История развития института государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Данное исследование проводилось на основе общенаучного метода. Также в работе над исследованием использовались и частнонаучные методы: историко-правовой, конкретно-социологический метод, методы и приемы юридического толкования норм права.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных авторов в области уголовного права, уголовно-процессуального права, криминологии и информационного права.
Научная новизна исследования состоит в следующем: будут сформулированы предложения по совершенствованию норм уголовного законодательства, устанавливающих ответственность за посягательства на государственную тайну.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Развитие и значение уголовно-правовой охраны государственной тайны
Историческое изменение подходов к уголовно-правовой охране государственной тайны в России………………………………………….5
Развитие института охраны государственной тайны XVI – XXI вв...5-26
Заключение…………………………………………………………………........27
Список использованных источников……………………………………….28-29

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 51.75 Кб (Скачать файл)

Кроме разобранных выше видов  изменнической деятельности ряд  преступлений устанавливался Положением о воинских преступлениях, предусматривающим  отдельные виды воинской измены, а  именно воинский шпионаж и переход  на сторону врага.

21 ноября 1929 г в уголовное законодательство, устанавливающее ответственность за изменнические преступления, были внесены дополнения постановлением Президиума ЦИК СССР "Об объявлении вне закона должностных, лиц - граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР".

Это постановление предусматривало, что отказ гражданина СССР - должностного лица государственного учреждения или  предприятия, действовавшего за границей, на предложение органов государственной  власти вернуться в пределы Союза  ССР рассматривается как перебежка  в лагерь врагов рабочего класса и  крестьянства и квалифицируется  как измена. Лицо, отказавшееся вернуться, объявлялось вне закона.

Признание лица вне закона согласно ст. 4 этого постановления  производилось Верховным Судом  СССР и влекло за собой конфискацию  всего имущества осужденного  и расстрел через 24 часа после удостоверения  его личности. Закон этот имел обратную силу.

Таким образом, впервые (после  Положения о революционных трибуналах 1919 года) термин «измена» появился в  советском законодательстве спустя 10 лет, в конце 1929 года. Этот закон  устанавливал ответственность лишь за одну из многих форм измены Родине - отказ гражданина СССР (должностного лица) вернуться в пределы СССР - и не охватывал иные действия, совершенные  в ущерб военной мощи СССР, его  государственной независимости  или неприкосновенности территории. Постановлением ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. Положение о преступлениях государственных было дополнено " статьями об измене Родине".

Закон от 8 июня 1934 г. установил, что изменником является не только должностное лицо, отказавшееся вернуться в СССР, либо гражданин СССР, занимавшийся шпионажем, но и тот, кто сообщает врагу сведения, являющиеся по своему содержанию государственной тайной. Изменником являлось согласно этому закону и лицо, совершившее переход на сторону врага либо бежавшее или перелетевшее за границу.

В этом законе устанавливались  две формы, два вида измены: измена Родине, совершенная гражданином  СССР, не являющимся военнослужащим, и  измена, совершенная военнослужащим. Последний вид измены являлся  согласно закону более опасным, квалифицированным  видом, влекущим повышенную ответственность.

Закон охватывал почти  все изменнические действия граждан  СССР, им фактически были поглощены  составы воинской измены, перехода на сторону неприятеля, сдачи неприятелю начальником вверенных ему сил, самовольного отступления начальника от данных ему для боя распоряжений в целях способствования неприятелю.

В Законе от 8 июня 1934 г. отсутствовала четкая формулировка субъективной стороны состава преступления, не указано, что изменой Родине могут быть признаны лишь умышленные действия граждан СССР, совершенные в ущерб внешней безопасности СССР. Тем самым закон давал основания расширительно толковать понятие измены.14

Закон не только устанавливал ответственность изменников Родины, но и в противоречии с основными  принципами советского уголовного права  предусматривал наказание для членов семьи изменника, совместно с  ним проживавших, даже при условии, что они не только не способствовали готовящейся или совершенной  измене, но и не знали о ней.

Норма об ответственности  родственников, неприкосновенных к  измене, была совершенно необычной  для советского права. Она противоречила  духу, всем демократическим принципам  советского законодательства.

Эти принципы ясно и четко  были отражены в ст. 6 Основных начал  уголовного законодательства Союза  ССР и союзных республик 1924 года, которая устанавливала, что уголовное  наказание применяется лишь в  отношении лиц, виновных в совершении преступления.

Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г "О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссариатом внутренних дел СССР и его местными органами" для разбора дел о контрреволюционных преступлениях были учреждены особые суды - спецколлегии. Они были организованы в Верховном Суде Союза ССР, верховных судах союзных и автономных республик, краевых, областных и окружных судах.15 Этим же постановлением устанавливалось, что дела об измене Родине, шпионаже, терроре, взрывах, поджогах и иных видах диверсии подлежали рассмотрению лишь Военной кол Верховного Суда СССР и военными трибуналами округов по подсудности. Таким образом, от рассмотрения дел о государственных преступлениях были устранены представители советской общественности - народные заседатели.

Были приняты меры к учреждению внесудебного порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях. При Народном Комиссаре внутренних дел СССР было образовано особое совещание, которому предоставлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовом лагере к лицам, признанным общественно опасными.

Кроме принятия чрезвычайных уголовных и уголовно-процессуальных законов, в этот же период появился ряд других внесудебных органов: различные комиссии, всевозможные "тройки". В отличие от особого совещания, действовавшего в центре, "тройки" действовали на местах в автономных республиках, краях, областях и даже в отдельных районах, как, например, на Колыме, входившей в то время в состав Дальневосточного края.

Постановление ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. повысило максимальный срок лишения свободы за измену Родине и шпионаж с 10 до 25 лет. При этом законодательные акты были сформулированы так, что суду предоставлялось право по таким преступлениям, как измена Родине и шпионаж, применять лишь смертную казнь либо определять лишение свободы сроком на 25 лет.16

Период Великой Отечественной  войны против немецко-фашистских захватчиков  характеризуется значительным усилением  борьбы с изменниками Родины, шпионами и другими опасными государственными преступниками. Это нашло отражение  в ряде новых законодательных  актов.

При этом Положение о преступлениях  государственных, устанавливавшее  ответственность за измену Родине и  шпионаж, формально не подверглось  изменениям или дополнениям, так  как путем издания новых законодательных  актов обеспечивалось ведение борьбы со шпионами, диверсантами, террористами и отдельными гражданами, изменившими  Родине, перешедшими на сторону врага. Однако нельзя согласиться с высказанными в советской юридической литературе положениями, что: «статьи о контрреволюционных преступлениях Положения о преступлениях государственных … не подвергались во время воины никаким изменениям или дополнениям и что усиление борьбы с контрреволюционными преступлениями в этот период "не привело к каким-либо изменениям или дополнениям Положения о государственных преступлениях 1927 года».

Действительно, формально  каких-либо изменений в Положение  о преступлениях государственных  не было внесено. Однако в тот период был издан ряд законодательных  актов, которыми были введены новые  виды наказаний, ранее не предусмотренные  как Положением о преступлениях  государственных, так и Основными  началами уголовного законодательства СССР.

Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" было определено правовое положение местностей, объявленных на военном положении, расширена подсудность военных трибуналов. Было установлено, что в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, подсудны военным трибуналам. Когда немецко-фашистские захватчики подошли к Москве, пытаясь захватить ее, было введено в Москве и прилегающих к ней районах осадное положение. В связи с этим шпионы, провокаторы и другие агенты врага, призывавшие к нарушению общественного порядка, подлежали немедленному преданию суду военного трибунала и расстреливались на месте.

Оккупировав часть территории СССР, гитлеровские войска творили  чудовищные злодеяния: истязали и убивали  мирных советских граждан, в том  числе стариков и детей, насиловали женщин, грабили имущество, учиняли  погромы, пытали пленных красноармейцев. В целях усиления борьбы с подобными  преступлениями 19 апреля 1943 года Президиум  Верховного Совета СССР издал специальный  Указ о мерах наказания для  немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных  красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан  и для их пособников. Этот Указ устанавливал такой вид смертной казни, как  повешение, и лишение свободы  в виде каторжных работ.

Кроме того, вводя различие между изменниками Родины и пособниками  врагу, Указ устанавливал наказание  для тех пособников из местного населения, которые уличались в оказании содействия фашистским злодеям в  совершении расправ и насилия  над гражданским населением и  пленными красноармейцами.

Руководствуясь указанными выше законодательными актами и разъяснениями  Пленума Верховного Суда СССР, органы государственной безопасности, прокуратуры  и военной юстиции провели  в период Великой Отечественной  войны значительную работу по борьбе с изменниками Родины и шпионами. Победоносное окончание Великой Отечественной войны позволило принять ряд законодательных актов, смягчающих ответственность за государственные преступления.

Начиная с 1993 года, происходит закрепление института государственной  тайны в Конституции РФ от 12 декабря 1991 года. В статье 29, части 4 говорится: «Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом»17 Законодательство РФ о государственной тайне основывается на Конституции РФ и Федеральном законе «о безопасности» 1992 года. В качестве базового компонента законодательство об охране государственной тайны включает в себя закон "О государственной тайне". Также положения других законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны. Закон "О государственной тайне" содержит подробный перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Различные сведения в военной области; в области экономики, науки и техники; внешней политики и экономики; разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Закон определяет критерии, принципы, в соответствии с которыми органы защиты Государственная Тайна должны осуществлять засекречивание сведений: законность, обоснованность, своевременность.

На современном этапе  следует отметить, что демократические перемены в стране настоятельно потребовали трансформации всей системы отнесения сведений к государственной тайне, ограничения ее законодательными рамками. В условиях радикальных изменений в политическом и экономическом устройстве Российской Федерации, ранее разработанные механизмы защиты государственной тайны перестали соответствовать новым условиям и в значительной степени утратили свою эффективность.

Это особенно проявилось в 1991-93 годах, когда в России имел место  правовой пробел в этой области, а  усилиями СМИ и тех, кто реально  манипулировал ими, в сознании российского  обывателя активно насаждалась  мысль о том, что понятия демократия и свобода не совместимы с такими понятиями, как защита государственной тайны.

Требовалось совершенствование  структуры защиты государственной  тайны.

Основными направлениями, для  достижения этой цели считались: 1)разграничение функций федеральных органов государственной власти в области защиты государственной тайны; 2)лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с проведением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществлением такой деятельности со сведениями соответствующей степени секретности; 3)определение головной научно-исследовательской организации, координирующей научные исследования в области защиты государственной тайны;  создание системы сертификации средств защиты информации; 4)развитие системы межведомственного и ведомственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны.

 

 

Заключение

Проведенное исследование развития института охраны государственной  тайны в историческом срезе, позволяет  сделать вывод. Развитие данного  института в России можно поделить на несколько этапов. Первый этап можно  охарактеризовать как время правовой несформированности института государственной  тайны (до XVI вв.). Особенностью данного периода является, то, что законодательное понятие государственной тайны и его основных элементов отсутствует.

На втором этапе, начиная с XVI и вплоть до 1993 года, проявляются явные признаки формирования и нормативного урегулирования института государственной тайны. Принципы, заложенные ещё в 20 годы XX века, эффективно работали на протяжении долгого времени, вплоть до 60-80 годов. На современном этапе следует отметить, что демократические перемены в стране настоятельно потребовали трансформации всей системы отнесения сведений к государственной тайне, ограничения ее законодательными рамками. В условиях радикальных изменений в политическом и экономическом устройстве Российской Федерации, ранее разработанные механизмы защиты государственной тайны перестали соответствовать новым условиям и в значительной степени утратили свою эффективность. Что потребовало внесения четких изменений в систему защиты охраны государственной тайны, в соответствии с социальной и политической обстановкой в стране.

Внесение поправок в законодательство необходимо в силу того, что изменения  произошедшие в конце XX – начале XXI века радикально сменили обстановку в политическом и экономическом устройстве России. Разработанные системы защиты государственной тайны, работающие на протяжении довольно долгого времени, требуют доработок. 

Информация о работе История развития института государственной тайны