Контрольная работа по «Правоохранительные органы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Образованный в ноябре 1917 года наркомат юстиции РСФСР и его органы на местах были наделены широким кругом полномочий по руководству различными сторонами правоохранительной деятельности. На них возлагалось руководство судебными учреждениями, прокуратурой, организацией следствия, заведование местами лишения свободы, нотариатом, наблюдение за деятельностью третейских судов и адвокатурой.
В 1936 году из системы юстиции была исключена прокуратура. Несколько раньше учреждения исполнения уголовных наказаний перешли в систему органов внутренних дел, изменились взаимоотношения с судами: от прямого управления к их называемому организационному руководству.
В 1956 году было принято решение об упразднении Министерства юстиции СССР, а в 1963 году министерств юстиции союзных республик, включая РСФСР. Организационное руководство судами перешло в ведение Верховного суда РСФСР, а работа с законодательством - к специально созданной для этой цели Юридической комиссии при Совете Министров РСФСР.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа В- 6.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Правоохранительные органы»

Вариант № 6

 

 

 

 

 

Исполнитель: Пермяков Михаил Владимирович

 

Студент группы: ЭПБ-10 ДБ                         

 

Научный руководитель: Савоськин   Александр Владимирович

Предварительная оценка: _____________

 

Допуск к защите:_____________________

 

Дата защиты: _______________________

 

Оценка:_____________________________

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

 

Министерство  юстиции, его функции и задачи

 

 

Образованный в ноябре 1917 года наркомат юстиции РСФСР и  его органы на местах были наделены широким кругом полномочий по руководству  различными сторонами правоохранительной деятельности. На них возлагалось руководство судебными учреждениями, прокуратурой, организацией следствия, заведование местами лишения свободы, нотариатом, наблюдение за деятельностью третейских судов и адвокатурой.

В 1936 году из системы юстиции была исключена прокуратура. Несколько раньше учреждения исполнения уголовных наказаний перешли в систему органов внутренних дел, изменились взаимоотношения с судами: от прямого управления к их называемому организационному руководству.

В 1956 году было принято решение об упразднении Министерства юстиции СССР, а в 1963 году министерств юстиции союзных республик, включая РСФСР. Организационное руководство судами перешло в ведение Верховного суда РСФСР, а работа с законодательством - к специально созданной для этой цели Юридической комиссии при Совете Министров РСФСР.

Спустя 15 лет органы юстиции были восстановлены. В их функции вошли  законопроектная работа, организационное  руководство судами, управление нотариатом и общее руководство адвокатурой.

Дальнейшее реформирование органов  юстиции связанно с перестройкой государственно - правовой системы  и принятием новой Конституции  РФ. Основные направления реформы  имели целью исключение из полномочий Министерства юстиции не свойственных органу исполнительной власти функций, допускающих вмешательство в правосудие, и повышение правозащитного потенциала органов юстиции в защите прав и свобод граждан, т. е. деятельность, свойственная правовому демократическому государству.

Согласно Концепции реформирования органов и учреждений юстиции, утвержденной постановлением правительства РФ от 7 октября 1996 года, предусматривалось повышение роли и ответственности Министерства юстиции в правовом обеспечении нормотворческой деятельности органов государственной власти; усиление контроля за нормотворческой деятельностью ведомств; создание системы контроля за сделками с собственностью; улучшение работы по реальному исполнению судебных постановлений.

Основные положения Концепции  нашли свои отражения в Положении  о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года «Вопросы министерства юстиции Российской Федерации».

В соответствии с Положением Министерство юстиции РФ является федеральным  органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в данной сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует его деятельность.

 

Основные задачи Министерства юстиции:

  • реализация государственной политики в сфере юстиции;
  • обеспечение прав и законных интересов личности и государства;
  • обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнения уголовных наказаний и актов судебных и иных органов;
  • правовая защита интеллектуальной собственности.

Министерство  юстиции - это правоохранительный орган, выполняющий широкий круг ответственных  мероприятий, которые в своей  совокупности связанны с обеспечением законности и правопорядка.

Министерство, его территориальные  органы, иные организации и учреждения, а также организации, обеспечивающие их деятельность, составляют систему  органов и учреждений Министерства юстиции РФ.

Министерство  юстиции возглавляет министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет девять заместителей, в том числе двух первых, один из которых является статс-секретарем и представляет интересы министерства в парламенте, и заместителя министра - Главного судебного пристава РФ, возглавляющего систему судебных приставов. Заместители министра назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ.

Министр осуществляет на основе единоначалия общее руководство  деятельностью Министерства юстиции: распределяет обязанности между своими заместителями; утверждает положения о структурных подразделениях, структуру и штаты центрального аппарата; назначает и освобождает от должности работников центрального аппарата и руководителей территориальных органов юстиции; присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции; подписывает международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом.

 

Функции Министерства юстиции

Функции Министерства юстиции потерпели  существенные изменения. Отпала функция  организационного руководства судами, изменилось содержание полномочий по обеспечению судебной деятельности. В сферу деятельности Министерства юстиции, согласно Концепции, были включены дополнительные полномочия, связанные с его участием в обеспечении правотворческой деятельности органов государственной власти, контролем за движением собственности, новыми подходами к функционированию системы исполнения уголовных наказаний и с решением ряда других вопросов.

Рассмотрим подробнее основные функции Министерства юстиции РФ.

Обеспечение нормотворческой деятельности органов  государственной власти включает несколько направлений деятельности Министерства юстиции: экспертизу и координацию правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; юридическую оценку правовых актов субъектов РФ; учет и систематизацию действующего законодательства.

1. В соответствии с Положением Министерство юстиции координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых этими органами на рассмотрение Президента и правительства РФ.

Координационная функция  осуществляется Министерством юстиции  в двух случаях: когда подготовка проекта правового акта поручена Министерству при участии других ведомств и когда проект готовится  другими ведомствами, а Министерство принимает участие в его подготовке. Так, в соответствии с Графиков подготовки правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», одновременно с постановлением Правительства РФ от 30 марта 2001г. Должно быть подготовлены 46 проектов различных правовых актов, и в работе над каждым из них в той или иной форме предусматривается участие министерства юстиции.

Для осуществления координационной  функции Министерство юстиции наделено правом запрашивать и получать необходимые материалы от органов государственной власти, привлекать для разработки проектов и их экспертизы научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе и на договорной основе, а также работников федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, Министерство юстиции имеет полномочия по собственной  инициативе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты  законодательных и иных нормативно правовых актов по вопросам собственной  компетенции, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции.

2. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам - еще одна важная сторона обеспечения нормотворчества органов государственной власти регионов.

О неблагополучном положении  с законностью правовых актов  субъектов РФ свидетельствуют меры, которые в последнее время  осуществлялись в сфере государственного строительства. Как отмечалось в  Послании Президента Федеральному Собранию РФ от 3 апреля 2001 года, проводимые реформы, направленные на укрепление государственной власти, всех ее институтах на всех уровнях могут дать положительные результаты только при обеспечении четкой правовой дисциплины и ответственности на всех уровнях управления. Обязательное условие успеха стратегических преобразований - прежде всего, наведение порядка во взаимоотношениях между федеральным и региональным уровнями власти.

Оценивая сложившуюся ситуацию. Президент отметил, что в результате проделанной работы из более чем 3,5 тыс. незаконных правовых актов, принятых в субъектах РФ, 4/5 отменены или приведены в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.

Свой вклад в укрепление законности вносит и реализация полномочий Министерства юстиции на этом участке. В случае несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции представляет мотивированное заключение в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Отработан и дельнейший механизм ответственности. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в редакции от 29 июля 2001 года, в случае неустранения допущенных нарушений Конституции РФ и федеральных законов установлена ответственность вплоть до прекращения (роспуска) представительных органов власти или отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ.

3. Государственный учет и систематизация действующего законодательства - функция, которая обеспечивает правотворческую деятельность не только самого Министерства юстиции, но и правовую информацию Президента, Правительства и иных федеральных органов исполнительной власти.

В этих целях на базе общеправового  классификатора отраслей законодательства осуществляется государственный учет правовых актов федерального уровня: законов, указов Президента, Постановлений  Правительства. Учет ведется на магнитных  и бумажных носителях, каждый акт распределяется по предметам соответствующей отросли законодательства и путем внесения необходимых поправок и уточнений поддерживается в контрольном состоянии.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2001 года «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и принятого в его развитие Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных актов субъектов РФ на Министерство юстиции возложена обязанность ведения этого регистра в целях обеспечения контроля за соответствием правовых актов субъектов российской Федерации Конституции РФ и федеральным законам, а также для получения гражданами и органами власти необходимой правовой информации.

Согласно установленному порядку высшее должностное лицо субъекта РФ обязано в 7-дневный срок после принятия правового акта законодательным  или исполнительным органом власти направить его копию в министерство юстиции через соответствующий  территориальный орган юстиции для его оценки и последующего включения в определенный раздел Федерального регистра.

К этому участку работы Министерства юстиции относится  также подготовка к официальному изданию кодифицированных актов (кодексов), участие в работе по созданию Свода законов РФ, также осуществление обмена правовой информацией с иностранными гражданами.

Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти проводится министерством юстиции в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина; устанавливают правовой статус организации или имеют межведомственный характер, а также актов иных органов, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации.

Сейчас эта функция Министерства юстиции значительно расширена. В соответствии с Указом Президента от 20 марта 2001 года под контроль Министерства отнесены подлежащие регистрации нормативные правовые акты Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования, Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ.

Выполняя возложенные  на него полномочия, Министерство юстиции  проверяет полноту отбора ведомственных  нормативных актов, подлежащих государственной  регистрации; контролирует правильность и своевременность опубликования зарегистрированных им правовых актов; обобщает практику государственной регистрации и вносит Президенту и Правительству предложения об отмене или приостановлении нормативных правовых актов ведомств в случае их несоответствия действующему законодательству.

Государственная регистрация общественных объединений  и религиозных организаций проводится Министерством юстиции и его территориальными органами в зависимости от статуса соответствующего объединения или организации.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», в редакции от 19 июля 1988г., общероссийские и международные  общественные объединения, отделения  иностранных некоммерческих неправительственных  объединений, а также иные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством, регистрируются Министерством юстиции. Государственная регистрация регионального или местного общественного объединения проводится органами юстиции соответствующего субъекта РФ.

Регистрирующий орган  осуществляет контроль за соответствием  деятельности общественных объединений  уставным целям. Выполняя контрольные  функции, министерство юстиции и  его органы на местах вправе запрашивать  у руководителей общественных объединений  их распорядительные документы и направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях.

Информация о работе Контрольная работа по «Правоохранительные органы»