Прокуратуры Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа

Краткое описание

10 февраля был принят новый закон о прокуратуре Российской Федерации, позднее он немного изменялся и дополнялся, но кардинально не менялся, в этом законе указаны задачи, стоящие перед прокурорскими органонами, определены полномочия по осуществлению высшего надзора за соблюдением законности в нашей стране. За годы, прошение после принятия данного закона, прокуратурой накоплен опыт по его применению и, прежде всего по осуществлению полномочий в борьбе с различными правонарушениями. В связи с этим возникла необходимость тщательного изучения нового законодательства о правовом положении прокуратуры и практики его применени

Содержание

Вступление
Глава 1
История Российской Прокуратуры
Глава 2
Структура Прокуратуры Российской Федерации
Глава 3
Компетенция Прокуратуры Российской Федерации
Глава 4
Статус Прокуратуры
Заключение
Список Использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

  В центральном аппарате наряду с функциональными имеются также обеспечивающие подразделения: организационное управление, управление кадров, управление делами и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 3

  Компетенция Прокуратуры Российской Федерации 

  Назначение  прокуратуры – в обеспечении  верховенства закона, укреплении законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охране юридическими средствами интересов общества и государства. Прокуратура призвана следить за правильным, единообразным исполнением законов, выявить нарушения закона, от кого бы они ни исходили, требовать устранения этих нарушений, ставить вопрос об ответственности тех, кто их допустил.

  Контроль, осуществляемый прокуратурой, является всеобщим, всеохватывающим, так как  распространяется практически на все  сферы правовых отношений. Прокуратура контролирует исполнение законов, которые  в иерархии средств правового регулирования занимают высшее место.

  Прокуратура – важное звено системы. Своей  деятельностью она способствует взаимодействию различных ветвей власти, их согласованному функционированию как единой государственной власти, взятой как в «горизонтальном», так и в «вертикальном» разрезах. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами2.

  Достаточно  широко органами Прокуратуры практикуется предъявление исков в суд; надзор за соблюдением налогового законодательства, за исполнением законодательства внешнеэкономической деятельности, за исполнением законодательства о собственности, о земельной реформе; надзор за исполнением законов о предпринимательской деятельности, природоохранного законодательства,  а также надзор за соответствием законам правовых актов.

  В целях  обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов  общества и государства прокуратура  Российской Федерации осуществляет:

  - надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

  - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

  - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

  - надзор за исполнением законов судебными приставами;

  - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

  - уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

  - координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

  Деятельность  прокуратуры в борьбе с преступностью  имеет несколько направлений: прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие.

  Уголовно  – процессуальным кодексом (п.1 ст.211) установлено, что прокурор не реже одного раза в месяц проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации  и разрешении заявлений и сообщений  о совершенных или готовящихся  преступлениях.

  К сфере прокурорского надзора относятся: места для содержания задержанных по подозрению в совершении преступления, исправительные учреждения и т.д.

  Значительное  место в деятельности прокурора  занимает е6го участие в рассмотрении дел судами. Оно осуществляется во всех звеньях судебной системы, по разным основаниям и в различных формах. Одной из них является уголовное преследование в суде. Где прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

  В соответствии с процессуальным законодательством  прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в том числе поддерживают государственное обвинение в уголовном судопроизводстве.

  Прокуратура принимает участие в правотворческой  деятельности на федеральном, региональном и местном уровне, осуществляет по широкому кругу вопросов международное сотрудничество в правовой сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 4

    Статус Прокуратуры 

  В Законе не просто декларирован особый статус прокуратуры, но и установлен ряд конкретных гарантий ее независимости. Статья 5 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет «недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора». В соответствии с ней воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

  Для успешного функционирования прокуратуры  большое значение имеет норма, устанавливающая, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных  Законом, подлежат «безусловному исполнению в установленный срок»3. Неисполнение этих требований, уклонение от явки по вызову прокурора (а также и следователя) влекут за собой установленную ответственность, вплоть до уголовной.              

  Независимость прокуратуры обеспечивается тем, что ее работники не могут быть членами выборных и иных структур, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Более того, они не имеют права вступать в общественные объединения, преследующие политические цели, и принимать участие в их деятельности. Они не вправе совмещать свою основную работу с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

  Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.  Конституция России устанавливает и особый порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации -  законодательным органом власти (Советом Федерации)  по представлению Президента Российской Федерации4.

  Крупным шагом в стабилизации системы, оформлении ее государственно-правового статуса  явился принятый 17 ноября  1995 г.,   впоследствии изменявшийся и дополнявшийся, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"  (в редакции Федерального закона от 10 февраля 1999г.).

  В результате законодательных преобразований   прокуратура России окончательно сформировалась как структурно и функционально  самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

  В соответствии с федеральным законом  прокуратура осуществляет полномочия независимо от органов государственной  власти (как федерального, так и  регионального уровней), органов  местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

  Законом определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры. Так,  прокурорами и следователями могут быть только граждане Российской Федерации. 

  Прокурорами и следователями могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

  К лицам, назначаемым на должность  прокуроров и следователей, предъявляются  повышенные требования, сформулированные в законе. Так, на службу в органы и учреждения прокуратуры не может быть принято лицо, которое не только имеет, но и имело судимость за любое преступление.

  На  должность прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров назначаются  лица не моложе 25 лет,  на должность прокуроров субъектов РФ (и к ним приравненным) - не моложе 30 лет, имеющие  определенный в законе стаж работы в органах прокуратуры (не менее 3 или 5 лет соответственно).

  Лица, впервые назначаемые на должность  прокурора или следователя, принимают Присягу прокурора (следователя).

  Прокурорским  работникам присваиваются  классные чины.

  Служба  в органах и учреждениях прокуратуры  является особым  видом федеральной  государственной правоохранительной  службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

  К настоящему времени в основном сформирована прочная правовая база многогранной деятельности органов прокуратуры  как инструмента утверждения  идей правового государства,  обеспечения  верховенства права и законности.

  Всего по состоянию на 1 июля 2003 г. в системе действует 2742 районных (межрайонных) и городских прокуратур.

  Нынешний  статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом  соответствуют стоящим перед  ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества. Однако это не значит, что система органов прокуратуры не нуждается в совершенствовании. Бесспорно, что сильное российское государство должно иметь сильную прокуратуру. Для этого она должна развиваться, прежде всего, с учетом  исторической цели и хода построения  правового государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  Использованной Литературы 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.).
  3. Алексеев А.И. Ястребов В.Б. «Профессия – прокурор». – М.: Юристъ, 1998
  4. Божьев В.П. «Правоохранительные органы». – М, 1999
  5. Компетенция прокуратуры СССР, межвузовский сборник научных трудов, Свердловск, 1985

Информация о работе Прокуратуры Российской Федерации