Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.
Прокурор от латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю, обеспечиваю.
В период царствования Алексея Михайловича зародились предпосылки для создания прокуратуры, но практически они были реализованы только Петром I.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по прокурорскому надзору кроме 60 и еще.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)
  1. История становления и развития прокурорского надзора до 1917 г.

Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.

     Прокурор от  латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю,  обеспечиваю.

     В период  царствования Алексея Михайловича  зародились предпосылки для создания прокуратуры, но практически они были реализованы только Петром I.

     Фискальство  – орган, который был создан  Петром I для принятия жалобщиков. Фискалы по своему правовому  положению напоминали западных  прокуроров.

     2 марта 1711 года  своим указом Петр I вводит фискалов во все дела, а от 5 марта – ввести оберфискала сенатом. Фискальство вводилось, чтобы «над всеми делами тайно надсматривать, следить про неправый суд и следить за казной». Оберфискал состоял сперва при Сенате, а затем при юстицколлегии. Существовали также провинциалфискалы и в каждом городе был свой фискал.

     12 января 1722 наряду  с фискалами был введен институт  прокуратуры, которая затем и  заменила их. Фискалы стали играть  роль нижних агентов прокуратуры.  Надзор распространялся и на Сенат, так как вводилась должность генерал-прокурора, который назначался Государем. Этот «чин как бы око наш и стряпчий Государев». Прокуратура создавалась как высший контрольный орган государства за злоупотреблениями.

     В систему  прокуратуры входили: генерал-прокурор, его помощник обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций и надворных судов. 11 мая 1722 была учреждена должность обер-прокурора Святейшего Синода, который был светским лицом и осуществлял надзор за деятельностью Святейшего Синода. В епархиях православной церкви, которые управлялись духовными консисториями, прокурорские надзорные функции возлагались на секретерей консисторий. Они назначались и увольнялись с должности Синодом по предложению обер-прокурора, находились в его непосредственном подчинении «как блюстители законных постановлений по духовному ведомству» и были обязаны исполнять его предписания.      Прокуратура вела постоянный контроль, предлагала нарушителям исправить свои нарушения и осуществляла протест на незаконные решения, надзор за арестантским делом, а также, за делами казны.

     При императрице  Екатерине I и императоре Петре  II роль и значение прокуратуры  существенно снизилось из-за проводимой  ими политики, усилении роли других  институтов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своей власти (Верховный тайный Совет).  Екатерина II вводит должность губернского прокурора, который был подчинен генерал-прокурору и не был подчинен губернатору.

     Свод законов  Российской империи сохранил  права прокуратуры – правильное применение законов всеми органами («присутственными местами»), в том числе, и судами; принимали участие в заседании этих органов либо истребовали решения, опротестовывали незаконные решения.

Пореформенная прокуратура с 1864 до 1917 года.

     Одной  из целей проводимой реформы  1864 года было освобождение органов  судебной власти от обвинительной  функции. Это привело к тому, что прокуратура из органа  надзора была преобразована в  орган уголовного преследования,  который находился в структуре  исполнительной власти. Этому способствовала и законодательная «эйфория», то есть существовала мнение, что законы должны будут действовать и исполняться сами без определенного надзора, в том числе и прокурорского. На прокуратуру было возложено наблюдение за соблюдением внутреннего устройства суда, участие в рассмотрении дисциплинарных дел. В сфере уголовного процесса: наблюдение за следствием, надзор за полицейским дознанием, вправе возбуждать дела и проводить предварительное расследование. Существовали и чисто надзорные функции: избрание меры пресечения, наблюдение за законностью нахождения обвиняемого под стражей, разделение и соединение уголовных дел. С 1864 года статья 4 Устава уголовного судопроизводства Российской империи: поддержание государственного обвинения перед судом. Прокурор был стороной наравне с защитником и подсудимым. Он был вправе опротестовать решение суда.

     После  1917 года прокуратура была упразднена. Декретом № 1 «О суде» 24 ноября 1917 года была упразднен институт  прокурорского надзора. Функции органов прокуратуры выполнялись различными органами. Надзор за законностью в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами. Эти коллегии участвовали в заседаниях следственных комиссий при решении вопроса о предании суду, давали заключение о подсудности дел, формулировали обвинение.

 

 

 

  1. Советский период развития прокурорского надзора с 1922 по 1991.

     28 мая 1922 года на III сессии ВЦИК законопроект о прокуратуре был принят. Прокуратура образовывалась при Наркомате юстиции. Возглавлял ее Нарком юстиции. Функции: осуществление надзора за законностью всех органов, хозяйственных учреждений, лиц путем возбуждения уголовных дел; наблюдение за деятельностью следственных органов, органов дознания; поддержание государственного обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

     К  концу 1921 года у нас в Республике  Беларусь уже фактически существовала система прокуроров. Уже в январе 1922 года во всех уездах были назначены прокуроры. 28 июня 1922 года - Положение о прокуратуре в БССР. Центральный аппарат прокуратуры находился в ведении Центрального аппарата прокуратуры России.

     30 декабря 1922 года была принята Декларация об образовании СССР и об объединении 4 республик: БССР, Россия, УССР и Закавказская федерация. Процесс объединения прокуратур в единую централизованную прокуратуру шел долго. Зачаток – прокуратура Верховного суда СССР (1926 год).

     Однако  прокуратура Верховного суда  СССР не имела полномочий по  непосредственному руководству  прокуратурами республик, так  как республиканские прокуратуры  подчинялись наркоматам республик.  Такое положение просуществовало  до 1933 года.

     20 июня 1933 года ЦИК и СНК принимают постановление, по которому образовывалась прокуратура СССР. Однако прокуратура СССР осуществляла лишь общее руководство прокуратурами республик..

     Постановлением  ЦИК и СНК от 20 июня 1936 года  прокуратуры республик выделялись из наркоматов республик и передавались в непосредственное ведение прокуратуре СССР. Конституция 1936 года закрепила прокурорскую систему как единую, самостоятельную, централизованную.

     Положение  о прокурорском надзоре в СССР 1956 года конкретизировал основное положение – осуществление высшего надзора за единообразным и правильным исполнением законов.

     Высший  надзор в качестве основной  функции назван в Конституции  1977 года. Однако законодатель существенно  дополнил ряд положений: 

функция высшего надзора возлагается уже и на подчиненных Генерального прокурора нижестоящих прокуроров;

расширен круг объектов прокурорского надзора  – общественные организации, исполнительные органы местных Советов, кооперативы;

по Конституции 1936 года Генеральный прокурор назначался на 7 лет, другие прокуроры – на 5 лет, с 1977 года все прокуроры – на 5 лет Верховным Советом.

     30 ноября 1979 года был принят закон  о прокуратуре, который просуществовал  без измеений в течении 7 лет  и только с 1987 года стали вносится дополнения.

     Начинается  процесс децентрализации. Прокуроры  республик назначаются Верховным  Советом республик по согласованию  с генеральным прокурором СССР. После распада СССР в БССР  еще 2 года действовал закон  о прокуратуре СССР (до 1993).

     29 января 1993 года был принят закон Республики Белаурсь «О прокуратуре».

В настоящее  время действует Закон РБ от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».

 

  1. Понятие, задачи, субъекты и объекты прокурорского надзора в Республике Беларусь.

Закрепленный  в Конституции Республики Беларусь и законе «О прокуратуре Республики Беларусь» прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением  законов представляет собой самостоятельную  отрасль государственной деятельности.

1) Прокурорский надзор – это вид деятельности специально уполномоченных органов государственной власти, осуществляемой в целях установления состояния соблюдения Конституции Республики Беларусь, законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Беларусь и принятия мер к восстановлению нарушенной законности, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, реализуемой с использованием установленных законом полномочий прокуратуры и правовых средств их выполнения. В литературе отсутствует единство мнения в отношении соотношения понятий «контроль» и «надзор», однако большинство авторов полагает, что термин «надзор» включает организационную независимость надзорных органов от поднадзорных объектов.

2) Прокурорский  надзор – это и отрасль юридической  науки;

3) Прокурорский  надзор – это и учебная дисциплина.

Сущность прокурорского  надзора заключается в выявлении  и устранении специфическими правовыми  средствами нарушений закона в целях  единообразного и правильного его применения.

Прокурорский  надзор осуществляется от имени государства  на всей территории Республики Беларусь, в отношении всех министерств, комитетов, всех субъектов хозяйствования, должностных  лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашего государства), в административном, гражданском, хозяйственном, уголовном судопроизводстве и в уголовно-исполнительной деятельности государства. Совокупность названных субъектов правоприменения образует понятие «объект прокурорского надзора».

Субъект прокурорского надзора – это должностное лицо органа прокуратуры, действующее в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления надзорных полномочий и выполнения возложенных задач по основаниям и в порядке, установленном законом.

Термин «прокурор» употребляется в узком и широком  смысле. В первом значении – это  должностное лицо, которое возглавляет  территориальную или специализированную (военную, транспортную) прокуратуру, то есть руководители органов прокуратуры, а также заместители прокуроров.

В широком значении прокурор – это действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры.

Предмет прокурорского надзора – это точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами.

Задачи прокурорского  надзора:

  1. Обеспечение верховенства права, законности и правопорядка.
  2. Защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

 

4. Основные направления  деятельности органов прокуратуры.  Отрасли прокурорского надзора.  Участки деятельности органов  прокуратуры.

     Основные направления – те пути, по которым Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор, выполняют возложенные на них задачи, проводят мероприятия по борьбе с преступностью.

Основные направления  деятельности органов прокуратуры  закреплены в статье 4 закона «О прокуратуре  Республики Беларусь».

Прокуратура осуществляет надзор за:

точным и  единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - надзор за исполнением законодательства);

исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной  деятельности;

исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

соответствием закону судебных постановлений, а также  за соблюдением законодательства при их исполнении;

соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного  характера.

     В  случаях, предусмотренных законом,  прокуратура проводит предварительное  следствие, участвует в рассмотрении дел в судах.

Информация о работе Прокурорский надзор