Исполнитель преступления, соисполнитель. Квалификация их действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Изучить содержание понятий: исполнитель преступления, соисполнитель. Дать квалификацию их действий. Определить понятия непосредственное и посредственное исполнение;
Исследовать меры уголовно-правового воздействия, связанные с превентивным надзором и профилактическим наблюдением;
Дать анализ ч.2 ст. 291 УК Республики Беларусь.
Исходя из поставленных задач работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Исполнитель преступления, соисполнитель. Квалификация их действий. Непосредственное и посредственное исполнение……………… 4
Глава 2. Меры уголовно-правового воздействия, связанные с превентивным надзором и профилактическим наблюдением………….. 12
Глава 3. Анализ ч.2 ст. 291 УК Республики Беларусь……………………. 24
Заключение…………………………………………………………………….. 28
Список использованных источников и литературы……………………... 30

Вложенные файлы: 1 файл

уголовное право (2).docx

— 53.99 Кб (Скачать файл)

Статья 15 УИК Республики Беларусь прописывает нормы уведомления о месте отбывания наказания: О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, обязана не позднее трех суток со дня его прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору.

Статья 16. 15 УИК Республики Беларусь регулирует применение к осужденным принудительных мер безопасности и лечения:

1. В отношении  лиц, осужденных к аресту, лишению  свободы, пожизненному заключению  и страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, психически  больных или признанных уменьшенно вменяемыми осужденных учреждения, исполняющие наказание, применяют принудительные меры безопасности и лечения, назначенные судом.

2. Принудительные  меры безопасности и лечения,  назначенные судом военнослужащим, осужденным к наказанию в виде  направления в дисциплинарную  воинскую часть и страдающим  алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией,  применяются по месту отбывания  данного наказания.

3. В отношении  осужденных к иным наказаниям  и мерам уголовной ответственности  назначенные судом принудительные  меры безопасности и лечения  применяются по месту их жительства  путем принудительного амбулаторного  наблюдения и лечения.

4. Если во  время отбывания наказания и  иных мер уголовной ответственности  будет установлено, что осужденный  страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, является  психически больным или признан  уменьшенно вменяемым, орган или учреждение, исполняющие указанные меры уголовно-правового воздействия, направляют в суд представление о назначении такому осужденному принудительных мер безопасности и лечения.

5. В отношении  осужденных к наказаниям, указанным  в частях первой и второй  настоящей статьи, больных открытой  формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом или не прошедших  полного курса лечения венерического  заболевания, учреждением, исполняющим  наказание, в установленном порядке  применяется обязательное лечение.

Статья 17 определяет меры контроля государственных органов:

1. Государственные  органы в пределах своей компетенции  осуществляют контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.

2. Порядок осуществления  контроля регулируется законодательством  Республики Беларусь.

Статья 18. - судебный контроль:

1. Учреждения, исполняющие  наказание, уведомляют суд, постановивший  приговор, о начале и месте  отбывания осужденным наказания  в виде ареста, ограничения свободы  с направлением в исправительное  учреждение открытого типа, лишения  свободы, пожизненного заключения, а равно направления в дисциплинарную  воинскую часть.

2. Органы и  учреждения обязаны уведомлять  суд, постановивший приговор, об  исполнении наказания в виде  общественных работ, штрафа, лишения  права занимать определенные  должности или заниматься определенной  деятельностью, исправительных работ,  ограничения по военной службе, ограничения свободы без направления  в исправительное учреждение  открытого типа, конфискации имущества  и смертной казни.

3. Органы, которые  в соответствии с приговором  о лишении права занимать определенные  должности или заниматься определенной  деятельностью обязаны аннулировать  разрешение на занятие соответствующими  видами деятельности, а равно  исполнить приговор в части лишения осужденного воинского или специального звания, уведомляют суд об исполнении приговора.

4. В порядке,  установленном законодательством  Республики Беларусь, суд контролирует  исполнение наказания и иных  мер уголовной ответственности  при решении вопросов:

1) условно-досрочного  освобождения от наказания или  замены неотбытой части наказания более мягким наказанием;

2) изменения  вида исправительного учреждения  осужденному, отбывающему наказание  в виде лишения свободы;

21) перевода осужденного  к наказанию в виде ограничения  свободы с направлением в исправительное  учреждение открытого типа для  отбывания наказания в виде  ограничения свободы без направления  в исправительное учреждение  открытого типа;

3) замены несовершеннолетнему  осужденному принудительной меры  воспитательного характера на  более строгую;

4) установления  дополнительных запретов для  несовершеннолетнего осужденного,  которому назначена принудительная  мера воспитательного характера  в виде ограничения свободы  досуга;

5) досрочного  прекращения пребывания несовершеннолетнего  в специальном учебно-воспитательном  или лечебно-воспитательном учреждении;

6) установления, продления, приостановления, возобновления,  прекращения превентивного надзора,  а также изменения требований  превентивного надзора, предусмотренных  частью 8 статьи 80 Уголовного кодекса  Республики Беларусь;

7) отмены отсрочки  исполнения наказания или условного  неприменения наказания.

5. В порядке,  установленном законодательством,  суд рассматривает жалобы на  действия администрации органов  и учреждений, исполняющих наказание  и иные меры уголовной ответственности.

Статья 19 предписывает нормы ведомственного контроля вышестоящих органов:

Ведомственный контроль вышестоящих органов за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется в порядке, определяемом законодательством  Республики Беларусь.

Статья 20 -  прокурорский надзор за исполнением законодательства:

Прокурорский  надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной  ответственности, осуществляется Генеральным  прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 21 определяет контроль и участие общественных объединений в работе органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности

1. На основании  и в порядке, предусмотренных  законодательством, общественные  объединения могут осуществлять  контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.

2. Общественные  объединения принимают участие  в исправлении осужденных, а также  оказывают содействие в работе  органам и учреждениям, исполняющим  наказание и иные меры уголовной  ответственности.

3. В исправлении  осужденных, а также в осуществлении  общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, участвуют наблюдательные комиссии при местных исполнительных и распорядительных органах, а в отношении несовершеннолетних осужденных – и комиссии по делам несовершеннолетних. Порядок деятельности наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних определяется законодательством Республики Беларусь.

Статья 22 - посещение учреждений, исполняющих наказание

1. При исполнении  служебных обязанностей посещать  учреждения, исполняющие наказание,  без специального разрешения  имеют право:

1) Президент  Республики Беларусь, Премьер-министр  Республики Беларусь, Государственный  секретарь Совета Безопасности  Республики Беларусь, депутаты Палаты  представителей, члены Совета Республики  Национального собрания Республики  Беларусь;

2) Генеральный  прокурор Республики Беларусь  и его заместители, а также  уполномоченные ими прокуроры  и прокуроры, непосредственно  осуществляющие надзор за исполнением  наказания на соответствующей  территории;

3) должностные  лица органов управления учреждениями, исполняющими наказание;

4) председатели, заместители председателей и  судьи Конституционного Суда  Республики Беларусь и Верховного  Суда Республики Беларусь, судьи  судов, осуществляющих судопроизводство  на территориях, где расположены  учреждения, исполняющие наказание;

5) депутаты местных  Советов депутатов и члены  комиссий местных исполнительных  и распорядительных органов, осуществляющих  контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказание, в пределах соответствующих территорий.

2. Представители  средств массовой информации  и иные лица имеют право  посещать учреждения, исполняющие  наказание, по разрешению администрации  этих учреждений или соответствующих  вышестоящих органов управления  учреждениями, исполняющими наказание.

3. Кино-, фото- и  видеосъемка осужденных, их интервьюирование, в том числе с использованием  средств аудио-, видеотехники, разрешаются  администрацией учреждений или  вышестоящими органами управления  учреждениями, исполняющими наказание, с письменного согласия самих осужденных.

4. Кино-, фото- и  видеосъемка объектов, обеспечивающих  безопасность учреждений и охрану  осужденных, осуществляется с разрешения  администрации учреждений или  вышестоящих органов управления  учреждениями, исполняющими наказание.

Подводя итог по главе необходимо отметить, что превентивный надзор – это основанное на судимости  и осуществляемое по постановлению  суда наблюдение за поведением лиц, освобождённых  из мест лишения свободы, для предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого профилактического  воздействия, его осуществление  не должно иметь целью унижение человеческого  достоинства и компрометацию  поднадзорного по месту его работы и жительства. Основанием для установления превентивного надзора является убеждённость суда в недостаточной исправленности освобождённого из мест лишения свободы лица, его склонность к антиобщественному поведению. Превентивный надзор устанавливается судом за лицом, допустившим особо опасный рецидив, после освобождения этого лица из мест лишения свободы и до снятия судимости.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ ч.2 ст. 291 УК Республики Беларусь

 

Статья 291. УК Республики Беларусь классифицирует понятие захват заложника:

П. 1. Захват либо удержание лица в качестве заложника, соединенные с угрозой  его  убийства,  причинения  ему  телесных повреждений или дальнейшего удерживания этого лица,  в целях понуждения государства, международной  организации,  юридического  или  физического лица или группы  лиц совершить  либо воздержаться  от совершения  какого-либо действия как условия освобождения заложника (захват заложника) -      наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

П. 2. Захват заложника, совершенный:

1) группой лиц по предварительному  сговору;

2) повторно;

3)  с применением во  время захвата либо удержания  лица насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего;

4) в отношении заведомо  несовершеннолетнего;

5) в отношении заведомо  для виновного беременной женщины;

6) в отношении двух  или более лиц;

7) из корыстных побуждений  или по найму, 

- наказывается  лишением  свободы  на срок от шести до двенадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

П. 3.   Действия,   предусмотренные   частями первой  или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо повлекшие по  неосторожности  смерть человека, либо повлекшие умышленно или по неосторожности иные тяжкие последствия, - наказываются  лишением  свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание. Лицо,  добровольно   или   по   требованию   власти освободившее  заложника,  освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье.

Анализируя ч. 2 ст. 291 можно отметить, что этой частью устанавливается ответственность осмысленного захвата заложников. Захват заложника может осуществляться открыто либо тайно, с применением насилия или угрозы его применения либо без такового. Его сущность заключается в завладении человеком с последующим ограничением свободы его передвижения, которое сопровождается в последующем открытым сообщением об этом и выдвигаемых условиях его освобождения (выдвижением ультиматума). Удержание заложника - это насильственное осуществление контроля над его действиями и воспрепятствование выходу удерживаемого на свободу. Оно может совершаться как лицом, захватившим заложника, так и другими лицами.

Особенность угрозы при понуждении, в целях которого совершается захват или удержание  заложника состоит в том, что  она фактически адресуется третьим  лицам, а по направленности причинения вреда - заложнику. Угрожают именно с  целью понуждения третьих лиц  к выполнению определенных требований. Угроза может быть словесной, в демонстрации предметов, которые могут быть использованы для реализации высказанной угрозы, и т.д. Вместе с тем во всех случаях  угроза (психическое насилие) должна быть реальной и осуществимой, чтобы  выступить в качестве средства, парализующего  возможное сопротивление заложника  и иных лиц.

Как правило, насилие  при захвате или удержание  заложника является неотъемлемым элементом. Однако необходимо отличать насилие  опасное и не опасное для жизни  и здоровья. Опасное для жизни и здоровья насилие является квалифицирующим признаком, соответственно, нами будет рассмотрено насилие не опасное для жизни и здоровья, Однако уяснение содержания насилия, не опасного для жизни и здоровья, на практике представляет значительную сложность и в первую очередь в связи с отсутствием законодательной дефиниции насилия, опасного для жизни и здоровья, что будет рассмотрено ниже, при изложении вопросов квалификации захвата заложника. По негласному правилу насилием, не опасным для жизни или здоровья, признается такое, которое не повлекло причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, он может сопровождаться побоями, причинением физической боли, заламыванием рук, связыванием, запиранием в помещение и т.д., однако при этом такое насилие не должно нести угрозу жизни человека. Одним из видов насилия, применяемого при захвате заложника, можно признать насильственное доведения потерпевшего до состояния опьянения или применения одурманивающих веществ.

Информация о работе Исполнитель преступления, соисполнитель. Квалификация их действий