Контрольная работа по "Уголовное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:51, контрольная работа

Краткое описание

Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России. Выдача лиц, совершивших преступление.

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве является основным. Однако если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, применению подлежат такие принципы, как принцип гражданства, специального режима, универсальный и реальный.

Вложенные файлы: 1 файл

УГ ПРАВО.docx

— 55.00 Кб (Скачать файл)

1 вопрос. Действие  уголовного закона в отношении  лиц, совершивших преступление вне  пределов России. Выдача лиц, совершивших  преступление.

 

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве является основным. Однако если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, применению подлежат такие принципы, как принцип гражданства, специального режима, универсальный и реальный.

 

В ч. 1 ст. 12 отражен распространенный в всем мире принцип действия уголовного закона в пространстве – это принцип гражданства, или национальный. Он заключается в том, что граждане Российской Федерации подчиняются российским законам, где бы они ни находились, с в том числе и за границей. Поэтому они несут уголовную ответственность за преступления, совершенные в иностранном государстве по Уголовному кодексу Российской Федерации. В ч. 1 ст. 12 указывается : «Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодекс, если совершенное или деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкций, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.»

Принципы справедливости и гуманизма в данном случае находят проявление в том, что нельзя наказывать строже, чем мог бы быть наказан виновный по закону места совершения преступления.

Ранее УК РСФСР отражал позицию, согласно которой решение иностранного суда не имеет обязательной силы для судов, хотя и может учитываться. В ч. 3 ст. 5 УК РСФСР указывалось, что, если граждане СССР или лица без гражданства за совершенные преступления вне пределов России понесли наказание за границей, «суд может соответственно смягчить назначенное им наказание или полностью освободить виновного от отбывания наказания».

Поэтому советские граждане, совершившие преступление за границе и даже отбывшие наказание, могли повторно привлекаться к ответственности по советским законам.

Такая позиция основывалась на мнении о принципиальной противоположности советского и буржуазного права. Новый закон отражает идеи, основанные на общечеловеческих ценностях, правах человека, принципах правового государства. В настоящее время закон регламентирует принципиально иное решение вопроса. Статья 50 конституции Российской Федерации устанавливает, что «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». Поэтому УК допускает возможность привлечения к уголовной ответственности и осуждение за преступления, совершенные за границей, граждан РФ и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, только в случаях, если они не были осуждены в иностранном государстве и если совершенное ими дяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено.

В соответствии с общепринятыми в международном сообществе правовыми принципами наказание за преступление должно назначаться по законам места совершения преступления. Поэтому, если лицо совершило преступление в одной стране, а привлекается к ответственности в другой, необходимо учитывать законы иностранного государства и не назначать виновному наказание более строгое, чем то, которому он мог подвергнуться в государстве, в котором было совершено преступное деяние.

Равным образом совершение гражданином Российской Федерации за границей деяния, не признаваемого по местным законам преступлениям, например подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК), не должно влечь ответственности по российскому уголовному законодательству после возвращения этого лица по родину.

В этих положениях находят выражение идеи международно-правового сотрудничества в борьбе с преступностью, уважение законодательства других суверенных государств.

В международной практике ситуация, когда совершенное в иностранном государстве деяние не вчитается там преступлением, но запрещено в стране, представитель которой его совершил, возникает, например, в связи с совершением оборота, который рассматривается как преступление в ряде стран. Если же российский гражданин совершил за границей преступление и не был там осужден, он по прибытии в Россию может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден. Однако в случае осуждения указанного лица в России назначенное ему наказание не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной за данное преступление законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

 

Реально необходимость применения принципа гражданства возникает в следующих случаях:

 

1.Преступление совершается  за границей, но в момент его  обнаружения органами иностранного  государства, либо в момент установления  виновного тот уже находится  на территории РФ.

2.Лицо совершило преступление  за границей, но было выдано  Российской Федерации по ее  требованию.

3.Деяние признается преступным, как по законам РФ, так и  по законам государства, где совершено  такое деяние.

 

Таким образом, российский суд должен учитывать иностранное уголовное законодательство.

Особый порядок применения уголовного закона устанавливается в отношении военнослужащих Российской Федерации, проходящих службу на территории иностранного государства. В соответствии с ч. 2 ст. 12 УК РФ военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации».

 

Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок:

 

- за преступления должностные  и против порядка несения воинской  службы военнослужащие, находящиеся  за границей, несут ответственность  по законодательству своей страны;

- за преступления, совершенные  вне территории расположения  воинской части и носящие общеуголовный  характер (убийство, изнасилование, кража, грабеж, торговля наркотиками и  т.д.), военнослужащие несут ответственность  по законодательству страны пребывания.

 

Оккупационный принцип, применявшийся после Второй Мировой войны в отношении американских военнослужащих, находящихся в Японии, означал, что они неподсудны японским судам и не отвечают по японским законам за многие преступления, совершенные на территории Японии.

По заявлению министра юстиции Японии, с 1954 по 1958г. от преступлений, совершенных в Японии американскими солдатами, пострадало более 35 000 японцев.

В то время многие советские и иностранные, в том числе и американские, авторы считали, что режим американских войск за границей может быть назван неокапитуляционным режимом, который в определенном отношении превосходит даже пороки прежнего капитуляционного режима и многое заимствует из режима оккупации.1

В настоящее время между государствами заключаются договоры по поводу статуса военных баз, размещения воинских частей одного государства на территории другого.

В соответствии с этими договорами военнослужащие иностранного государства за совершенное преступление за пределами военной базы или воинской части, как правило, несут ответственность по законам страны пребывания. Преступление, совершенное в пределах дислокации воинской части, влечет ответственность по законам страны, к которой относится воинская часть. А территория военной базы или воинской части пользуется иммунитетом.

В отличие от принципа гражданства здесь не указано на такое требование, как преступность деяние по законам государства, на территории которого оно совершено. Следовательно, по принципу специального режима, предусмотренному ч. 2 ст. 12 УК, военнослужащие подлежат уголовной ответственности и за деяния, не являющиеся преступлением в государстве, на территории которого расположена воинская часть. К таким преступлениям могут быть отнесены преступления против военной службы, например самовольное оставление воинской части или места службы. В ч. 3 ст. 12 УК РФ формулируется еще два принципа действия уголовного закона в пространстве – универсальный и реальный. Первый исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера. Участие Российской Федерации в международных конвенциях по борьбе с этими преступлениями (например, с преступлениями, связанными с изготовлением, сбытом или распространением наркотиков) требует законодательного урегулирования случаев, когда иностранные граждане совершают за границей указанные преступления (те, что запрещены как заключенным Российской Федерацией международным договором так и российским уголовным законодательством). Разумеется, что в этих случаях ч. 3 ст. 12 УК может быть применена лишь тогда, когда иностранные граждане или лица без гражданства и не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Понятие международного договора (в терминологическом и смысловом значении) раскрывается в Федеральном законе «О междудонных договорах Российской Федерации» от 16 июня 1995г. (15 июня 1995г) № 101 – ФЗ.1 В соответствии со ст. 2 этого Закона «международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное  Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе вели в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».

Таким образом, терминологически международный договор может именоваться и по-иному, например международные договоры по борьбе с отдельными преступлениями обычно заключаются в форме конвенций (Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970г). Следует иметь в виду и существенное уточнение, сделанное в ст. 1 указанного )Закона, о том, что он «распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства – продолжателя СССР». Это уточнение является действительно важным, так как большинство международных конвенций о борьбе с отдельными преступлениями были заключены еще Советским Союзом и Российская Федерация является субъектом таких договоров (конвенций) по праву правопреемства.

Значительную трудность в правоприменительном плане представляет то обстоятельство, что международные договоры о борьбе с отдельными преступлениями, к сожалению, не только не кодифицированы, но и вообще не систематизированы, хотя количество таких конвенций (некоторые из них заключены еще в начале XX в.) достаточно велико. Кроме того, по тому или иному вопросу иногда действует несколько договоров (межгосударственных, международных организаций), что делает необходимым определять их иерархию. Привлечение соответствующих лиц к уголовной ответственности в соответствии с универсальным принципом происходит с учетом норм определенных международно-правовых договоров, но все-таки путем применения норм УК РФ (квалификация преступления и назначение наказания), что делает необходимым всякий раз устанавливать соотношение тех и других. В этих случаях указанные нормы УК РФ носят бланкетный характер и их содержание наполняется («корректируется») нормами соответствующих международно-правовых договоров. Это заключается в уточнении тех признаков состава соответствующего преступления, содержание которых устанавливается в том числе и путем наполнения их признаками, зафиксированным в нормах международного права (международных договоров).

Преступления связанные с реализацией универсального принципа, относятся к международным преступлениям в широком смысле этого слова.

 

В свою очередь, они делятся на международные преступления в собственном (узком) смысле и преступления международного характера.

1. Первые – совершаются  лицами, направляющими и осуществляющими  в соответствующей стране государственную  политику, выражающуюся в международном  преступлении, и ответственными  за нее.

2. Эти преступления получили  современное название преступлений  против мира и безопасности  человечества.

3. Преступления международного  характера (конвенционные преступления) в отличие от первых не находятся  в непосредственной связи с  действиями государства, хотя, как  и первые, предусмотрены в соответствующих  международных договорах.

4.Преступления против  мира и безопасности человечества, основным источником норм об  ответственности за совершение  которых является Устав Международного  Военного Трибунала (Нюрнбергского) для суда и наказания главных  военных (немецких) преступников, виновных  в развязывании второй мировой  войны, подразделяются на: преступления  против мира, военные преступления  и преступления против человечности. Уже после окончания второй  мировой войны и завершения  работы Нюрнбергского военного  трибунала был принят целый  ряд конвенций о борьбе с  преступлениями против мира и  безопасности человечества (например, конвенция о преступлении геноцида  и наказании за него 1948г.; Женевские конвенции о защите жертв войны 1949г. и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977г.; Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980г. и три Протокола к ней).

 

Параллельно с развитием нормативной (международно-правовой) базы о преступлениях против мира и безопасности человечества в рамках Организации Объединенных Наций уже многие годы идет кропотливая работа по кодификации соответствующих норм международного уголовного права. Еще в 1947г. в специальной резолюции Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе Нюрнбергского Трибунала (а также в его приговоре), и составить проект кодекса а преступлениях против мира и безопасности человечества (именно с этого времени эти преступления получили такое наименование, используемое и в наши дни). В 1991г. на своей XLIII сессии комиссия международного права приняла в первом чтении проект этого Кодекса.

 

К преступлениям международного характера относятся:

 

1.рабство и работорговля;

2.торговля женщинами и  детьми (без цели обращения в  рабство);

3.захват заложников;

4.угон самолетов;

5.пиратство;

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовное право"