Прокурорский надзор .Роль,значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 08:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – расширить представление о прокурорском надзоре: дать понятие и рассмотреть виды, рассмотреть участие в рассмотрение судебных дел.
Задачи работы – раскрыть сущность прокурорского надзора, понятие, признаки и значение прокурорского надзора, роль, значение, задачи и проблемы при участии прокуроров в рассмотрении дел судами.

Содержание

Введение 1
1. Прокурорский надзор . 3
1.1. Сущность прокурорского надзора. 3
1.2. Понятие, признаки и значение прокурорского надзора. 7
2. Роль, значение, задачи и проблемы при участии прокуроров в рассмотрении дел судами 13
Заключение 16
Список нормативных и правовых актов. 18
Список использованной литературы. 18

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор . Роль, значение, задачи и проблемы при участии прокуроров в рассмотрении дел судами.docx

— 48.37 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 1

1. Прокурорский надзор . 3

1.1. Сущность прокурорского надзора. 3

1.2. Понятие, признаки и значение прокурорского надзора. 7

2. Роль, значение, задачи и проблемы при участии прокуроров в рассмотрении дел судами 13

Заключение 16

Список нормативных  и правовых актов. 18

Список использованной литературы. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Согласно Федеральному закону РФ «О прокуратуре Российской Федерации» одной из важных задач, осуществляемых прокуратурой, является участие прокурора  в уголовном судопроизводстве. Помимо этого прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор от имени  Российской Федерации за исполнением  действующих на ее территории законов.

Кардинальные преобразования российской государственности и  права, имевшие место в течение  последнего десятилетия, с особой остротой затронули проблему деятельности прокурора  в уголовном процессе, которая  всегда была в центре внимания юридической  науки и правоприменительной  практики.

Существенное реформирование уголовного судопроизводства требует  переосмысления уже сложившихся  стереотипов в оценке роли прокурора, полномочий, форм и методов его  деятельности на этапе поступления  к нему уголовного дела с обвинительным  заключением и до начала судебного  разбирательства. Это связано с  тем, что прокурор в соответствии со ст. 37 УПК является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия1.

Как известно, Конституцией РФ закрепляется принцип верховенства федеральных законов на территории РФ, что обеспечивает единство и  согласованность всей правовой системы. При этом учитывается тот факт, что инструментом обеспечения данного  порядка правовой системы являются органы прокуратуры, действующие под  руководством Генерального прокурора.

Согласно Приказу генеральной  прокуратуры РФ «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»  решающим фактором в обеспечении  неотвратимости наказания за совершенное  преступление являются активная позиция  и профессионализм государственного обвинителя. Это означает, что эффективность  работы органов прокуратуры представляет собой ключевой аспект стабильности и незыблемости правовой системы. При  этом наиболее важным направлением данного  вида деятельности является участие  прокурора в рассмотрении уголовных  дел судами первой инстанции, то есть поддержание прокурорами государственного обвинения, это является актуальностью  работы.

Цель работы – расширить  представление о прокурорском надзоре: дать понятие и рассмотреть виды, рассмотреть участие в рассмотрение  судебных дел.

Задачи работы – раскрыть сущность прокурорского надзора,  понятие, признаки и значение прокурорского надзора, роль, значение, задачи и проблемы при участии прокуроров в рассмотрении дел судами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прокурорский надзор .

    1. Сущность прокурорского надзора.

Прокурорский  надзор —форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Прокурорский надзор, по сути, является проявлением власти органа, который в большинстве  стран, ни к одной из трех ветвей власти не относится. Смысл данной деятельности во вневедомственном надзоре за исполнением  норм закона в государстве и принятии соответствующих мер к нарушителям  закона.

Развитие  правового демократического российского  государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная  власть обязана признавать, соблюдать  и охранять законные интересы, права  и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.

Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового  пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать  Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция  надзора за исполнением законов  была возложена на прокуратуру.

В соответствии со ст. 10 Конституции государственная  власть осуществляется на основании  разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой – не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.

Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.

В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени Российской Федерации, т. е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе.

С одной стороны, с подобными утверждениями можно  и согласиться. Согласно Конституции  Президент РФ осуществляет подбор кандидатуры  на должность Генерального прокурора  РФ, вносит в Совет Федерации РФ представление о назначении его  на должность и отстранении от должности. Президент РФ вправе временно отстранить Генерального прокурора РФ от исполнения обязанностей.

С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура  относится к системе президентской  власти, вызывает определенные возражения.

Во-первых, если рассматривать правовое положение  Президента РФ как главы государства  в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган (а не только прокуратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.

Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации РФ.

Сказанное позволяет  нам с необходимостью сделать  следующий вывод: прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов прокуратуры – это  самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению  единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми  субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут, только будучи структурой, организация и деятельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий.2

Прокурорский  надзор — это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»3, выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:

Надзор за исполнением  законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры4

- Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

- Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

- Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу5

Помимо осуществления  вышеприведенных надзорных полномочий, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных  действующим процессуальным законодательством  Российской Федерации, рассматривает  и разрешает жалобы и обращения  граждан.

В случае выявления нарушений  закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права.

    1. Понятие, признаки и значение прокурорского надзора.

Законодатель, называя термином «прокурорский  надзор» в целом деятельность органов и учреждений прокуратуры, тем не менее не дает ему законодательного определения и не раскрывает его содержания. Для того чтобы лучше понять сущность прокурорского надзора, необходимо выделить такие его признаки, которые позволяли бы отличать этот специфический вид деятельности от иных форм реализации государством своих контрольных функций.

1. Прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами прокуратуры. Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций государственных органов, имеющих более узкий, ведомственный характер. Прокурорский надзор характеризуется всеобъемлемостью. Права и обязанности, предоставленные прокурору для осуществления своих полномочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган государственной власти возложены быть не могут.

Несмотря  на имеющееся семантическое сходство терминов «контроль» и «надзор», в  правовом отношении прокурорский надзор следует отличать от судебного контроля, а также от контрольных функций  федеральных органов исполнительной власти – государственного контроля.

В научной  литературе под судебным контролем  понимают особую форму осуществления  правосудия в сфере уголовного, гражданского, арбитражного, конституционного и административного  судопроизводства.

Судебный  контроль отличается от прокурорского  надзора по:

– реализующим его субъектам: судебный контроль осуществляется только судом, а прокурорский надзор – органами прокуратуры;

– формам деятельности: судебный контроль осуществляется исключительно в установленных законом особых процессуальных формах, а прокурорский надзор реализуется как в административных, так и в процессуальных формах;

– предмету деятельности: судебный контроль осуществляется с целью рассмотрения и разрешения дел, проверки законности, обоснованности и справедливости вынесенных судебных решений, а также соблюдения конституционных прав, свобод и законных интересов граждан путем осуществления правосудия. Деятельность прокуратуры не связана с отправлением правосудия. Задача органов прокуратуры заключается в выявлении и пресечении нарушений Конституции и федеральных законов с помощью правовых способов и средств прокурорского реагирования;

– правовым последствиям: судебный контроль в отличие от прокурорского надзора завершается принятием особого судебного решения – акта правосудия.

Следует различать  также прокурорский надзор и государственный  контроль. Под последним понимают проведение специально уполномоченными  органами исполнительной власти проверок выполнения юридическими лицами или  частными предпринимателями при  осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам  и т. д.), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Во-первых, прокурорский надзор отличается от государственного контроля тем, что надзорные полномочия прокурора не включают в себя возможность  осуществления распорядительной деятельности, выражающейся в возможности отмены нормативно-правового акта, возложении обязанности проведения какого-либо действия, наложении взыскания, определении  целесообразности расстановки сил  и средств и т. п.

Во-вторых, контрольные  функции государственной власти распределены между министерствами и ведомствами, которые реализуют  их исключительно в рамках предоставленных  им полномочий. Прокурорский надзор отличается всеобъемлющим характером и осуществляется по отношению как к подконтрольным органам, так и к контролирующим организациям и их должностным лицам.

Информация о работе Прокурорский надзор .Роль,значения