Прокурорский надзор .Роль,значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 08:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – расширить представление о прокурорском надзоре: дать понятие и рассмотреть виды, рассмотреть участие в рассмотрение судебных дел.
Задачи работы – раскрыть сущность прокурорского надзора, понятие, признаки и значение прокурорского надзора, роль, значение, задачи и проблемы при участии прокуроров в рассмотрении дел судами.

Содержание

Введение 1
1. Прокурорский надзор . 3
1.1. Сущность прокурорского надзора. 3
1.2. Понятие, признаки и значение прокурорского надзора. 7
2. Роль, значение, задачи и проблемы при участии прокуроров в рассмотрении дел судами 13
Заключение 16
Список нормативных и правовых актов. 18
Список использованной литературы. 18

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор . Роль, значение, задачи и проблемы при участии прокуроров в рассмотрении дел судами.docx

— 48.37 Кб (Скачать файл)

В-третьих, государственные  контролирующие органы оценивают организацию  и деятельность подконтрольных структур не только с точки зрения законности, но и с позиции эффективности  и целесообразности. Прокурорский надзор всегда направлен только на проверку соблюдения законности и носит правовой характер. Реализуя свои полномочия, прокурор не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную  деятельность поднадзорных объектов.

Разделение  прокурорского надзора и контрольных  функций федеральных органов  исполнительной власти нашло свое отражение  и в соответствующих нормативных  актах. Например, Закон об ОРД содержит в себе следующие положения:

– контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 20);

– прокурорский надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры (ст. 21).6

2. Прокурорский надзор имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, которые урегулированы нормами права. Прокурорский надзор распространяется на деятельность как правоохранительных и контролирующих органов и их должностных лиц, так и подконтрольных структур и их должностных лиц.

Говоря о  всеобъемлющем надзоре прокуратуры  за исполнением законов, возникает  следующий вопрос: осуществляет ли прокуратура надзор за исполнением законов гражданами? В отличие от Закона СССР от 30.11.1979 «О прокуратуре СССР» в ст. 1 Закона о прокуратуре граждане не названы в качестве объектов прокурорского надзора. Поэтому говорить о том, что в отношении граждан прокуратура осуществляет надзор за исполнением ими законов, нельзя.

3. Прокурорский надзор осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права. В связи с этим необходимо отметить, что полномочия прокуроров по осуществлению надзора закреплены не только в Законе о прокуратуре, но и в нормах других федеральных законов, а также приказах, указаниях и распоряжениях Генерального прокурора РФ.

Например, в  приказе Генерального прокурора  от 30.05.1996 № 30 «Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорам, осуществляющим надзор по данному направлению, предписывается в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций; в случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, предъявлять и поддерживать в суде иски в интересах пострадавших; обеспечивать профилактическую направленность прокурорского надзора и т. д.

4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением федеральных конституционных и федеральных законов. На прокуратуру также возлагается обязанность осуществлять надзор за исполнением вступивших в законную силу международных договоров РФ и правил применения на территории России норм международного права в случаях, указанных в законе. Эта обязанность прокуратуры вытекает непосредственно из ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ.7

Вопрос о  том, должна ли осуществлять прокуратура  надзор за исполнением ведомственных  нормативно-правовых актов, решается неоднозначно. Вместе с тем нельзя не отметить, что, например, в ч. 4 ст. 353 ТК содержится положение, в соответствии с которым государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Отсюда следует, что правильность и точность исполнения нормативных правовых актов ведомственного характера, которые приняты в развитие федерального законодательства, прокурор должен проверить.

5. Цель деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации заключается в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, а также создании правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества и государства.8

На основании  перечисленных признаков можно  сформулировать определение прокурорского  надзора.

Прокурорский  надзор – это урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами и учреждениями прокуратуры, направленный на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства.

В связи с  тем, что прокурорский надзор охватывает достаточно широкую сферу общественных отношений, урегулированных нормами права, он неоднороден по своему характеру и подразделяется на отдельные отрасли, которые нормативно закреплены в Законе о прокуратуре. Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:

– соблюдение Конституции и исполнение законов;

– соответствие законам издаваемых нормативных правовых актов;

– соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

– исполнение законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

– исполнение законов судебными приставами;

– исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Законодательное закрепление отраслей прокурорского  надзора для практической деятельности органов прокуратуры очень важно. Выделение отраслей прокурорского  надзора, во-первых, позволяет конкретизировать деятельность прокуратуры по наиболее значимым направлениям; во-вторых, обеспечивает четкую организацию деятельности, что  исключает дублирование при выполнении прокурорами своих функций; в-третьих, способствует оптимальной организации  управления в системе органов  прокуратуры.

Закон о прокуратуре  определяет применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора  его объекты, предмет и полномочия прокурора.

 

 

 

 

  1. Роль, значение, задачи и проблемы при участии прокуроров в рассмотрении дел судами

Согласно Конституции РФ прокуратура  составляет единую централизованную систему  с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору  РФ. Полномочия, организация и порядок  деятельности прокуратуры определяется ст. 129 Конституции РФ. Несмотря на то, что ст. 129 Конституции РФ включена в раздел «Судебная власть», можно  с уверенностью сказать, что прокуратура - это своеобразный государственно-правовой институт, без которого ни одна из трех ветвей власти существовать не сможет. Прокуратура функционально дополняет  осуществление полномочий этими  ветвями власти и в определенной мере способствует уравниванию баланса  сил, сглаживая на основе закона нередко  возникающие противоречия.

Статья 1 Закона о прокуратуре устанавливает, что задачей прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции  Российской Федерации и исполнением  законов, действующих на территории Российской Федерации. Там же указывается, что деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основа взаимоотношений между  прокуратурой и судом по гражданским  делам во всех современных правовых системах составляет такое разграничение  компетенции, согласно которому прокуратура  осуществляет роль особого "пускового  механизма" правосудия, а участвующий  в деле прокурор является специальным  субъектом гражданских процессуальных отношений, содействующий реализации судебной власти.

Участвуя в гражданском судопроизводстве с целью защиты прав граждан, интересов  общества и государства, устранения правонарушений, прокурор способствует осуществлению целей правосудия и выполнению задач, стоящих перед судом, при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Таким образом, защита конституционных  и иных охраняемых законом прав и  интересов граждан, общества и государства  путем участия прокурора в  гражданском процессе, является одним  из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры на современном  этапе, которое обеспечивается путем  предъявления заявлений в суд, непосредственного  участия в разбирательстве дел, опротестования незаконных постановлений.

В целях успешного выполнения стоящих  перед прокурором задач закон  предоставляет ему необходимые  полномочия. В концентрированной  форме они изложены в ст. 35 Закона "О прокуратуре РФ", ГПК и  приказах Генерального прокурора РФ.

В настоящее время наблюдается  две полярные тенденции по поводу участия прокурора в гражданском  судопроизводстве: с одной стороны  предлагается ограничение в целом  его прав, с другой - усиление и  расширение прав в части правозащитной  функции.

От правильного решения указанной  проблемы зависит определение характера  взаимоотношений прокурора с  судом и другими участниками  процесса, а также эффективность  правозащитной функции прокуратуры. Представляется справедливым высказанное  в литературе мнение о том, что  участие прокурора в гражданском  судопроизводстве не только допустимо, но и объективно необходимо. Это  обусловлено тем, что в условиях имущественного расслоения общества большинству  граждан, а в особенности социально  незащищенным слоям населения, правовая помощь со стороны адвокатского корпуса  непосильна. Поэтому гражданин за защитой нарушенных прав вынужден обращаться в единственно доступный орган - прокуратуру. «Судебная реформа  не может быть эффективной без  активного участия прокуратуры в судебном процессе. Совершенствование судебной системы должно идти параллельно совершенствованию работы прокуратуры».

Выступая на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры РФ, Президент  РФ В. Путин в целом положительно оценил работу прокуроров, назвав ее полезной и продуктивной. «Она стала более  открытой, более наступательной, и  более эффективной», - сказал глава  государства, подчеркнув, что прокуратура  выполняет очень важную функцию  по защите прав и интересов граждан9.

При определении значения института  участия прокурора в гражданском  судопроизводстве сегодня следует  исходить из идеи правового государства, таких его принципов как господство закона во всех сферах жизнедеятельности  общества, связанности законом самого государства и его органов, незыблемости свободы личности, прав и интересов  гражданина, взаимной ответственность  государства и личности. Но в правовом государстве принципы не только провозглашаются, но и гарантируются всей системой государственных мероприятий. В  правовом государстве права и  интересы граждан неизбежно сочетаются с интересами государства и общества, и ни в коей мере не противопоставляются, поэтому не должно быть опасений, что  прокурор будет "без надобности вмешиваться  в частные дела, вызывая беспорядки и скандалы". Наоборот, участвуя в  гражданском судопроизводстве, прокурор самостоятельно или во взаимодействии с судом осуществляет важную правозащитную  функцию и, является важной гарантией  эффективности и законности судопроизводства, защиты прав личности и государства, способствуя тем самым развитию правового государства

 

 

 

Заключение

Деятельность прокуратуры  во всех направлениях носит отчетливо  выраженный правоохранительный характер. Российская прокуратура – орган  борьбы – орган борьбы с правонарушениями со специфическими методами реагирования на них:

а) предупреждение о необходимости  нарушения закона;

б) принесение протеста;

в) вынесение постановления;

г) вынесение постановления  о возбуждении административного  производства;

д) возбуждение уголовного дела и уголовного лица, совершившего преступление.

Органы прокуратуры осуществляют свои законные полномочия независимо от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Прокурор выполняет в судебных стадиях уголовного судопроизводства две важные функции. Во-первых, выступает в суде в качестве государственного обвинителя, во-вторых, осуществляет надзор за законностью и обоснованностью определений, постановлений, приговоров и решений судов.

В случае если судья принимает  неправильное, с точки зрения прокурора, решение и тем самым создает  угрозу достижению истины по делу, то государственный  обвинитель делает заявление о выявлении  нарушения, которое должно быть запротоколировано  и принято к рассмотрению.

Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается от его положения в стадии предварительного расследования. В них прокурор утрачивает властно-распорядительные полномочия и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель – сторона в процессе. В целом, формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел включают следующее:

Информация о работе Прокурорский надзор .Роль,значения