопросы в сфере бизнеса решаются не в рамках взаимоотношений субъектов частного бизнеса и даже не в суде, а через связи в исполнительных органах власти.

     Что касается государства, то степень его  вины в проникновении коррупции  в сферу бизнеса заключается  в несовершенстве законодательства, регулирующего предпринимательскую  деятельность. Очевидно, что зависимость  решения тех или иных необходимых  для нормальной деятельности предпринимателей вопросов от соответствующих чиновников дает последним карт-бланш сделать  из своих полномочий по решению данных вопросов хорошую «кормушку» для  себя. Судя по всему, наиболее для этого  подходят такие сферы взаимодействия государства с бизнесом, как регистрация  коммерческих структур, выдача всевозможных патентов и лицензий на занятие предпринимательством, госзаказы и госзакупки, приватизация или передача в управление объектов государственной собственности, процедура банкротства, налоговая и таможенная политика.

     Наконец, наблюдается дисбаланс в отношениях государства к отечественным  и зарубежным бизнесменам. В условиях «погони» за инвестициями последние  чувствуют себя престижно. Помимо того, что они имеют больше налоговых  льгот, чем наши предприниматели, иностранцы также не пользуются «большим вниманием» фискалов.

     Говоря  об иностранном факторе казахстанской  коррупции, было бы интересно посмотреть на данные Индекса взяткодательства-2003, представленного «Трансперенси Интернешнл» 14 мая 2003 года. Этот индекс классифицирует ведущие страны-экспортеры относительно степени вероятности того, насколько транснациональные компании этих стран готовы уплатить взятку высокопоставленным чиновникам в странах с развивающейся экономикой, где они осуществляют свою деятельность. Согласно данным исследования, в первую десятку стран, компании которых наиболее склонны ко взяточничеству за границей, попали Россия (3,2 балла), Китай (3,5), Тайвань (3,8), Южная Корея (3,9) Италия (4,1), Гонконг (4,3), Малайзия (4,3), Япония (5,3), США (5,3), Франция (5,5). При этом наиболее всего компании этих стран дают взятки в таких сферах, как строительство (1,3), военно-оборонная промышленность (1,9), нефть и газ (2,7), недвижимость (3,5), телекоммуникации и энергетика (3,7).

     Если  соотнести эти показатели применительно  к Казахстану, то не трудно заметить, что в нашей экономике лидируют все те же «страны-взяткодатели»: США (34,5 процента), Южная Корея (10,3), Италия (5,6), Китай (4,8), Россия (2,4), Япония (2,1). И  эти страны проявляют наибольшую активность в сфере добычи и переработки  нефти, энергетики, строительства, особенно в Астане, и поставок вооружения Казахстану.

     Бег по замкнутому кругу

     Безусловно, что такое состояние дел во многом сложилось из-за неэффективной  и фактически безрезультативной антикоррупционной политики государства, которую характеризуют два наиболее важных фактора.

     Прежде  всего речь идет о том, что росту и проявлениям коррупции способствует положение госчиновников. Пока такое положение будет сохраняться, соответствующей ему будет и антикоррупционная политика. Ведь не могут же коррумпированные субъекты бороться сами с собой. Разве что в рамках межведомственных, межклановых, межрегиональных и прочих «разборок». Однако они всегда могут друг с другом договориться и «полюбовно разойтись», используя все тот же материальный фактор.

     Другой  немаловажный момент – государством практически никак не инициируется деятельность гражданского общества и  его институтов, прежде всего общественных организаций, в сфере борьбы с коррупцией. Последние же, при всем желании противостоять коррупции в тех или иных сферах жизнедеятельности общества, не имеют для этого ни соответствующих прав, ни механизмов. Иными словами, в республике нет широкой общественной поддержки государству в его антикоррупционной деятельности. Здесь свою роль играет еще и тот момент, что многие граждане считают почти всех госчиновников носителями коррупции и, естественно, не доверяют им как возможным борцам с нею.

     В Казахстане государство предпочитает бороться с частным, то есть отдельными правонарушениями, вместо того, чтобы  искоренить общее – условия и  механизмы, способствующие проявлениям  и росту коррупции. Кроме того, у госчиновников и представителей силовых структур в республике нет  реальной заинтересованности в искоренении  коррупции в стране, и в первую очередь в своих рядах.

     Никколо Макиавелли сравнивал коррупцию с болезнью, которую вначале трудно распознать, но легко лечить. Однако если эта «болезнь» запущена, то ее уже становится легко распознать, но почти невозможно лечить.

     7 октября 2004 года «Трансперенси Интернешнл» представила очередной Индекс восприятия коррупции (ИВК) на 2004 год. Казахстан здесь занимает 100-е место и имеет 2,4 балла. Это является низким показателем, свидетельствующим о том, что уровень коррупции в республике заметно вырос, а уровень борьбы с нею – снизился. За пять последних лет Казахстан проделал интересную кривую в рейтинге «Трансперенси Интернешнл». Если в 1999 году он занимал 84-ю позицию, то в 2003-м произошел неожиданно резкий его подъем на 66-е место. Возможно, что на это повлияла активизация кампании по борьбе с коррупцией в республике. Однако уже в 2004–2006 годах следует его неуклонное снижение на 71-е, 88-е и, наконец, 100-е место.

     «Коррупция  в Казахстане и России: уровень  влияния на экономику и общество» - под таким названием прошла на днях международная конференция  в Москве, организованная Ассоциацией  независимых экспертов по коррупции. Сравнение российской и казахстанской  коррупции на первый взгляд несколько  неожиданно. Однако параметры этого  явления, распространения и влияния  на общество обеих стран вполне сопоставимы. Такое мнение превалировало на конференции. Казахстан обогнал Россию в реформировании, к примеру, банковской сферы, жилищно-коммунального  хозяйства, энергетики. Однако это не избавило республику, как считают  член ассоциации, от издержек роста, одним  из которых является широко распространённая коррупция. Валовой объём (масштаб) коррупции в России оценивается  независимыми экспертами приблизительно в 319 млрд. долларов в год. Это –  по данным 2005 года. Для сравнения: в  2002 году те же эксперты оценивали её масштаб приблизительно в 33,5 млрд. долл. Речь идёт о деньгах, вращающихся в теневом обороте. Есть и другие оценки, согласно которым россияне ежегодно расходуют только на взятки более 30 млрд. долларов США, то есть почти половину госбюджета своей страны. Если же соотнести объёмы экономик Казахстана и России, как и численность населения, то примерное соотношение будет 1 к 10, в такой же пропорции можно говорить и о масштабах коррупции в этих странах. Хотя, надо заметить, если один россиянин тратит в год на взятки около 129 долларов, то и среднестатистический казахстанец в этом отношении нисколько не отстаёт. По мнению экспертов фонда «Транспаренси-Казахстан», в бытовую коррупцию в России вовлечено не менее половины активного населения страны. В Казахстане количество жителей вовлечённых именно в такую коррупцию, несколько выше исходя из нашего, более «восточного» менталитета. Хотя наибольшее распространение у нас получил такой вид коррупции, как «административная», или, проще говоря, вымогательства госчиновников у бизнесменов, «захват государства» или, иначе, теневое влияние бизнеса на власть, и «захват экономики», то есть теневой контроль власти над бизнесом. Первое место по уровню коррумпированности в России, по данным последних исследований, занимают медицинские учреждения и высшие учебные заведения (исследования проводились по заказу Всемирного банка фондом «Информатика для демократии» (ИНДЕМ). Неоднократно высказывалось мнение, что только из-за коррупции бесплатное образование в России практически прекратило своё существование. В Казахстане же ситуация несколько иная, поскольку страна является гораздо более «частной» по сравнению со своим северным соседом. Высшее образование в республике давно негосударственное, поэтому здесь трудно говорить о коррупции в общепринятом понимании этого слова: как об использовании власти, государственных полномочий в собственных корыстных интересах или о сращивании власти с организованной преступностью. В 2005 году фонд «Транспаренси Интернэшнл»

Информация о работе Транспаренси Казахстан