Торговля людьми в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:40, реферат

Краткое описание

Торговля людьми явление неновое, а наоборот, имеющее вековую историю, казавшимся далеким забытым прошлым, возвратилось в социально-экономическую сферу общественной жизни, снискав преступный характер. Согласно Конвенции ООН о транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г., торговля людьми признается одним из основных направлений международной организованной преступности, мировые доходы от которой оцениваются миллиардами долларов США, что сравнимо лишь только с торговлей оружием и наркобизнесом.
Из вышеперечисленного видно, что торговля людьми сегодня, к глубочайшему сожалению, занимает одно из лидирующих мест в рейтинге латентной преступности в России и за рубежом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.4
Глава 1. Понятие «торговли людьми»
1.1Объект преступления……………………………………………стр.7
1.2Субъект преступления………………………………………….стр.11
Глава 2. Виды составов «торговли людьми» и их классификация
2.1 Квалифицированный состав……………………………….......стр.12
2.2Особо квалифицированный состав……………………………стр.18
2.3Лица подлежащие освобождение от уголовной ответственности по ст. 127¹ «торговля людьми»………………………………………………..стр.21
Глава 3. Система российского права, направленного на борьбу с торговлей людьми и рабством
3.1 Дореволиционый период………………………………………стр.23
3.2Советский период………………………………………………стр.27
3.3Новейший период………………………………………………стр.28
Заключение…………………………………………………………………..стр.34
Список использованной литературы……………………………………....стр.35

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Тема- «Торговля людьми в Российской Федерации».doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Освобождение от уголовной  ответственности за торговлю людьми, предусмотренное в Примечании 1 к  ст. 127' УК РФ, рассматривается как  специальный вид освобождения от уголовной ответственности, в основе которого лежит деятельное раскаяние лица, совершившего преступление. Для его применения необходимо установить:

1) добровольность освобождения  потерпевшего;

2)  способствование  раскрытию совершенного преступления. Добровольность освобождения потерпевшего не только означает

инициативный характер действий виновного по освобождению, но и подразумевает, что у него имелась возможность продолжить совершение любого из указанных в ч. 1 ст. 127¹ УК РФ деяний. Верховный Суд РФ сформулировал правовую позицию по конкретным делам относительно понимания добровольного характера освобождения, под которым понимается «такое освобождение, которое последовало в ситуации, когда виновный мог продолжить незаконно удерживать лицо, но предоставил ему свободу»-. Освобождение лица после удовлетворения требования виновного не может быть признано добровольным27. Мотивы освобождения могут быть любыми (жалость, страх перед разоблачением и уголовным преследованием, стремление спасти потерпевшего в случае его заболевания и проч.) и не могут влиять на юридическое признание освобождения добровольным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Система российского права, направленного на борьбу с торговлей людьми и рабством

3.1 Дореволиционый  период                                                   

 

 

Дореволюционный период истории связан с появлением в России первых законодательных актов, которые предусматривали наказание за действия, связанные с торговлей людьми.

Следует заметить, что  рабство и работорговля в классическом понимании, сформулированном в Конвенции 1926 г., в России не существовали. В то же время длительный период в ее истории существовали институты, сходные с рабством, в частности крепостное состояние, долговая кабала. Причем любопытно, что борьба за отмену крепостного права в России, завершившаяся его отменой в середине XIX в., по времени совпадает с началом борьбы за отмену рабства в Европе и США.

1. История создания  системы российского законодательства

Сам термин «торговля  людьми» в российском законодательстве того времени не использовался. В то же время ст. 1410и 1411Уложения о наказаниях уголовных и исправительных устанавливали ответственность за продажу в рабство «азиятцам или другим иноплеменникам» подданных России или находящихся под покровительством ее законов, а также за торг африканскими неграми. Уложением предусматривалась также ответственность за похищение женщин в целях изнасилования (ст. 1529), обольщения (ст. 1530), с обещанием вступить в брак (ст. 1531), в целях вступления в брак против ее воли (ст. 1549), замужней женщины (ст. 1580), с ее согласия (ст. 1582).

Эти положения сохранились  и в Уголовном уложении 1903 г. Статья 500 Уголовного уложения предусматривала такие составы преступлений, как продажа или передача в рабство или в неволю, торг неграми. За эти преступления могло назначаться наказание в виде каторги28 на срок не свыше восьми лет. Судно, служившее для такого противозаконного торга, а равно приспособленное или вооруженное для этой цели, подлежало конфискации. Состояние рабства или неволи рассматривалось как такое положение, в котором человек утрачивает возможность распоряжаться собою, например, продажа женщины против ее воли в гарем попадала под действие этой статьи29.

Однако эти составы  в полной мере не отражали суть происходящих явлений. Для России конца XIX в., как и для других государств, весьма актуальной была проблема торговли женщинами в целях разврата (занятия проституцией). В проекте Уголовного уложения 1895 г. было предусмотрено наказание за неисполнение установленных правил для предупреждения непотребства30, принятие в дом разврата лица женского пола моложе определенного возраста. Непотребство существовало в двух видах: любодеяния31 (наказуемый случай естественного совокупления) и любострастия32.

Против торговли женщинами в целях проституции развернулось мощное общественное движение как внутри страны, так и на международном уровне. В июне 1899 г. в Лондоне состоялся Международный конгресс по вопросу о торговле женщинами, который в числе положений, им принятых, выразил пожелание о необходимости введения таких случаев в уголовные кодексы всех стран в качестве наказуемых деяний33. Уже тогда его участники констатировали, что наряду с международной торговлей женщинами еще в больших размерах существует возмутительный промысел торговли женщинами внутри каждого государства, в том числе и в России, где «содержатели и поставщики домов терпимости и других притонов разврата, будучи принуждены для успеха своего дела постоянно обновлять состав эксплуатируемых ими проституток, не довольствуются вербовкою тех из них, которые добровольно и по собственному желанию предаются развратной жизни, но прибегают ко всяким, нередко преступным средствам для вовлечения и удержания женщин в этих домах и притонах. С этой целью употребляются всякого рода обманы, а иногда и насилие и в особенности злоупотребление беспомощным положением женщины. Этот последний способ принуждения женщин к разврату нельзя не признать преступным, ибо в нем заключается порабощение свободной воли жертвы, принуждение ее к совершению такого шага, на который она никогда не решилась бы, если бы не чувствовала себя в безвыходном положении, и, следовательно, все признаки нравственного насилия, которое, как и физическое, должно быть караемо уголовным законом»34.

В проекте Уголовного уложения, подготовленного Особым совещанием при Государственном Совете 1901 г., рамки уголовно-наказуемых деяний были значительно расширены, ответственность предусматривалась также за:

1) склонение лица женского  пола промышлять развратом, если оно совершено посредством насилия, угрозы, обмана или злоупотребления власти;

2)  склонение женщины  всеми способами к выезду из  России с целью обратить ее  на промысел развратом за границей;

3) занятие указанными  преступными деяниями профессионально;

4) извлечение лицом мужского пола, также профессионально, имущественной выгоды, получение ее от промышляющей развратом женщины, находящейся под его влиянием или в его зависимости (сутенерство)35.

Проект Уголовного уложения, подготовленный Особым присутствием Госсовета 1902 г., к этим деяниям добавил вербование в виде профессии, с целью получения имущественной выгоды, лиц женского пола для обращения ими разврата в промысел.

Все эти формы преступных деяний сохранились и в окончательной  редакции Уголовного уложения 1903 г. (ст. 526—529).

Таким образом, можно  констатировать, что торговля людьми, обращение в рабство, принудительный труд не являются чем-то принципиально новым для России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2Советский  период

 

 

Советский период истории  российского законодательства связан с непризнанием проблемы торговли людьми применительно к СССР. Ратифицируя международно-правовые акты, направленные на борьбу с торговлей людьми, СССР каждый раз делал специальные оговорки о том, что такого явления в стране не существует, ратификация осуществляется только из целей поддержки усилий других стран. Между тем, и в СССР все не было так однозначно. Принудительный труд, выходящий за рамки того, который дозволялся в соответствии с Конвенциями МОТ, в СССР процветал. Именно благодаря ему был построен Бело-моро-Балтийский канал, осуществлены многие другие грандиозные стройки века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3Новейший  период

 

 

Новейший период истории российского  законодательства связан с введением  уголовной ответственности непосредственно за торговлю людьми. При этом наблюдается устойчивая тенденция расширения перечня составов преступлений, подпадающих под понятия торговли людьми

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка в 1995 г. в УК РСФСР  впервые была включена ст. 125, предусматривавшая уголовную ответственность за торговлю людьми, не достигшими совершеннолетия, т.е. 18 лет. Эта статья была сохранена, но уже под номером 152, и в УК РФ 1996 г. В УК РФ были и другие статьи, предусматривавшие уголовную ответственность за деяния, связанные или сходные с торговлей людьми, такие как похищение человека, незаконное лишение свободы. Однако эти статьи не покрывали всей сферы торговли людьми, ибо само явление сложнее, чем простая совокупность тех деяний, которые были определены УК РФ до 2003 г.

 Переломным моментом  в деле борьбы с торговлей  людьми стало принятие Федерального  закона от 8 декабря 2003 г. №  162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», который предусмотрел уголовную ответственность за торговлю людьми (ст. 1271), вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних (ч. 3 ст. 240), организацию занятия проституцией (ст. 241).

Что дало принятие данного  Федерального закона?

1.Понятия «торговля людьми» было введено в юридический оборот России. Торговля людьми была определена как купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации. Уголовная ответственность за торговлю людьми была дифференцирована. В зависимости от тяжести преступления (например, в отношении двух и более лиц, несовершеннолетних, с использованием служебного положения, перемещением потерпевшего через Государственную границу, с применением насилия или угрозой его применения и т.д.), за торговлю людьми может быть назначено наказание до 15 лет лишения свободы.

2.Существенно повышена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией (до восьми лет лишения свободы. Ранее ч. 1 ст. 151 УК предусматривала максимальное наказание до четырех лет лишения свободы). А это означает перевод в категорию тяжких преступлений.

3.Расширена уголовная ответственность за действия, связанные с организацией занятия проституцией. Исходя из содержания ч. 1 ст. 241, под уголовную ответственность отныне подпадают все действия, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, в том числе систематическое предоставление помещений для занятия проституцией (ранее преследовалось только содержание притонов) и др. К обстоятельствам, отягчающим наказание, отнесены: применение насилия или угрозы его применения, использование заведомо несовершеннолетних, использование служебного положения и др.

5.С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 139-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»36. Часть 2 ст. 2 этого Закона предусматривает, что «меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления». Под мерами государственной защиты понимаются меры безопасности и меры социальной защиты (ст. 1). К мерам безопасности, которые могут применяться одновременно, относятся:

1)  личная охрана, охрана  жилища и имущества;

2)  выдача специальных  средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3)   обеспечение   конфиденциальности  сведений  о  защищаемом лице;

4)  переселение на  другое место жительства;

5)  замена документов;

6)  изменение внешности;  изменение места работы (службы) или учебы;

7)  временное помещение  в безопасное место;

8) применение дополнительных  мер безопасности в отношении  защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое;

9) другие меры безопасности, предусмотренные законодательством  РФ 

6.Без предоставления соответствующего статуса жертве торговли людьми бороться с этими преступлениями практически невозможно. Информация, которую собрала Межведомственная рабочая группа в ходе мониторинга положений УК РФ, направленных на борьбу с торговлей людьми и рабством, свидетельствует, что шантаж, запугивание жертвы прежде всего угрозами причинить вред близким ей людям, — почти обязательное условие деятельности криминалитета в этой сфере. Изначально в качестве будущих жертв отбираются женщины, у которых есть малолетние дети, малолетние братья или сестры, престарелые или больные родители.

7.Действующее в России законодательство не охватывает весь комплекс проблем, порождаемых торговлей людьми и рабством и требующих решения. Очевидно, что потребуется принятие базового закона, проект которого разработан Межведомственной рабочей группой, созданной при Комитете Государственной Думы по законодательству в 2002 г. История создания и деятельности этой Межведомственной рабочей группы на сегодняшний день является частью истории создания системы российское законодательства, направленного на борьбу с торговлей людьми, и безусловно заслуживает внимания.

8.Проект федерального закона «О противодействии торговле людьми» направлен на реализацию Россией взятых ею на себя международных обязательств в сфере противодействия торговле людьми и рабству и определяет основные базовые принципы организации такого противодействия, в связи с чем его правомерно именовать базовым.

Так, данный законопроект:

1) устанавливает порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят отдельные направления противодействия торговле людьми, а также общественных объединений и организаций, прежде всего НПО, занимающихся противодействием торговле людьми;

Информация о работе Торговля людьми в Российской Федерации