Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.
Прокурор от латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю, обеспечиваю.
В период царствования Алексея Михайловича зародились предпосылки для создания прокуратуры, но практически они были реализованы только Петром I.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по прокурорскому надзору кроме 60 и еще.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Участие прокурора в производстве по вновь открывшимся обстоятельствам по гражданским делам. Участие прокурора на стадии исполнения судебного решения.

Право подачи представления  в суд о пересмотре суд.пост-я  по вновь открывшимся обст-вам  принадлежит только прокурорам, которые  полномочны приносить протесты в  порядке надзора. 
Представление прокурор подает в суд, вынесший суд.пост-е, а пересматривают судебные постановления по вновь открывшимся обстоятельствам суды, указанные в ГПК. Подача представлений сроком не ограничена. 
Представление прокурора о пересмотре суд.пост-я по вновь открывшимся обст-вам рассм-ся судом в суд.заседании. Прокурор, подавший представление, другие юр.заинтересованные в исходе дела лица извещаются о времени и месте суд.заседания. Однако их неявка не является препятствием к рассмотрению представления 
Представление прокурора рассм-ся по правилам ГПК. 
В суд.заседании суд заслушивает объяснения сторон и других юр.заинтересованных в исходе дела лиц, исследует представленные док-ва и по результатам рассмотрения дела удовлетворяет представление и отменяет решениям определения или пост-я либо отказывает в пересмотре суд.пост-я по вновь открывшимся обст-вам. Определение суда об удовлетворении представления о пересмотре суд.пост-я по вновь открывшимся обст-вам опротестованию в кассац.порядке не подлежит. 
Согласно ГПК после вынесения определения об удовлетворении представления прокурора о пересмотре суд.пост-я по вновь открывшимся обст-вам дело рассм-ся судом на общих основаниях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Процессуальное положение прокурора в хозяйственном суде первой инстанции. Согласно Закону о прокуратуре и ХПК прокурор при установлении нарушений зак-ва в пределах своей компетенции предъявляет в хоз.суд иск (заявление) в целях защиты гос. и общ.интересов, в том числе: 
- подает заявление об оспаривании ненормативных пр.актов гос.органов, органов местного упр-я и самоупр-я, иных органов или должн.лиц, которыми затрагиваются права и зак.интересы юр.лиц и граждан в сфере предприним. и иной хоз. деят-ти; 
- предъявляет иск о признании недействительными сделок, совершенных гос.органами, органами местного упр-я и самоупр-я, гос.унитарными предприятиями, гос.учреждениями, а также юр.лицами, в уставном фонде которых есть доля гос.собств-ти. 
Прокурор при установлении нарушений зак-ва в пределах своей компетенции вправе предъявить в хоз.суд иск (заявление) в целях защиты интересов юр.лиц, ИП и др. лиц с их согласия. 
В соотв. с ХПК прокурор вправе участвовать в подготовительном суд.заседании. Прокурор обязан явиться в подготовительное суд.заседание, если хоз.суд признает такую явку обязательной. 
В приказе Ген.прокурора указано о том, что прокуроры обязательное участие в суд.разбир-ве первой, апелляционной и кассац. инстанций дел, возбужденных по их искам (заявлениям). Кроме того, прокурор обязан принять участие в подготовительном суд.заседании на стадии подготовки к суд.разбир-ву указанных дел, если суд признает такую явку обязательной. 
Прокурор, предъявивший иск (заявление), не является истцом в материально-правовом смысле. В соответствии с ХПК прокурор, предъявивший иск (заявление), пользуется проц.правами и несет проц.обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Истцом (заявителем) в таком случае является лицо, в целях зашиты интересов которого прокурором предъявлен иск (заявление). Если иск (заявление) предъявлен прокурором в целях защиты гос.интересов, то истцом явл. РБ или АТЕ в лице соотв.гос.органов. 
Согласно ХПК прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, может заявить ходатайства, в том числе об истребовании новых док-в и по всем другим вопросам, связанным с разбир-вом дела. Ходатайства разрешаются судом после заслушивания мнения других лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения ходатайств суд выносит определение. 
Хоз.суд рассм-ет дело по существу в соответствии с правилами, предусм. ХПК. 
 

 

 

 

 

 

 

51. Участие прокурора в разрешении дел в хозяйственных судах первой инстанции 
Прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции предъявляет в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов, в том числе: 
1) подает заявление об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; 
2) предъявляет иск о признании недействительными сделок, совершенных государственными органами, органами местного управления и самоуправления, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном фонде которых есть доля государственной собственности. 
Прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции вправе предъявить в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия. 
Иск (заявление) направляют: 
1) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь - Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители; 
2) в другие хозяйственные суды - Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители. 
Прокурор, предъявивший иск (заявление), пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Истцом (заявителем) в таком случае является лицо, в целях защиты интересов которого прокурором предъявлен иск (заявление). Если иск (заявление) предъявлен прокурором в целях защиты государственных интересов, то истцом являются Республика Беларусь или административно-территориальные единицы Республики Беларусь в лице соответствующих государственных органов. 
Отказ прокурора от предъявленного им иска (заявления) не лишает истца (заявителя) права требовать рассмотрения дела по существу. 
Принятый хозяйственным судом отказ истца от иска (заявления), который был предъявлен в целях защиты его интересов прокурором, влечет за собой прекращение производства по делу. 
Отказ истца (заявителя) от иска (заявления), заключение мирового соглашения по иску, предъявленному прокурором в целях защиты государственных и общественных интересов, не влекут за собой прекращения производства по делу. 
Участие прокурора в рассмотрении дела, возбужденного по его иску (заявлению), обязательно.

 

 

 

 

52. Надзор прокурора за законностью судебных актов по хозяйственным делам, не вступившим в законную силу.

В соответствии со статьями 7, 267 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) основанием для возбуждения производства по делу в хозяйственном суде апелляционной инстанции является апелляционная жалоба или апелляционный протест, принесенный прокурором. Апелляционную жалобу на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, вправе подать лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, если хозяйственный суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях (статья 56, часть первая статьи 267 ХПК).

Согласно части  второй статьи 267 ХПК прокурор, принимавший  участие в рассмотрении дела, вправе принести протест на решение хозяйственного суда первой инстанции в целях:защиты государственных и общественных интересов независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, не привлеченными к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, и их согласия на принесение протеста;защиты интересов юридических лиц, не имеющих в уставном фонде доли государственной собственности, а также в целях защиты интересов индивидуальных предпринимателей или граждан по их письменному заявлению, подтверждающему их согласие на принесение такого протеста, независимо от обжалования решения указанными лицами. В случае принесения прокурором апелляционного протеста при отсутствии такого письменного заявления хозяйственному суду апелляционной инстанции при назначении апелляционного протеста к рассмотрению следует предложить прокурору представить письменное заявление соответствующего лица, подтверждающее его согласие на принесение протеста. При непредставлении такого доказательства апелляционный протест подлежит оставлению без рассмотрения (абзац второй части первой статьи 273 ХПК).

Если в рассмотрении дела принимал участие прокурор на основании переданных ему полномочий прокурором, предъявившим иск (заявление), то апелляционный протест вправе принести как прокурор, предъявивший иск (заявление), так и прокурор, участвовавший в заседании хозяйственного суда первой инстанции.

Право апелляционного опротестования судебных постановлений  хозяйственного суда первой инстанции не распространяется на иных прокуроров, в том числе вышестоящих. Протесты, принесенные лицом, не имеющим право на опротестование судебного постановления, подлежат возвращению (абзац второй части первой статьи 272 ХПК), а в случае принятия к производству хозяйственного суда апелляционной инстанции - оставлению без рассмотрения (абзац второй части первой статьи 273 ХПК).

Апелляционный протест по форме и содержанию должен отвечать требованиям статьи 270 ХПК, и к нему должны быть приложены  документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционного протеста и документов, которые у них отсутствуют, а также документы, подтверждающие полномочия на подписание апелляционного протеста.

В соответствии со статьей 271 ХПК прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, при получении копии апелляционной жалобы обязан направить в хозяйственный суд отзыв на нее в срок, обеспечивающий поступление отзыва в хозяйственный суд до дня рассмотрения апелляционной жалобы, и доказательства отсылки копий отзыва другим лицам, участвующим в деле. К отзыву на апелляционную жалобу могут быть приложены документы, подтверждающие возражения по жалобе.

В соответствии с частью восьмой статьи 66 и частью первой статьи 276 ХПК участие прокурора  в рассмотрении хозяйственным судом апелляционной инстанции дела, возбужденного по его иску (заявлению, ходатайству), обязательно.

Апелляционная жалоба (протест) может быть подана как на судебное постановление в  целом, так и на его часть. В  частности, жалоба (протест) может быть подана на мотивировочную часть решения вне зависимости от того, повлияли ли изложенные в решении выводы о тех или иных фактах на разрешение дела по существу либо на распределение судебных расходов между сторонами, порядок и сроки исполнения решения, другие вопросы, разрешенные хозяйственным судом.

Если апелляционная  жалоба (протест) подана на часть судебного  постановления, хозяйственный суд  апелляционной инстанции при  отсутствии возражений других лиц, участвующих  в деле, проверяет законность и обоснованность принятого судебного постановления только в части, на которую подана апелляционная жалоба (протест), о чем указывается в мотивировочной части постановления.

Если апелляционная  жалоба (протест) подана на часть судебного  постановления и оно не отменено и не изменено, то вступает в законную силу со дня принятия хозяйственным судом апелляционной инстанции постановления по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (протеста).

 Апелляционная  жалоба (протест) на решение хозяйственного  суда первой инстанции должна быть рассмотрена в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня ее поступления в хозяйственный суд, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения. Указанный срок в соответствии со статьей 278 ХПК может быть продлен председателем хозяйственного суда или его заместителем.

Прокурор обязан направить лицам. Участвовавшим в деле, копии протеста и приложенных материалов. Прокурор, принесший протест вправе его отозвать в любой момент.

Протесты на постановление судебного исполнителя могут быть принесены прокурором в течение десяти дней со дня объявления постановления в случае его вынесения с участием прокурора или в течение десяти дней со дня получения стороной исполнительного производства копии постановления, а действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа могут быть опротестованы прокурором в течение десяти дней со дня их совершения (установления факта бездействия) либо со дня, когда прокурору, не извещенному о времени и месте совершения действий, стало о них известно.

38. Протест прокурора  на постановление судебного исполнителя  или действия (бездействие) судебного  исполнителя должен соответствовать  требованиям, установленным статьями 159, 160 ХПК, а также дополнительно  содержать сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого обжалуются постановление или действия (бездействие) судебного исполнителя.

Протесты на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя рассматриваются  в судебном заседании с обязательным извещением прокурора, неявка которого не препятствует рассмотрению протеста.

53. Участие  прокурора в пересмотре хозяйственных  дел в кассационной инстанции. 

 

Кассационный  протест на судебное постановление  хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и  судебное разбирательство ХС аппеляционной инстанции м.б. принесены прокурором, участвовавшим в деле.

Срок принесения протеста – 1 месяц со дня вступления в законную силу судебного постановления. Кассационный протест подается в  кассационную коллегию Высш. Хоз. Суда через суд, принявший опротестуемое решение. Прокурор обязан направить копии протеста и материалы лицам, участвующим в деле.

Рассматривается поп правилам суда первой инстанции, кроме некоторых изъятий.

Право перенесения  протеста в порядке надзора на судебное постановление, вступившее в силу, принадлежит Ген. Прокурору и его заместителям.

Протесты в  порядке надзора вправе приносить:Председатель Высшего Хоз. Суда РБ и Ген. прокурор РБ — на судебные акты любого хоз. суда РБ, за исключением постановлений Пленума Высшего Хоз Суда РБ;заместители Председателя Высшего Хоз.Суда РБ и заместители Ген. прокурора РБ — на судебные акты любого хоз. суда в РБ, за исключением постановлений Президиума Высшего Хоз. Суда РБ и постановлений Пленума Высшего Хоз. Суда РБ;председатели хоз. судов областей и приравненных к ним судов, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры — на постановления кассационной инстанции хозяйственного суда области и приравненного к нему суда; прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, а также их заместители — на не обжалованные в кассационном порядке и вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов. Нижестоящие прокуроры правом на принесение протестов в порядке надзора не наделены. Если рассмотрение конкретного дела по объективным причинам невозможно в хозяйственном суде данной надзорной инстанции, хозяйственный суд направляет представление и дело вышестоящему должностному лицу для решения вопроса о принесении протеста в вышестоящую надзорную инстанцию.Поводом к истребованию дела, а также к принесению протеста в порядке надзора являются жалобы лиц либо представление судьи, участвующего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступивший в законную силу судебный акт имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по другим основаниям. Основанием к истребованию дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного акта.Наличие оснований для истребования дела не обязательно влечет принесение протеста в порядке надзора, так как основанием для принесения протеста является выявленное после истребования дела существенное нарушение норм материального или процессуального права, которое повлияло на законность или обоснованность вынесенного судебного акта.Отказ от принесения протеста должен быть мотивированным. Надзорная инстанция оставляет протест без рассмотрения, если:1.протест принесен без повода, предусмотренного и (или) к нему не приложены жалоба, представление или ходатайство;2. протест не отвечает требованиям. Постановления надзорной инстанции вступают в законную силу немедленно после их принятия.Указания надзорной инстанции являются обязательными для хозяйственного суда, вновь рассматривающего дело.

Информация о работе Прокурорский надзор