Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 08:32, контрольная работа
Цель работы – расширить представление о прокурорском надзоре: дать понятие и рассмотреть виды, рассмотреть участие в рассмотрение судебных дел.
Задачи работы – раскрыть сущность прокурорского надзора, понятие, признаки и значение прокурорского надзора, роль, значение, задачи и проблемы при участии прокуроров в рассмотрении дел судами.
Введение 1
1. Прокурорский надзор . 3
1.1. Сущность прокурорского надзора. 3
1.2. Понятие, признаки и значение прокурорского надзора. 7
2. Роль, значение, задачи и проблемы при участии прокуроров в рассмотрении дел судами 13
Заключение 16
Список нормативных и правовых актов. 18
Список использованной литературы. 18
В-третьих, государственные
контролирующие органы оценивают организацию
и деятельность подконтрольных структур
не только с точки зрения законности,
но и с позиции эффективности
и целесообразности. Прокурорский надзор
всегда направлен только на проверку
соблюдения законности и носит правовой
характер. Реализуя свои полномочия, прокурор
не вправе вмешиваться в оперативно-
Разделение
прокурорского надзора и
– контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 20);
– прокурорский надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры (ст. 21).6
2. Прокурорский надзор имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, которые урегулированы нормами права. Прокурорский надзор распространяется на деятельность как правоохранительных и контролирующих органов и их должностных лиц, так и подконтрольных структур и их должностных лиц.
Говоря о
всеобъемлющем надзоре
3. Прокурорский надзор осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права. В связи с этим необходимо отметить, что полномочия прокуроров по осуществлению надзора закреплены не только в Законе о прокуратуре, но и в нормах других федеральных законов, а также приказах, указаниях и распоряжениях Генерального прокурора РФ.
Например, в приказе Генерального прокурора от 30.05.1996 № 30 «Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорам, осуществляющим надзор по данному направлению, предписывается в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций; в случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, предъявлять и поддерживать в суде иски в интересах пострадавших; обеспечивать профилактическую направленность прокурорского надзора и т. д.
4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением федеральных конституционных и федеральных законов. На прокуратуру также возлагается обязанность осуществлять надзор за исполнением вступивших в законную силу международных договоров РФ и правил применения на территории России норм международного права в случаях, указанных в законе. Эта обязанность прокуратуры вытекает непосредственно из ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ.7
Вопрос о том, должна ли осуществлять прокуратура надзор за исполнением ведомственных нормативно-правовых актов, решается неоднозначно. Вместе с тем нельзя не отметить, что, например, в ч. 4 ст. 353 ТК содержится положение, в соответствии с которым государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Отсюда следует, что правильность и точность исполнения нормативных правовых актов ведомственного характера, которые приняты в развитие федерального законодательства, прокурор должен проверить.
5. Цель деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации заключается в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, а также создании правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества и государства.8
На основании перечисленных признаков можно сформулировать определение прокурорского надзора.
Прокурорский надзор – это урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами и учреждениями прокуратуры, направленный на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства.
В связи с тем, что прокурорский надзор охватывает достаточно широкую сферу общественных отношений, урегулированных нормами права, он неоднороден по своему характеру и подразделяется на отдельные отрасли, которые нормативно закреплены в Законе о прокуратуре. Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:
– соблюдение Конституции и исполнение законов;
– соответствие законам издаваемых нормативных правовых актов;
– соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
– исполнение законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
– исполнение законов судебными приставами;
– исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Законодательное
закрепление отраслей прокурорского
надзора для практической деятельности
органов прокуратуры очень
Закон о прокуратуре определяет применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора его объекты, предмет и полномочия прокурора.
Согласно Конституции РФ прокуратура
составляет единую централизованную систему
с подчинением нижестоящих
Статья 1 Закона о прокуратуре устанавливает,
что задачей прокуратуры
Основа взаимоотношений между
прокуратурой и судом по гражданским
делам во всех современных правовых
системах составляет такое разграничение
компетенции, согласно которому прокуратура
осуществляет роль особого "пускового
механизма" правосудия, а участвующий
в деле прокурор является специальным
субъектом гражданских
Участвуя в гражданском
Таким образом, защита конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов граждан, общества и государства путем участия прокурора в гражданском процессе, является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры на современном этапе, которое обеспечивается путем предъявления заявлений в суд, непосредственного участия в разбирательстве дел, опротестования незаконных постановлений.
В целях успешного выполнения стоящих перед прокурором задач закон предоставляет ему необходимые полномочия. В концентрированной форме они изложены в ст. 35 Закона "О прокуратуре РФ", ГПК и приказах Генерального прокурора РФ.
В настоящее время наблюдается
две полярные тенденции по поводу
участия прокурора в
От правильного решения
Выступая на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры РФ, Президент РФ В. Путин в целом положительно оценил работу прокуроров, назвав ее полезной и продуктивной. «Она стала более открытой, более наступательной, и более эффективной», - сказал глава государства, подчеркнув, что прокуратура выполняет очень важную функцию по защите прав и интересов граждан9.
При определении значения института
участия прокурора в
Деятельность прокуратуры во всех направлениях носит отчетливо выраженный правоохранительный характер. Российская прокуратура – орган борьбы – орган борьбы с правонарушениями со специфическими методами реагирования на них:
а) предупреждение о необходимости нарушения закона;
б) принесение протеста;
в) вынесение постановления;
г) вынесение постановления
о возбуждении
д) возбуждение уголовного дела и уголовного лица, совершившего преступление.
Органы прокуратуры
Прокурор выполняет в судебных стадиях уголовного судопроизводства две важные функции. Во-первых, выступает в суде в качестве государственного обвинителя, во-вторых, осуществляет надзор за законностью и обоснованностью определений, постановлений, приговоров и решений судов.
В случае если судья принимает неправильное, с точки зрения прокурора, решение и тем самым создает угрозу достижению истины по делу, то государственный обвинитель делает заявление о выявлении нарушения, которое должно быть запротоколировано и принято к рассмотрению.
Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается от его положения в стадии предварительного расследования. В них прокурор утрачивает властно-распорядительные полномочия и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель – сторона в процессе. В целом, формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел включают следующее: