Международные стандарты в сфере наказаний без лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы исследования обуславливается теоретическими и прикладными аспектами рассматриваемой проблемы. Применение наказания в виде лишения свободы, безусловно, необходимо при совершении тяжких и особо тяжких преступных деяний, однако оно имеет определенные издержки для общества. Эти издержки выражаются в объеме финансовых, материально-технических ресурсов, которые государство должно направлять на содержание пенитенциарных учреждений. Наряду с этим имеют место трудности с решением задач социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Подобная ситуация не способствует оздоровлению нравственного климата в обществе и снижению уровня преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 4
1.1.Минимальные стандартные Правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. 4
1.2 .Иные международные стандарты в сфере наказаний без лишения свободы. 9
2ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 13
2.1.Уголовно-исполнительное законодательство РБ о наказаниях без изоляции от общества. 13
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
4.Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 54.71 Кб (Скачать файл)

Конфискация имущества (ст.61 УК РБ) применяется в соответствии с прямым указыванием закона только за тяжкие или особо тяжкие преступления из корыстных побуждений, и только в случаях, специально предусмотренных нормами Особенной части УК РБ.

Конфискация имущества  есть принудительное безвозмездное  изъятие в собственность государства  всего или части имущества  являющегося собственностью осужденного. В уголовно-исполнительном законодательстве дан перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда. Конфискация имущества, являющаяся дополнительной мерой наказания  может быть полной или частичной. Органом, приводящим в исполнение конфискацию имущества, является суд. Исполнение данного  наказания производится судебными  исполнителями. Обращение приговора  о конфискации имущества к  исполнению производится судом, который  по вступлении приговора в законную силу направляет исполнительный лист, копию описи имущества и копию приговора для исполнения судебному исполнителю, о чем извещают соответствующий финансовый орган. Если опись имущества не производилась, то судебному исполнителю направляются справки о том, что опись имущества не производилась. Конфискации подлежит имущество, являющееся личной собственностью осужденного, в том числе его  доля в общей собственности. Споры о принадлежности имущества, подлежащего конфискации  по приговору суда, разрешаются в  порядке гражданского судопроизводства. Заинтересованное лицо имеет право предъявить в суд заявление об исключении имущества из описи.

По получении исполнительного  листа судебный исполнитель немедленно проверяет наличие имущества, указанного в описи, выявляет другое имущество, подлежащее конфискации, и включает его в опись.

Если опись имущества  не производилась, судебный исполнитель  принимает меры к выявлению имущества  осужденного, подлежащего конфискации,и при его обнаружении составляет опись этого имущества.

Судебный исполнитель  принимает меры к сохранению имущества подвергнутого описи. Доля  осужденного в общей собственности  определяется судом по представлению  судебного исполнителя, в порядке  гражданского судопроизводства. Конфискованное  имущество передается финансовым органам. Передача имущества производится после удовлетворения в соответствии с законодательством всех предъявляемых к нему требований. В отношении претензий, подлежащих удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает в пределах актива. За  сокрытие или присвоение конфискованного  имущества виновные в соответствии с законом привлекаются ответственности. Предусмотрена уголовная ответственность  за растрату или сокрытие имущества, подверженного описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено. После передачи конфискованного имущества  финансовым органам исполнительный лист с отметкой об исполнении приговора  о конфискации имущества возвращается суду, постановившему приговор. Финансовые  органы сообщают суду, постановившему приговор, сведения,подтверждающие исполнение приговора в части конфискации  имущества.

К разделу наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества относится также ограничение свободы (ст.55 УК РК), а применительно к военнослужащим – ограничение по военной службе.

Ограничение свободы  заключается в содержании осужденного  в специальном учреждении без  изоляции от общества в условиях осуществления  за ним надзора. Этот вид наказания применяется к лицам, достигшим на момент вынесения приговора 18 лет, трудоспособным и только в качестве основного наказания. Предназначено ограничение свободы для наказания лиц, не представляющих большой общественной опасности. Оно назначается   сроком от одного года до пяти лет. В случае замены общественных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

Осужденные к ограничению  свободы отбывают наказание в  исправительных учреждениях открытого типа находящихся, как правило, в пределах области, по месту постоянного проживания или осуждения. В настоящее время из-за отсутствия таких центров этот вид наказания отбывается по месту жительства. Закон предусматривает  недопустимость назначать рассматриваемую  меру некоторым категориям осужденных, выделенных по возрасту, трудоспособности, состоянию здоровья, семейному положению и т.д. Вместе с тем, при назначении этой меры она может быть заменена в случае злостного уклонения от отбывания наказания более строгой. Вопрос о применении видов наказаний в виде ограничения свободы, ареста и общественных работ постоянно прорабатывается.  Ситуация здесь неоднозначная. Военные суды интенсивно применяют арест в отношении военнослужащих. Для создания необходимого количества арестных домов требуются огромные затраты ресурсов. То же самое требуется и для общественных работ. Также необходимо увеличение численности персонала уголовно-исполнительных инспекций. В условиях безработицы организовать привлечение больших масс осужденных к ограничению свободы представляется проблематичным. В качестве варианта решения проблемы альтернативных решению свободы  наказаний возможен перевод института колоний-поселений, в такой вид  наказаний как ограничение свободы, который возможно осуществить без  особых затрат.

Общественные  работы и арест как вид наказания  ввести поэтапно, одновременно рассматривания вопрос о слиянии таких видов  наказаний, как общественные работы и исправительные работы.

В настоящее время  в основном используются такие виды наказания, как лишение свободы и условное осуждение (особенно в отношении несовершеннолетних), а наказания, как исправительные работы и штраф из-за безработицы и обнищания большой массы населения слабо используются.

В этой связи огромное значение приобретает изучение опыта коллег из других стран. Таким образом, исполнение наказаний без  изоляции от общества, имеет свои проблемы. В частности, такие наказания, как  штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы остаются неисполненными по разным причинам: нестабильности экономического положения в государстве, текучести кадров и просто их недостаточностью, отсутствия заинтересованности в подобной работе и др. Ненадлежащее исполнение наказаний, не связанных с изоляцией  осужденных от общества, приводит к  тому, что такие лица не только не чувствуют ухудшение своего положения  после осуждения, оставаясь на прежних  местах, но и в ряде случаев продвигаются по службе либо, лишившись мест в государственных структурах, создают собственные предприятия, становятся хозяйствующими субъектами и зачастую совершают преступления в сфере экономики, пользуясь своей безнаказанностью.

          В этой связи назрела  необходимость в совершенствовании  системы банка данных о лицах, которым назначено наказание  без изоляции от общества с тем, чтобы  судимость в течение ее срока  являлась препятствием выдачи лицензий на право занятия тем или иным видом деятельности.

В современный период штраф как  мера уголовного наказания не воспринимается ни самим осужденным, так как в  большинстве случаев назначается лицам,способным заплатить штраф  и воспринимающим данную меру наказания  как обычную гражданско-правовую санкцию; ни обществом, оценивающим его как откуп. Кроме того, часто со времени назначения штрафа до его реального исполнения проходят сроки, которые в силу инфляции и по другим причинам делают данное наказание несоразмерным с преступлением, за которое оно назначено. В отдельных ситуациях виновному нечем уплатить штраф по причине утраты им источника дохода. Однако первые два вида наказания не должны назначаться до создания условий для их исполнения, а последний не может быть исполнен в силу утраты виновным места работы, т.е. по той же причине, по которой он не мог выплатить штраф. Подобная ситуация нуждается в пересмотре на законодательном уровне. Исполнение штрафа в развитых зарубежных странах более  эффективно в связи со сложившейся  там многолетней практикой применения данного вида наказания, его ощутимостью  для материального положения виновного, прочностью института собственности, устоявшейся рыночной экономикой и пр. Представляется, что в Казахстане на данном этапе их развития штраф должен быть только дополнительным видом наказания и назначаться ограниченному кругу лиц.Обеспечение должного исполнения всех видов наказаний, установленных УК РБ, возможно в условиях относительной экономической и политической стабильности государства. Таким образом, современное  уголовное и уголовно-исполнительное законодательство нацеливает суды на преимущественное применение менее строгих наказаний.

 

 

 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наказания без лишения свободы представляют собой совокупность мер уголовно-правового воздействия, занимающих видное место в законодательстве и в правоприменительной практике Республики Беларусь и других стран СНГ. Данные наказания представляются весьма перспективными, способствующими предупреждению отдельных категорий преступлений с наименьшими для общества потерями. Это выражается в их меньшей обременительности для государственного бюджета по сравнению с наказанием в виде лишения свободы. Наряду с этим, альтернативные санкции свидетельствуют о гуманизме уголовного права, избавляя значительный контингент преступников от нахождения в пенитенциарных учреждениях. Это свою очередь, позволяет осужденным сохранить имеющиеся социально-полезные связи и снижает вероятность рецидива преступлений. Совершенствование наказаний без лишения свободы одобряется международным стандартами, установленными в отношении уголовной юстиции.

Среди наказаний без изоляции осужденных от общества в уголовном законодательстве РБ представлены как традиционные, так и новые разновидности санкций. К первым относятся штраф , лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью , исправительные работы, конфискация имущества. Ко вторым примыкают общественные работы, ограничение по военной службе , ограничения свободы. Необходимо отметить, что по сравнению  с уголовным законодательством советского периода, в нормативную модель сохранившихся видов наказаний и режим их исполнения были внесены  существенные изменения. Данные наказания, преследуют цели общего и специального предупреждения, исправления преступников, восстановления социальной справедливости. Отсутствует цель «перевоспитания преступников», так как она служила своеобразной «данью» представлениям о всемогуществе уголовного права в деле борьбы с преступностью. Изменился порядок исполнения отдельных видов наказаний. Так, например, штраф должен взыскиваться в соотношении к минимальной заработной плате, а конкретный размер его в санкции являющейся относительно определенной, не установлен. Действующее законодательство  не предусматривает два вида исправительных работ, сохранив лишь исправительные работы по месту основной трудовой деятельности осужденного. Представляется, что изменения в правовом режиме применения наказаний без лишения свободы обусловлены радикальными переменами социально-экономического, политического, правового характера на пост советском пространстве. В то же время вызывает сожаление, что новое уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Беларусь практически не содержит юридических основ для привлечения общественности к контролю и воспитательному воздействию на осужденных. Привлечение субъектов гражданского общества к данной работе, несомненно, могло бы способствовать достижению большей эффективности наказаний, исполняющихся без направления преступников в пенитенциарные учреждения. 

Заслуживает внимания то обстоятельство, что ряд  наказаний без лишения свободы  осуществляется под контролем уголовно-исполнительных инспекций. В связи с этим следует  отметить, что без решения таких  проблем, как увеличение штатной  численности персонала уголовно-исполнительных инспекций, привлечения в его состав добровольных помощников, надлежащее организационное и материально-техническое обеспечение, трудно ожидать ощутимых успехов в предупреждении соответствующих категорий преступлений.

Подводя итог изложенному, возможно предположить, что пристальное внимание законодательной и правоприменительной практики к наказаниям без лишения свободы и использование лучших традиций отечественного и зарубежного опыта уголовной юстиции, будет содействовать преодолению многих коллизий в борьбе с преступностью.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Список используемой источников

1.Конституция Республики  Беларусь

2. Уголовный Кодекс Республики  Беларусь

3. Уголовно-исполнительный  кодекс Республики Беларусь

4,Всеобщая декларация прав человека (1948г.);

5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.);

6. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.);

7.Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1988г.);

8.Декларация прав ребенка (1959г.);

9. Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.);

10. Декларация о правах инвалидов (1975г.);

11.Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.);

12. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975г.);

13. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.);

14.Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979г.);

15. Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982г.);

16. Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984г.);

17. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985г.);

18. Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989г.);

19. Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990г.);

Информация о работе Международные стандарты в сфере наказаний без лишения свободы