Особенности внешней торговли Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявление особенностей внешней торговли Российской Федерации. Целью работы определены следующие задачи:
1. Выявить особенности внешнеэкономической деятельности в мировом масштабе.
2. Изучить способы регулирования внешнеэкономической деятельности.
3. Отметить особенности внешней торговли РФ на основе анализа структуры экспорта и импорта
4. Провести анализ условий торговли РФ.
5. Определить степень открытости экономики России.
6. Выявить влияние вступления России в ВТО на степень открытости её экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Влияние внешней торговли на развитие стран мира 5
1.1. Характерные черты внешней торговли стран мира 5
1.2. Механизмы регулирования внешней торговли 9
Глава 2. Выявление основных аспектов внешней торговли РФ 15
2.1. Особенности внешней торговли РФ на основе анализа структуры экспорта и импорта 15
2.2. Анализ условий торговли РФ 20
Глава 3. Влияние степени открытости экономики на внешнюю торговлю РФ…………………………………………………………………………………24
3.1. Анализ степени открытости экономики РФ. 24
3.2. Вступление России в ВТО, как фактор, влияющий на степень открытости экономики России 29
Заключение 39
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности внешней торговли РФ.doc

— 962.00 Кб (Скачать файл)

Государственное казённое образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии


Кафедра международных экономических отношений

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

на тему «Особенности внешней торговли Российской Федерации»

 

 

Выполнила студентка

2-го курса очной

формы обучения факультета

таможенного дела

группа 2112

Подпись

 

Научный руководитель:

 

Доцент кафедры международных  экономических отношений

Подпись

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Влияние внешней торговли на развитие стран мира 5

1.1. Характерные черты внешней торговли стран мира 5

1.2. Механизмы регулирования внешней торговли 9

Глава 2. Выявление основных аспектов внешней торговли РФ 15

2.1. Особенности внешней торговли РФ на основе анализа структуры экспорта и импорта 15

2.2. Анализ условий торговли РФ 20

Глава 3. Влияние степени открытости экономики на внешнюю торговлю РФ…………………………………………………………………………………24

3.1. Анализ степени открытости  экономики РФ. 24

3.2. Вступление России в ВТО, как фактор, влияющий на степень открытости экономики России 29 
Заключение 39

Список использованных источников  42

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время Россия является крупнейшей страной мира, обладающей высоким экономическим потенциалом. Обусловлено это тем, что РФ обладает огромным запасом минерально-сырьевых ресурсов, грамотное распоряжение которыми позволило бы ей выйти на ведущие позиции в мировой экономике. 

На основании вышесказанного стоит отметить, что актуальность данной темы состоит в том, что внешняя торговля Российской Федерации определяет развитие страны на современном этапе.  
 Предмет исследования – особенности внешней торговли РФ.

Объектом исследования является современное состояние внешней торговли Российской Федерации.

Цель данной работы – выявление особенностей внешней торговли Российской Федерации. Целью работы определены следующие задачи: 
 1. Выявить особенности внешнеэкономической деятельности в мировом масштабе.

2. Изучить способы регулирования внешнеэкономической деятельности.

3.  Отметить особенности внешней торговли РФ на основе анализа структуры экспорта и импорта

4. Провести анализ условий торговли РФ.

5. Определить степень открытости экономики России. 
 6. Выявить влияние вступления России в ВТО на степень открытости её экономики.

Представленная работа состоит из теоретической части, в которой отражены основные особенности развития внешней торговли стран мира. Практическая часть состоит из данных, характеризующих, условия торговли, степень открытости экономики РФ, а также её влияние на внешнюю торговлю страны.

В работе приведены числовые данные, касающиеся экспорта и импорта страны, а также иные показатели, характеризующие внешнюю торговлю РФ. Данные цифры заимствованы из официальных источников, опубликованных в периодической печати, а также сети Интернет.

 

Глава 1. Влияние внешней торговли на развитие стран мира.

    1. Характерные черты внешней торговли стран мира

Внешняя торговля представляет собой сложнейшую систему взаимодействий страны с иностранными государствами по поводу перемещения различных товаров и услуг через национальные границы.  
 Внешняя торговля является мощным фактором экономического роста; в условиях глобализации увеличивается взаимозависимость национальных экономик. 1Какие возможности открываются перед странами, участвующими во внешней торговле? Кратко ответ представить можно списком, предложенным ниже:  
 1) государство, участвующее во внешней торговле, будет получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом;

2) внешняя торговля позволяет  насытить внутренний рынок недостающими  товарами и услугами;

3) посредством внешней  торговли государство может преодолеть  ограниченность национальных ресурсов;  
 4) ещё одним плюсом мировой торговли является повышение производительности труда посредством специализации на производстве и поставке на мировой рынок определённого товара или услуги.

Таким образом, любое государство, так или иначе, заинтересованно в развитии внешней торговли со странами мира. По определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».2

 Современной внешней  торговле в масштабах всей  планеты присущ ряд взаимосвязанных  характерных черт:

1) Темпы роста мировой  торговли значительно опережают  темпы роста мирового производства (приблизительно в 1,5-3 раза, согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли.). Обусловлено это интернационализацией хозяйства, а также значительной торговой цепочкой, заключающейся как в перепродаже различных товаров, так и в торговле многочисленными услугами;

2) Торговля услугами на  порядок выше торговли физическими  товарами, объясняется это тем, что закономерностью общественного развития с середины ХХ века является опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии. Услуги не подлежат таможенному контролю, могут принимать вещественные формы (компьютерные программы, видеоматериалы), быть капиталоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности. Многие товары порождают услуги, примером может послужить компьютер, который без необходимых программ будет попросту бесполезен. Помимо этого, к причинам роста торговли услугами можно отнести и рост благосостояния населения земного шара, следствием чего является то, что люди, не ограничиваются покупкой товаров первой необходимости;

3) Наиболее высокими темпами  в структуре мировой торговли растёт сектор, производящий различные детали, узлы, полуфабрикаты и т.д. Несомненно, это связано с развитием международного разделения труда, а, следовательно, специализацией стран мира на производстве тех или иных товаров. Здесь же стоит отметить снижение темпов роста торговли сырьём и топливом, что обусловлено выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки. Благодаря научно-техническому прогрессу, из единицы сырья можно произвести всё больше готовой продукции, как следствие, рост выхода продукции в стоимостном выражении из единицы сырья; 
 4) Ещё одной важной чертой является постоянное увеличение и усложнение товарной номенклатуры. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов. Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет, поэтому для максимизации прибыли от продажи произведённой продукции, каждым производителем принимаются решения о снятии с производства устаревших товаров, модификации изготовляемых товаров, разработке новых видов продукции.

5) Характерный рост числа  создаваемых консорциумов (временных  объединений компаний) с целью исполнения поставок. Примером тому может послужить создание крупных автомобильных концернов, как General Motors, Volkswagen и других;

6) Увеличение объёмов  проставляемых постпродажных услуг, или возникновение так называемого  «шлейфа услуг». Например, продажа  какого-либо вооружения автоматически приводит к поставке боеприпасов к данному вооружению; 
 7) Высокая доля встречной торговли (20-40%). Встречная торговля есть не что иное, как различные внешнеторговые операции, при совершении которых в документах (соглашениях или контрактах) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. В последнем случае разница в стоимости покрывается денежными платежами. Обычно выделяют три вида сделок встречной торговли: а) бартерные сделки; б) торговые компенсационные сделки; в) промышленные компенсационные сделки.

8) Рост доли операций  на закрытых рынках, а вернее  операций внутри крупных транснациональных  корпораций (около 30-40% торговли не  выходят за пределы корпораций). Вообще, торговля наукоемкой и высокотехнологичной продукцией осуществляется преимущественно между промышленно развитыми странами, а значительная доля товарных потоков является внутрифирменной торговлей между дочерними компаниями транснациональных корпораций, которым фактически удобнее обеспечивать себя всем необходимым самостоятельно; 3

9) Постоянное снижение  протекционистских барьеров, что  обусловлено разделением труда  между странами, а также объединения  в различного рода союзы. Экономика  стран мира становится всё более и более открытой для внешней торговли, не превышая, однако допустимых значений открытости.

10) Использование в политических  целях «торговых войн», путём  объявления различных ультиматумов, отказов от поставок и т.д. Как  известно, политика есть выражение экономики, из чего можно сделать вывод, что различные страны мира для защиты своих экономических интересов идут на различные политические и экономически уловки. Подтверждением вышесказанному может послужить очередная «торговая война» между КНР и США, заключающаяся в том, что Америка подала иск в суд ВТО с требованием к Китаю ослабить ограничения на экспорт редкоземельных металлов.

11) Высокая доля теневых  операций. Для данного пункта  характерно то, что он будет  существовать до тех пор, пока  ведение экономической деятельности в обход законов будет кому-нибудь выгодно.

12) Рост значения международного  рынка объектов интеллектуальной  собственности. Научные ресурсы страны определяют ее место в международном разделении труда, состояние ее национальной экономики. Причинами быстрого развития мирового рынка технологий является неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, уровня затрат на НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы), необходимость решения экономических и научно-технических проблем.

Мировой рынок технологий способствует интеллектуализации мировой экономики. Главным субъектом этого рынка являются крупнейшие транснациональные корпорации, сосредоточившие в своих руках научные исследования. Более 2/3 международного технологического обмена — внутрифирменный трансферт технологий. Экономический и научно-технический разрыв между группами стран привел к многоступенчатой структуре рынка технологий: прогрессивные высокие технологии обращаются между промышленно-развитыми странами, традиционные и морально устаревшие — между развивающимися странами, поскольку высокие технологии плохо приспособлены к возможностям этих стран.

 

1.2. Механизмы регулирования  внешней торговли

Для любой экономики, в зависимости от поставленных целей, существуют различные методы государственного регулирования, посредством которых можно проводить как политику протекционизма, так и политику свободной торговли. Необходимость рассмотрения данной темы в работе обусловлена последующей оценкой степени открытости экономики РФ по показателю высоты торговых барьеров страны.

Методы государственного регулирования экономики, по характеру применяемых мер, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Для начала рассмотрим таможенно-тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Под таможенно-тарифным регулированием обычно понимается систематизация внешней торговли товарами, осуществляемая путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенный тариф является наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли, действующим через механизм ценообразования. 
 К основным задачам таможенно-тарифного регулирования можно отнести следующие положения:  
 1. Рационализация структуры товаров, пересекающих границу страны; 
 2. Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства; 
 3. Создание благоприятной почвы для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления в стране; 
 4. Защита экономики от иностранной конкуренции. 
 Исходя из вышеперечисленных задач, можно выделить основные функции таможенно-тарифного регулирования: протекционистская и фискальная. 
 Исходя из фискальной функции таможенно-тарифного регулирования, таможенный тариф можно определить как эффективное средство пополнения государственного бюджета. Протекционистскую функцию таможенного тарифа можно определить как способ защиты национальных товаропроизводителей - влияя на внутренние цены, таможенный тариф до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Из-за удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары, национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Информация о работе Особенности внешней торговли Российской Федерации