Зарубежные и отечественные теории причин преступности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы «Зарубежные и отечественные теории причин преступности несовершеннолетних».
Данная работа имеет: Введение, основную часть, состоящую из 2 подзаголовков, теоритическую часть и заключение.
Цель: выявить основные причины преступности несовершеннолетних, охарактеризовать в чем проявляется мотив преступного деяния.

Вложенные файлы: 1 файл

К.р.Юридическая психология 05.01.12г.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Следующей ступенькой формирования преступной карьеры является знакомство человека с «уличной» культурой, с людьми, по сути дела, такими же отверженными, как он сам. Эта культура предоставляет человеку своего рода убежище от не понимающего его социального окружения, предлагает новые правила жизни, алгоритм объяснения жестокости взрослого мира, где выживает сильнейший, а также задает стратегии и тактики противостояния этому не принявшему человека миру. По сути дела, преступная культура — это социальная ниша, позволяющая страдающему и мечущемуся человеку выжить.

На третьем этапе развития преступной карьеры подросток начинает апробировать предлагаемые той самой культурой варианты действий по достижению намеченной цели и новые варианты решения конфликтных ситуаций. На этом этапе его деятельность становится известной окружению, и он получает стигму “девиант” или “преступник”. Отличительной и очень важной характеристикой этого этапа является возникновение и развитие сложного внутреннего процесса, получившего название “кризис социальной идентичности”. Когда деятельность подростка становится известной ближайшему окружению (родственникам, соседям, знакомым, одноклассникам, учителям и т.д.), ему приходится делать серьезный выбор между этим “нормальным” миром и его ценностями и миром и ценностями «той» культуры, которая постоянно держит его под контролем. В зависимости от того, кто будет в данной ситуации ближе и внимательней к ребенку, преступная (девиантная) карьера может либо прерваться, либо продолжить свое развитие. Понятно, что здесь необходимо вмешательство не педсовета и не комиссии по делам несовершеннолетних, а психолога или любого “значимого другого”, чье участие помогло бы подростку осознать серьезность выбора, перспективы изменения жизненного пути и помочь разрешить ситуацию с наименьшими для ребенка потерями.

На четвертом этапе подросток  принимает стигму, перестраивает  свой ценностный мир, и смиряется со своей социальной ролью. Теперь нравственное большинство будет сопровождать его сначала на педсовет или родительское собрание, спецприемник или специнтернат, а затем в тюрьму и колонию, где и завершится формирование девиантной карьеры и начнется внедрение в одну из преступных сфер деятельности.

Конечно же, и родители, и учителя, и инспектора по делам несовершеннолетних не закрепляют этот процесс производства преступника, они просто “выполняют свои профессиональные обязанности” и социальные роли. Но, конвейер производства преступников и преступности действует в нашей стране постоянно, свидетельством чему могут служить данные, которые характеризуют условия жизни подростков и отношение к ним в обществе. Именно эти условия являются основными факторами, способствующими началу формирования преступной карьеры, уходу детей на улицу и в преступность.

Открытое и явное  насилие в отношении детей  со стороны взрослых:

— спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством  примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских  домов и интернатов;

— в общей сложности 25 — 26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8 — 9 тыс. получают телесные повреждения;

— в России регистрируется свыше 2,5 тыс. сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей; с каждым годом все больше совершается изнасилований несовершеннолетних.

Как видим, открытое насилие взрослого  мира совершенно очевидно.

Не вызывает сомнения, что такое  насилие порождает ответную реакцию в виде различных форм преступного и девиантного (не обязательно направленного на других людей) поведения.

Неявное насилие в  процессе педагогического воздействия:

— в амбулаторной практике педиатров  встречается значительное число  больных детей и подростков, нуждающихся в разрешении их психологических проблем: более чем у 40% детей обнаруживаются психические расстройства; в 20% случаев — разнообразная сомато-вегетативная симптоматика, преимущественно психогенного происхождения; у 10% обнаружены психосоматические расстройства; 14% детей составили группу риска, так как они находились в неблагоприятных семейных условиях или неадекватно воспитывались; в 1989 г. впервые был установлен диагноз психосоматических расстройств у 41 млн. детей до 15 лет; в настоящее время у нас ежегодно регистрируются с этими заболеваниями свыше 8 млн. детей ;

— исследования показали, что имеется  следующая зависимость между  стилем воспитания в семье, психологическими изменениями личности ребенка и  поведенческими переменными: попустительский и авторитарный стили воспитания вызывают снижение успеваемости, бунтарство, депрессии, заниженную самооценку, агрессивность, конфликты с учителями и одноклассниками, алкоголизацию и наркотизацию, бродяжничество, мелкие кражи 4.

Другие неблагоприятные условия для развития5:

— поданным Госкомстата РФ в результате разводов только в 1996 г. без одного из родителей осталось 463 527 детей;

— продолжает увеличиваться внебрачная рождаемость; интенсивно растет число  внебрачных детей у несовершеннолетних женщин: в 1997 г. зарегистрировано 25,6 тыс. таких новорожденных, в том числе у 15-летних и моложе — 3,4 тыс., у 16-летних — 7,4 тыс., у 17-летних — 14,8 тыс., в общей сложности в 1997 г. было 1,5 млн. одиноких матерей; число родившихся вне брака в 1990 г. составило 14,6% (290,6 тыс.) от общего числа родившихся, а в 1997 — 25,3% (319,2 тыс.);

— наблюдается рост уровня общей  заболеваемости: в 1997 г. было зарегистрировано более одного заболевания у 1538,3 детей, у подростков — 1248,1 на 1000 человек населения соответствующего возраста; показатели заболеваемости туберкулезом у детей за 1997 г. увеличились на 11,4% и составили 14,7 на 100000 детского населения; ежегодно в стране злокачественными заболеваниями заболевают 400 тысяч человек, из них — 3000 детей; ситуация с сифилисом близка к эпидемической; в 1997 г. ее уровень по сравнению с 1989 г. увеличился более чем в 64 раза и составил 277,3 на 100000 человек населения, в 1997 г. у 28 тыс. детей и подростков (из них дети в возрасте до 14 лет составляют 10%) диагностирован сифилис, по сравнению с 1989 г. число заболевших увеличилось в 77 раз;

— пособие на ребенка составляет лишь 9% прожиточного минимума ребенка; в 1995 г. среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума имели 24,7% населения (около 37 млн. человек), а в 1999 г. этот показатель составил 48,9%;

— в России ежегодно 60 тыс. женщин лишаются материнских прав (телепередача “Моя семья” от 10.02.08).

Результаты такого отношения к  молодому поколению и “заботы” общества о них не замедлили  сказаться на росте преступности и увеличении численности несовершеннолетнего населения в тюрьмах и колониях: только в Санкт-Петербурге на учете в ОППН в 2000 г. состояло 12 тыс. несовершеннолетних обоего пола6, а в 63 воспитательных колониях РФ на 1 января 2001 г. содержалось 20,1 тыс. подростков 7.

    1. Тест №14

 

Задание: Установите, в чем проявляется мотив преступного деяния.

 

  1. Фактор, определяющий противоправные действия личности.
  2. Побуждение, направленное на удовлетворение значимой для субъекта потребности.
  3. Стимул, характеризующий особенное поведение человека в системе правовых отношений.
  4. Побуждение, возникающее при удовлетворении значимой для субъекта потребности, приводящее к противодейственным действиям.

 

Ответ: № 2.

 

Мотив – это побуждение, направленное на удовлетворение значимой для субъекта потребности. Мотив является внутренним побуждением человека к тому или иному поступку, способному удовлетворить личностно значимые для него потребности, интересы. Мотив обусловливает формирование намерений человека принять решение совершить какие-либо действия (либо, напротив, воздержаться от них) во имя достижения поставленной цели. Поэтому мотивы в качестве побудительных сил лежат в основе различных, в том числе и преступных, действий человека, объясняющих их совершение. Поэтому некоторые авторы определяют мотив «как объяснение причин действия»8.

Основной побудительной мотивообразующей силой человека являются потребности (материальные, духовные и т.п.). В  качестве побудительной силы также  могут быть интересы, взгляды, убеждения, желания, влечения, привычки, переживаемые чувства, эмоции, психические состояния и установки. Большое влияние на мотивацию оказывают характерологические особенности личности виновного. Мощной побудительной силой, лежащей в основе мотивации, являются мировоззрение личности ее ценностные ориентации, правосознание9.

Решение может быть осознанным или  подсознательным (неосознанным), но оно  имеет место, и потому преступный акт, как правило, всегда является продуктом  свободной воли. Исключением из этого  правила является случайное преступление, учитываемое в уголовно-правовом понятии “казус”. Отдельно учитываются также те случаи, когда нарушение совершено человеком, который не может считаться субъектом свободной воли — эти случаи объединяются в понятии “невменяемость”. Те случаи, когда преступление было совершено в условиях определенного давления извне, учтены в понятиях “смягчающие вину обстоятельства” и “обстоятельства, исключающие уголовную ответственность”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, исследования криминогенной подростковой субкультуры нельзя ограничивать только анализом микросреды. Ее следует рассматривать во взаимодействии с широким спектром общественных отношений, которые непосредственно и опосредованно детерминируют действия и поступки подростков.

Неформальные подростковые криминогенные  группы – зона, закрытая для взрослых. Но ради будущего входящих в них  ребят необходимо находить пути в  эту зону, средства влияния на сознание и поведение трудных подростков. Повышение эффективности преодоления  криминогенности подростковых групп предполагает своевременное их выявление, определение структуры, источников сплоченности, характера, направленности. Трудные, но актуальные педагогические задачи – нравственно-правовая переориентация авторитетных в них лидеров и криминогенных подростковых групп в целом на общепринятые нормы морали и законопослушного поведения, организация на основе стихийных групп внешкольных подростковых сообществ позитивной направленности, которые способны предотвратить их криминализацию, увлечь подростков полезными делами, сформировать нравственные, гражданские и патриотические качества.

В данной контрольной работе я рассмотрела  актуальность темы  «Зарубежные и отечественные теории причин преступности несовершеннолетних».

Выявила основные причины преступности несовершеннолетних, охарактеризовали в чем проявляется мотив преступного деяния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников литературы.

  1. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999.
  2. Васильев В.Л. Юридическая психология- М: Изд-во СПбГУ, 2007.
  3. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
  4. Шнпунова Т.В. Критический анализ причинных теорий девиантностн // Проблемы теоретической социологии. Межвуз. сб. Вып. 3 / Отв. ред. А.О. Бороноев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
  5. Яковлев A.M. Теория криминологии и социальная практика. М.: Наука, 1999.
  6. Критическая ситуация, сложившаяся в учреждениях ГУИН Министерства юстиции РФ, и меры по выходу из кризиса // Материалы к слушаниям в постоянной Палате по правам человека. 19.03.2001.
  7. Социальная хроника // Пчела. 2001. Сентябрь-октябрь.
  8. http://wikipedia.ru/

 

 

 

1 Шнпунова Т.В. Критический анализ причинных теорий девиантностн // Проблемы теоретической социологии. Межвуз. сб. Вып. 3 / Отв. ред. А.О. Бороноев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

2 Яковлев A.M. Теория криминологии и социальная практика. М.: Наука, 1999.с.19-27

3 Шнпунова Т.В. Критический анализ причинных теорий девиантностн // Проблемы теоретической социологии. Межвуз. сб. Вып. 3 / Отв. ред. А.О. Бороноев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.с.167-173

4 Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999, с. 262-268

5 Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999, с. 8-14

6 Социальная хроника // Пчела. 2001. Сентябрь-октябрь.с.29

7 Критическая ситуация, сложившаяся в учреждениях ГУИН Министерства юстиции РФ, и меры по выходу из кризиса // Материалы к слушаниям в постоянной Палате по правам человека. 19.03.2001. с.6

8 http://ru.wikipedia.org/

9 Васильев В.Л. Юридическая психология- М: Изд-во СПбГУ, 2007, с. 67-68


Информация о работе Зарубежные и отечественные теории причин преступности несовершеннолетних