Система судебной защиты прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Органы, отправляющие правосудие, – третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан и государственности в целом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
1. Понятие судебной системы……………………………………………7
2. Судебная система РФ …………………………………………………9
2.1. Конституционный суд ………………………………………………9
2.2. Суды общей юрисдикции …………………………………………11
2.3. Арбитражные суды РФ ……………………………………………13
2.4. Мировые судьи …………………………………………………….18
2.5. Судейское сообщество …………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………23
Список использованной литературы ………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение..docx

— 49.36 Кб (Скачать файл)

Постановления Конституционного суда обжалованию не подлежат. Признавая  ту или иную норму права неконституционной  Конституционный суд, в сущности, ее отменяет, и это его решение  имеет большую юридическую силу, чем закон, признанный неконституционным.  
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.  
Конституционный суд РФ и конституционные суды субъектов (там, где они созданы) не образуют единую систему. Конституционный суд РФ не контролирует законодательство субъектов РФ, относящееся к их исключительному ведению. Конституционные суды субъектов РФ проверяют конституционность законов только этих субъектов.  
 
         2.2. Суды общей юрисдикции 

Суды общей юрисдикции рассматривают дела трех категорий: уголовные (дела о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в УК РФ); гражданские (дела об имущественных и неимущественных спорах, вытекающих из гражданско-правовых, семейных и иных отношений, а также об установлении наиболее значимых юридических фактов и состояний); дела о некоторых административных правонарушениях. 

Система судов общей юрисдикции - единая система, состоящая из звеньев  и инстанций. Звено судебной системы - определенное законом положение  суда и системе судов с учетом его компетенции (подсудности и  т.п.). Инстанция - это элемент и системе стадий судопроизводства. Различаются суды первой, кассационной (апелляционной) и надзорной инстанций (например, областной суд является вторым звеном в судебной системе, но может действовать как суд первой, кассационной и надзорной инстанции). Высшим судебным органом по гражданским уголовным, административным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции, является Верховный суд РФ. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные Суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных Законом, - также и в качестве суда первой инстанции (дела об особо тяжких преступлениях, а также в отношении отдельных категорий лиц - депутатов, судей и др.). Верховный суд РФ - вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов и флотов. Верховный суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. 

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам; являются вышестоящими судебными инстанциями но отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. 

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает  дела в качестве суда первой и второй инстанции. Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией, но отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Полномочия, порядок образования и деятельности судов всех звеньев устанавливаются федеральными конституционными законами. 

Военные суды относятся к  судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.  
В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, но вновь открывшимся и новым обстоятельствам. 

Военным судам, дислоцирующимся  за пределами РФ, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, другими гражданами РФ, если преступление совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом «О военных судах РФ» (1999). Военные суды не привязаны к системе военных формирований, что обеспечивает их независимость от военного командования. Гарнизонные военные суды приравнены по компетенции к районному, а окружные (флотские) - к краевому, областному судам. 

 

2. 3. Арбитражные суды РФ 

Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Под «экономическими» понимаются имущественные споры, возникающие из гражданских, земельных, административных, финансовых и иных правоотношений. К числу других относятся разнохарактерные дела, участниками которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели в связи с осуществляемой ими предпринимательской и иной экономической деятельностью. 

Систему арбитражных судов  образуют четыре звена: Высший арбитражный суд РФ; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области автономных округах.  
Высший арбитражный суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, осуществляет надзорные функции, формирует судебную практику. Его возглавляет председатель. В структуру суда входят: пленум; президиум; судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и споров, возникающих из административных правоотношений, в которых образованы судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении отдельных категорий дел. Пленум решает важнейшие вопросы организации и деятельности системы арбитражных судов (дает разъяснения по вопросам судебной практики, выступает с законодательной инициативой, утверждает регламент арбитражных судов, решает вопросы создания в структуре судебных коллегий и др.). Президиум - председатель, заместитель председателя и председатели судебных составов - созывается по мере необходимости. Его основной функцией является пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов. В судебных коллегиях Высшего арбитражного суда РФ рассматриваются и разрешаются по первой инстанций дела, отнесённые законом к его подсудности. В судебной коллегии по рассмотрению возникающих из гражданских и иных правоотношений, разрешаются экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной думы Федерального собрания, Правительства РФ, затрагивающих права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляется в судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, анализируют судебную статистику и др. 

Федеральный арбитражный  суд округа. Федеральные арбитражные  суды округов действуют в 10 судебных округах, созданных на территории РФ вне границ национального и административно-территориального устройства государства, и осуществляют пересмотр вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке. В структуру арбитражного кассационного суда входят: президиум; судебные коллегии, а в коллегиях - судебные составы. 

Следующее звено системы  арбитражных судов образуют арбитражные апелляционные суды - по два в каждом судебном округе (к 2006 г. - 20 арбитражных апелляционных судов). Основной их задачей является проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных решений и определений арбитражных судов субъектов РФ. К компетенции президиума суда отнесены оргвопросы, а рассмотрением дел в апелляционном порядке занимаются судебные коллегии.  
Низшее звено системы арбитражных судов это суды субъектов РФ, в компетенцию которых входит рассмотрение и разрешение по первой инстанции дел, отнесённых к подведомственности арбитражных судов (кроме дел, подсудных Высшему арбитражному суду РФ). Законом допускается создание на территории нескольких субъектов РФ одного арбитражного суда (например, Арбитражный суд г. С.-Петербург и Ленинградской области), а также нескольких арбитражных судов на территории одного субъекта РФ. Основной единицей структуры арбитражных судов субъектов РФ являются судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении по первой инстанции (по существу) отдельной категорий дел. Создание судебных коллегий возможно по решению президиума арбитражного суда субъекта РФ, если в этом существует необходимость. Организационное руководство арбитражного суда субъекта РФ осуществляет его президиум. 

Хотя законом не предусмотрено  образование арбитражных судов  на районном и городском уровне, в целях приближения правосудия к месту нахождения (жительства) участвующих в деле лиц, находящихся в отдалённых местностях, могут создаваться постоянные судебные присутствия судов субъектов РФ, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. 

Круг дел, подлежащих рассмотрению в арбитражных судах, строго определён в Арбитражном процессуальном кодексе РФ:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) об оспаривании ненормативных  правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) об административных  правонарушениях; 

4) о взыскании с организаций  и граждан, осуществляющих предпринимательскую  и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций. 

В компетенцию арбитражных  судов входит также рассмотрение дел:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в  сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности;

2) о признании и приведении  в исполнение решений иностранных  судов и иностранных арбитражных  решений. 

К подведомственности арбитражных  судов отнесены дела с участием граждан, которые не имеют статуса индивидуального  предпринимателя, но чьи права и  законные интересы в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, наряду с юридическими ли-цами, индивидуальными предпринимателями и иными организациями, нуждаются в судебной защите:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе  в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой  репутации в сфере экономической  деятельности.  
В зарубежных системах права органами арбитража являются третейские суды, т.е. суды, назначаемые самими сторонами для разрешения возникающих между ними споров. Арбитражные суды как органы экономической (хозяйственной) юрисдикции действуют лишь в РФ и в некоторых государствах бывших СССР (например, в Украине). Отправлением правосудия в сфере экономической деятельности в большинстве государств, как правило, занимаются специализированные суды (например, в Норвегии, Франции, Великобритании, США, Швейцарии), либо системы специализированных судов (например, в ФРГ, Испании, Финляндии). Причем, в ряде государств специализированные суды (система судов) созданы для рассмотрения всех коммерческих споров (например, торговые суды Швейцарии), а в других - для рассмотрения и разрешения лишь отдельных категорий дел (например, в ФРГ, Норвегии, США).  
 

2.4. Мировые судьи 

Должность мирового судьи  в ее современном понимании впервые  возникла в Англии еще в XIV веке как  единоличная судебная власть, призванная охранять и поддерживать социальный мир. Рассматривая мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи обязаны были, прежде всего, стремиться к примирению сторон. Отсюда возникло и название этих судов - мировые.  
         Введение института мировых судей — один из важнейших этапов проводимой в Российской Федерации судебной реформы. В соответствии с Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ установлена 6451 должность мировых судей.  
Главной целью создания мировой юстиции является облегчение для граждан доступа к правосудию, максимальное приближение суда к населению.  
Важным аспектом, определяющим реализацию принципа максимальной доступности правосудия для граждан, является статус мировых судей как судей общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. То обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ полномочия по подбору и назначению мировых судей и работников их аппаратов, определению границ судебных участков и места расположения мировых судов принадлежат органам государственной власти субъектов Российской Федерации, делает систему мировой юстиции значительно более гибкой и мобильной по сравнению с федеральными районными судами. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок до 5-ти правом переизбрания (повторного назначения). Субъект Российской Федерации в лице органа законодательной власти по согласованию с судебным ведомством может сократить или упразднить должности мировых судей не только на территории отдельных районов, но и во всем регионе.  
Специфика института мировых судей состоит в том, что эти судьи осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда. 

Районные суды всегда располагаются  в административном центре, а это  в регионах часто порождает неудобства, а иногда и физическую невозможность  для граждан обратиться в суд. Другими словами, могут иметь  место случаи, когда физическая, моральная и материальная нагрузка на гражданина при обращении в  суд оказывается дороже иска, который  он собирается заявить. Система судоустройства мировой юстиции позволяет в необходимых случаях определять место расположения мирового судьи в наиболее удобном и доступном для гражданина месте судебного участка.  
Основным полномочием мирового судьи является разбирательство уголовных и гражданских дел, и об административных правонарушениях. Он рассматривает все дела единолично. 

Одновременно мировые  судьи наделяются полномочиями, свойственными для всех иных представителей судебной власти. К этим полномочиям, в частности, относятся: 

• осуществление правосудия; 

• контроль за законностью  и обоснованностью решений и  действий;  
органов местного самоуправления, должностных лиц; 

• обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений; 

• дача разъяснений по вопросам судебной практики; 

• участие в формировании органов судейского сообщества.  
         Большая часть вопросов организации мировых судов и полномочий регламентируется федеральными законами. 

Свои решения при осуществлении  правосудия мировые судьи выносят  именем Российской Федерации, и они  имеют так же, как и акты федеральных  судов, общеобязательное значение. Это  означает, что принцип признания  обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу, в полной мере распространен и на мировых судей. 

Важнейшим фактором эффективного функционирования такого звена судебной власти, как мировые суды, является распространение на их деятельность принципа самостоятельности судов и независимости судей.  
Смысл этого принципа правосудия состоит в обеспечении таких условий, которые создавали бы реальную возможность принимать судейские решения только на основе закона и исключали бы какое-либо постороннее вмешательство, давление и иное воздействие, оказываемое на судей. Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 120), Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ст. 1), а также в Законе о мировых судьях в Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ.  
Мировые судьи могут по первой инстанции единолично рассматривать: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы, дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; иные, возникающие из семейно-правовых отношении, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении ребенка; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе, дела об определении порядка пользования земельными участками, и недвижимым имуществом, дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи в соответствии с КоАП. 

Информация о работе Система судебной защиты прав человека