Система органов дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 09:36, реферат

Краткое описание

С учетом характера совершаемых преступлений, места и времени, а также субъектов преступной деятельности дознание в уголовном судопроизводстве рассредоточено по различным органам государственного управления. В соответствии с ныне действующим законодательством ( ст. 40 УПК РФ) к числу органов дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности
2) органы Федеральной службы судебных приставов

Вложенные файлы: 1 файл

дознание!!!.docx

— 36.65 Кб (Скачать файл)

Система органов дознания.

      С учетом характера совершаемых  преступлений, места и времени,  а  также субъектов преступной  деятельности дознание в  уголовном  судопроизводстве рассредоточено  по  различным  органам  государственного  управления.   В соответствии  с  ныне  действующим  законодательством  ( ст. 40 УПК РФ)  к  числу  органов дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской  Федерации и входящие в их  состав территориальные, в том  числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также  иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с  федеральным законом полномочиями  по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности;

2) органы Федеральной службы  судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений  или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного  надзора федеральной противопожарной  службы.

      Процессуальная деятельность  органа  дознания  основана  на  уголовно-

  процессуальном  законодательстве и производна от основной функции данного органа.  Тем  не  менее,  для   одних   органов   производство дознания непосредственно вытекает из их основных функций, составляет их постоянную обязанность, а для других - носит эпизодический  характер.  Так,  полиция вправе возбуждать уголовное дело по любому преступлению. В то  время  как деятельность остальных органов дознания Закон ограничивает  по  различным основаниям:

       -    по  составам  преступлений  (например,  органы  государственного

  пожарного  надзора вправе производить дознание  лишь по делам о пожарах  и о нарушении правил пожарной безопасности.);

        - субъектами  преступлений  (например,  командиры воинских  частей,

  соединений,  военных  учреждений  проводят  дознание  по  делам  о   всех

  преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и т. д.);

      Анализируя статью 40 УПК, можно выявить, что  уголовно-процессуальный закон в одних случаях при определении круга органов дознания  относит  к ним руководителей отдельных учреждений (начальников,  командиров),  а в других  -  государственные органы  (полиция,  государственный  пожарный надзор и т.д.) без указания,  какие должностные лица должны вести дознание.

       Закон  различает  понятие   и  компетенцию  органа  дознания  и  лица, производящего дознание.

      Орган  дознания  представляет   его   руководитель,   который   вправе

  производить  дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия, принимая  по  ним  любые, предусмотренные  законом  решения.  В  этих  случаях  он  руководствуется процессуальными нормами, адресованными как органу дознания, так  и  лицу, производящему дознание. В тоже время орган дознания в лице его начальника вправе поручить производство дознания по уголовному делу  уполномоченному должностному лицу - лицу, производящему  дознание.  Стоит  отметить,  что именно с этого момента данное лицо приобретает предусмотренные  уголовно - процессуальным  законом процессуальные  права и   обязанности.   Будучи самостоятельным субъектом процесса,   оно   тщательно   исследует   все обстоятельства дела и, как и суд, прокурор, следователь, на основе  ч.  1 ст. 71 УПК оценивает  доказательства  по  своему  внутреннему  убеждению, основанному  на  всестроннем,  полном  и объективном рассмотрении  всех обстоятельств  дела  в  их   совокупности,   руководствуясь   законом   и правосознанием. Лицо, производящее  дознание,  несет  ответственность  за законность и обоснованность своих  действий.  Однако  его  процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это  проявляется  во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором.     Если следователь все решения принимает самостоятельно,  кроме  случаев,  когда

  требуется  санкция прокурора  или   решение  суда,  то  лицо,  производящее

  дознание, многие решения принимает с  согласия начальника органа дознания,

  который  при поручении расследования преступления  должностному  лицу,

  начальник  органа дознания сохраняет за  собой  право  контролировать  его

  процессуальную  деятельность и так же как и должностное лицо в полной мере

  несет   ответственность  за  решение   процессуальных   задач,   касающихся

  раскрытия   преступления,  изобличения  виновных,  обеспечения  возмещения

  причененного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за

  качество  и сроки проведения дознаня. или по его поручению.

      Необходимо отметить, что в соответствии  с нормами УПК  РСФСР   наиболее

  важные  решения по делу принимает  именно  орган  дознания№.  Только  орган

  дознания  вправе возбудить уголовное дело  или отказать в  его  возбуждении

  (ст.  112-114  УПК),   задержать   лицо,   подозреваемое   в   совершении

  преступления (ст. 122 УПК), приостановить или прекратить  производство  по

  делу (ст. 124 УПК). В круг его обязанностей  входит  выявление  причин  и

  условий   совершения  преступлений  и   принятие  необходимых  мер   к   их

  устранению (ст. 21, 21 ч. 1 УПК). Практически это   означает,  что  данные

  решения   принимаются  от  имени  начальника  органа  дознания   либо   им

  утверждаются.

 

                        

 

    II. Виды дознания.

 

      Дознание  как  вид  процессуальной   деятельности   по   расследованию

  преступления  осуществляется только по возбужденному  делу и  по  правилам,

  установленным  уголовно-процессуальным законом.  Следует иметь в виду,  что

  деятельность  органов  дознания  подразделяется   уголовно-процессуальным

  законом  на два вида (ст. 118 УПК), а именно:

1. Дознание  по делам, по  которым  производство  предварительного  следствия

  обязательно (вспомогательная деятельность по отношению к предварительному

  следствию,  производимая в порядке, предусмотренном ст. 119 УПК).

2. Дознание  по делам, по которым производство  предварительного следствия   не

  обязательно (самостоятельная деятельность в порядке, предусмотренном  ст.

  120 УПК  и ст. 414-416 УПК - протокольная  форма   до  судебной  подготовки

  материалов).

 

 

 

                      1) Дознание по делам, по которым

                   предварительное следствие обязательно.

 

      В соответствии с ч. 1 ст. 119 УПК  при наличии признаков  преступления,

  по  которому производство предварительного  следствия обязательно,  орган

  дознания  возбуждает уголовное дело и,  руководствуясь правилами  уголовно-

  процессуального  закона, производит неотложные  следственные  действия  по

  установлению  и закреплению следов  преступления.  Статья  119  относит  к

  числу   следственных  действий,  которые   в  качестве   неотложных   может

  производить  орган дознания, осмотр, обыск,  выемку,  освидетельствование,

  задержание  и допрос подозреваемых, допрос  потерпевших и свидетелей.

      Законом СССР от 12 июня 1990г. «О  внесении изменений  и  дополнений  в

  ст. 29 Основ» перечень  неотложных  следственных  действий,  производимых

  органом   дознания  по  делам,  по   которым   предварительное   следствие

  обязательно,  дополнен  прослушиванием  телефонных  и иных  переговоров,

  наложением  ареста на  имущество  и   в  случае  необходимости   назначением

  экспертизы.

      К  неотложным  следственным  действиям  относятся  такие   действия  по

  обнаружению  и закреплению доказательств,  которые совершаются  по  горячим

  следам, то есть незамедлительно, так  как промедление с  их  производством

  может  повлечь исчезновение, порчу, утрату,  фальсификацию  доказательств.

  Перечень  следственных   действий,   которые   органы   дознания   вправе

  производить   в   качестве   неотложных,   является    исчерпывающим    и

  расширительному  толкованию не подлежит. Это означает, что  по  делам,  по

  которым предварительное следствие обязательно, органы дознания не  вправе

  производить  другие следственные действия.

      Практика  органов  предварительного  расследования   показывает,   что

  законодательство,  регламентирующее  полномочия   органов   дознания   по

  производству    неотложных    следственных    действий,    нуждается    в

  совершенствовании.  В законе  следовало бы  закрепить общее   правило,

  согласно  которому органам дознания предоставлялось бы  право производить

  следственные  действия по установлению и  закреплению следов  преступления,

  которые окажутся неотложными в конкретном деле, так  как  нельзя  заранее

  определить, какое действие явится  неотложным  в  том  или  ином  случае.

  Разумеется, речь идет о тех следственных  действиях, которые направлены  на

  отыскание,  собирание, закрепление доказательств  по горячим следам.

      В  целях  обеспечения   прокурорского  надзора  за  законностью   орган

  дознания   обязан   немедленно   уведомить   прокурора   об   обнаружении

  преступления  и начатом дознании (ч. 2 ст. 119 УПК). В соответствии со ст.

  121 УПК  дознание в этой форм должно  быть  закончено  не  позднее   десяти

  суток   со  дня  возбуждения  уголовного  дела.  Продлению  этот  срок  не

  подлежит. Прокурор может дать указание  о направлении дела  следователю   и

  до  истечения  десятидневного  срока.  Если   орган   дознания   выполнит

  неотложные  следственные действия ранее  этого срока, он обязан  немедленно

  направить  дело следователю, не ожидая  указания  прокурора  или   истечения

  десятидневного  срока.

      После того как дело передано  следователю, орган дознания  действует  в

  зависимости  от результата проведенного дознания.  Если  в  ходе  дознания

  было  обнаружено лицо,  совершившее   преступление,  орган  дознания  может

  производить   розыскные  или  следственные  действия  по  делу  только  по

  поручению   следователя.  Если  лицо,  совершившее   преступление,  в  ходе

  дознания  установить не представилось  возможным, орган  дознания  и  после

  передачи  дела   следователю   обязан   продолжать   оперативно-розыскные

  мероприятия  для установления преступника,  уведомляя  следователя  об  их

  результатах (ч. 4 ст. 119 УПК). Следственные же действия  орган дознания

  может  производить во всех случаях  только по поручению следователя.

      Анализ  закона,  регламентирующего   дознание  по  делам,  по   которым

  предварительное   следствие  обязательно,  позволяет   прийти  к  выводу  о

  факультативном  характере этой формы дознания.  По  данной  категории дел

  орган  дознания лишь в тех случаях  возбуждает уголовное дело и   производит

  дознание, когда преступление обнаруживается  в ходе его деятельности и   по

  нему  требуется производство неотложных  следственных действий  по  горячим

  следам, а следователь по  объективным   причинам  не  может  приступить  к

  расследованию  дела с самого начала.  Если  же  следователь  сам  возбудил

  уголовное  дело и приступил к расследованию,  дознание  по  этому  делу  не

  производится, а орган дознания может выполнять  лишь поручения и  указания

  следователя  о производстве оперативно-розыскных  и  следственных  действий

  (ч. 4 ст. 119 УПК;  ч.  3  и 4  ст.  7  Закона  об  оперативно-розыскной

Информация о работе Система органов дознания