Террористический акт: правовой анализ. Отграничение от смежных составов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении положений уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение террористического акта.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть историю терроризма, проследить формирование законодательных основ террористической деятельности.
2. Проанализировать теоретические аспекты террористического акта (уголовно-правовую характеристику состава).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 История терроризма и правовые основы террористической деятельности…………………………………………………………………….6
1.1 Историко-правовое развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России……………………………………....6
1.2 Отдельные вопросы законодательного регулирования борьбы с терроризмом в зарубежных странах……………………………………….15
1.3 Правовые основы борьбы с международным терроризмом………….21
ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика террористического акта…..26
1.1 Характеристика объективных признаков террористического акта….26
1.2 Характеристика субъективных признаков террористического акта…32
ГЛАВА 3 Квалифицирующиеи особо квалифицирующие признаки террористического акта (ст.205), отграничение террористического акта от смежных составов………………………………………………………………38
1.1 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки
террористического акта (ст.205)………………………………………………38
1.2 Отграничение террористического акта от смежных составов…………44
Заключение……………………………………………………………………..50
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

фирсова З.В. - копия.docx

— 118.07 Кб (Скачать файл)

 

Законодательства по борьбе с терроризмом имеются и на национальных и на международных уровнях. После терактов 11 сентября 2001 года многие страны обнаружили, что их законодательство или вовсе не содержит специального закона о борьбе с терроризмом, или законы эти не отвечают требованиям сегодняшнего дня. 

 В Европейском союзе  всего лишь несколько стран  имеют законы, карающие за терроризм.  По мнению специалистов, наилучший  закон о борьбе с терроризмом  имеет Великобритания, принятый  в 2000 году. В этом законе терроризм  определяется, как «угроза действием  с целью повлиять на решение  правительства, либо запугать  людей по политическим, религиозным  или идеологическим соображениям».  В числе действий, попадающих под закон о терроризме,-  «угроза жизни, серьезная угроза здоровью и безопасности населения, нанесение серьезного ущерба собственности».22

Несмотря на то, что терроризм  как международное явление сформировался  сравнительно недавно, мировое сообщество уже накопило большой опыт в сфере  законодательного обеспечения борьбы с ним.

Еще перед второй мировой  войной под эгидой Лиги Наций была разработана Конвенция о создании Международного суда  (1937 г.). По разным причинам договоренности не реализовывались, но были выработаны такие понятия, как  «международный терроризм», «механизм преследования террористов за пределами национальных границ», «выдача террористов». В Конвенции о предотвращении терроризма и наказания за террористические действия впервые было указано на необходимость сочетания международно-правовых норм и национального законодательства по борьбе с терроризмом. Главное внимание было обращено на защиту жизни глав государств и политических деятелей, оставляя без должного внимания защиту от терроризма населения в целом.

В 1971 году была заключена  первая региональная Конвенция 13-ти государств Америки о предупреждении и наказании  террористических актов. В настоящее  время имеется развитая, многосторонняя система сотрудничества государств по борьбе с терроризмом под эгидой ООН. Действует 11 Конвенций и протоколов о защите от терроризма на земле, в  воздухе и на море. В их числе  Токийская 1963г., Гаагская 1970г. и Монреальская 1971г.23 Конвенции направлены на борьбу с террористическими актами, посягающими на безопасность гражданской авиации. К ним примыкает Протокол «о борьбе с незаконными актами  насилия в международных аэропортах» 1988 г. Конвенция «о защите ядерных материалов» и Конвенция «о маркировке пластических взрывчатых веществ  в целях их обнаружения» 1991 г. приняты в целях предупреждения террористических актов, совершаемых с использованием этих общественных средств. Римская конвенция 1982 г. направлена на защиту от незаконных акций, в том числе террористических, против морского судоходства.

 На европейском уровне  была подписана в 1977 г. и  вступила в силу в 1978 г. региональная  конвенция по борьбе с терроризмом.  Традиционным проявлением терроризма  мировое сообщество рассматривает  захват заложников формой терроризма, осуждение его и предлагает  международному сообществу принять  меры по борьбе с ним, в  том числе и посредством соответствующих  законов. Международному  сообществу принадлежит заслуга признания терроризма во всех случаях независимо от политических мотивов противозаконным действием. В Декларации о мерах  по пересечению международного терроризма, принятой на 49 сессии Генеральной Ассамблее ООН в 1994 г., было подчеркнуто, что «никакие идеологические, расовые, этнические, религиозные или любые другие соображения не могут быть использованы для оправдания преступных действий, направленных на создание атмосферы террора среди широких слоев населения». Особенно активизировалась международная законотворческая деятельность после терактов 11 сентября 2001 г. Сразу же 12 сентября, Советом Безопасности ООН была принята резолюция 1368.28 сентября 2001 г. Совет Безопасности принимает резолюцию 1373, фрагменты которого приводятся ниже: «Совет Безопасности, подтверждая свои резолюции 1269(1999) от 19 октября 1999 года и 1368(2001) от 12 сентября 2001года24, подтверждая также свое безоговорочное осуждение террористических нападений, которые были совершены 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне (округ КОЛУМБИЯ) и Пенсильвании, и, заявляя о своей решимости предотвращать все подобные акты, подтверждая далее, что  такие действия, как и любой акт международного терроризмаи безопасности, подтверждая необходимость бороться всеми средствами, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, с угрозами для международного мира и безопасности, создаваемыми террористическими актами, действуя на основании главы 7 Устава Организации Объединенных Наций.» Что касается совместных действий в борьбе с международным терроризмом стран СНГ, то в соответствии с решением совета глав государств СНГ от 25.01.2000. «О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ»  была разработана «Программа государств- участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями  экстремизма на период до 2003 года». Данная программа разработана в целях осуществления сотрудничества в вопросах предупреждения, выявления, пересечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах- участниках Содружества Независимых Государств. В Программе в частности говорится: Международный терроризм приобретает все более угрожающие масштабы, его проявления влекут массовые человеческие жертвы, приводят к разрушению материальных и духовных ценностей. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и народами. Транснациональный характер растущих угроз террористической деятельности и преступного экстремизма обязывает государства – участников СНГ консолидировать свои усилия в создании международной системы совместных мер борьбы с международным терроризмом. Настоящая программа имеет цель координировать усилия государств- участников СНГ, направленные на противодействия на противодействие терроризму и иным проявлениям экстремизма. Она разработана в развитие Межгосударственной программы государств Содружества Независимых Государств 25 января 2000 года. При этом сотрудничество государств- участников СНГ предусматривается осуществлять с соблюдением их национальных интересов и в формате заинтересованных государств».

В качестве первоочередных мероприятий, согласно Программе, значатся: « присоединение государств –  участников СНГ 2000 года к соответствующим  международным договорам,  направленным на борьбу с терроризмом. Создать Антитеррористический центр СНГ »25. Не остался в стороне от процессов законотворчества в области борьбы с терроризмом и Казахстан.

Казахстан подписал ряд международных  договоров в сфере борьбы с терроризмом, например, «Договор  между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон» (Ташкент, 21 апреля 2000 г. ).

Центральноазиатские государства в этом договоре наметили ряд мер, направленных на взаимодействие в борьбе с терроризмом: « Стороны будут принимать взаимосогласованные усилия по противодействию терроризму, экстремизму, действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя, либо нарушение территориальной целостности, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В документе направленном на борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом - « Шанхайской конвенции » от 15 июня 2001 года в статье определена сфера совместной деятельности сторон: « Центральные компетентные органы Сторон в соответствии с настоящей Конвенцией осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие ».

 Таким образом, можно  видеть, что мировое сообщество  уделяет огромное внимание обеспечению  законодательной базы борьбы  с терроризмом и экстремизмом. Так как терроризм приобрел  международный характер, то и  борьба должна с ним проводиться  на международном уровне - только  так можно устранить. На этом  пути имеются трудности, связанные,  прежде всего, со спецификой  национальных норм - поэтому стоит  задача определенной унификации  этих норм. Можно с удовлетворением  отметить, что подавляющее большинство  стран понимают это и идут  на сближение своих законодательств  в этой сфере, что, в сочетании  с иными формами  борьбы с терроризмом, способно снизить уровень этой всеобщей угрозы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика террористического  акта (ст. 205 УК РФ).

    1. Характеристика объективных признаков террористического акта.

Диспозиция данной нормы  формулируется следующим образом. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Объект преступления. В научной и учебной литературе стало обязательным выделение общего, родового, видового и непосредственного объекта. Традиционным в уголовно-правовой теории является определение общего объекта преступления как охраняемых уголовным законом общественных отношений, которым причиняется вред или создается угроза его причинения при совершении преступления.

Родовым объектом применительно к рассматриваемой теме, исходя из законодательной структуризации объектов преступлений (родовой, видовой объект), расположенных в соответствующих разделах, главах Особенной части УК РФ, родовым объектом террористического акта необходимо признавать совокупность общественных отношений, регламентирующих (регулирующих) общественную безопасность и общественный порядок.

Видовой объект - это общественные отношения, регулирующие общественную безопасность.

По мнению многих ученых, террористический акт относится  к числу многообъектовых преступлений. В частности, объектом террористического акта ими признается: общественная безопасность в определенном регионе, спокойствие граждан и стабильное функционирование органов власти и управления в регионе, а также жизнь и здоровье людей26; общественная безопасность, нормальное функционирование органов власти, а также жизнь и здоровье людей27; состояние защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц, организаций и материальных объектов от внутренних и внешних угроз28; общественная безопасность29. Как видно, в определении непосредственно объекта нет единого мнения.

Под основным непосредственным объектом преступления понимается то общественное отношение, на которое  посягает преступление, взятое под  охрану. Таким образом, непосредственным объектом террористического акта будет являться общественная безопасность в конкретном регионе, районе, местности.

Дополнительным объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие деятельность органов государственной власти, международных организаций, жизнь, здоровье, политические, имущественные интересы и т. п. В данном случае наличие дополнительного объекта повышает степень общественной опасности террористического акта.

В уголовном праве под  предметом преступления понимают физический предмет материального мира или  интеллектуальную ценность, на которые  оказывается непосредственное воздействие  при совершении преступления, с которым  связывает закон наличие уголовной  ответственности. Предметом преступления террористического акта могут быть и другие материальные блага (здания, сооружения, система водоснабжения, энергоснабжения, теплоснабжения).

Объективная сторона преступления представляет собой внешнее проявление преступного поведения. Обязательными признаками объективной стороны преступления являются: общественно опасное деяние, которое может быть выражено в форме действия и бездействия; общественно опасные последствия - это изменения во внешнем мире, которые указаны в уголовном законе в качестве криминообразующего признака преступления; причинная связь между общественно опасным деянием и наступившими общественно опасными последствиями.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в совершении активных действиях, признаки которых  закреплены в двух альтернативных формах:

а) в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями;

б) в угрозе совершения указанных действий в тех же целях.

В уголовном законе не дается исчерпывающего перечня способов совершения данного преступления. Законодатель альтернативно называет наиболее типичные способы, такие как взрыв и  поджог, а затем дает обобщенную характеристику - совершение иных действий, устрашающих население и создающих  опасность гибели человека, причинение значительногоимущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. Конструируя, таким образом, диспозицию уголовно-правовой нормы, законодатель «с одной стороны подчеркивает основное характерное свойство этих действий, их общеопасный характер, а с другой стороны указывает на обязательное свойство взрыва, поджога или иных подобных действий - их реальную способность повлечь указанные в законе последствия30».

Под взрывом понимается освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени, сопровождающееся сильным звуком, воспламеняющее что-нибудь вследствие мгновенного  химического разложения вещества и  образования сильно нагретого газа (плазмы) с очень высоким давлением, который при расширении оказывает  механическое воздействие (разрушение) на окружающие тела31.

Информация о работе Террористический акт: правовой анализ. Отграничение от смежных составов