Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 12:54, курсовая работа
Цель работы: преступления против государства.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику преступлениям против государства, которые определены уголовным кодексом Республики Беларусь;
- рассмотреть изменения и дополнения, которые вносились в главу 32 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………….……….
3
1. Уголовно-правовая характеристика преступлений против государства (стст. 356-361 УК Республики Беларусь)……………………………………...
5
1.1 Измена государству (ст. 356 УК) …………………………………..
5
1.2 Заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти (ст. 357 УК) ………………………………………..…
7
1.3 Шпионаж (ст. 358 УК) …………………………………………….….
8
1.4 Террористический акт (ст. 359 УК) ………………………………..
10
1.5 Диверсия (ст. 360 УК) ………………………………………………...
11
1.6 Призывы к действиям, направленным в ущерб безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности (ст. 361 УК)……………………………………………………………………….
13
2. Изменения и дополнения, вносимые в главу 32 УК Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 275-З………………………………………..………….
18
Заключение…………………………………………………………..……………
20
Список использованных источников……………………………
Преступления против государства
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Уголовно-правовая характеристика преступлений против государства (стст. 356-361 УК Республики Беларусь)……………………………………... |
5 |
1.1 Измена государству (ст. 356 УК) ………………………………….. |
5 |
1.2 Заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти (ст. 357 УК) ………………………………………..… |
7 |
1.3 Шпионаж (ст. 358 УК) …………………………………………….…. |
8 |
1.4 Террористический акт (ст. 359 УК) ……………………………….. |
10 |
1.5 Диверсия (ст. 360 УК) ………………………………………………... |
11 |
1.6 Призывы к действиям, направленным
в ущерб безопасности Республики Беларусь,
ее суверенитету, территориальной неприкосновенности,
национальной безопасности и обороноспособности
(ст. 361 УК)……………………………………………………………………… |
13 |
2. Изменения и дополнения, вносимые в главу 32 УК Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 275-З………………………………………..…………. |
18 |
Заключение…………………………………………………… |
20 |
Список использованных источников…………………………………..……….. |
21 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….. |
22 |
ВВЕДЕНИЕ
Обвинение в великой измене во времена средневековья было самым могущественным оружием в руках короны в ее борьбе против двух сильных соперников - церкви и сословия баронов. Поэтому королевские судьи, которые пеклись об интересах своего владыки, расширяли определение великой измены, пока она не сделалась всеобъемлющим преступлением, охватывающим все и всякие нарушения королевских прав, например, даже охоту на оленей в королевских лесах. В конечном счете, это вызвало Сопротивление. В царствование Эдуарда III некий Джон Гер бердж из Ройстона лишил свободы некого Вильяма из Ботис форда и освободил его только после того, как тот уплатил ему 90 фунтов.
Этот акт незаконного лишения свободы был истолкован как акт измены - на том основании, что обвиняемый «посягнул» на королевские права [6, с. 53-54].
Преступления против государства до сих пор являются предметом изучения многих ученых-юристов, эта тема является актуальной и в наши дни.
Цель работы: преступления против государства.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику
преступлениям против
- рассмотреть изменения и дополнения, которые вносились в главу 32 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Объектом исследования являются общественные отношения, по поводу совершения преступлений против государства.
Предметом исследования является государство и его защита.
Методы исследования: структурный, системный, исторический, логический, метод анализы.
1.1 Измена государству (ст. 356 УК)
См.: ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Непосредственным объектом преступления является внешняя безопасность Республики Беларусь, се суверенитет, территориальная неприкосновенность, национальная безопасность и обороноспособность.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 356 УК, образуют: выдача государственной тайны иностранному государству, иностранной организации пли их представителю, либо шпионаж, либо переход на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта, либо оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Республики Беларусь путем совершения преступлений против государства по заданию органов или представителей иностранного государства, умышленно совершенные гражданином Республики Беларусь в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности (измена государству).
Под выдачей государственной тайны понимается умышленное сообщение гражданином Республики Беларусь представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну.
Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, разглашение или утрата которых могут повлечь за собой тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.
Шпионаж состоит в передаче, а равно собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также в передаче или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь.
Под оказанием иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Республики Беларусь понимаются иные действия, не охватываемые понятиями «шпионаж» и выдача государственной тайны. Это может быть выражено в предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения и т.п.
Преступление считается оконченным с момента фактического оказания гражданином Республики Беларусь помощи иностранному государству или иностранной организации в такой деятельности.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 356 УК, имеет формальный состав. Оно считается оконченным с момента осуществления указанных деяний, наступления каких-либо последствий не требуется.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 356 УК, образует измена государству, сопряженная с убийством.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 356 УК, имеет материальный состав. Оно считается оконченным с момента наступления указанных последствий.
Субъект преступления - лицо физическое вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, гражданин Республики Беларусь.
Лицо, совершившее измену государству в форме шпионажа, но добровольно прекратившее преступную деятельность, заявившее государственным органам о совершенных им действиях и оказавшее содействие в предотвращении вредных последствий, освобождается от уголовной ответственности.
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины [8, с. 397].
1.2 Заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти (ст. 357 УК)
Непосредственным объектом преступления является легитимность государственной власти.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 357 УК, образуют:
1) заговор, или
2) иные действия, совершенные с целью: захвата, или удержания государственной власти не конституционным путем.
Под заговором понимаются действия, направленные на договоренность лиц по захвату или удержанию государственной власти неконституционным путем.
Иные действия - это действия, направленные на организацию, подготовку, обучение участников заговора, их финансирование и т.п.
Под захватом государственной власти неконституционным путем понимается завладение властью в нарушение Конституции Республики Беларусь лицами, группировками, организацией, которым власть не принадлежала.
Удержание государственной власти неконституционным путем состоит в насильственном сохранении государственной власти в нарушение Конституции Республики Беларусь лицами, которым она ранее принадлежала по закону.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 357 УК, имеет формальный состав. Оно считается оконченным с момента осуществления указанных деяний, наступления каких-либо последствий не требуется.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2ст. 357 УК, образуют: захват, либо удержание государственной власти неконституционным путем.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 357 УК, образуют действия, указанные в ч. 2 рассматриваемой статьи: повлекшие гибель людей, либо сопряженные с убийством.
Преступление, предусмотренное ч. 2 и 3 ст. 357 УК, имеет материальный состав. Оно считается оконченным с момента наступления указанных последствий.
Субъект преступления - лицо физическое вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, в отношении удержания власти - субъект специальный - бывший носитель государственной власти, обязанный по Конституции Республики Беларусь ее передать другим лицам.
Участник заговора или иных действий, совершенных с целью захвата или удержания государственной власти неконституционным путем, освобождается от ответственности по ч. 1 ст. 357 УК, если он своевременно и добровольно заявил о преступлении государственным органам и активно способствовал его выявлению.
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины. Цель заговора и иных действий - захват или удержание государственной власти неконституционным путем [8, с. 398].
1.3 Шпионаж (ст. 358 УК)
Непосредственным объектом преступления является внешняя безопасность Республики Беларусь.
Объективную сторону преступления , предусмотренного ч , 1 ст. 358 УК, образуют: передача, похищение, собирание, или хранение с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо передача, или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам Республики Беларусь, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства (шпионаж).
Под передачей понимается сообщение любым способом таких сведений как непосредственно, так и опосредовано иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
Похищением признается противоправное изъятие и (или) обращение в пользу виновного или других лиц, сведений, составляющих государственную тайну, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этих сведений.
Собирание состоит в приобретении различными способами этих сведений. Это может быть личное наблюдение, фотографирование, использование звукозаписи, приобретение за деньги и т.д.
Под хранением понимается фактическое обладание сведениями, составляющими государственную тайну, как тайное, так и открытое. Хранение - длящееся деяние. Оно считается оконченным после его прекращения вследствие использования или уничтожения, передачи кому-либо и т.д.
Преступление, предусмотренное ст. 358 УК, имеет формальный состав. Оно считается оконченным с момента осуществления указанных деяний, наступления каких-либо последствий не требуется.
Субъект преступления - лицо физическое вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, иностранный гражданин или лицо без гражданства.
Лицо, совершившее шпионаж, но добровольно прекратившее преступную деятельность, заявившее государственным органам о совершенных им действиях и оказавшее содействие в предотвращении вредных последствий, освобождается от уголовной ответственности.
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины. Цель передачи, похищения, собирания или хранение сведений, составляющих государственную тайну, - их передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям [8, с. 399].
1.4 Террористический акт (ст. 359 УК)
Непосредственным объектом преступления является установленный порядок осуществления государственной власти, жизнь государственного или общественного деятеля.
Объективную сторону преступления образует посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью с целью: дестабилизации общественного порядка, либо воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо из мести за такую деятельность (террористический акт).
Под государственным деятелем необходимо понимать лицо, занимающее достаточно высокий пост в государстве. Это, как правило, лица, занимающие ответственное положение:
1) Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители;